Политология как наука и учебная дисциплина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 18:22, лекция

Описание работы

Процесс формирования политологии как науки берет свое начало в Древнем мире. Об этом свидетельствуют крупнейшие работы того времени, предметом исследования в которых являлись некоторые элементы того, что сегодня составляет сферу политического. В этот же период появилось и понятие для обозначения этой отрасли знаний. Так Аристотель в ряде работ пишет о политике как науке, а в работе ≪Риторика≫ употребляет понятие ≪политическая наука≫. Завершение процесса становления политологии как самостоятельной науки следует связывать с периодом дифференциации наук и вычленения политических знаний из совокупности философских, исторических, юридических и др. знаний в период конца XIX — начала XX в.

Файлы: 1 файл

lektsia_1.docx

— 44.13 Кб (Скачать файл)

Никита Михайлович Муравьев (1796-1843) — декабрист и политический мыслитель. Автор трех известных проектов российской Конституции. Опираясь на европейские идеи и американский опыт того времени, Муравьев обосновывает необходимость отмены крепостного права в России и провозглашения для всех ее жителей равных прав и свобод, среди которых указывал на свободу слова и передвижения, свободу совести и свободу заниматься любым делом. Политической основой реализации проекта переустройства России он определял конституционную монархию. Разрабатывал механизм утверждения в России принципа разделения властей. Согласно конституции Муравьева, законодательная власть должна принадлежать Народному вече, исполнительная — правительству во главе с монархом, судебная власть осуществляется системой судов. Автор достаточно убедительно доказывал необходимость федеративного устройства России.

Павел Иванович Пестель (1793-1826) — известный декабрист и политический писатель. Работа: ≪Русская правда≫. Опираясь на европейские идеи естественных прав человека и договорного происхождения государства, он резко критиковал крепостничество и абсолютную монархию как изжившую себя форму правления в России. Исходил из того что народ российский не есть принадлежность или собственность какого-либо лица или семейства.

Его позитивная программа  предполагала безвозмездное наделение  всех крестьян землей, утверждение  республиканского правления на основе избирательного права, предоставляемого лицам мужского пола. Пестель рассматривал возможность федеративного устройства России, исходя из того, что в России множество племен и народов, религий и все это невозможно учесть, управляя из одного центра. Однако его модель государства по сути выглядит унитарным устройством.

- Политико-правовая идеология в России 30–50-х гг. XIX в.

Государственная доктрина графа Уварова - идея официальной народности (православие, самодержавие, народность как столпы русской государственности).

Петр Яковлевич Чаадаев (1794–1856 гг.) - “Философические письма”: писал о пустоте русской истории, об отрыве России от других народов. Причиной отрыва России от величественной истории западных народов Чаадаев считал православие. Цель христианства он видел в учреждении на земле совершенного порядка. Этой цели отвечает западное (католическое) христианство, которому свойственны “животворный принцип единства”, организующее начало и социальность. Византийская православная церковь, наоборот, исповедует аскетизм, покорность, смирение, отрешение от мира. Из-за православия, считал Чаадаев, вся история России шла не так, как история западных народов. Еще резче, чем самодержавие (“национальную власть”), Чаадаев порицал крепостничество.

Обсуждение перспектив развития России породило к концу 30-х гг. два идейных  направления в среде столичной  интеллигенции – западников и  славянофилов.

Западники, вслед за Чаадаевым, видели в странах Западной Европы осуществление идей закона, порядка, долга, справедливости. (Тимофей Николаевич Грановский (1813–1855 гг.). Константин Дмитриевич Кавелин (1818–1885 гг.).

К концу 30-х гг. оформились в течение  общественной мысли противостоящие западникам славянофилы. (Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков, братья К.С. и И.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские): порицали западников за то, что те решали проблемы основ или начал русской (и вообще славянской) жизни отрицательно, усматривая особенность русской жизни в том, что в ней нет чего-то, что есть в Европе. Славянофилы эту же проблему стремились решать положительно, исследуя те особенности русской и славянской жизни, которых нет у других народов. Такой подход привел к противопоставлению Западу России, особенно допетровской Московской Руси.

Главной особенностью России, отличающей ее от Запада, славянофилы называли “общинное начало”, “соборность”, единодушие и согласие. Православный народ сохранил “живое знание”  и “цельную личность”. Славянский мир выше всего ценит общность и свободу внутреннюю (свое духовное единство и единение с богом). Поэтому  у России свой, особый путь, отличный от “ложных начал исторической жизни  Запада”.

Славянофилам были присущи идеи панславизма и мессианской роли России. Порицая порядки буржуазного  Запада, они утверждали, что православный русский народ – богоносец  с его старинными формами общинности избавит от “скверны капитализма” сначала славян, а затем и другие народы.

Ряд идей славянофильства совпадал с лозунгами официальной народности.

Социалистическая политико-правовая идеология во второй половине XIX в.

-Политико-правовая идеология анархизма

Михаил Александрович  Бакунин (1814–1876 гг.)- теоретик революционного анархо-коллективизма. Последним словом науки Бакунин называл признание того, что “уважение человеческой личности есть высший закон человечества и что великая, настоящая цель истории, единственная законная, это – гуманизация и эмансипация – очеловечение и освобождение, реальная свобода, реальное благосостояние, счастье каждого живущего в обществе индивида. Первым человеческим законом, по Бакунину, является солидарность, ибо только коллективная трудовая деятельность способна освободить человека от ига внешней природы и благоустроить поверхность земли. Второй закон общества – свобода.

Эта свобода, являющаяся закономерностью  и целью истории, до сих пор  нарушается. Любая власть создает  привилегии для обладающих ею, стремится прежде всего увековечить себя. Независимо от формы любое государство стремится поработить народ насилием и обманом. Государство – не меньшее зло, чем эксплуатация человека человеком, и все, что делает государство – тоже зло.

Государство, доказывал Бакунин, развращает и тех, кто облечен властью, делая  их честолюбивыми и корыстолюбивыми  деспотами, и тех, кто принужден  подчиняться власти, делая их рабами. В любом человеке обладание властью  воспитывает презрение к народным массам и преувеличение своих  собственных заслуг. Бакунин звал к интернациональной анархической социальной революции, которая уничтожит  капитализм и государство. Задачу революции  Бакунин видел в том, чтобы  открыть дорогу осуществлению народного  идеала, создать общую свободу  и общее человеческое братство на развалинах всех существующих государств. Будущее общество Бакунин представлял  себе как вольную организацию  рабочих масс снизу вверх, федерацию  самоуправляющихся трудовых общин  и артелей без центральной  власти и управления.

 Политико-правовая идеология  “русского социализма” (народничества)

Основные положения теории “русского  социализма” разработал Александр Иванович Герцен (1812 – 1870 гг.). Герцен пришел к выводу, что страной, в которой есть возможность соединить социалистические идеи с исторической реальностью, является Россия, где сохранилось общинное землевладение. В русском крестьянском мире, утверждал он, содержатся три начала, позволяющие осуществить экономический переворот, ведущий к социализму: 1) право каждого на землю, 2) общинное владение ею, 3) мирское управление.

Герцен уделял большое внимание способам осуществления социальной революции. В его произведениях  немало суждений о неизбежности насильственного  низвержения капитализма. Однако Герцен отнюдь не был сторонником обязательного  насилия и принуждения.

В те же годы Герцен разрабатывал идею избрания и созыва всенародного бессословного  “Великого Собора” – Учредительного собрания для отмены крепостничества, узаконения пропаганды социалистических идей, законной борьбы против самодержавия.

Признанным идеологом народничества  являлся и теоретик анархизма М.А. Бакунин. Он полагал, что Россия и вообще славянские страны могут стать очагом всенародной и всеплеменной, интернациональной социальной революции. Исходя из основных положений теории “русского социализма”, Бакунин писал, что в основании русского народного идеала лежат три главные черты: во-первых, убеждение, что вся земля принадлежит народу, во-вторых, что право на пользование ею принадлежит не лицу, а целой общине, миру; в-третьих (не менее важно, чем две предыдущие черты), “общинное самоуправление и вследствие того решительно враждебное отношение общины к государству”.

Вместе с тем, предупреждал Бакунин, русскому народному идеалу присущи  и затемняющие черты, замедляющие  его осуществление: 1) патриархальность, 2) поглощение лица миром, 3) вера в царя. Призывая образованную молодежь к пропаганде, подготовке и организации всенародного бунта, Бакунин подчеркивал необходимость  действий по строго обдуманному плану, на началах самой строгой дисциплины и конспирации.

Петр Лаврович Лавров (1823–1900 гг.): стремился обосновать теорию социализма новейшими достижениями политэкономии, социологии и естественных наук. Известным вкладом в теорию “русского социализма” была выведенная Лавровым “формула прогресса”: “Развитие личности в физическом, умственном и нравственном отношении; воплощение в общественных формах истины и справедливости”.

Социализм в России, писал Лавров, подготовлен ее экономическим строем (общинное землепользование) и будет достигнут в результате повсеместной народной революции, которая создаст “народную федерацию русских революционных общин и артелей”.

В отличие от Бакунина, Лавров считал государство злом, которое нельзя уничтожить сразу, а можно только довести “до минимума несравненно  меньшего, чем те минимумы, которые  представляла предшествующая история”. Государство будет сведено к  “минимальному минимуму” по мере нравственного воспитания общества, утверждения солидарности (чем меньше в обществе солидарности, тем могущественнее государственный элемент).

Теоретиком народничества был  также Петр Никитич Ткачев (1844–1885 гг.).

В отличие от других народников, Ткачев утверждал, что в России уже нарождаются  формы буржуазной жизни, разрушающие  “принцип общины”. Сегодня государство  – фикция, не имеющая корней в  народной жизни, писал Ткачев, но завтра оно станет конституционным и  получит могучую поддержку объединенной буржуазии. Поэтому нельзя терять время  на пропаганду и подготовку революции, как предлагают “пропагандисты” (сторонники Лаврова). Задача революционеров в том, чтобы ускорить процесс общественного  развития.

Партия умственно и нравственно  развитых людей, т.е. меньшинство, должна получить материальную силу путем насильственного  переворота. Необходимость революционного государства, руководимого партией  меньшинства, Ткачев объяснял тем, что  коммунизм не является народным идеалом  крестьянства в России. Исторически  сложившийся строй крестьянской общины создает лишь предпосылки  коммунизма, но путь к коммунизму неизвестен и чужд народному идеалу. Этот путь знает только партия меньшинства, которая  при помощи государства должна исправить  отсталые представления крестьянства о народном идеале и повести его  по дороге к коммунизму.

При помощи революционного государства  правящая партия будет подавлять  свергнутые классы, перевоспитывать  консервативное большинство в коммунистическом духе и проводить реформы в  области экономических, политических, юридических отношений (“революция сверху”).

 

 


Информация о работе Политология как наука и учебная дисциплина