Политика и религия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 17:03, реферат

Описание работы

Религия – часть культуры человека, живущего на земле. Поэтому все попытки борьбы против религии неизменно заканчивались провалом. В недалеком прошлом в нашей стране господствовало мнение, что религии нет места в рамках общественной системы. Как известно, марксизм был враждебен религии. В связи с этим проблема взаимосвязи политики и религии не составляла предмета научного анализа. Сегодня ситуация изменилась.

Файлы: 1 файл

Политика и религия.docx

— 47.35 Кб (Скачать файл)

Следует отметить, что закон  “О свободе вероисповеданий” (1990 г.) во многом следовал американской модели взаимоотношений государства и религиозных организаций. В США даже самая малочисленная религиозная община имеет такие же права, как и крупные конфессии. Иностранные и американские религиозные организации равны перед законом. Нет специального государственного органа, курирующего деятельность религиозных организаций. Решение об освобождении организаций от налогов принимает Федеральная налоговая служба, которая тщательно проверяет, не преследуют ли эти организации коммерческих целей. Спорные вопросы решаются судами.

Однако российские традиции государственно-церковных отношений  и реальная ситуация разительно отличались от американских. Отсутствовало и укореняющееся уважение к закону, а судебная власть не имела достаточных возможностей для коррекции отступлений от закрепленных в законе норм государственно-церковных отношений. Органы государственной власти в центре и в регионах на практике проводили и проводят политику предоставления преимуществ традиционно преобладающим среди населения конфессиям (как правило, это Русская Православная церковь, а также ислам и буддизм в соответствующих республиках). Это вызывает неприятие у ряда религиозных организаций, опасающихся, что превращение православия в преобладающую, поддерживаемую государством религию обернется ущемлением прав религиозных меньшинств.

Многие ученые пришли сегодня  к выводу, что для нашей страны гораздо больше подходит не американская, а европейская модель взаимоотношений  государства и религиозных организаций.

В Западной Европе наряду со свободой вероисповедания для всех религий во многих странах государство  поддерживает наиболее авторитетные церкви: англиканскую – в Великобритании, католическую – в Италии и Испании, православную – в Греции, лютеранскую  – в Швеции, Дании, Норвегии, Финляндии.

В европейских странах  сложились четыре основные системы  финансовой поддержки религиозных  организаций со стороны населения  и государства.

1. Во Франции, Нидерландах  и некоторых других странах  религиозные организации существуют  за счет  “системы сборов”, т.е. добровольных пожертвований верующих.

2. В ФРГ, Австрии, Швейцарии,  Швеции действует система церковных  налогов, поступающих в распоряжение  руководства религиозных организаций, которые тратят их на церковные нужды по своему усмотрению при минимальном контроле со стороны государства.

3. В Италии, Испании члены  церкви платят на церковные  нужды определенный процент подоходного  налога (в Италии, например, – 0,8%). При этом не государство и  не церковное руководство, а  сам налогоплательщик решает, какой  именно церковной общине (или  на какие нужды) пойдут эти  деньги.

4. В Бельгии, Люксембурге,  Норвегии существуют прямое финансирование  государством религиозных организаций  и государственный контроль расходования  средств религиозными организациями.

Таким образом западноевропейская модель государственно-церковных отношений, предполагающая особую поддержку государством ведущих церквей, исключает дискриминацию религиозных меньшинств, обеспечивает каждому гражданину реальную свободу совести. Как отмечалось на конференции (1995 г.), европейская модель государственно-церковных отношений жизнеспособна в том и только в том случае, если ведущая конфессия делает однозначный выбор в пользу свободы вероисповедания, не стремится использовать свое влияние на государство и на население для ущемления прав религиозных меньшинств.

Сделала ли выбор в пользу признания за всеми гражданами права  на свободу вероисповедания Русская  Православная церковь?

Она исходит из того, что  Россия, как говорится в Конституции, – светское государство, и никакая  религия не может устанавливаться  в Российской Федерации в качестве государственной или обязательной    (ст. 14). Священноначалие неоднократно подчеркивало, что церковь не стремится к введению православия в качестве государственной религии; она против всякого насилия в определении человеком своей религиозной ориентации. В то же время реальность такова, что гарантированная Конституцией свобода совести, свобода вероисповедания, включая право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст. 28) угрожает не государство или Русская Православная церковь, а сложившаяся в этой сфере анархия и бесконтрольность, помноженная на религиозное невежество основной массы населения. Любой человек, какая угодно религиозная или псевдорелигиозная организация могут сейчас пропагандировать в России свою доктрину, создавать организационные структуры, развертывать образовательные программы... Были бы деньги.

В России сегодня встречаются  проповедники и миссии, преследующие коммерческие и иные, иногда неблаговидные  цели, порой нарушающие законы, пропагандирующие религиозную и национальную рознь.

Патриарх Московский и  всея Руси Алексий II, говоря о взаимоотношениях церкви и мира политики отмечал: “В сложившейся ситуации как никогда  важно, чтобы церковь была неизменно  верна своей объединяющей и примиряющей миссии, чтобы она всегда возвышалась над политической борьбой и вообще всей рознью мира сего... В любых взаимоотношениях “в мире сем” – межчеловеческих, социальных, политических, межэтнических, межгосударственных и так далее – церковь призвана быть умиротворяющим началом”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационные источники

 

А) На бумажных носителях:

 

  1. Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1991.
  2. Боднар А. Наука о политике. Варшава, 1984.
  3. Выбор пути. М., 1994.
  4. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х тт. Л., 1991.
  5. История религии. М., 1994.
  6. Кадейский К. Происхождение христианства. М., 1990.
  7. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1.
  8. Основы православия. М., 1992.
  9. Саидбаев Т.С. Религия и политика. // Политология. Отв. ред. Краснов Б.И. М., 1991.
  10. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. М., 1990
  11. Томази Л. Молодежь и религия в современной Италии.  – М., 1995.
  12. Франк С.Л. Смысл жизни. М., 1994

 

 

 Б) На электронных носителях: нет

 


Информация о работе Политика и религия