Политика: Природа, сущность, содержание, функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 17:14, реферат

Описание работы

Термин "политика" в научный оборот ввел Аристотель в IV в. до н.э. (рис.). Греческий философ определил ее как искусство управления государством, под которым понимался полис. Однако выделение политики в особую сферу общественной жизни произошло задолго до того, как греки начали активно пользоваться этим понятием. Хотя политика возникла несколько тысяч лет назад, она формируется значительно позже, чем экономические и социальные отношения, а также мораль.

Содержание работы

Происхождение и сущность политики.
Содержание и структура политики.
Функции политики.
Политика и право.

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 37.55 Кб (Скачать файл)

 

Способность власти обеспечивать принятие обществом общеобязательных форм социального поведения связана  с тем, что она опирается на развитую систему институтов (законодательные, исполнительные, судебные органы, армию, бюрократию), на материальные, финансовые, военные и иные ресурсы, на принуждение, идеологию, право. Потому и реализация групповых интересов более эффективна с помощью власти. В связи с  этим политику рассматривают как  отношения по поводу государственной  власти - борьбы с нею или использование  ее для реализации интересов определенных слоев общества.

 

Однако сегодня политическая власть уже не концентрируется исключительно  в руках государства, а рассредоточена среди реальных (партий, движений, средств  массовой информации), а также скрытых  политических сил (нелегитимных структур, мафиозных организаций, ассоциаций и т. д.). В данной интерпретации  политика, проникая во все сферы  общества, способна контролировать поведение  групп, индивида. И если власть легитимна, то подобный контроль будет выражаться в добровольном подчинении индивида власти, а если нет - он будет основан  на страхе возможного принуждения.

 

Расширительное понимание  политики - «политика везде, где есть власть» - имеет свои положительные  и отрицательные стороны. Достоинством такого подхода является эффективность  своевременного решения возникающих  проблем и конфликтов как на макро-, так и на микроуровне, поскольку хорошо известна природа возможных противоречий. Недостаток подобной интерпретации заключается в излишней политизации общества, в стирании грани между политической системой и гражданским обществом. .

 

Обозначенные интерпретации  подетгаки продуктивны как в теоретическом, так и в практическом плане. При этом внимание йкцентируется на одной из сторон политики: либо природе (в основе политики лежат властные отношения), либо содержании (призвана выражать общие интересы групп и обеспечивать целостность общества), либо функциях (мобилизация, согласование и баланс интересов, регуляция социальных взаимодействий).

 

Однако понимание противоречий и подчас абсурдной логики политики невозможно без уяснения субъективных мотивов политического поведения. Дело в том, что осознание индивидом  принадлежности к той или иной группе и, следовательно, осознание  им собственных политически значимых интересов происходит не в форме  безусловного принятия ценностей данной общности, а путем соотнесения  их с его индивидуальными представлениями. С точки зрения позитивно-социологической  интерпретации политики власть рассматривается  в качестве самостоятельной ценности и смыслообразующего мотива политического участия, определяющего социальный статус и престиж группы или личности.

 

Исходя из этого, немецкий социолог М. Вебер трактовал политику как стремление участвовать во власти или оказывать влияние на распределение  власти между группами внутри государства. В политику он включал «все виды деятельности по самостоятельному руководству». В основе данного стремления

 

лежит понимание того, что  именно власть в определяющей мере влияет на социальное положение и  престиж группы или индивида, на их возможности оказывать воздействие  на общество путем распределения  ресурсов и реализации своей воли, несмотря на возражения других общностей.

 

Доминирование в обществе таких ценностей, как власть, богатство, престиж, индивидуализм или коллективизм, имеет своей предпосылкой, по М. Веберу, социокультурную систему. В конкретных обществах именно социокультурная система определяет смыслообразующие ценности и мотивы политического участия. Так, по М. Веберу, западные демократии развиваются на основе протестантской этики, поощряющей трудолюбие, принцип «честной наживы», стремление к успеху и богатству, бережливость, автономность личности, терпимость. Влиянием религии М. Вебер объяснял организацию экономической, социальной и политической систем общества, динамику их развития. Следовательно, мотивация политического поведения может быть как рациональной (осмысленной), так и иррациональной (бессознательной, чувственной), испытывающей влияние субъективных качеств личности. Порой жажда власти, желание повелевать и господствовать становится для иных политиков главным смыслом и самоцелью.

 

Будучи сферой выявления  и реализации общих интересов  больших групп, политика предполагает, что степень участия в этом процессе различных субъектов неодинакова. Так, профессионально занимаясь  политикой, элиты определяют политический курс и принимают важнейшие политические решения по его реализации. Их исключительная роль в политике выражается в зависимости  прогресса общества от качества элиты (ее компетентности, профессионализма, элементарной порядочности). Однако элита  не может не замечать воли и запросов избирателей, способных оказывать  обратное влияние посредством формулирования своих интересов партиями, движениями, выражая их на выборах. Поэтому политику как сферу взаимодействия различных  групп, реализующих свои интересы с  помощью институтов политической власти, можно представить как взаимодействие трех систем: мотивационной (политическое сознание), коммуникационной (политические отношения) и институциональной (политическая организация).

 

Степень политического участия  и его результативность зависят  от осознания групповых потребностей, их отличия от интересов других групп  и знания возможностей использования  властных структур для их осуществления. Реализация осознанных интересов предполагает взаимодействие с другими группами, имеющими иные потребности, и институтами  власти. Характер взаимодействия участников политической жизни (конфронтация между  ними или согласие и терпимость, политическая борьба или сотрудничество) зависит от зрелости политической культуры субъектов, состояния общества (его  процветания, стабильности или кризиса).

 

Возникающие и постоянно  изменяющиеся социальные потребности  групп и индивидов требуют  своевременного представительства  и удовлетворения. Система институтов законодательной, исполнительной, судебной властей обеспечивает стабильность и развитие общества благодаря способности адекватно реагировать на политически значимые потребности и реализовывать их в форме управленческих решений, т. е. регулировать социальные процессы и управлять ими. Однако эффективность управленческих решений1 в значительной мере зависит от наличия зрелой системы представительства интересов (партийной системы, общественно-политических организаций и движений, групп давления и т. д.), которые могут четко сформулировать действительные потребности групп и довести их до властных структур в виде требований, программ.

  1. Функции политики.

 

Значение и роль политики как социального института обусловлены  функциями, которые она выполняет  в обществе. Количество функций может  быть различным. Чем более многочисленны  функции политики в конкретном обществе, тем менее развито общество и  сама политическая сфера, подминающая  под себя другие сферы.

 

В идеале общество представляет собой сбалансированную и внутренне  согласованную систему взаимодействия различных сфер жизнедеятельности  человека. В каждой сфере конкретные потребности реализуются с помощью  органически присущих ей методов. Например, потребности в продуктах питания, товарах широкого потребления удовлетворяются  экономической системой с помощью  материальной заинтересованности производителя. Однако в традиционных или переходных обществах незрелость отдельных  сфер компенсируется чрезмерным влиянием политики. Она выполняет не свойственные ей функции, вмешиваясь в различные  сферы гражданского общества, зачастую подменяя его». Тем самым сокращаются  возможности самореализации личности. Но общества, развивающиеся на основе политико-идеологических методов, имеют  ограниченный ресурс развития, хотя и  способны достичь впечатляющих успехов. Эти общества формируют внешнюю  мотивацию деятельности (страх, насилие), совсем не развивают внутреннюю мотивацию  личности (интересы и потребности).

 

В современных обществах  политика выполняет следующие наиболее значимые функции, без которых они  не могут развиваться нормально:

1) функцию обеспечения  целостности и стабильности общества. Она осуществляется благодаря  тому, что политика определяет  проекты будущего, социальные ориентиры  и направленность развития, обеспечивает  их ресурсами;

2) функцию мобилизации  и эффективности общей деятельности. Формулируя ценностно-значимые цели  поступательного развития, политика  обеспечивает их реализацию путем  создания развитого мотивационного  механизма, предоставляя индивиду  эффективные возможности удовлетворения  социальных потребностей, изменения  социального статуса с помощью  власти;

3) управленческую и регулятивную  функции. Выражая властно значимые  интересы и потребности различных  групп общества, политика обеспечивает  их взаимодействие и осуществляет  влияния на них путем принятия  политических решений. Воздействуя  на интересы групп, политика  управляет и регулирует социальные  процессы, используя социальное  принуждение и насилие;

4) функцию рационализации. Зримо представляя групповые  и индивидуальные интересы, политика  вырабатывает общие правила и  механизмы их представительства  и реализации. Тем самым политика  рационализирует конфликты и  противоречия, предупреждает и цивилизованно  улаживает их.

 

 

5) функцию политической  социализации. Открывая широкие  возможности для реализации групповых  и индивидуальных интересов, политика  включает личность в социальные  отношения, наделяет его опытом  и навыками преобразовательной  деятельности, эффективного выполнения  ролей и функций.

 

6) гуманитарная функция.  Эта функция выражается в создании  гарантий прав и свобод личности, обеспечении общественного порядка,  гражданского мира и организованности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Политика  и право.

Политика и право

 

Проблема соотношения  политики и права, их приоритетов, существует давно. По этому поводу существует даже притча. Однажды, как-то поспорили архитектор, политик и юрист о том, чья  профессия древнее. Архитектор подчеркнул, что прежде всего человек научился строить себе жилища и профессия строителя является древнейшей из благородных. Юрист заявил, что любое строение изначально должно иметь план и нормативную базу, а потому профессия юриста - самая древняя. Политолог же скромно заметил, что еще до существования самого мира нужно было кому-то создать хаос, а затем направлять процессы созидания или разрушения общества.

 

Право - одна из нормативных  систем, регулирующих отношения в  обществе, действия и поведение, функционирование объединений и государственных  органов. Право (др.-славянское правь - закон) - 1) система общеобязательных норм, охраняемых силой государства; 2) наука, изучающая юридические нормы и правила, регулирующая отношения людей в обществе (правоведение). Право характеризуется общеобязательностью его правил, их определенностью, применением единого масштаба и меры к ситуациям и отношениям, имеющим одинаковые правовые признаки, поддержкой и охраной авторитета и силой государства. Специфика и роль права в жизни общества и его субъектов обусловлены тесной связью с государством и характером этой связи. Право не только поддерживается и обеспечивается государством, но, в свою очередь поддерживает и обеспечивает его. Для правового государства характерно признание связанности любых его органов, как и государства в целом, предписаниями права, пока они не изменены в установленном порядке.

 

Право и политика - две  взаимосвязанные сферы общественной жизни. Взаимоотношения права и  политического государства двусторонни: государство санкционирует и  конституирует систему права, делая  ее публичной, общеобязательной, всеобщей, причем ее нарушение влечет за собой  меры государственного воздействия; но с другой стороны, само государство  поддерживается и обеспечивается правом. В понятии "право" можно выделить ядро общечеловеческих ценностей, интегрированных  в историческом и культурном развитии народа, но кроме этого оно содержит ориентиры и регулятивы для политики.

 

Общим между политикой  и правом является то, что они  являются регулятивными, взаимозависимыми системами общества. Отличия же между  ними в этом смысле проистекает из того, что это различные регулятивные системы. Можно сказать вслед за известным голландским юристом и политологом Г.Гроцием, что если "предмет юриспруденции - это вопросы права и справедливости", то "предмет политической науки - целесообразность и польза" (цит. по: История политических и правовых учений, 1997, с. 164-165).

 

К сожалению, как политологи, так и юристы подчас склонны забывать, что право и политика - как в  теоретическом, так и в практическом плане - тесно связаны между собой. Еще в 1882 г. известный английский юрист Ф.Поллок писал о том, что "право для политических институтов значит то же, что становой хребет для тела" (Pollock F. Essays in jurisprudence and ethics, 1882. p. 132).

 

Профессор Лондонского университета Г.Друри отмечал, что "многие политологи не уделяют должного внимания правовому измерению дисциплины и тем самым наносят своим исследованиям непоправимый вред. Отмечая это обстоятельство, было бы наивно полагать, что политологи станут юристами, а юристы - политологами. Продвижение вперед возможно через включение в исследовательские и учебные программы социальных наук соответствующих правовых аспектов, более тесное междисциплинароное сотрудничество, а также более частое обращение как юристов, так и политологов к работам друг друга" (Политическая наука: новые направления, 1999, с. 214).

 

Для политики приоритетны, как  конституции и положения публичного права, так и их судебное применение и интерпретация, устанавливающие  формальную базу политической практики, составляющие необходимое средство для подотчетности правительства  и ограничений его деятельности. При изучении поведения избирателей  политологу необходимо хорошо знать  правила и законодательные нормы  проведения избирательных кампаний. Мировая политика также все в  большей степени ориентируется  на нормы и положения международного права. Законы - это не что иное, как  способ, которым та или иная политическая линия претворяется в жизнь.

Информация о работе Политика: Природа, сущность, содержание, функции