Политическое сознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 13:43, контрольная работа

Описание работы

Политическое сознание даже в рамках политической психологии относится к числу междисциплинарных, комплексных категорий, с различных точек зрения исследуемых разными направлениями внутри различных направлений политической науки в целом. Так, в частности, как один из важнейших компонентов общественного сознания, политическое сознание рассматривается политической философией, в марксистском варианте соотносящей политическое сознание с материальными процессами бытия и трактующей его как теоретическое отражение политических отношений и политических реальностей, преломленных сквозь призму субъективной, прежде всего конкретно-исторической, «классовой» системы оценок, и обусловленных в конечном счете экономическим положением того или иного класса в классовом обществе. При такой трактовке внутри политического сознания выделяются два основных уровня: собственно «теоретический» и «государственно-бюрократический», то есть, уровень принятия политических решений.

Файлы: 1 файл

политология - копия.doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

Введение

Политическое  сознание — одна из безусловно центральных  категорий современной политической психологии, входящая в систему ее понятийных координат и обозначающая результаты восприятия субъектом той  части окружающей его действительности, которая связана с политикой и в которую включен он сам, а также его действия и состояния, связанные с политикой.

Понятие политического сознания имеет достаточно длительную историю употребления в различных областях обществознания, однако специально разрабатывается в основном в рамках поведенческого направления в политологии, о котором мы подробно говорили в предыдущей главе. Оно приобрело особую популярность к середине XX века, после того, как выявилась ограниченность ортодоксального бихевиористского течения и обнаружилось, что понимание политического поведения и, шире, динамики политических процессов вообще требует внимания к таким «независимым переменным», как политическое сознание и, шире, вся психическая сфера субъекта этого поведения. Категория политического сознания оказалась удобной за счет широты вкладываемого в нее содержания, значительной объяснительной силы, а также благодаря тому, что стала своеобразным узловым понятием, аккумулировавшим разрозненные до того взгляды и данные разных научных дисциплин. Такое синтетическое свойство и позволило понятию политического сознания стать одним из основополагающих в новой, во многом синтетической по своему происхождению политико-психологической науке.

Политическое  сознание даже в рамках политической психологии относится к числу междисциплинарных, комплексных категорий, с различных точек зрения исследуемых разными направлениями внутри различных направлений политической науки в целом. Так, в частности, как один из важнейших компонентов общественного сознания, политическое сознание рассматривается политической философией, в марксистском варианте соотносящей политическое сознание с материальными процессами бытия и трактующей его как теоретическое отражение политических отношений и политических реальностей, преломленных сквозь призму субъективной, прежде всего конкретно-исторической, «классовой» системы оценок, и обусловленных в конечном счете экономическим положением того или иного класса в классовом обществе. При такой трактовке внутри политического сознания выделяются два основных уровня: собственно «теоретический» и «государственно-бюрократический», то есть, уровень принятия политических решений. 1

В политической сфере характер функционирования институтов власти, формы поведения разнообразных  субъектов и все иные проявления активности человека непосредственно зависят и формируются на основе его идей, воззрений, чувств и иных духовных явлений. Наиболее общей категорией, отражающей всю совокупность чувственных и теоретических, ценностных и нормативных, рациональных и подсознательных представлений человека, которые опосредуют его отношения с политическими структурами, является «политическое сознание». То есть, политическое сознание отражает все те идеалы, нормы и иные воззрения человека, на которые он ориентируется и которые использует для адаптации к механизмам власти и выполнения в политике присущих ему функций.

Таким образом, по своему содержанию политическое сознание отражает все неинституциональные  компоненты политической сферы общественной жизни. Тем самым оно показывает, что изменения в деятельности органов власти и управления, налаживании межпартийных отношений и других политических процессах так или иначе обусловлены субъективными позициями элитарных и неэлитарных слоев. Разнообразие подвижных и изменчивых человеческих взглядов формирует разнонаправленные политические процессы, ту стерео-логику политических взаимодействий, которая представляет многообразный поток человеческой жизни в публичной сфере. Эта генетическая зависимость политики от политического сознания превращает ее в непрерывный процесс опредмечивания идей и представлений (воплощения определенных взглядов и представлений в поступках человека, функциях институтов) и их распредмечивания (отражения политических явлений в определенных оценках, доктринах, воззрениях).

Политическое сознание определяется как совокупность ментальных явлений, в которых выражается восприятие политики индивидуальным субъектом политического процесса. Следует отметить, что политическое сознание, наряду с ценностями, установками и т.п., включает в себя психологический механизм их выработки, поиска собственной позиции.

Политическое  сознание тесно связано с политическим поведением, является его подготовительным этапом, наполняет политическое поведение  смыслом, а также делает возможным  политическое взаимодействие между субъектами политического процесса. Можно охарактеризовать политическое сознание как «внутреннее» политическое поведение, влияющее на «внешнее» поведение человека, то есть на его активность и деятельность.

Обычно, анализируя политическое сознание, выделяют две основные группы составных частей этого явления: познавательные и мотивационные. К познавательным относят знания о политике, интерес к политическими явлениям и убеждения. К мотивационным — потребности, ценности, чувства и установки. В действительности достаточно сложно выделить тот или иной элемент политического сознания в чистом виде и однозначно отнести его к познавательному блоку или мотивационному. Все эти элементы достаточно тесно переплетаются между собой и оказывают друг на друга взаимное влияние.2

 

 

 

 

1.Понятие  «политическое сознание», его  структурные компоненты.

Политическое сознание - осознание социокультурной целостности частичным, идеологическим образом, направленное на сохранение и защиту национально-государственного образования с учетом интересов господствующих социальных классов или слоев. Политическое сознание является моментом целостного общекультурного сознания, оно отражает все практические и духовные особенности наличной социальности.

Политическое  сознание отличается от сознания всеобщего характера тем, что оно стремится к осмыслению целого на основе системы ценностей, к которым относятся интересы государства, политической элиты, господствующих слоев населения и т.д. В зависимости от специфики культурно-технологической и политической организации общества, эти ценности могут колебаться в границах приоритетов политического пространства. В то же время политическое сознание не может не быть идеологизированным, оно имеет акцентированное практически-властное значение и выполняет свойственную ей функцию осмысления общества с позиций политической организации и власти.

Проблема истинности актуальна и для политического  сознания, несмотря на то, что оно  всегда содержит идеологически-спекулятивный  момент. Момент истинности политического сознания находится в границах его адекватности осознаваемой социально-политической ситуации. Особенно актуальна адекватность данной формы сознания в критические, кризисные моменты истории в значительной мере зависит направленность и степень концентрации социальной энергии, экономической, дипломатической или военной силы, а следовательно, судьба государств и народов. Адекватность, соответствие сознания социально-политической ситуации и способность это сознание за счет организации превратить в реальную социальную силу может преодолеть кризис в обществе.

Неадекватность  политического сознания, выражающаяся в иллюзорности, утопичности или  субъективности, выходящей за границы  политического пространства разрушает  общественную мощь, приводит к нарастанию кризисов и гибели национально-государственных образований (стран). В то же время политическое сознание как таковое может способствовать смягчению кризисных ситуаций. Бескризисное развитие истории можно считать критерием истинности политического сознания и соответствия политической структуры и политической элиты реальным общественно-политическим отношениям. Подобное отношение к политическому сознанию связано с тем, что всякая политика начинается с осознания существующего общества, постановки тех или иных управленческих, политических целей.

Политические  цели являются непосредственной основой  организации политической деятельности. Поэтому от того, насколько ясно и адекватно представители политической элиты понимают свои задачи и возможности  их решения, зависит эффективность политического управления, и, следовательно, состояние реальной жизни государства и населения. В самом общем плане политическое сознание складывается в определенной культурной ситуации и определяется ею. Так, во всех культурах, кроме западной, политическое сознание носит иррациональный, "ненаучный" характер. Политическое сознание имеет формы традиций, религиозных принципов, священных и индивидуальных озарений, гаданий и предсказаний, толкования снов и видений, откровений мудрости, определения судьбы людей и государств по священным книгам, гороскопам, общения с духами предков и великих предшественников, и т. д.

История развития политического сознания берет начало в мифологии в странах Востока. Политическое сознание в Европе сначала  имело те же формы, что и на Востоке. Высшей его формой была мудрость великих законодателей. Они издавали законы, по которым люди должны были жить веками. Из античной древности до нас дошли мифы о семи мудрецах. В их число входили разные люди. В реальности их было гораздо больше. Им удавалось лучше других осмыслить социальную действительность и выразить ее в общих формах законов, выполнение которых в рамках политической организации общества гарантировало максимальную успешность всего общественного существования, воспроизводства.

Современные психологи (К. Юнг) пришли к выводу, что в  результате социального опыта создается  поле бессознательного, в котором "витают" идеи. Наиболее способные к этому  люди улавливают, осмысливают эти "флюиды", образы и превращают их в идеи, политические программы, законы и т. д. Значительная часть осознания осуществлялась в религиозной форме. В этой форме сознание шло от пророков, которые мыслили, как считается в рамках религиозного мировоззрения, не сами, а выражали волю Бога. Кроме этих иррациональных моментов, начиная со времен античной Греции, к массиву политического сознания присоединяются принципы, выработанные в русле философии, метафизического сознания.

Великие философы древности Гераклит, Пифагор, Сократ, Платон, Аристотель и другие пытались создать универсальные политические системы, которые были бы основаны на универсальных принципах добра, справедливости, гармонии, общественного блага и т. д. Например, Аристотель был духовным наставником Александра Македонского, политическое сознание которого, в совокупности с организаторским гением, оказало решающее воздействие на политическую организацию эллинского мира. Эпоха нового времени превращается в культуру нарождающегося научно-технического прогресса. Эта культура вызывает к жизни небывалое в прежней истории развитие рационального сознания, в основе которого лежит метод логики.

Логика концентрирует  в себе весь прошлый опыт человечества, а он, в свою очередь, целенаправленно  проецируется на предмет научного, рационального знания. В результате сознание принимает форму закона. Предмет познается объективно, одинаково для всех людей. Такое знание может технологически воспроизводиться в любых условиях, что необходимо для промышленного производства. Человечество устроено так, что господствующее сознание эпохи приобретает всеобщий характер. Произошло это и с политическим сознанием.

Эмпирическая направленность сознания, сформулированная Ф. Бэконом, изменяет и эпистемологическую, познавательную направленность идеологии. Лучшие умы  Европы пытаются политическую структуру осмыслить рационально, научно. Для этого, как казалось, достаточно познать законы развития общества, сущность политической организации, объединить их и показать людям, как нужно жить в условиях оптимальной политико-социальной системы.

Высшей точкой притязаний рациональной идеологии можно считать марксистскую теорию. Маркс и Энгельс, исходя из принципа материалистического понимания истории, подвергли теоретической критике общество буржуазных отношений. Они пришли к выводу, что для создания общества справедливости необходимо преодолеть частную собственность на средства производства и создать бесклассовое общество. В этом обществе все должны трудиться в сфере производства материальных благ, заниматься всеми остальными социальными функциями, включая и сферу политики. По мнению Маркса, это создало бы возможность гармонично развиваться всем людям, что в свою очередь развило такой процесс в обществе, который позволил бы обойтись без политики. В коммунистическом обществе, по этой теории, управление вещами сменит управление людьми, а это поможет преодолеть политическую организацию общества. Эта теория была так привлекательна, что миллионы людей стали ее последователями.

В России конца ХIХ века кризисное состояние общества выступало  побудительным мотивом для идеологических поисков путей реформирования. Теория Маркса, созданная для развитого промышленного общества, была воспринята как научная социология радикального характера и была приспособлена к российской действительности Лениным. После революции 1917 г. партия большевиков осуществила дерзкую попытку создания общества на основе марксистско-ленинской идеологии. В результате в СССР было за кратчайшие сроки создано промышленное общество, страна была превращена в мощнейшую милитаризированную сверхдержаву. В то же время никакого коммунизма не получилось, а эксплуатация, с которой должны были бороться коммунисты, превратилась в сверхэксплуатацию. Политический режим вместо свободы принес террор тоталитаризма, а через семь десятилетий система рухнула.

Можно констатировать, что с момента появления политического сознания до самого последнего времени, политические цели, которые ставятся во всеобъемлющих радикальных программах, реализуются не так, как они задумывались. Появляются такие обстоятельства, которые не позволяют воплотить в жизнь идеальные модели политического сознания. Это приводит многих мыслителей к выводу, что мы еще очень мало знаем о самих себе, о том, что такое общество. Именно по этой причине в восточных деспотиях практически нет свободных людей. Гармонизация осуществляется в них за счет всеобщего ограничения. В античности достаточной свободой обладали только свободные граждане. Рабы приравнивались к домашним животным. В условиях феодализма свободными были высшие сословия. Только демократия делает людей формально равными по отношению к правам, к закону.

Информация о работе Политическое сознание