Политика: Природа, сущность, содержание, функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 17:14, реферат

Описание работы

Термин "политика" в научный оборот ввел Аристотель в IV в. до н.э. (рис.). Греческий философ определил ее как искусство управления государством, под которым понимался полис. Однако выделение политики в особую сферу общественной жизни произошло задолго до того, как греки начали активно пользоваться этим понятием. Хотя политика возникла несколько тысяч лет назад, она формируется значительно позже, чем экономические и социальные отношения, а также мораль.

Содержание работы

Происхождение и сущность политики.
Содержание и структура политики.
Функции политики.
Политика и право.

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 37.55 Кб (Скачать файл)
  1. Происхождение и  сущность политики.

 

Термин "политика" в  научный оборот ввел Аристотель в IV в. до н.э. (рис.). Греческий философ определил ее как искусство управления государством, под которым понимался полис. Однако выделение политики в особую сферу общественной жизни произошло задолго до того, как греки начали активно пользоваться этим понятием. Хотя политика возникла несколько тысяч лет назад, она формируется значительно позже, чем экономические и социальные отношения, а также мораль.

      Первым представлением  о природе политики было теологическое,  объясняющее происхождение ее, как  и в целом человеческой жизни,  из божественной воли.

       Другим  распространенным подходом стала  антропологическая трактовка, обосновывающая  необходимость политики природой  человека . Так, определение человека как существа политического, высказанное Аристотелем, подчеркивало, что политическое общение отвечает природе человека и его стремлению к благу. Вне политики он либо животное, либо божество, ибо животное и бог не нуждаются в законах и правах. Начальными формами политического общения выступали семья и селение, а высшей формой - государство. Политика позволила человеку обуздать собственное эгоистическое животное начало и воплотить общую пользу и справедливость. Близкую мысль в ХVII в. выскажет английский мыслитель Т. Гоббс, который трактовал природу человека как эгоистическую и жадную, что порождает в обществе "войну всех против всех". Инстинкт самосохранения и естественный разум подсказывают людям необходимость создания такого политического института, как государство. Таким образом, политика формируется благодаря возвышению человека над собственным звериным состоянием, а сама политика превращает животное в человека. Гоббс исходил из биологической природы человека, распространяя на нее свойства живой природы.

      Признание  общих для человека и животного  начал (общих инстинктов, моделей  поведения) лежит в основе современных  биологических трактовок природы  политики. Так, согласно представлениям  австрийского этолога К. Лоренца,  человеку, как и любому животному,  присущи агрессивность и инстинкт  борьбы за выживание, при этом, в отличие от более опасных  животных, менее опасные существа - люди - обладают более слабым, сдерживающим  агрессивность, началом. Именно  агрессивностью Лоренц объяснял  многочисленные войны, конфликты  и революции, хотя считал возможным  ее ослабление и ограничение  проявлений в открытых формах  посредством контроля.

      Биологические  трактовки происхождения политики  подчас имеют много общего  с психологическим объяснением  политических процессов. Суть  этого подхода заключается в  том, что в природе человека  заложены потребности, интересы, эмоции и влечения. Именно они  порождают политические взаимодействия. Оригинальную теорию перехода  общества из предсоциального в социальное, в том числе и политическое, состояние разработал З. Фрейд. Он исходил из того, что политика есть проявление либидозной энергии индивидов. Так, государство и право выступают как заменители некогда существовавшего прародителя ("отца"), который был убит сыновьями, восставшими против монополии "отца" на сексуальное наслаждение. Таким образом, природа власти и политики коренится в бессознательном - в либидозном комплексе и чувстве вины. Фрейд считал, что в отношении людей к лидерам и государству проявляется детская тоска взрослого человека по некогда существовавшему отцу  (рис.). К ним индивид будет испытывать противоположные чувства - одновременно требовать защиты (патернализма) и ненавидеть (критика и недовольство властью).

      Согласно  социальной трактовке, политика  имеет общественное происхождение.  В частности, широкое обоснование  получил подход, рассматривающий  ее формирование в ходе исторической  эволюции общества как результат  роста его социальной неоднородности  и сложности организации. Первобытное  общество было социально-однородным. В нем не было политических  учреждений и организаций, не  было и политики, хотя была  власть, осуществляемая всеми взрослыми  членами рода. Усложнение общества  по мере его развития, появление  в нем противоречивых интересов  обусловили возникновение государства,  а вместе с ним и политики. Политика возникает как деятельность  по организации совместной жизни  людей в социально-неоднородном  обществе вместе с делением  людей на управляющих и управляемых,  богатых и бедных.      Общественные изменения были  производными от неолитической  революции, которая изменила все  формы хозяйства и образ жизни  людей. С неолитической революцией  историки связывают появление  металлических орудий труда, переход  от присваивающего типа хозяйства  (охота и собирательство) к производящему  (земледелие, скотоводство), к оседлому  образу жизни, появлению городов.  В конечном счете, это привело  к изменениям во властных отношениях.

Логику появления политики можно представить следующим  образом:

Рост продуктивной деятельности человека сделал возможным прибавочный  продукт, который трансформируется в частную собственность. Частная  собственность способствовала:

дальнейшему разделению труда  и развитию экономики, в частности  росту обмена, торговли, появлению  ремесел, городов. Тем самым складываются различные социальные группы, усложняются  формы экономических взаимоотношений;

росту автономии личности, ее независимости от власти "целого" (рода, племени). Политолог Р.Т. Мухаев указывает на то, что с тех пор социальный статус обособленного человека стал определяться не родственными связями, а экономическими возможностями и богатством. Это потребовало формирования институтов, направленных на обеспечение прав и самостоятельности личности1;

усилению имущественного расслоения, складыванию различных  классов и групп с противоположными интересами и конфликтными формами взаимоотношений.

Углубление социальной дифференциации по этническому и религиозному признаку.

Рост плотности населения  и потребности расширения сферы  земледелия и скотоводства породили территориальные притязания племен друг к другу. Актуальной стала проблема сохранения территориальной целостности  и независимости от внешних посягательств.

 

Таким образом, политика формируется  как результат неравного распределения  богатства, различия статусов, несовпадающих  интересов социальных групп, неизбежности противоречий и конфликтов в обществе.  Ее появление было связано с тем, что классовые, этнические и религиозные  проблемы, межплеменные конфликты, с  которыми столкнулось общество, уже  не могли быть решены с помощью  прежних регуляторов - традиций, обычаев, нравственных норм. Для решения этих проблем потребовались новые регуляторы (правовые и политические) и новая организационная структура - государство. Наконец, говоря о происхождении политики, следует учитывать и естественные различия людей: биологические, психологические, интеллектуальные (например, физическая сила или ярко выраженное стремление к доминированию - у одних и, наоборот, желание быть ведомыми - у других). Это естественное неравенство людей имеет тенденцию закрепляться в неравенстве социальном, т.е. в разном доступе к богатству, власти, в престиже.

      Политика  непосредственно связана с такими  явлениями, как власть и государство.

      Власть является  главным инструментом политики  и основным объектом политической  борьбы. В первобытном обществе  она не носила политического  характера.

Французский политолог М. Дюверже выделил три исторические формы власти:

-Анонимная, которая распылена между всеми членами рода (у некоторых племен даже не было старейшин, принятие решений осуществлялось всеми взрослыми членами рода).

-Индивидуализированная, связанная с выделением особого статуса вождя племени.

-Институционализированная, связанная с появлением особого института - государства (рис.).

 

Первые две формы власти носят догосударственный характер, а такие общества называют потестарными (от лат: potestas - власть). Как правило, возникновение политики исследователи ассоциируют с возникновением государства, когда власть приобретает государственно-публичный характер.

       С появлением  государства (первые государства  возникают 5 тысяч лет назад  в Месопотамии и Египте) связан  переход от неполитической (племенной  кровно-родственной) к политической организации общества. Государство стало новой социальной силой, призванной поддерживать целостность общества с помощью рычагов административного и правового регулирования общественных отношений. Потребность в отстаивании своих интересов породила объединение людей в различные ассоциации (партии, общественные объединения).

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Содержание и  структура политика.

 

Объем и содержание политики существенно менялись в процессе эволюции человеческого общества. В  зависимости от исторических условий, экономической и культурной зрелости конкретного общества внимание акцентировалось  либо на ее социальном предназначении, либо на средствах и способах реализации ее функций.

 

Одним из первых подходов была коммуникативная интерпретация  политики, в рамках которой она  рассматривалась как универсальное  средство обеспечения целостности  и механизм регулирования конфликтов в социально дифференцированном обществе. Политика первоначально трактовалась расширительно - как социальная этика, задающая общезначимые нормы поведения  и устанавливающая правила взаимоотношения  между правителями и подданными. Сами же правила диктовались потребностью найти цивилизованные формы общности людей. Поскольку разделения на государство, общество и индивида не было, постольку  политика отождествлялась с деятельностью  государства. Главной задачей государства  являлось обеспечение целостности  и единства всех его членов на основе приоритета общих интересов. Следовательно, сущность политики, по Аристотелю, состоит  в объединении людей для достижения высшего блага государства и  человека. Жизнь в разумном государстве (по мнению античных философов, им был  древнегреческий полис) основана на таких принципах, как прекрасное и справедливое.

 

Чем дальше углублялась экономическая, социальная, культурная дифференциация общества, тем больше в анализе  политики выделялись ее интегративные  начала, способность к согласованию интересов. Так, в XVII в. Томас Гоббс рассматривал политику как деятельность по выражению общего интереса. Носителем этого общего интереса является государство, которое преодолевает хаос и «войну всех против всех* утверждением общего согласия, опирающегося на добровольную передачу гражданами части своих естественных прав правителю в обмен на закон. Традиция интерпретации политики как механизма обеспечения целостности и согласия активно развивалась в науке и сохранилась в настоящее время. В частности, американский социолог Т. Парсонс видит назначение политики в интеграции общества, обеспечении эффективности общей деятельности и реализации общих целей.

 

Однако обеспечение целостности  общества можно осуществлять не только согласованием интересов, но и подчинением  одних групп другим. Трактовка  политики как сферы господства классов  и групп, подавления ими других общностей  с помощью государственной власти представляется альтернативным направлением анализа в политической науке. Обозначим  данный подход как силовую трактовку  политики, возникновение которой  связано с именем итальянского философа и общественного деятеля Н. Макиавелли. Существенное влияние на формирование данного подхода оказала раздробленность  Италии того периода, когда на Апеннинах  отсутствовало единое государство  и полуостров сотрясали междоусобные войны. Для объединения Италии Макиавелли допускал возможность использования  самых жестоких методов.

 

 

Дальнейшее развитие данный подход нашел в работах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, которые рассматривали государственную власть как выразительницу интересов экономически господствующего класса. Так политика стала интерпретироваться как сфера борьбы классов за власть.

 

С точки зрения марксизма-ленинизма, для того, чтобы обеспечить целостность  общества, необходимо уничтожить те классы, интересы которых противоположны интересам  пролетариата. Узкоклассовая трактовка  политики была отвергнута опытом истории  как антигуманная, напоминая о  себе миллионами репрессированных соотечественников, последствиями «холодной войны» и конфронтации в международных  отношениях. Однако в целом силовая  интерпретация политики сохраняет свое значение по сей день, хотя и не связывается с классами. Ее актуальность обусловлена нарастающим в различных странах обострением конфликтов, природа которых перемещается в такие достаточно сложные и тонкие сферы общественных отношений, как национальное cat мосознание, культура, религия.

 

Этнонациональные, религиозные и социокультурные факторы все больше становятся детерминантами политических взаимодействий, предпочтений, на основ» которых различные социальные группы оценивают их властно значимые интересы. Боязнь потерять свою культурную, этническую, языковую идентичность оборачивается политическим радикализмом и экстремизмом. Поэтому взвешенное, реалистическое использование силовых методов в политике сохранит свою актуальность и в будущем.

 

Однако политику можно  характеризовать не только в контексте  ее социального смысла и предназначения в обществе, но и с точки зрения средств и методов, обеспечивающих ее эффективность. Основным инструментом политики является власть. Из этого  исходит инструменталистская трактовка  политики, позволяющая представить  ее зримо, осязаемо и предметно.

Информация о работе Политика: Природа, сущность, содержание, функции