Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 20:41, контрольная работа
Лидерство – явление многогранное и многозначительное. Контекст использования этого понятия достаточно широк – от характеристики доминирования определённой особи в животной среде до проявления руководящих начал в жизни того или иного сообщества людей. Действительно, формирование и развитие сложноорганизованной системы приводит к появлению лидера. Поэтому лидерство так же старо, как и само человечество, и как социальное явление оно вездесуще и неизбежно
Специфика политического лидерства, его типы и функции………....................................................................……...3
Политическое лидерство и политический маркетинг. Современные тенденции развития политического лидерства………………….............................................……..…..9
Практическое задание: Во многих источниках можно встретить суждение о том, что время великих политических лидеров безвозвратно ушло, и что в современных условиях появление таких фигур практически невозможно. Изложите свое мнение, насколько такая позиция верна?.................................................13
Литература………………………………………………………………...15
Формы проявления лидерства достаточно разнообразны. Попытки их классификации, предпринимавшиеся в науке, обусловлены стремлением прогнозировать вероятное поведение лидеров, обладающих теми или иными качествами.
В политологии начиная с М. Вебера, политических руководителей делили на три типа: традиционных, легальных и харизматических в зависимости от того на чем основываются их претензии на власть (авторитет).
Одним из обобщающих критериев типологии политических лидеров являются цели, которые они ставят, и воздействие, оказываемое ими на общество. В связи с этими критериями американский политолог Роберт Такер выделяет три типа политических лидеров: консерваторы, реформаторы и революционеры.
Другой весьма распространенной типологией лидеров является схема, предложенная американским политологом М. Дж. Херманн. По его мнению, существуют четыре собирательных образа лидеров: "знаменосец", "служитель", "торговец", "пожарник".
Современные тенденции развития политического лидерства.
В литературе содержится много различных определений политического маркетинга. То общее, что в них подчеркивается, сводится к следующему: политический маркетинг – это широкий комплекс мероприятий, направленных на создание благоприятного имиджа политических партий, политических лидеров, кандидатов в депутаты представительных органов власти и других властных структур в целях обеспечения их победы на выборах. В этом определении политического маркетинга главным обстоятельством, отличающим его от маркетинга в экономической сфере, является его направленность на формирование политической власти.
Очевидно,
столь высокое предназначение обусловило
тот факт, что, зародившись сравнительно
недавно (США, 30-е годы), политический
маркетинг получил широкое
Политический маркетинг, как и любой другой, направлен на формирование и расширение спроса на свои специфические товары. В обмен на эти товары политические партии (и кандидаты) хотят получить поддержку населения в первую очередь на выборах, а также в проводимых референдумах, различных политических кампаниях, привлечь новых членов в свои ряды с целью усилить свое влияние в обществе.
Понятие «политический маркетинг» используется и в более широком смысле. В этом случае имеется в виду исследование вопросов взаимодействия политических кампаний, роли средств массовой информации в избирательном процессе, проблемы создания имиджа политических лидеров и т.п.
Политический
маркетинг выполняет ряд
- создание
политического рынка идей, программ,
проектов реформирования
- объединение
различных групп общества
- выявление и выдвижение на национальную арену выдающихся политических деятелей, а также отстранение некомпетентных политиков. Это очень важная функция, поскольку политический лидер – личность, оказывающая воздействие на большие группы людей;
- усиление
конкурентной борьбы различных
политических партий на основе
выдвижения ими новых
- содействие
развитию и укреплению
Важным
является вопрос о типологии политического
маркетинга. Наиболее часто классификация
его видов осуществляется в зависимости
от объекта маркетинговой
Маркетинг политических кандидатов наиболее распространен. Речь идет о маркетинге в рамках избирательного процесса и в связи с ним. В зависимости от конкретных целей (кандидат переизбирается или впервые выдвигает свою кандидатуру) усилия направляются на поддержание, изменение или создание определенного отношения к нему электората. Главная задача – получить поддержку избирателей в количестве, достаточном для избрания и получения мандата депутата.
Маркетинг политических организаций. Это также весьма распространенный вид политического маркетинга.
Применительно к институту лидерства политический маркетинг включает следующие основные аспекты:
Имидж
политического лидера есть
В качестве примера можно привести следующие типы политического имиджа.
«Спаситель Отечества» — такой лидер вступает на политическую сцену в самые сложные, судьбоносные периоды истории. На Западе, возможно, последними политиками такого типа были Д. Эйзенхауэр и Ш. де Голль.
«Отец нации» — речь идет об авторитарном лидере, царе-батюшке, который строг, но справедлив с подданными. Таковыми, по мнению многих политологов, были Ф. Миттеран и М. Тэтчер.
«Обаятельный лидер» — улыбчив, раскован, динамичен, пытается не столько убедить в правоте своих идей, сколько по-Западе политические лидеры такого типа стали с 1960-х годов, начиная с победы на президентских выборах в США Дж. Кеннеди.
Политический лидер, как гласит старая поговорка, «не червонец, чтобы всем нравиться». Разнообразные качества политического деятеля могут импонировать одной группе людей, но совершенно не вписываться в представления о политическом лидере другой группы. Поэтому на основе детального изучения политического рынка необходимо выделить четкие группы людей исходя из их политических симпатий. Это и есть сегментирование рынка.
Далее необходимо выявить ту группу, к которой политический лидер будет апеллировать в первую очередь, т.е. занять позицию в конкретном сегменте рынка. Эта процедура называется позиционированием. При позиционировании следует подумать и о том, кто из потенциальных конкурентов политического лидера может ориентироваться на те же самые сегменты рынка и оценить в связи с этим собственную конкурентоспособность.
Предпринятые меры позволяют рассчитывать на то, что дальнейшее воздействие на те, или иные группы людей приведет к достижению желаемых результатов. Осуществляется оно через СМИ, в непосредственных контактах лидера с потенциальными сторонниками, а также при помощи групп поддержки. Эффективными средствами информационного воздействия являются не только публичные выступления лидера, но и политические плакаты, листовки, письма избирателям, лозунги политической кампании.
В последние десятилетия в развитии политического лидерства обозначился ряд тенденций.
Первой такой тенденцией является институционализация лидерства, которая проявляется в том, что процесс отбора политических лидеров, их подготовки, движения к власти и сама их деятельность осуществляются в рамках определенных институтов.
Другая важная тенденция в развитии политического лидерства — концентрация активности лидеров на экономических и социальных проблемах. Формирование данной тенденции обусловлено тем, что обеспечение экономической стабильности, укрепление социальной защищенности граждан, рост благосостояния нации, связанные с деятельностью политического лидера, способствуют росту его влияния, расширяют число его приверженцев, ослабляют позиции его оппонентов.
Третья важная тенденция в развитии политического лидерства — его профессионализация. Тот факт, что политика постепенно становится уделом профессионалов, можно лишь приветствовать, потому что, с одной стороны, она затрагивает судьбы миллионов людей, и уже поэтому некомпетентность в политике недопустима, а с другой — как и любая деятельность требует специфических знаний, навыков, опыта.
Четвертая тенденция в развитии политического лидерства — это уменьшение вероятности появления в современных условиях выдающихся политических лидеров, которые оставляли бы такой же глубокий след в истории, как, например, Цезарь, Петр I, Наполеон, Бисмарк или Сталин. Современные политические лидеры ориентированы больше на решение не судьбоносных и долговременных, а повседневных созидательных задач.
Роль лидеров в процессе функционирования политической системы существенно различается в зависимости от эпохи и страны. Влияние их на политику в патриархальном и современном обществе, в жестко централизованной и свободной системе, в период стабильного и кризисного состояния государства могут быть сопоставимы лишь на общем теоретическом уровне. Выявление более глубинных тенденций требует учета политического, исторического и социального контекста.
Во многих
источниках можно встретить суждение
о том, что время великих политических
лидеров безвозвратно ушло, и что
в современных условиях появление
таких фигур практически
Долог и
тернист путь человечества до современного
общества. Мир вступил в свою высшую
стадию развития - глобализацию, эпоху
всестороннего объединения
Развитие
мировой экономики в
Вот поэтому и появляется одна из тенденций в развитии политического лидерства – уменьшение вероятности появление в современных условиях выдающихся политических лидеров, например, таких как - Пётр I, Наполеон, Сталин.
На «подмостках» истории сыграно неисчислимое множество великих мелких, героических и гнусных, злостных сцен, произошло множество кровавых войн (более 20 тысяч). В течение немногих месяцев, дней или даже часов разрушалось то, что создавалось столетиями. Возникали мощные государства, расцветали и гибли колоссальные империи. В огне революций сгорала власть одних социальных групп и рождалась власть других. Разбивались и рушились царские и королевские троны, срывались с голов короны, а сами головы нередко слетали с плеч. В свете всех этих событий уходили в небытие существующие лидеры, но потом появлялись новые, аккумулируя в себе творческие силы нации.