Политика: Природа, сущность, содержание, функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 17:14, реферат

Описание работы

Термин "политика" в научный оборот ввел Аристотель в IV в. до н.э. (рис.). Греческий философ определил ее как искусство управления государством, под которым понимался полис. Однако выделение политики в особую сферу общественной жизни произошло задолго до того, как греки начали активно пользоваться этим понятием. Хотя политика возникла несколько тысяч лет назад, она формируется значительно позже, чем экономические и социальные отношения, а также мораль.

Содержание работы

Происхождение и сущность политики.
Содержание и структура политики.
Функции политики.
Политика и право.

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 37.55 Кб (Скачать файл)

 

Общественный договор, о  котором писали Т.Гоббс, Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо и Т.Джефферсон, имеет юридическое происхождение. Работы многих мастеров политической мысли - Н.Макиавелли, Й.Бентама, Г.Гегеля и др. отмечены как обязательные в университетских списках литературы по теоретической юриспруденции, а также по истории политической мысли.

 

Различие между политикой  и правом проистекает в разнице  между политической и административно-правовой сферами управления. Право и административно-правовая сфера - это, прежде всего, законы, указы, распоряжения; политика, политическая сфера управления - это стратегия и тактика поведения и деятельности людей и их организаций, воздействие властных структур на общество с помощью не только, а иногда и не столько правовых, сколько многих других средств, мер и норм (силовых, материальных, идеологических, психологических и иных).

 

Другое отличие между  политикой и правом состоит в  том, что нормы права достаточно определенны и "устойчивы", а  у разных групп людей существуют различные, меняющиеся политические ценности и принципы, да и воспринимаются они по-разному. То есть, те или иные люди провозглашают и проводят различающуюся  политику. В этом смысле она является более гибкой и противоречивой, менее определенной и постоянной, чем право, сферой взаимодействия людей.

 

Еще одно различие между политикой  и правом состоит в том, что  политика - более широкое явление, чем право и государство. Она  характеризуется не только качеством  всеприсутствия, но и может распространять свое поле воздействия (или взаимодействия) на любые сферы, вопросы и проблемы общественной жизни. Политика, обычно, есть везде, где есть право, но закон далеко не всегда присутствует в политических решениях, отношениях и процессах.

 

Наконец, различие между политикой  и правом состоит в том, что  политика предполагает непосредственное взаимодействие между обществом  и властными структурами, а право  меняется медленно и, как правило, только через официальное нормотворчество.

 

Четкое разделение сферы  и функций политики и права  может иметь весьма существенное значение - способствовать преодолению  некоторых опасных тенденций  в развитии общества и его властных структур. Одна из них - крайне расширительное толкование политики, объявление политическими  тех проблем, которые могут быть решены административно-правовыми  средствами. Именно такая тенденция  характерна для тоталитарных и авторитарных режимов. Вместе с тем принижается  значение и самой политики - политические решения принимаются не на основе научной стратегии и тактики, а посредством насилия, "нажима", манипулирования общественным сознанием  и т.п.

 

Существует и другая опасная  тенденция - сведение или сужение  политических проблем до рамок административно-правовой системы. Стремление абсолютизировать существующий политический курс органов  власти и право, вывести их поля критического анализа, представляется также нерациональным.

 

Можно выделить следующие  основные варианты взаимодействия между  политикой и правом:

1) подчинение политикой  права (например, в силу "революционной"  или иной "политической целесообразности");

2) абсолютизация права  и приписывание ему нереальных  возможностей;

3) сохранение разумного  взаимодействия политики и права:  совпадение курса демократических  реформ и задач формирования  правового государства.

 

 

Для права так же, как  и для политики, имеют большое  значение правила и принципы морали. Хорошо известно, что законы обязаны  своей силой именно нравам. Мораль и законодательство выступают у  известного английского мыслителя  И.Бентама как наука и искусство "направлять действия людей таким  образом, чтобы в результате получилось наибольшее возможное количество счастья" (Бентам, 1997, с. 556-557).

Гармоничное или хотя бы разумное взаимодействие морали, политики и  права благотворно отражается, как  на самих рассматриваемых феноменах, так и на обществе в целом. Принципы такого взаимодействия определил еще  И.Кант. Он учил, что следует поступать  так, чтобы всегда относиться к человечеству (и в своем лице, и в лице также всякого другого) как к  цели и никогда не относиться к  нему только как к средству. Целесообразно  поступать так, чтобы максима  твоей воли могла в то же время  иметь силу принципа всеобщего законодательства (см.: Кант, 1965, с. 353-354).

Правовое, моральное, демократическое  и социальное государство служит надежной основой для осуществления  подлинно гуманистической политики в обществе, а она является, в  свою очередь, необходимым условием, для соответствующего совершенствования  правовых, моральных и политических норм в установленном порядке. Платон говорил, что он видит "близкую  гибель того государства, где закон  не имеет силы и находится под  чьей-либо властью. Где же закон владыка  над правителями ... там усматриваю я спасение государства и все  блага, какие только могут даровать государству боги" (Платон, 1999, с. 711-712).

Выступая как необходимая  форма государственной политики, а в цивилизованном обществе - как основная ее форма (политика через закон, его исполнение и на основе закона), право одновременно является показателем положения личности в обществе, гарантированности ее прав, инструментом их охраны и реализации. Еще Дж.Локк отмечал, что "власть не может повелевать произвольно, она должна действовать только в соответствии с законом и уполномоченными на это судьями… И кто бы не обладал законодательной или верховной властью в лбом государстве, он обязан править согласно установленным постоянным законам, провозглашенным народом и известным народу" (Локк, 1988, с. 337-338).

В современную эпоху вопрос о взаимосвязи и взаимодействии государственной политики с правом приобретает важнейшее значение еще и потому, что право только тогда справедливо и гуманно, когда оно одинаково обязательно, а права и обязанности равны  для всех граждан, в том числе  и для чиновников госаппарата, депутатов, руководителей государства. "Неправильны  те законы, - писал Платон, - что установлены  не ради общего блага всего государства  в целом. Мы признаем, что там, где  законы установлены в интересах  нескольких человек, речь идет не о  государственном устройстве, а о  внутренних распрях, и то, что считается  там справедливостью, носит вотще  это имя" (Платон, 1999, с. 715).

Принципиальным условием прогрессивного, демократического развития Казахстана, является соблюдение и совершенствование ее законов, норм международного права, реализации "духа и буквы" этих документов в политической практике. "Государство должно их неукоснительно соблюдать во всех политических решениях. Такова самая важная и очевидная грань соотношения политики государства с правом, юридически воплощенном в законах" (Общая теория права, 1996, с. 103). Соответственно, следует стремиться к выработке и реализации высокоморальной, правовой политики.

 

ТЕМА: Политика: Природа, сущность, содержание, функции.

 

    1. Происхождение и сущность политики.
    2. Содержание и структура политики.
    3. Функции политики.
    4. Политика и право.

Информация о работе Политика: Природа, сущность, содержание, функции