Политико-правовые идеи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 23:54, доклад

Описание работы

Политические идеи Руссо непосредственно связаны с его философским учением и социальной теорией. Основные принципы его концепций — это демократизм, гуманизм, антимонархизм, коллективизм. Руссо исходил из гипотезы о естественном состоянии человечества, в котором все были равны и которое он, в отличие от Гоббса, называл — «золотым веком человечества», где господствовали свобода, равенство, общественная собственность. Однако с появлением частной собственности и социального неравенства, противоречивших естественному равенству, начинается борьба между бедными и богатыми.

Файлы: 1 файл

Жан жак руссо.docx

— 34.12 Кб (Скачать файл)

Жан-Жак Руссо (1712—1778 гг.) — один из наиболее ярких и оригинальных мыслителей всей истории политико-правовых учений. Его взгляды изложены в  таких трудах, как: «Рассуждение по вопросу: способствовало ли возрождение  наук и искусств очищению нравов?» (1750г.), «Рассуждение о происхождении и  основаниях неравенства между людьми» (1754г.), «О политической экономии» (1755г.), «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762г.).

Теоретические выводы и политические позиции Руссо более радикальны, чем концепции Монтескье. Руссо  открыто выступал выразителем интересов  мелкой буржуазии, в определенной мере и якобинцев периода Великой  Французской революции.

Политические идеи Руссо  непосредственно связаны с его  философским учением и социальной теорией. Основные принципы его концепций  — это демократизм, гуманизм, антимонархизм, коллективизм.

Руссо исходил из гипотезы о естественном состоянии человечества, в котором все были равны и  которое он, в отличие от Гоббса, называл — «золотым веком человечества», где господствовали свобода, равенство, общественная собственность. Однако с  появлением частной собственности  и социального неравенства, противоречивших естественному равенству, начинается борьба между бедными и богатыми. «Нарождающееся (догосударственное) общество пришло в состояние самой страшной войны: человеческий род не мог уже ни вернуться назад, ни отказаться от злосчастных приобретений, им сделанных». Выход был в соглашении о создании государственной власти и законов, которым будут подчиняться все. Однако, потеряв свою естественную свободу, бедные не обрели свободы политической. Созданные путем договора государство и законы «наложили новые путы на слабого и придали новые силы богатому». В противовес такому направлению развития общества Руссо предлагает свою концепцию «создания Политического организма как подлинного договора между народами и правителями». В результате такого договора «вместо отдельных лиц создается условное коллективное Целое. Это Целое получает в результате свое единство, свое общее Я, свою жизнь и волю. Это лицо юридическое (person publique) некогда именовалось Гражданской общиной, ныне же именуется Республикой, или Политическим организмом: его члены называют этот Политический организм Государством, когда он пассивен, Сувереном, когда он активен, Державою — при сопоставлении его с ему подобными. Что до членов ассоциации, то они в совокупности получают имя народа, а в отдельности называются гражданами как участвующие в верховной власти и подданными как подчиняющиеся законам Государства».

Руссо делает акцент в своих  политических построениях не на индивиде, а на группе, классе, сословии, поэтому  отдельный гражданин в них  часто поглощается обществом.

Наиболее подробно Руссо  развивает идею народного суверенитета (что отражало интересы плебейско-демократических  сил Франции), из которой выводит  принцип постоянного народного  контроля за государственными организациями через демократический «трибунал». Согласно принципу народного суверенитета, революции против тиранов не являются злом, они закономерны и справедливы. Руссо выдвинул идею прямого народоправления в демократической республике, где четко разделены законодательная и исполнительная власть государства.

 

Идеалами такой республики, высшим благом человека, как подчеркивал  Руссо в работе «Об общественном договоре», являются принципы — свобода, равенство, демократия и соблюдение общественного договора.

Теория разделения властей  находит свое дальнейшее развитие в  учении Руссо. Он подчеркивает, что  «всякое свободное действие имеет  две причины, которые сообща производят его: одна из них — моральная, другая — физическая. Первая — это воля, определяющая акт, вторая — сила, его  исполняющая». У политического организма  те же движители, в нем также различают  силу и волю: последнюю под названием  законодательной власти, первую —  под названием власти исполнительной. Законодательную власть Руссо характеризует  как «сердце государства». «Не  законами живо Государство, а законодательной  властью. Закон, принятый вчера, не имеет  обязательной силы сегодня, но молчание подразумевает молчаливое согласие, и считается, что суверен непрестанно  подтверждает законы, если он их не отменяет».

Руссо принадлежит гипотеза о важнейшей роли частной собственности  в процессе возникновения общественного  неравенства, государства и права. Отсюда он выводит тезис о справедливости требований и даже активной борьбы против неравного распределения  собственности.

Своим учением о законе как выражении общей воли и  о законодательной власти как  прерогативе неотчуждаемого народного  суверенитета, своей концепцией общественного  договора и принципов организации  государства, Руссо оказал огромное воздействие на последующую государственно-правовую теорию и социально- политическую практику.

 

Жан-Жак Руссо (1712–1778) –  один из ярких и оригинальных мыслителей во всей истории общественных и политических учений. Его социальные и политико-правовые взгляды изложены в таких произведениях, как: «Рассуждение по вопросу: способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов» (1750), «Рассуждение о происхождении  и основаниях неравенства между  людьми» (1754), «О политической экономии» (1755), «Суждение о вечном мире», «Об  общественном договоре, или Принципы политического права» (1762).

 Проблемы общества, государства  и права освещаются в учении  Руссо с позиций обоснования  и защиты принципа и идей  народного суверенитета. Распространенные  в то время представления о  естественном состоянии Руссо  использует как гипотезу для  изложения своих, во многом  новых, взглядов на весь процесс  становления и развития духовной, социальной и политико-правовой  жизни человечества. В естественном  состоянии, по Руссо, нет частной  собственности, все свободны и  равны. Неравенство здесь вначале  лишь физическое, обусловленное  природными различиями людей.  Однако с появлением частной  собственности и социального  неравенства, противоречивших естественному равенству, начинается борьба между бедными и богатыми. Выход из таких условий, инспирированный «хитроумными» доводами богатых и вместе с тем обусловленный жизненными интересами всех, состоял в соглашении о создании государственной власти и законов, которым будут подчиняться все. Однако, потеряв свою естественную свободу, бедные не обрели свободы политической.

Обосновываемая Руссо  концепция общественного договора выражает в целом идеальные его  представления о государстве  и праве. Основная мысль Руссо  состоит в том, что только установление государства, политических отношений  и законов, соответствующих его  концепции общественного договора, может оправдать – с точки  зрения разума, справедливости и права  – переход от естественного состояния  в гражданское. Идеальные представления Руссо находятся в очевидном противоречии с его же догадками о роли частной собственности и неравенства в общественных отношениях и обусловленной этим объективной необходимости перехода к государству. В трактовке Руссо современный ему феодальный строй, критически соотнесенный с буржуазно-демократическими принципами общественного договора, лишается своей легитимности, справедливого и законного характера – словом, права на существование: он держится не на праве, а на силе. Но сила не создает права – ни в естественном ни в гражданском состоянии. Моральное вообще не может результатом физической мощи. Основой любой законной власти могут быть лишь соглашения. Руссо различает четыре рода законов: политические, гражданские, уголовные и законы четвертого рода, «наиболее важные из всех» – «нравы, обычаи и особенно мнение общественное». Он подчеркивает, что к его теме общественного договора относятся только политические законы. В духе Монтескье и других авторов Руссо говорит о необходимости учета в законах своеобразия географических факторов страны, занятий и нравов народа и т. д. Законы – необходимые условия гражданской ассоциации и общежития. Но создание системы законов – дело великое и трудное, требующее больших знаний и проницательности.

Своим учением о законе как выражении общей воли и  о законодательной власти как  прерогативе неотчуждаемого народного  суверенитета, своей концепцией общественного  договора и принципов организации  государства Руссо оказал огромное воздействие на последующее развитие государственно-правовой мысли и  социально-политической практики. Его  доктрина стала одним из основных идейных источников в процессе подготовки и проведения французской буржуазной революции, особенно на ее якобинском этапе.

 

Жан-Жак Руссо (17121778) был  основателем нового направления  политической мысли - буржуазного радикализма, который отвечал интересам мелкобуржуазных  слоев города и деревни.

Руссо придерживался теории естественного состояния. В соответствии с ней в условиях естественного  состояния не было частной собственности, люди были независимыми, а поэтому  свободными.

По мере своего развития люди постепенно устанавливают общественные связи. Период перехода от состояния  дикости к состоянию общения, когда неравенство сводилось  лишь к различиям возраста и физической силы, Руссо считал самой счастливой эпохой. Дальнейшее развитие человечества, связанное в первую очередь с  возникновением частной собственности  на землю, привело к имущественному неравенству и как следствие  этого - к борьбе богатых и бедных. У имущих появляется потребность в защите частной собственности. Для ее реализации им удается склонить людей к договору о создании государства, которое якобы необходимо для защиты общества от раздоров. В действительности же государство привело не только к закреплению социально-экономического, но и политического неравенства людей: они стали делиться не только на богатых и бедных, но также на правящих и подвластных. На смену естественному состоянию приходит гражданское общество. В интересах богатых утверждаются законы. Они уничтожили естественную свободу людей, закрепили частную собственность.

Переход к свободе и  равенству, пишет Руссо в своем  главном труде «Об общественном договоре, или Принципы политического  права», предполагает заключение такого общественного договора, в соответствии с которым каждый человек должен отказаться от принадлежащих ему  прав на защиту своей личности и  имущества в пользу сообщества. Но взамен этого он приобретает «свободу гражданскую и право собственности  на все то, чем обладает». На основе общественного договора создается  ассоциация свободных и равных индивидов, образующих республику.

По условиям общественного  договора суверенитет, т. е. верховная  власть, принадлежит народу. Суверенитет  народа заключается в его законодательной  власти. Он неотчуждаем и неделим. Поэтому нет надобности в представительных органах. По его мнению, исполнительная власть должна создаваться не на основе общественного договора, а по решению  суверена в качестве посредника между  ним и подданными. Если законодательная  власть как суверенная должна осуществляться только самим народом, то исполнительная власть, в зависимости от того, кому она вручена, может быть монархией, аристократией, демократией.

 

3. Политико-правовое учение  Руссо

Жан-Жак Руссо (1712–1778) –  один из ярких и оригинальных мыслителей во всей истории общественных и политических учений.

Его социальные и политико-правовые взгляды изложены в работе "Об общественном договоре, или Принципы политического права" (1762).

Проблемы общества, государства  и права освещаются в учении Руссо  с позиций обоснования и защиты принципа и идей народного суверенитета.

Распространенные в то время представления о естественном состоянии Руссо использует как  гипотезу для изложения своих, во многом новых, взглядов на весь процесс  становления и развития духовной, социальной и политико-правовой жизни  человечества.

В естественном состояний, по Руссо, нет частной собственности, все свободны и равны. Неравенство здесь вначале лишь физическое, обусловленное природными различиями людей. Однако с появлением частной собственности и социального неравенства, противоречивших естественному равенству, начинается борьба между бедными и богатыми.

Выход из таких условий, инспирированный "хитроумными" доводами богатых  и вместе с тем обусловленный  жизненными интересами всех, состоял  в соглашении о создании государственной  власти и законов, которым будут  подчиняться все. Однако, потеряв  свою естественную свободу, бедные не обрели свободы политической. Созданные путем договора государство и законы "наложили новые путы на слабого и придали новые силы богатому, безвозвратно уничтожили естественную свободу, навсегда установили закон собственности и неравенства, превратили ловкую узурпацию в незыблемое право и ради выгоды нескольких честолюбцев обрекли с тех пор весь человеческий род на труд, рабство и нищету".

Неравенство частной собственности, дополненное политическим неравенством, привело, согласно Руссо, в конечном счете к абсолютному неравенству при деспотизме, когда по отношению к деспоту все равны в своем рабстве и бесправии.

В противовес такому ложному, порочному и пагубному для  человечества направлению развития общества и государства Руссо  развивает свою концепцию "создания Политического организма как  подлинного договора между народами и правителями".

При этом основную задачу подлинного общественного договора, кладущего  начало обществу и государству и знаменующего превращение скопления людей в суверенный народ, а каждого человека – в гражданина, он видит в создании "такой формы ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде".

Информация о работе Политико-правовые идеи