Политика лидерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 19:17, реферат

Описание работы

Задачи лидера являются:
- разработка согласованных путей развития, распределения ролей и обязанностей среди участников социального взаимодействия;
- упорядочение поведения отдельных субъектов системы, для того чтобы увеличить общий уровень эффективности деятельности и функционирования общества, в целом.

Содержание работы

• Введение
• 1. Понятие и природа политического лидерства
• 2. Функции политических лидеров
• 3. Концепции политического лидерства
• 4. Типология политического лидерства
• 5. Особенности политического лидерства в современной России
• Заключение
• Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

полит.лидер..docx

— 38.49 Кб (Скачать файл)

Лидером представляется тот, кто лучше  понимает чаяния и надежды возможного окружения и действует в соответствии с их представлениями о тех  чертах и качествах, которыми он должен обладать. К подобного рода концепциям относится так называемая концепция  конституентов Тавадов Г.Т. Политология. М.: Фаир-Пресс, 2000. - С. 380 .. Её идея заключается  в том, что взгляды, поведение, способы  принятия решений политического  лидера в значительной мере зависят  от влияния внешней среды. Под  конституентами обычно понимают тех, кто  оказывает прямое влияние на лидера. Круг конституентов максимально  широк, но внутри него важное значение представляет ближайшее окружение  лидера, а также политические активисты  из круга его последователей. Концепция  конституентов характеризует влияние  доминирующей в обществе политической культуры, прежде всего, ценностных ориентаций и массового политического сознания на формирование характера и стиля  политического лидерства Нечаев В.Д., Филиппов А.В. Вся политика. Хрестоматия. М.: Изд-во "Европа", 2006. - С.220..

Влияние такого фактора не вызывает никаких сомнений. Но в то же время  данная концепция уменьшает роль и значение политического лидера, низводя ее едва ли ни до роли простого исполнителя воли своих последователей. С этим вряд ли можно согласиться.

Отдельно хотелось бы отметить теорию лидерства, созданную Н. Макиавелли.

Но для анализа и понимания  такого политического явления, как  политическое лидерство, важно учитывать  не только те подходы, которые были сформулированы в политической науке, но и те, что были сформулированы в смежных науках, как-то: политическая социология и политическая психология, изучение и анализ которых выделяет ещё несколько параметров, характеризующих  политического лидера:

личность самого лидера;

характеристики его сторонников;

отношения между лидером и его  окружением;

социальный контекст политического  лидерства;

результаты взаимодействия между  лидером и сторонниками в определенных ситуациях.

Он перенес проблему политического  лидерства из сферы воображаемого  и должного в область реальности. В работах "Государь" и "Размышления  о первой декаде Тита Ливия" он определил  сущность, роль и технологию лидерства. Основу лидерства, по его мнению, составляет ориентация на власть.

Обладание властью характеризуется, в первую очередь, получением богатства  и привилегий. Свойство стремиться к власти не определяется личными  достоинствами или недостатками. Оно подчиняется объективным законам, не зависящим от воли и сознания людей. Удача на пути достижения верхушки власти возможна не только при интенсивной ориентации на власть, но и при наличии определённых средств.

Правитель, стремящийся достичь  успеха в своих начинаниях, должен координировать свои действия при необходимости. Сила бывает на его стороне тогда, когда он понимает психологию людей, знает особенности их образа мыслей, нравственные принципы, достоинства  и недостатки.

Н. Макиавелли сделал вывод, что основу поведения людей составляют два  мотива - страх и любовь. Именно ими руководитель должен пользоваться в первую очередь. Реализовывая власть лучше сочетать оба мотива. Однако в реальности это почти невозможно, и для личных интересов правителя лучше держать подданных в страхе. Но надо действовать так, чтобы страх не перешёл в ненависть, так как лидера могут свергнуть возмущенные подданные. Для того чтобы это не случилось, лидер не должен ограничивать имущественные и личные права граждан.

Кроме этих двух мотивов поведением людей руководит честолюбие. Оно характерно для каждого человека. Лидеру важно знать, кто более честолюбив и, таким образом, опаснее для него как правителя. Состоятельными людьми движет страх потерять то, что они накопили, а бедные желают новых приобретений того, что есть у богатых. Оба мотива к власти, за которыми нередко скрывается обыкновенная цель разрушения, одинаково порочны. И богатые, имеющие в своем распоряжении рычаги власти, и бедные, стремящиеся завоевать эту власть, в принципе ведут себя одинаково.

Технология стабильного лидерства, по Н. Макиавелли, выражается правильном сочетании средств поощрения  и наказания, то есть, использование  «политики кнута и пряника». Лидер, стремящийся к абсолютной власти, обязан держать своих подданных  в таком страхе, чтобы не создать  возможности на получение всякой надежды на сопротивление. Поощрения  должны цениться только тогда, когда  они выполняют свое предназначение. Наградами и повышениями по службе дорожат в том случае, если они  редки и раздаются «малыми  дозами». Напротив, негативные стимулы, наказание лучше применять сразу  и в «больших дозах». Единовременная жестокость переносится с меньшим  раздражением, нежели растянутая во времени.

Н. Макиавелли выводил характер лидера из взаимодействия «правитель - подданные». Мудрый лидер соединяет в себе качества льва (силу и честность) икачества  лисицы (мистификацию и искусное притворство). Таким образом, он обладает как прирожденными, так и приобретенными качествами. Прямодушен, хитер или талантлив он бывает по рождению, но честолюбие, жадность, тщеславие, трусость формируются в процессе социализации индивида.

политический лидер элита россия

4. Типология политического  лидерства

Организованной теории политического лидерства ещё  не существует, поскольку политология  как наука опирается лишь на результаты эмпирических наблюдений и иных форм исследований деятельности отдельных  политических лидеров. Причина такой  проблемы заключается, прежде всего, в  непрерывном развитии общества, которое  по мере своего развития требует других политических лидеров, удовлетворяющих  потребности и интересы людей  нового типа общества. таким образом, политические лидеры формируются под  воздействием различных факторов, в  соответствии с этим обстоятельством  различают несколько типов политических лидеров.

Самая распространённая типология  обращает внимание на характер взаимоотношений  руководителя с ближайшим окружением, иначе говоря, стиль управления. В соответствии с этим критерием  различают:

1) авторитарный стиль,  характеризующийся единоличным  правлением руководителя и директивными  методами управления;

2) демократический стиль,  характеризующийся тем, что руководитель  учитывает интересы и мнения  окружающих его людей, используя  основной метод управления - поощрение  и похвалу общества, тем самым  стимулируя их к принятию решений  и осуществлению деятельности;

3) попустительский (отстранённый) стиль характеризуется пассивным  отношением руководителя при  реализации им управленческий  решений и предоставлении им  большой самостоятельности. Основные  методы управления лидера, использующего  данный стиль управления - просьбы,  уговоры, советы, что вызывает  манипуляцию его деятельности  окружающими, в том числе, ближайшим  окружением.

По форме влияния выделяют формальное и неформальное политическое лидерство.

Формальное лидерство  характеризуется приоритетным влиянием определённого лица на членов предприятия, закреплённым в нормативно-правовых актах и иных форм документации. Формальный лидер связан с установленными правилами назначения руководителя.

Особенностью неформального  лидерства является субъективная способность  и готовность человека к осуществлению  лидерских функций и ролей, а  также признание окружающих лиц  его право на управление обществом, организации и её членов.

Одним из общих критериев, которое характеризует политическое лидерство, являются цели, которые лидеры ставят перед собой и то воздействие, которое они оказывают на общество в процессе достижения цели.

Учитывая данный критерий американский политолог, Роберт Такер, различает три типа политических лидеров: консерваторы, реформаторы  и революционеры. Позиция консерваторов  заключается в сохранении установленных  порядков современного общества и статусов общества. Реформаторы же, в свою очередь, стремятся к кардинальному  изменению устройства современного общества с помощью проведения широкого реформирования, особенно, властных структур. А революционеры жаждут перехода к совершенно новой системе общественных отношений, заметно отличающейся от традиционной.

Другая система классификации  политических лидеров была предложена М. Вебером. Она основана на законности власти. В соответствии с этим параметром, М. Вебер различал три типа лидерства.

Традиционное лидерство - процесс получения власти на основе той или иной традиции, складывающейся в стране.

Рациональное лидерство-процесс  приобретения власти с помощью проведения всеобщих выборов. Харизматическое  лидерство - процесс получения власти на основе веры общества в сверхъестественные способности правителя, его положительные  и высоконравственные качества. Зеленков М.Ю.Политология (базовый курс). МИИТ, 2009.-С.143-145.

Весьма распространенной системой классификации политических лидеров является концепция дифференциации политических лидеров на основе комплекса  характеристик, уточнённых Маргарет Хермант. В данной концепции основная роль отводится личностным характеристикам  политического лидера и ситуации, в которой осуществляет свою деятельность политический лидер. На основе данного  критерия, по мнению Маргарет Хермант, существует четыре типа политических лидеров. Это образные, фантастические типы: "знаменосец", "торговец", "служитель" и "пожарный".

"Лидер-знаменосец" - это  крупный стратег, разрабатывающий  индивидуальную программу и осуществляющий  свои идеи и цели. Это человек,  характеризующийся сильной волей  и собственным восприятием действительности. Окружающие его люди, как правило,  не оказывают на него никакого  давления.

"Лидер-служитель"  чаще всего, ориентируется на  интересы и потребности окружающих, стремясь выступать в роли  гаранта удовлетворения их интересов.  В отличие от первого представителя  политического лидера он не  сам разрабатывает задачи, учитывая  собственное восприятие действительности, а именно его приверженцы формулируют  основные задачи, которые для  "лидера-служителя" становятся  определяющими.

"Лидер-торговец" будто  продаёт окружающим собственные  идеи и программы в обмен  на поддержку. Главная черта  этого типа политиков выражается  в особом характере его взаимоотношений  с окружающими. Для вождя такого  типа политического лидерства  характерна завидная способность  убеждать людей, а также те  методы, с помощью которых он  осуществляет власть, используя  выбранную стратегию.

"Лидер-пожарный" занимается, главным образом, теми проблемами, которые возникли перед обществом.  Такие лидеры активно отзываются  на требования общества и сменившиеся  политические ситуации, на возникающие  проблемы.

Также Г. Лассуэллом была разработана  теория, основанием для которой явилась  доминирующая функция политического  лидера. Руководствуясь данным принципом, он выделял следующие типы политических лидеров:

1) лидер-идеолог, осуществляющий  контроль за появившимся идеями  и концепциями;

2) лидер-агитатор, осуществляющий  контроль над морально-духовным  началом каждого человека;

3) лидер-организатор, манипулирующий  различными политическими ситуациями.

Более детально хотелось бы проанализировать классификацию политических лидеров, в основе которой лежит  стиль поведения политических лидеров.

Учеными выделены пять основных политических стилей по степени преобладания тех или иных качеств: параноидальный, демонстративный, компульсивный, депрессивный и шизоидальный. Именно эти стили  поведения в ином русле демонстрируют  политических лидеров.

Параноидальный политический стиль. Для него характерен тип лидера, которого можно определить как хозяина. Для такой личности характерны подозрительность, недоверие к другим, сверхчувствительность  к скрытой опасности, постоянная жажда власти, контроля над окружающими. Его поведение и действия обычно нельзя предугадать. Также политик  параноидального стиля не принимает  иной точки зрения, кроме своей, отвергает  любую информацию, не доказывающую правомерность его теории, программы  или убеждения.

Тип мышления подобного  политика инверсионный, когда реальность видеться через крайности «белое» - «черное», а общество делится на «врагов» и «друзей». Стремление лидера к безграничной власти осуществляется с помощью постоянных манипуляций  подчиненными, интригами и столкновениями их друг с другом в собственных  интересах. Подобный стиль часто  сопровождается желанием любой ценой  ликвидировать или унизить другого  политика, не учитывая элементарную логику.

Опасность такого лидера характеризуется  тем, что его стиль может совпадать  с политическим поведением народных масс, у которых отсутствуют демократические  обычаи, высокоразвитая политическая культура. Такой политический стиль  не эффективен внешне, но способен обладать внушительным ресурсом мобилизации  населения, может решать стратегически  важные задачи в исторически обозначенные сроки, последовательно реализовывать свой политический курс. Однако «хозяин» может долго сохранять лидирующие позиции, в случае сохранения опоры на развитую карательную систему, политический террор. Представителями параноидального политического считаются И.В. Сталин, Иван Грозный.

Демонстративный политический стиль. Он характерен для типа лидера, которого можно назвать «артист», поскольку он всегда «играет на публику». Он отличается уважением к демонстрациям, страстным желанием нравиться и привлекать к себе внимание. Такой лидер достаточно «управляем», предсказуем, может потерять бдительность, наслушавшись льстецов. Однако он может лишиться самообладания, столкнувшись с критикой в свой адрес.

Информация о работе Политика лидерства