Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 17:14, реферат
Термин "политика" в научный оборот ввел Аристотель в IV в. до н.э. (рис.). Греческий философ определил ее как искусство управления государством, под которым понимался полис. Однако выделение политики в особую сферу общественной жизни произошло задолго до того, как греки начали активно пользоваться этим понятием. Хотя политика возникла несколько тысяч лет назад, она формируется значительно позже, чем экономические и социальные отношения, а также мораль.
Происхождение и сущность политики.
Содержание и структура политики.
Функции политики.
Политика и право.
Способность власти обеспечивать
принятие обществом общеобязательных
форм социального поведения связана
с тем, что она опирается на
развитую систему институтов (законодательные,
исполнительные, судебные органы, армию,
бюрократию), на материальные, финансовые,
военные и иные ресурсы, на принуждение,
идеологию, право. Потому и реализация
групповых интересов более
Однако сегодня политическая власть уже не концентрируется исключительно в руках государства, а рассредоточена среди реальных (партий, движений, средств массовой информации), а также скрытых политических сил (нелегитимных структур, мафиозных организаций, ассоциаций и т. д.). В данной интерпретации политика, проникая во все сферы общества, способна контролировать поведение групп, индивида. И если власть легитимна, то подобный контроль будет выражаться в добровольном подчинении индивида власти, а если нет - он будет основан на страхе возможного принуждения.
Расширительное понимание политики - «политика везде, где есть власть» - имеет свои положительные и отрицательные стороны. Достоинством такого подхода является эффективность своевременного решения возникающих проблем и конфликтов как на макро-, так и на микроуровне, поскольку хорошо известна природа возможных противоречий. Недостаток подобной интерпретации заключается в излишней политизации общества, в стирании грани между политической системой и гражданским обществом. .
Обозначенные интерпретации подетгаки продуктивны как в теоретическом, так и в практическом плане. При этом внимание йкцентируется на одной из сторон политики: либо природе (в основе политики лежат властные отношения), либо содержании (призвана выражать общие интересы групп и обеспечивать целостность общества), либо функциях (мобилизация, согласование и баланс интересов, регуляция социальных взаимодействий).
Однако понимание противоречий
и подчас абсурдной логики политики
невозможно без уяснения субъективных
мотивов политического
Исходя из этого, немецкий социолог М. Вебер трактовал политику как стремление участвовать во власти или оказывать влияние на распределение власти между группами внутри государства. В политику он включал «все виды деятельности по самостоятельному руководству». В основе данного стремления
лежит понимание того, что
именно власть в определяющей мере
влияет на социальное положение и
престиж группы или индивида, на
их возможности оказывать
Доминирование в обществе
таких ценностей, как власть, богатство,
престиж, индивидуализм или
Будучи сферой выявления
и реализации общих интересов
больших групп, политика предполагает,
что степень участия в этом
процессе различных субъектов
Степень политического участия
и его результативность зависят
от осознания групповых
Возникающие и постоянно изменяющиеся социальные потребности групп и индивидов требуют своевременного представительства и удовлетворения. Система институтов законодательной, исполнительной, судебной властей обеспечивает стабильность и развитие общества благодаря способности адекватно реагировать на политически значимые потребности и реализовывать их в форме управленческих решений, т. е. регулировать социальные процессы и управлять ими. Однако эффективность управленческих решений1 в значительной мере зависит от наличия зрелой системы представительства интересов (партийной системы, общественно-политических организаций и движений, групп давления и т. д.), которые могут четко сформулировать действительные потребности групп и довести их до властных структур в виде требований, программ.
Значение и роль политики
как социального института
В идеале общество представляет
собой сбалансированную и внутренне
согласованную систему
В современных обществах политика выполняет следующие наиболее значимые функции, без которых они не могут развиваться нормально:
1) функцию обеспечения
целостности и стабильности
2) функцию мобилизации
и эффективности общей
3) управленческую и регулятивную
функции. Выражая властно
4) функцию рационализации.
Зримо представляя групповые
и индивидуальные интересы, политика
вырабатывает общие правила и
механизмы их
5) функцию политической
социализации. Открывая широкие
возможности для реализации
6) гуманитарная функция.
Эта функция выражается в
Политика и право
Проблема соотношения политики и права, их приоритетов, существует давно. По этому поводу существует даже притча. Однажды, как-то поспорили архитектор, политик и юрист о том, чья профессия древнее. Архитектор подчеркнул, что прежде всего человек научился строить себе жилища и профессия строителя является древнейшей из благородных. Юрист заявил, что любое строение изначально должно иметь план и нормативную базу, а потому профессия юриста - самая древняя. Политолог же скромно заметил, что еще до существования самого мира нужно было кому-то создать хаос, а затем направлять процессы созидания или разрушения общества.
Право - одна из нормативных систем, регулирующих отношения в обществе, действия и поведение, функционирование объединений и государственных органов. Право (др.-славянское правь - закон) - 1) система общеобязательных норм, охраняемых силой государства; 2) наука, изучающая юридические нормы и правила, регулирующая отношения людей в обществе (правоведение). Право характеризуется общеобязательностью его правил, их определенностью, применением единого масштаба и меры к ситуациям и отношениям, имеющим одинаковые правовые признаки, поддержкой и охраной авторитета и силой государства. Специфика и роль права в жизни общества и его субъектов обусловлены тесной связью с государством и характером этой связи. Право не только поддерживается и обеспечивается государством, но, в свою очередь поддерживает и обеспечивает его. Для правового государства характерно признание связанности любых его органов, как и государства в целом, предписаниями права, пока они не изменены в установленном порядке.
Право и политика - две
взаимосвязанные сферы
Общим между политикой и правом является то, что они являются регулятивными, взаимозависимыми системами общества. Отличия же между ними в этом смысле проистекает из того, что это различные регулятивные системы. Можно сказать вслед за известным голландским юристом и политологом Г.Гроцием, что если "предмет юриспруденции - это вопросы права и справедливости", то "предмет политической науки - целесообразность и польза" (цит. по: История политических и правовых учений, 1997, с. 164-165).
К сожалению, как политологи, так и юристы подчас склонны забывать, что право и политика - как в теоретическом, так и в практическом плане - тесно связаны между собой. Еще в 1882 г. известный английский юрист Ф.Поллок писал о том, что "право для политических институтов значит то же, что становой хребет для тела" (Pollock F. Essays in jurisprudence and ethics, 1882. p. 132).
Профессор Лондонского университета Г.Друри отмечал, что "многие политологи не уделяют должного внимания правовому измерению дисциплины и тем самым наносят своим исследованиям непоправимый вред. Отмечая это обстоятельство, было бы наивно полагать, что политологи станут юристами, а юристы - политологами. Продвижение вперед возможно через включение в исследовательские и учебные программы социальных наук соответствующих правовых аспектов, более тесное междисциплинароное сотрудничество, а также более частое обращение как юристов, так и политологов к работам друг друга" (Политическая наука: новые направления, 1999, с. 214).
Для политики приоритетны, как
конституции и положения
Информация о работе Политика: Природа, сущность, содержание, функции