Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 23:54, доклад
Политические идеи Руссо непосредственно связаны с его философским учением и социальной теорией. Основные принципы его концепций — это демократизм, гуманизм, антимонархизм, коллективизм. Руссо исходил из гипотезы о естественном состоянии человечества, в котором все были равны и которое он, в отличие от Гоббса, называл — «золотым веком человечества», где господствовали свобода, равенство, общественная собственность. Однако с появлением частной собственности и социального неравенства, противоречивших естественному равенству, начинается борьба между бедными и богатыми.
Жан-Жак Руссо.
Жан-Жак Руссо (Rousseau), 1712-1778, - один из наиболее ярких представителей Просвещения во Франции.Его главные политико-правовые труды: "Рассуждения о происхождении и причинах неравенства между людьми" (1754) и "Об общественном договоре, или принципы политического права" (1762).
Основой политико-правовой концепции Руссо была идея народного суверенитета. Руссо, как и многие его предшественников, исходит из идеи о наличии в истории человечества естественного состояния, в котором все люди равны. В отличие от Гоббс, он считает этот период "золотым веком". Этот период характеризуется состоянием свободы и равенства всех. Появление общественного неравенства Руссо связывает с возникновением частной собственности, прежде всего на землю. Люди, уступая своей естественной свободой, получают свободу гражданскую и, заключив общественный договор, создают государство и право. В концепции Руссо является важным то, что он отрицает необходимость наличия правителя и того, кем правят. Свобода, как и равенство, есть высшее благо людей, подчеркивал мыслитель. Для достижения такой свободы он выдвигает идею народного суверенитета, суть которой заключается в том, что, заключая такой общественный договор, все его участники получают равные права. Для этого необходимо, чтобы каждый индивид отказался от прав, принадлежавших ему ранее, в частности права на защиту своей личности и своего имущества, и вместо этих прав, основанных на силе, получил гражданские права и свободы, включая и право собственности. После заключения такого договора лицо и его имущество поступают под защиту сообщества. Индивидуальные права, таким образом, приобретают юридического характера, поскольку они обеспечиваются взаимному согласию и совокупной силой всех граждан. В результате общественного договора, образуется ассоциация равных и свободных индивидов, или республика. Как и Монтескье, он отрицает договор, как соглашение между правителями и теми, кем правят. В его концепции договор - это соглашение между равными субъектами. Подчиняя себя сообществу, индивид не подчиняет себя никому конкретно и остается таким же свободным, как и был раньше. Свобода и равенство участников договора обеспечивают объединение народа в единое целое - коллективную личность, интересы которой не могут противоречить интересам отдельной личности. Собственно, в этом суть идеи Руссо о народном суверенитете, то есть принадлежность суверенитета народу, как базовый принцип республиканского строя. Суверенитет народа проявляется в осуществляемой им законодательной власти, поскольку политическая свобода возможна только в таком государстве, где законодателем выступает народ. Свобода, согласно Руссо, заключается в том, чтобы граждане находились под защитой законов и сами их принимали. А, давая определение закона, он подчеркивал: "Любой закон, если народ не утвердил его непосредственно сам, недействителен; это вообще не закон". Участие всех граждан в законодательной власти исключает, по мнению Руссо, принятие решений, которые бы причинили вред отдельному индивиду. При народном суверенитете, соответственно, отпадает необходимость в том, чтобы верховная власть была ограничена естественными правами индивида. Ее границами служит общее согласие граждан. Общее благо, как цель государства, по убеждению Руссо, может быть выявлено только большинством голосов. Характеризуя народный суверенитет, Руссо выделяет две его важные признаки - он неотчуждаемых и неделим.
Собственно, политико-правовая доктрина Руссо, в значительной степени, легла в основу государственно-правовой практики периода Великой французской революции, со всеми ее положительными и отрицательными чертами.
Политико-правовое учение Руссо
Жан-Жак Руссо (1712 -
1778) - один из наиболее знаменитых
и оригинальных мыслителей не
только эпохи Просвещения, но
и всей истории общественных
и политических учений. Его политико-правовые
взгляды изложены в
Опираясь на методологию
школы естественного права,
Выход из создавшегося
положения - договор о создании
государства - явился, с точки
зрения Руссо, обманом со
Для исправления ситуации
Руссо предлагает создание
В результате заключения
справедливого общественного
Члены ассоциации в
совокупности именуются
Руссо критикует теории
разделения властей и
Руссо различает четыре
рода законов: политические, гражданские,
уголовные и "наиболее важные
из всех, - нравы, обычаи и особенно
общественное мнение". Он подчёркивает,
что к теме общественного
В зависимости от того, кому вручена исполнительная власть, Руссо выделяет три формы правления: демократия (прямая и представительная), аристократия, монархия. Руссо считал, что демократическое правление наиболее пригодно для малых государств, аристократическое - для средних, а монархическое - для больших. Вместе с тем, государство, созданное на основе подлинного общественного договора тождественно республике.
Исполнительная власть
создаётся не на основе
Для поддержания положений
общественного договора и
1. угодно ли суверену
сохранить настоящую форму
2. угодно ли народу оставить управление в руках тех, на кого оно в настоящее время возложено?
По мнению Руссо,
обязательства между людьми и
государством взаимны и
Руссо не возражал
против революционного