Политическое лидерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 20:41, контрольная работа

Описание работы

Лидерство – явление многогранное и многозначительное. Контекст использования этого понятия достаточно широк – от характеристики доминирования определённой особи в животной среде до проявления руководящих начал в жизни того или иного сообщества людей. Действительно, формирование и развитие сложноорганизованной системы приводит к появлению лидера. Поэтому лидерство так же старо, как и само человечество, и как социальное явление оно вездесуще и неизбежно

Содержание работы

Специфика политического лидерства, его типы и функции………....................................................................……...3
Политическое лидерство и политический маркетинг. Современные тенденции развития политического лидерства………………….............................................……..…..9
Практическое задание: Во многих источниках можно встретить суждение о том, что время великих политических лидеров безвозвратно ушло, и что в современных условиях появление таких фигур практически невозможно. Изложите свое мнение, насколько такая позиция верна?.................................................13
Литература………………………………………………………………...15

Файлы: 1 файл

политическое лидерство.docx

— 54.87 Кб (Скачать файл)

Формы проявления лидерства достаточно разнообразны. Попытки их классификации, предпринимавшиеся в науке, обусловлены  стремлением прогнозировать вероятное  поведение лидеров, обладающих теми или иными качествами.

В политологии  начиная с М. Вебера, политических руководителей делили на три типа: традиционных, легальных и харизматических  в зависимости от того на чем основываются их претензии на власть (авторитет).

  • Традиционные лидеры (вожди) - опираются на вековые традиции ни у кого не вызывающие сомнений.
  • Легальные лидеры - должны получить власть законным путем.
  • Харизматические лидеры - они стоят особняком, их власть (скорее - авторитет) опираются не на внешнюю силу, а на некое необычное личное качество, которое М. Вебер называет «Харизмой» (в раннехристианской литературе этот термин обозначает "боговдохновленность"). Это качество не имеет четко выраженного содержания, но оно достаточно для того, чтобы у харизматического лидера были последователи, желающие вручить ему политическую власть.

Одним из обобщающих критериев типологии  политических лидеров являются цели, которые они ставят, и воздействие, оказываемое ими на общество. В  связи с этими критериями американский политолог Роберт Такер выделяет три типа политических лидеров: консерваторы, реформаторы и революционеры.

  • Позиция консерваторов состоит в сохранении статус-кво общества. Соответственно вся активность политического лидера, программа и все его действия направлены на обоснование необходимости сохранения общества в его современном виде. Это не самый многочисленный тип политических лидеров.
  • Реформаторы стремятся к радикальному преобразованию общественного устройства  посредством проведения широкомасштабного реформирования, прежде всего властных структур. К реформаторам, например, относится Мартин Лютер Кинг, известный организатор реформаторских движений.
  • Революционеры ставят целью переход к принципиально иной общественной системе. История показывает, что мирный путь в этом случае – большая редкость. “Архитипичным” революционным  политическим лидером Такер называет Карла Маркса.

Другой  весьма распространенной типологией лидеров является схема, предложенная американским политологом М. Дж. Херманн. По его мнению, существуют четыре собирательных образа лидеров: "знаменосец", "служитель", "торговец", "пожарник".

  • Лидер - знаменосец - отличается собственным видением действительности, имеет цель, увлекает за собой людей, определяет характер происходящего, его темп, формирует политическую проблематику.
  • Лидер - служитель - выражает интересы своих приверженцев. Он действует от их имени, и задачи приверженцев являются для такого лидера центральными.
  • Лидер - торговец - основывает свои отношения с избирателями на способности убедить избирателей в своей стратегии, пойти на какие-то уступки, тем самым добиться поддержания своей политики.
  • Лидер - пожарник - реагирует на требования масс, вызванные конкретной ситуацией, что и определяет его действия по тушению пожаров.

 

  1. Политическое лидерство и политический маркетинг.

Современные тенденции развития политического  лидерства.

 

 

В литературе содержится много различных определений  политического маркетинга. То общее, что в них подчеркивается, сводится к следующему: политический маркетинг  – это широкий комплекс мероприятий, направленных на создание благоприятного имиджа политических партий, политических лидеров, кандидатов в депутаты представительных органов власти и других властных структур в целях обеспечения  их победы на выборах. В этом определении  политического маркетинга главным  обстоятельством, отличающим его от маркетинга в экономической сфере, является его направленность на формирование политической власти.

Очевидно, столь высокое предназначение обусловило тот факт, что, зародившись сравнительно недавно (США, 30-е годы), политический маркетинг получил широкое распространение  практически во всех зарубежных странах  с демократическим политическим режимом. В Соединенных Штатах Америки  и других странах действуют многочисленные фирмы, занимающиеся стратегией и тактикой предвыборных политических кампаний. Практически все политические партии, большинство кандидатов на выборные должности прибегают к услугам  маркетологов.

Политический  маркетинг, как и любой другой, направлен на формирование и расширение спроса на свои специфические товары. В обмен на эти товары политические партии (и кандидаты) хотят получить поддержку населения в первую очередь на выборах, а также в  проводимых референдумах, различных  политических кампаниях, привлечь новых  членов в свои ряды с целью усилить  свое влияние в обществе.

Понятие «политический маркетинг» используется и в более широком смысле. В  этом случае имеется в виду исследование вопросов взаимодействия политических кампаний, роли средств массовой информации в избирательном процессе, проблемы создания имиджа политических лидеров  и т.п.

Политический  маркетинг выполняет ряд функций. Основные из них:

- создание  политического рынка идей, программ, проектов реформирования общества  и т.д.;

- объединение  различных групп общества вокруг  одного государственного или  национального интереса;

- выявление  и выдвижение на национальную  арену выдающихся политических  деятелей, а также отстранение  некомпетентных политиков. Это  очень важная функция, поскольку политический лидер – личность, оказывающая воздействие на большие группы людей;

- усиление  конкурентной борьбы различных  политических партий на основе  выдвижения ими новых политических  идей, проектов, программ;

- содействие  развитию и укреплению демократии, поскольку там, где есть возможность  политического выбора, там есть  и свобода слова, свобода волеизъявления, то есть все то, что способствует  демократическим процессам.

Важным  является вопрос о типологии политического  маркетинга. Наиболее часто классификация  его видов осуществляется в зависимости  от объекта маркетинговой деятельности. На основе данного критерия различаются: маркетинг политических кандидатов, маркетинг политических организаций  и маркетинг политических идей, концепций.

Маркетинг политических кандидатов наиболее распространен. Речь идет о маркетинге в рамках избирательного процесса и в связи  с ним. В зависимости от конкретных целей (кандидат переизбирается или  впервые выдвигает свою кандидатуру) усилия направляются на поддержание, изменение  или создание определенного отношения  к нему электората. Главная задача – получить поддержку избирателей  в количестве, достаточном для  избрания и получения мандата  депутата.

Маркетинг политических организаций. Это также  весьма распространенный вид политического маркетинга.

Применительно к институту лидерства политический маркетинг включает следующие основные аспекты:

  • формирование имиджа лидера;
  • сегментирование рынка;
  • позиционирование;
  • воздействие на выбранную группу.

 Имидж  политического лидера есть результат  сознательного и целенаправленного конструирования облика. Формирование имиджа, или образа, политического лидера — не пустая трата времени и сил. Экономистам известно, что спрос на товар в немалой степени определяется не только его объективными характеристиками, но и субъективным его восприятием, совокупностью свойств, которые привлекают покупателя. Применительно к политическому лидеру можно сказать, что его образ должен в наибольшей мере отражать ожидания существующих и возможных сторонников.

В качестве примера можно привести следующие  типы политического имиджа.

«Спаситель Отечества» — такой лидер вступает на политическую сцену в самые сложные, судьбоносные периоды истории. На Западе, возможно, последними политиками такого типа были Д. Эйзенхауэр и Ш. де Голль.

«Отец нации» — речь идет об авторитарном лидере, царе-батюшке, который строг, но справедлив с подданными. Таковыми, по мнению многих политологов, были Ф. Миттеран и М. Тэтчер.

«Обаятельный лидер» — улыбчив, раскован, динамичен, пытается не столько убедить в правоте своих идей, сколько по-Западе политические лидеры такого типа стали с 1960-х годов, начиная с победы на президентских выборах в США Дж. Кеннеди.

Политический  лидер, как гласит старая поговорка, «не червонец, чтобы всем нравиться». Разнообразные качества политического  деятеля могут импонировать одной  группе людей, но совершенно не вписываться в представления о политическом лидере другой группы. Поэтому на основе детального изучения политического рынка необходимо выделить четкие группы людей исходя из их политических симпатий. Это и есть сегментирование рынка.

Далее необходимо выявить ту группу, к которой политический лидер будет апеллировать в первую очередь, т.е. занять позицию в конкретном сегменте рынка. Эта процедура называется позиционированием. При позиционировании следует подумать и о том, кто из потенциальных конкурентов политического лидера может ориентироваться на те же самые сегменты рынка и оценить в связи с этим собственную конкурентоспособность.

Предпринятые  меры позволяют рассчитывать на то, что дальнейшее воздействие на те, или иные группы людей приведет к достижению желаемых результатов. Осуществляется оно через СМИ, в непосредственных контактах лидера с потенциальными сторонниками, а также при помощи групп поддержки. Эффективными средствами информационного воздействия являются не только публичные выступления лидера, но и политические плакаты, листовки, письма избирателям, лозунги политической кампании.

В последние  десятилетия в развитии политического  лидерства обозначился ряд тенденций.

Первой  такой тенденцией является институционализация лидерства, которая проявляется в том, что процесс отбора политических лидеров, их подготовки, движения к власти и сама их деятельность осуществляются в рамках определенных институтов.

Другая  важная тенденция в развитии политического  лидерства — концентрация активности лидеров на экономических и социальных проблемах. Формирование данной тенденции обусловлено тем, что обеспечение экономической стабильности, укрепление социальной защищенности граждан, рост благосостояния нации, связанные с деятельностью политического лидера, способствуют росту его влияния, расширяют число его приверженцев, ослабляют позиции его оппонентов.

Третья  важная тенденция в развитии политического  лидерства — его профессионализация. Тот факт, что политика постепенно становится уделом профессионалов, можно лишь приветствовать, потому что, с одной стороны, она затрагивает судьбы миллионов людей, и уже поэтому некомпетентность в политике недопустима, а с другой — как и любая деятельность требует специфических знаний, навыков, опыта.

Четвертая тенденция в развитии политического  лидерства — это уменьшение вероятности появления в современных условиях выдающихся политических лидеров, которые оставляли бы такой же глубокий след в истории, как, например, Цезарь, Петр I, Наполеон, Бисмарк или Сталин. Современные политические лидеры ориентированы больше на решение не судьбоносных и долговременных, а повседневных созидательных задач.

Роль  лидеров в процессе функционирования политической системы существенно  различается в зависимости от эпохи и страны. Влияние их на политику в патриархальном и современном  обществе, в жестко централизованной и свободной системе, в период стабильного и кризисного состояния  государства могут быть сопоставимы  лишь на общем теоретическом уровне. Выявление более глубинных тенденций требует учета политического, исторического и социального контекста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Практическое задание.

 

 

Во многих источниках можно встретить суждение о том, что время великих политических лидеров безвозвратно ушло, и что  в современных условиях появление  таких фигур практически невозможно. На чем основана такая позиция? Насколько  она верна?

 

Долог и  тернист путь человечества до современного общества. Мир вступил в свою высшую стадию развития  - глобализацию, эпоху  всестороннего объединения народов  под властью крупного капитала, максимального  углубления и расширения капиталистических  отношений, превращения планеты  в единый экономический рынок, где  господствуют транснациональные корпорации.

Развитие  мировой экономики в современном  обществе сразу же привело к ряду изменений в характере политического  лидерства. В числе наиболее заметных – распад патриотических взглядов у многих политических лидеров, невозможность единолично управлять государством – демократический стиль, опирающийся на инициирование активности своих сторонников, их участия в процессе управления, чья компетенция в той или иной области выше. Ведь как сказано в Библии: «Кому много дано, с того многое и спросится».

Вот поэтому  и появляется одна из тенденций в  развитии политического лидерства  – уменьшение вероятности появление  в современных условиях выдающихся политических лидеров, например, таких  как - Пётр I, Наполеон, Сталин.

На «подмостках» истории сыграно неисчислимое множество  великих мелких, героических и  гнусных, злостных сцен, произошло множество кровавых войн (более 20 тысяч). В течение немногих месяцев, дней или даже часов разрушалось то, что создавалось столетиями. Возникали мощные государства, расцветали и гибли колоссальные империи. В огне революций сгорала власть одних социальных групп и рождалась власть других. Разбивались и рушились царские и королевские троны, срывались с голов короны, а сами головы нередко слетали с плеч. В свете всех этих событий уходили в небытие существующие лидеры, но потом появлялись новые, аккумулируя в себе творческие силы нации.

Информация о работе Политическое лидерство