Политическое сознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 13:43, контрольная работа

Описание работы

Политическое сознание даже в рамках политической психологии относится к числу междисциплинарных, комплексных категорий, с различных точек зрения исследуемых разными направлениями внутри различных направлений политической науки в целом. Так, в частности, как один из важнейших компонентов общественного сознания, политическое сознание рассматривается политической философией, в марксистском варианте соотносящей политическое сознание с материальными процессами бытия и трактующей его как теоретическое отражение политических отношений и политических реальностей, преломленных сквозь призму субъективной, прежде всего конкретно-исторической, «классовой» системы оценок, и обусловленных в конечном счете экономическим положением того или иного класса в классовом обществе. При такой трактовке внутри политического сознания выделяются два основных уровня: собственно «теоретический» и «государственно-бюрократический», то есть, уровень принятия политических решений.

Файлы: 1 файл

политология - копия.doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

Политическое сознание не в состоянии создать гармоничных  условий жизни для всех членов общества даже в форме утопии - все  утопии содержат внутренние противоречия, которые невозможно разрешить в  их рамках. Политическое сознание выступает в форме идеологии, поэтому всегда идеологично. Идеологичность этой формы сознания заключается в том, что оно осознает общество в целом с позиций какой-либо его части

- класса, слоя, корпорации  и т. д. Официальное политическое  сознание выражает интересы господствующих социальных сил и элиты, а оппозиционное - интересы какой-либо иной, нарождающейся или отмирающей, части социальной структуры.

Политические реалии стали  основой для вывода, согласно которому любое политическое сознание идеологично, частично и утопично (К. Мангейм). Это связано с вечным ограничением политики - выражать частный интерес в качестве всеобщего. Ограничивать практически всех людей ради воспроизводства целого - государства - как величие, так и проклятие политики. В современном обществе с ярко выраженными частными интересами и засильем бюрократии сформировать всеобщее политическое сознание под силу только "внеклассовым", "беспартийным" интеллигентам.

Проблема деидеологизации  политического сознания, придание ему  статуса всеобщего, включение в него интересов всех слоев населения современного общества актуальна, но до сих пор нереализуема. Ее принципиальное решение связано с дальнейшей гуманизацией общества, его демилитаризацией, экологизацией, деэлитизацией и многими другими процессами, затрагивающими интересы практически всего населения Земли.

Кроме деидеологизации перед  политическим сознанием современности  стоит задача возможности воплощения его выводов в реальную политическую практику. Данная проблема может быть решена, если политическое сознание кроме адекватности ценностной реальности приобретет статус технологичности. Политическое сознание реализуется через деятельность государства и политических партий, различные формы организационной деятельности и т. д. От зрелости и адекватности сознания зависит во многом успешность всей политики. 3

1.2.Структурные компоненты

Политическая  идеология – это определенная доктрина, оправдывающая притязания той или иной группы лиц на власть и добивающаяся в соответствии с этой целью подчинения общественного мнения собственным идеям.

Из определения  политической идеологии следует, что  в любом случае она является разновидностью корпоративного сознания, отражающей сугубо групповую точку зрения на ход политического и социального  развития, отличающейся склонностью  к духовному экспансионизму.

Основными функциями  политической идеологии являются: овладение  общественным сознанием, внедрение  в него собственных критериев  оценки прошлого, настоящего и будущего, создание позитивного образа в глазах общественного мнения предлагаемым ею целям и задачам политического развития. При этом политическая идеология призвана не столько распространять, пропагандировать свои цели и идеалы, сколько добиваться целенаправленных действий граждан во исполнение поставленных ею задач.

С точки зрения политических функций, идеология стремится сплотить, интегрировать общество либо на основе интересов какой-нибудь определенной социальной ( национальной, религиозной и др.) группы, либо для достижения целей, не опирающихся на конкретные слои населения (например, идеология анархизма, фашизма).

Различают следующие  уровни политической идеологии:

- теоретико-концептуальный;

- программно-политический;

- актуализированный.

Среди основных идеологических течений в современном  мире следует выделить следующие:

-  либерализм;

- консерватизм;

- социализм.2

Политический миф - миф, используемый для реализации политических целей: борьбы за власть, легитимизации власти, осуществления политического господства.4

Обращение к  мифам в политике в те или иные периоды исторического развития характерно для всех государств. Оно связано с особыми социально-политическими и экономическими условиями, которые не позволяют решать сложные проблемы за счет реально существующих средств и вынуждают политиков с помощью мифов воздействовать на массовое сознание людей и тем самым отвлекать их хотя бы на время от назревших и трудно разрешимых противоречий.

Попытка в теории представить мифы как нечто архаичное, утерявшее свое значение в современных  условиях, на практике себя не оправдала. Реальная действительность доказывает, что одни мифы исчезают, другие появляются.

Замена одних  мифов другими — явление закономерное для периодов революций и реформаций. Оно объясняется тем, что политические цели меняются коренным образом и  требуют обеспечения веры в ту или иную идею, а также поддержки соответствующих политических акций со стороны народа.

Чем дальше общество продвигается в своем развитии, тем  изощреннее и привлекательнее становятся мифы, тем сложнее они поддаются  распознаванию. Мифы все больше приобретают  актуальность и конкретную направленность, отвечающие потребностям времени. Мифы о «мудрой политике правительства», «о возможных переменах к лучшему» и т. п. используются как сильный аргумент легитимации власти.

Утопия политическая (гр. u не, нет topos место) – умозрительно сконструированная модель идеального общества и политического устройства.5

 

2. Политическая  идеология и психология. Их основные  элементы, функции и особенности  формирования.

Понятие «идеология»  введено в научный оборот в 1796 г. А. Д. де Траси – лидером группы философов, названных в дальнейшем в докладе «Проект идеологии» идеологами. И в этом докладе, и в более позднем четырехтомном исследовании «Элементы идеологии» де Траси стремился разработать методологию систематизации идей выдающихся мыслителей нового времени – Ф. Бэкона, Д. Локка, Э.Кондильяка, К. Гельвеция и создать общую «теорию идей», или науку об идеологии.

Большое влияние  на формирование различных подходов к идеологии в современной  науке имела концепция немецкого  социолога К. Мангейма, разработанная им в книге «Идеология и утопия» с близких к марксизму позиций. Идеология, по Мангейму, - это разновидность ложного, «апологетического» сознания, которое, будучи «трансцендентным» по природе, играет по отношению к действительности роль стабилизирующего, охранительного фактора. Напротив, утопия по, по Мангейму, является «трансцендентной ориентацией» сознания, переходящей в действие и стремящейся взорвать существующий в данный момент порядок. Такое противопоставление «консервативной идеологии» и «революционной утопии» оказалось в конечном итоге несостоятельным.

Политическая  психология обобщенно характеризует  подобные (от индивидуальных до массовых) аффекты. С одной стороны, она  выступает тем духовным явлением, которое опосредует все разновидности  политического мышления и поведения человека, придает форму всем субъективным проявлениям его мыслительной и практической активности. В этом отношении политическая психология представляет собой тот внутренний механизм преобразования человеческих представлений, который органически вплетен в политический процесс, но при этом может и не играть никакой самостоятельной роли в поведении человека.

С другой стороны, политическая психология представляет собой генетически первичную, эмоционально-оценочную  реакцию политического сознания и тот специфический духовный фактор, который оказывает самостоятельное воздействие на выработку мотивов и политическое поведение человека, отличаясь при этом от влияния, например, его рациональных или ценностных побуждений. Как писал Й. Хейзинга, «непосредственные проявления страсти», создавая внезапные эффекты, способны «вторгаться в политическую жизнь в таких масштабах, что польза и расчет... отодвигаются в сторону». Общеизвестно, что спокойствие чувств, эмоциональное привыкание людей к складывающейся в государстве ситуации является главным фактором устойчивости режимов. Не случайно, как отмечает ряд российских ученых, «власть интересуют не мнения общества... а настроения», которые «могут охватывать миллионы. ...Настроения, охватившего массу, достаточно, чтобы все изменилось». 6

Политическая  идеология и политическая психология - частично совпадают по содержанию соответственно с теоретическим  и обыденным, но имеют и свою специфику. Различение политической идеологии  и психологии идет по тому же основанию — глубине и адекватности воспроизведения политической реальности. Однако идеология не тождественна теории, а политическая психология выходит за рамки обыденного сознания.

Под идеологией обычно понимают систему теоретических  взглядов, идей, выражающих интересы и цели определенных социальных групп и направленных на сохранение или изменение существующих общественных отношений. Политическая идеология соответственно представляет собой теоретическое осмысление политической реальности с точки зрения интересов и целей какой-либо социальной группы (класса, нации и пр.).

Объемы понятий  «политическая идеология» и «политическая  теория» частично перекрывают друг друга, поскольку идеология анализирует  политическую реальность средствами теории — это систематизированное, логически последовательное, претендующее на объективность знание, вырабатываемое профессионалами сферы духовного производства. Однако идеология не укладывается целиком в рамки теории, потому что представляет знание не только о сущем (о том, что есть), но и о должном (о том, что должно быть) в обществе, что лишает ее твердой теоретической почвы.

Центральное положение  идеологий в структуре политического  сознания изначально обусловлено рядом  отличительных особенностей их формирования и функционирования, к которым обычно относят: целостность, систематичность представленного в идеологии знания, использование средств познания теоретического уровня; появление на свет в результате деятельности идеологов, профессионалов интеллектуальной деятельности (стихийно, «сама собой» идеология не складывается); изначальную нацеленность на изменение или закрепление существующих политических отношений и институтов; обусловленность интересами различных социальных групп (классов, слоев, сословий, элит и пр.); апелляцию к целям и ценностям общественной жизни в качестве одного из главных аргументов; склонность к некоторой лакировке действительности.

К числу ведущих  функций идеологии относятся: целеобразующая формулировка целей общественного  развития, придающих смысл и обоснование  притязаниям социальных групп на власть; программно-практическая - перевод теории в практику: разработка конкретных программ, средств, методов достижения власти и ее использования; интегративная — сплочение, формирование единства социальной группы; мотивирующая - побуждение людей к политической активности; коммуникативная - формирование особого языка политического общения — знаков, символов, ритуалов, по которому приверженцы идеологии идентифицируют своих сторонников и отделяют «чужаков».

К основным функциям идеологии можно также отнести познавательную, аксиологическую (ценностную), пропагандистскую, апологетическую (защиты политического имиджа властвующей элиты) и др. Таково в целом назначение идеологии в современном мире.

К наиболее влиятельным  идеологиям современности принято относить либерализм, консерватизм и социализм. Все они имеют давние исторические традиции и ныне это разветвленные комплексы идей, принципов, установок, составляющие основу программ и стратегий различных политических сил. Данные системы воззрений оказываются настолько мощными, что фактически перешагивают формальные рамки собственно политической сферы и превращаются в своеобразные типы или способы мышления, определяющие отношение людей ко всему окружающему миру.

Другим уровнем  политического сознания, парным идеологическому, является политическая психология — совокупность политических чувств, мнений, настроений, возникающих у различных социальных групп на основе общности политических потребностей и интересов. Будучи несистематизированным и стихийно формирующимся духовным образованием, политическая психология представляет собой своеобразный аналог обыденного сознания. Но полного совпадения между ними нет, так как понятие «политическая психология» включает в себя наряду с рациональными также и иррациональные, т.е. неосознаваемые, не контролируемые сознанием элементы — мотивы, предпочтения, установки и т.п. 
Сфера политической психологии включает в себя такие явления: социально-политические основания психологической активности (потребности, мотивы, интересы, стремления), психологические механизмы взаимодействия с политической средой (установки, стереотипы, предрассудки), психологические состояния людей, обусловленные политическими реалиями (настроения, ожидания, чувства, эмоции); устойчивые политико-психологические формы и продукты деятельности (традиции, навыки, привычки); психологические процессы политической коммуникации (внушение, подражание, убеждение, слухи) и др. В целом же этому уровню политического сознания присущи следующие особенности: спонтанный, малоконтролируемый процесс формирования; преобладание чувственно-эмоциональных компонентов сознания; взаимоналожение рациональных и иррациональных духовных элементов; известная противоречивость и рассогласованность личных элементов; выполнение в основном адаптивной и мотивирующей функций; подвижность, изменчивость, быстрая приспособляемость к складывающейся ситуации и т.д.

В отличие от идеологии политическая психология хуже поддается теоретическому анализу  ввиду наличия в ней множества  иррациональных элементов. Но и они, как показало развитие науки психологии в XX в., могут стать объектом теоретического рассмотрения и практических рекомендаций.

Информация о работе Политическое сознание