Политология – междисциплинарная наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 19:58, курс лекций

Описание работы

В самом общем виде политология - это наука о политике, об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимодействие между людьми.

Содержание работы

1. Политология - междисциплинарная наука, ее законы и категории.
2. Предмет и объект политологии (анализ схемы «Предмет и объект политологии»)
3. Политика, политические отношения и политический процесс. Структура, содержание и сущность политики.
4. Социальная структура и социальная политика. Взаимосвязь и взаимообусловленность
5. Место и роль классов и социальных групп в политике, их сотрудничество и борьба.
6. Экономика и политика: их взаимосвязь и взаимообусловленность
7. Личность как первичный субъект и объект политики.
8. Политическая власть как общественное явление.
9. Понятие и концепция власти. Легитимность власти.
10. Понятие и структура политической системы общества, ее социально-историческая обусловленность.
11. Типология политических систем.
12. Государство в политической системе, его сущность, функции, свойства , признаки.
13. Марксизм о государстве.
14. Политические режимы, их правовой и политический аспект.
15. Понятие и идейные истоки тоталитаризма.
16. Важнейшие права и свободы личности, их роль в гуманизации политики.
17. Три лица законности: законность, суверенитет, власть. Их взаимозависимость, взаимообусловленность и влияние на легитимность власти.
18. Политические партии, партийные системы, их происхождение.
19. Правящие коалиционные, революционные, консервативные и реакционные партии.
20. Общественно-политические движения и организации.
21. Современные общественно-политические движения и организации: сущность и разновидность.
22. Группы давления и общественно-политические движения.
23. Политические элиты. Современные теории элит.
24. Концепции элитообразования, циркуляции и смены элит.
25. Политический лидер. Типология лидерства.
26. Политическая культура, ее сущность и содержание.
27. Античная политическая мысль. Учение Платона и Аристотеля, их взгляды на политику и закон.
28. Основные политические идеи средневековья (Августин -Аврелий, Фома Аквинский).
29. Учение Н.Макиавелли в истории политической мысли.
30. Т.Гоббс.Дж.Локк,Ш-Л Монтескье о регулировании взаимоотношений между государством и гражданами.
31. Русская политическая мысль ХУ11-Х1Х вв.
32. Современная западная политология. Основные школы и течения.
33. Политическая социология Мориса Дюверже.
34. Взгляды Г.Д. Ласуэлла - классика американской политической науки.
35. Сущность и структура политического процесса.
36. Принятие политических решений. Объекты и субъекты политических решений.
37. Культура политических дискуссий.
38. Проблемы политического прогнозирования на современном этапе.
39. Основные этапы развития прогноза. Проблема объективной истинности политического прогнозирования.
40. Типология политических режимов.
41. Политическое развитие: понятие и критерии.
42. Рассмотрите соотношение понятия «Политическое развитие» и «политическая модернизация». Их сущность и характеристики.
43. Характеристика трех критериев политического развития:
44. а) структурная дифференциация
45. б) способности системы
46. в) тенденция к равноправию
47. Основные этапы эволюции теории политической модернизации и их связь с историческим развитием мирового сообщества .
48. Переход от авторитаризма (тоталитаризма) к демократии. Пути перехода к демократии. Модели перехода к демократии. Пять возможных исходов переходного периода.
49. Политика как наука и учебная дисциплина
50. Предмет, законы и категории политики.
51. Политика как общественное явление.
52. Содержание мира политики.
53. Ведущая роль современной зарубежной политики : школа политологов США.
54. Немецкая школа политической науки.
55. Политическая школа Франции.
56. Методы и функции политологии.
57. Место политологии в системе гуманитарных знаний.
58. Типология форм политического устройства по Аристотелю.
59. Концепция «общественного договора» и «естественного права» (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж-Ж. Руссо).
60. Учение Ш. Монтескье о разделении властей.
61. Политическая власть: сущность и структура.
62. Механизм осуществления политической власти (объяснить структуру народовластия в России)
63. Эффективность и легитимность власти (начертить и объяснить схему структуры местного самоуправления в РФ).
64. Типы политического господства по Веберу (Рассмотреть схему – легальное, традиционное, харизматическое господство).
65. Объяснить уровни легитимности власти, дать понятия , разобрать схему.
66. Гражданское общество – понятие, структура, функции.
67. Группы интересов - понятие, структуры, функции и типы. Лоббизм.
68. Правящая элита и ее роль в политике.
69. Характер и тенденции изменений элиты советского/российского общества.
70. Политическое лидерство : природа, функции, типы и стили (схема №10).
71. Политический режим – понятие, типы.
72. Тоталитаризм как исторический и политический феномен.
73. Авторитарный политический режим.

Файлы: 1 файл

1.doc

— 649.50 Кб (Скачать файл)

Однако социальная функция власти по обеспечению целостности  и упорядочению разнообразных интересов и отношений между людьми может достигаться различными способами, что определяет социальное содержание власти. Властное начало может быть конструктивным, созидающим, а может иметь разрушительные последствия. Так, властное управление может осуществляться вопреки интересам управляемых путем манипулирования массовым сознанием. Скажем, длительная идеологическая обработка населения, создание атмосферы массового психоза и подозрения с помощью пропагандистских мифов о «военной угрозе» или наличии «внутреннего врага» заметно снижают уровень рациональности в поведении людей, ведут к их социальной и культурной деградации. Функция упорядочивания социальных взаимосвязей может быть реализована и путем гармонизации человеческих интересов и потребностей, реализации интересов большинства населения. Но нередко целостность общества достигается прямым подавлением интересов одной группы (управляемых) другой группой (управляющих).  Следовательно, социальное содержание власти неоднозначно.

 

Понятие и концепции  власти. Легитимность власти.

 

Центральным пунктом  теории политики является понятие власти. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и  самой политики. Власть присутствует во всех видах человеческих отношений  и незаменима в развитии общества. Политическая власть – важнейший регулятор человеческих отношений, поэтому проблемы ее происхождения и развития являются основными в политической науке.


 


 


 

 

 

 

Существуют различные  концепции власти, отражающие сложную  природу этого явления:

  1. Телеологическая концепция – одна из наиболее ранних. Она исходит из божественного объяснения природы власти. Согласно ей всякая власть происходит от Бога, а все монархи, осуществляющие власть, - это наместники Бога на Земле, исполняющие его волю. (Аврелий Августин и др.)
  2. Биологическая концепция. Власть рассматривается как механизм обуздания человеческой агрессивности, заложенной в инстинктах. (Ницше, Гитлер).
  3. Бихевиористская концепция – трактует власть как особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются. Это поведенческое понимание власти. Оно индивидуализирует власть, сводит к взаимодействию реальных личностей. Человек = «властолюбивое животное».
  4. Структурно-функциональная концепция - Власть рассматривается как способ самоорганизации человеческой общности, основанный на целесообразности разделения функции управления и исполнения. Без власти невозможны коллективное существование человека, совместная жизнедеятельность многих людей  (Парсонс).

Все концепции в своей  сущности сходятся на том, что власть начинается там, где возникает подчинение.

Иначе говоря, власть – это один из сложнейших видов социального взаимодействия, проявляющегося в возможности и праве одного индивида или группы принимать решение приобретающее обязательный характер для другого индивида или группы.

Эффективность власти во многом зависит  от ее легитимности.

Легитимность – это признание обществом законности существующих институтов власти и правомерности принимаемых ими решений. В узком смысле понятие легитимности характеризует законность власти. Правомерность здесь касается убежденности, а не нормативности. Речь идет об определенном политическом консенсусе в обществе, когда массы проявляют приверженность политической власти, политической системе с достигнутыми  здесь основными политическими ценностями.

М.Вебер видел в легитимности гарантию стабильности общества. 

Легитимация - процедура общественного признания какого-либо действия, события, факта, лица, призванная обеспечить политическое участие без принуждения.

Свойства поддержания легитимности власти:

  1. Изменение законодательства в соответствии с новыми требованиями
  2. Стремление использовать традиции при проведении политики и законодательстве
  3. Поддержание в обществе законности и правопорядка.

 

Показателями легитимности являются:

  1. Уровень принуждения
  2. Наличие попыток свержения правительства
  3. Сила гражданского повиновения
  4. Результаты выборов и референдумов
  5. Наличие демонстраций, митингов, пикетов.

Делигитимация - утрата доверия, лишение власти общественного кредита. Основными причинами ее являются: противоречия между ценностями в обществе и интересами правящей элиты, нарастание коррумпированности и бюрократизации в обществе.

 

 

Понятие и структура  политической системы общества,

ее социально-историческая обусловленность.

 

Термин «политическая система» стал широко применяться в политологии, начиная с середины ХХ века. Главным образом это было обусловлено использованием системного подхода для исследования политической жизни. Впервые его применил Т.Парсонс для исследования общества. Согласно предложенной концепции общество представляет собой сложную социальную систему, состоящую из четырех основных подсистем: экономической, социальной, политической и культурной.  Системный подход позволил более четко определить место политики как относительно самостоятельной сферы.

Политическая система -  это совокупность политических институтов, общественных структур, а также их взаимодействий, в которых реализуется политическая власть и осуществляется политическое влияние. Понятие политической системы распространяется на всю политическую жизнь и позволяет представить политику как целостное явление. 

Политическая система общества отражает многообразные интересы социальных групп, которые непосредственно  или через свои организации и  движения оказывают определенное влияние на политическую власть. В случае соответствующего признания эти интересы реализуются при помощи политически управляемых структур, через политический процесс, т.е. путем принятия и осуществления политических решений. Политическая система представляет собой необходимый механизм, посредством которого осуществляться полновластие, суверенитет народа.

Структура политической системы – это чрезвычайно сложное явление. Она состоит из взаимосвязанных друг с другом элементов (подсистем). Обычно выделяют  пять основных подсистем в структуре политической системы.

  1. Институциональная подсистема включает совокупность основных политических институтов и взаимоотношений между ними. Центральное место в ней принадлежит государству. Важную роль играют также, входящие в эту подсистему политические партии, заинтересованные группы, средства массовой коммуникации, церковь.
  2. Нормативная подсистема включает правовые нормы, традиции, обычаи, нравственные принципы, регулирующие и определяющие политическую жизнь общества.
  3. Функциональная подсистема представляет собой совокупность методов и способов осуществления власти.
  4. Коммуникативная подсистема включает все каналы политического взаимодействия.
  5. Идеологическая подсистема – это совокупность различных по своему содержанию политических идей, представлений субъектов политики.
  6. Культурная подсистема – комплекс типичных для конкретного общества политических ориентаций, установок, ценностей и моделей политического поведения. Политическая культура обеспечивает стабильность политической системы общества и воспроизводство политической жизни на основе преемственнности.

Функции политической системы:

  1. Политическое руководство обществом (управление общественными делами). Функция управления предполагает, прежде всего, определение стратегических целей и перспектив общественного развития. Поэтому соответствующую деятельность иногда называют функцией целеполагания.
  2. Консолидация общественно-политического строя, обеспечение существования общества как единого целого (интегративная функция).
  3. Регулятивная функция - связана с потребностями упорядочения и регламентации политического поведения и политических отношений в государственно-организованном обществе.
  4. Мобилизационная функция, обеспечивает максимальное использование ресурсов общества.
  5. Дистрибутивная функция, направлена на распределение ресурсов и ценностей.
  6. Легитимация. Под этой функцией понимают достижение минимально необходимой степени соответствия реальной политической жизни общепринятым правовым и политическим нормам.

 

Типология политических систем.

 

В современном мире существуют многообразные  политические системы. На процесс их формирования и функционирования оказывает  влияние множество факторов: исторические традиции, культура, экономическое  развитие, зрелость гражданского общества, геополитические условия и т. д.

Типология политических систем осуществляется на основе учета различных признаков (оснований).

1. По критерию характера взаимоотношения с внешней средой политические системы подразделяются на:

  • Закрытые - имеют ограниченные связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям иных систем и самодостаточны, т. е. ресурсы развития находят внутри таких систем.  Примеры - бывшие страны социализма (СССР, Венгрия, Болгария).
  • Открытые - активно обмениваются ресурсами, успешно усваивают передовые ценности иных систем, подвижны и динамичны. Пример - развитые демократические государства Запада

 

2. По политическому режиму, т.е. на основе характера и способов взаимодействия власти, личности и общества выделяются

  • Тоталитарные - характерно полное подчинение личности и общества власти, регламентация и контроль за всеми сферами жизни людей со стороны государства
  • Авторитарные – характерна неограниченная власть меньшинства при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для большинства.
  • Демократические- предполагает приоритет прав личности, контроль общества над властью.

3. По по содержанию и формам управления французский политолог Ж. Блондель различает политические систем на: 

  • либеральные демократии, в которых принятие политических решений ориентировано на ценности индивидуализма, свободы, собственности;
  • коммунистические системы ориентирующиеся на ценности равенства, социальной справедливости;
  • традиционные политические системы, опирающиеся на олигархические формы правления и ориентирующиеся на неравномерное распределение экономических ресурсов и социальных статусов;
  • популистские политические системы, преобладающие в развивающихся странах; они используют стремятся к большему равенству в распределении благ;
  • авторитарно-консервативные политические системы, преследующие цели сохранения социального и экономического неравенства, ограничения политического участия населения.

4. По классовому принципу т. е. интересы какого класса выражает политическая система. Подобная типология характерна для марксизма, который рассматривал политическую систему в качестве инструмента в руках экономически господствующего класса. По этому признаку выделяются:

  • рабовладельческая,
  • феодальная,
  • капиталистическая
  • коммунистическая (социалистическая) политические системы.

 

Государство в политической системе, его сущность, функции,

свойства  и признаки.

Государство является центральным институтом политической системы и обладает сложной институциональной структурой, выполняет специфические функции.

Термин государство трактуется в двух значениях. В широком смысле государство отождествляется по существу с такими понятиями как «страна», «общество». В узком смысле государство понимается как политико-территориальная суверенная организация, особой публичной власти, придающая своим велениям общеобязательное значение в пределах определенной территории. В этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость.

Признаки  государства:

  1. Суверенитет. Понятие суверенитет раскрывается через понятие «верховенство»: общеобязательность решений для всего населения, возможность отмены решений негосударственных политических организаций. Государственный суверенитет характеризуется таким базисными признаками, как единство и неделимость территории, неприкосновенность границ и невмешательство во внутренние дела.
  2. Принудительность Государство располагает системой органов принуждения, применяемого в соответствии с законом в определенных ситуациях. 
  3. Всеобщность. Данный признак показывает, что государство включает в сферу своего воздействия всех людей, находящихся на его территории.

Отличительные признаки государства дополняются  его атрибутами. Наличие публичной власти, отделенной от общества, фиксированной в определенных границах. Появление особого аппарата управления обществом. Отношение господства и подчинения.  Наличие монополии на правотворчество.  Исключительные права государства – денежная эмиссия, осуществление бюджетной политики, монополия на средства вооруженной борьбы.

Информация о работе Политология – междисциплинарная наука