Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 17:03, реферат
Религия – часть культуры человека, живущего на земле. Поэтому все попытки борьбы против религии неизменно заканчивались провалом. В недалеком прошлом в нашей стране господствовало мнение, что религии нет места в рамках общественной системы. Как известно, марксизм был враждебен религии. В связи с этим проблема взаимосвязи политики и религии не составляла предмета научного анализа. Сегодня ситуация изменилась.
Следует отметить, что закон “О свободе вероисповеданий” (1990 г.) во многом следовал американской модели взаимоотношений государства и религиозных организаций. В США даже самая малочисленная религиозная община имеет такие же права, как и крупные конфессии. Иностранные и американские религиозные организации равны перед законом. Нет специального государственного органа, курирующего деятельность религиозных организаций. Решение об освобождении организаций от налогов принимает Федеральная налоговая служба, которая тщательно проверяет, не преследуют ли эти организации коммерческих целей. Спорные вопросы решаются судами.
Однако российские традиции
государственно-церковных
Многие ученые пришли сегодня
к выводу, что для нашей страны
гораздо больше подходит не американская,
а европейская модель взаимоотношений
государства и религиозных
В Западной Европе наряду со свободой вероисповедания для всех религий во многих странах государство поддерживает наиболее авторитетные церкви: англиканскую – в Великобритании, католическую – в Италии и Испании, православную – в Греции, лютеранскую – в Швеции, Дании, Норвегии, Финляндии.
В европейских странах сложились четыре основные системы финансовой поддержки религиозных организаций со стороны населения и государства.
1. Во Франции, Нидерландах
и некоторых других странах
религиозные организации
2. В ФРГ, Австрии, Швейцарии,
Швеции действует система
3. В Италии, Испании члены
церкви платят на церковные
нужды определенный процент
4. В Бельгии, Люксембурге,
Норвегии существуют прямое
Таким образом западноевропейская модель государственно-церковных отношений, предполагающая особую поддержку государством ведущих церквей, исключает дискриминацию религиозных меньшинств, обеспечивает каждому гражданину реальную свободу совести. Как отмечалось на конференции (1995 г.), европейская модель государственно-церковных отношений жизнеспособна в том и только в том случае, если ведущая конфессия делает однозначный выбор в пользу свободы вероисповедания, не стремится использовать свое влияние на государство и на население для ущемления прав религиозных меньшинств.
Сделала ли выбор в пользу
признания за всеми гражданами права
на свободу вероисповедания
Она исходит из того, что
Россия, как говорится в Конституции,
– светское государство, и никакая
религия не может устанавливаться
в Российской Федерации в качестве
государственной или
В России сегодня встречаются проповедники и миссии, преследующие коммерческие и иные, иногда неблаговидные цели, порой нарушающие законы, пропагандирующие религиозную и национальную рознь.
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, говоря о взаимоотношениях церкви и мира политики отмечал: “В сложившейся ситуации как никогда важно, чтобы церковь была неизменно верна своей объединяющей и примиряющей миссии, чтобы она всегда возвышалась над политической борьбой и вообще всей рознью мира сего... В любых взаимоотношениях “в мире сем” – межчеловеческих, социальных, политических, межэтнических, межгосударственных и так далее – церковь призвана быть умиротворяющим началом”.
Информационные источники
А) На бумажных носителях:
Б) На электронных носителях: нет