Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 18:22, лекция
Процесс формирования политологии как науки берет свое начало в Древнем мире. Об этом свидетельствуют крупнейшие работы того времени, предметом исследования в которых являлись некоторые элементы того, что сегодня составляет сферу политического. В этот же период появилось и понятие для обозначения этой отрасли знаний. Так Аристотель в ряде работ пишет о политике как науке, а в работе ≪Риторика≫ употребляет понятие ≪политическая наука≫. Завершение процесса становления политологии как самостоятельной науки следует связывать с периодом дифференциации наук и вычленения политических знаний из совокупности философских, исторических, юридических и др. знаний в период конца XIX — начала XX в.
Никита Михайлович Муравьев (1796-1843) — декабрист и политический мыслитель. Автор трех известных проектов российской Конституции. Опираясь на европейские идеи и американский опыт того времени, Муравьев обосновывает необходимость отмены крепостного права в России и провозглашения для всех ее жителей равных прав и свобод, среди которых указывал на свободу слова и передвижения, свободу совести и свободу заниматься любым делом. Политической основой реализации проекта переустройства России он определял конституционную монархию. Разрабатывал механизм утверждения в России принципа разделения властей. Согласно конституции Муравьева, законодательная власть должна принадлежать Народному вече, исполнительная — правительству во главе с монархом, судебная власть осуществляется системой судов. Автор достаточно убедительно доказывал необходимость федеративного устройства России.
Павел Иванович Пестель (1793-1826) — известный декабрист и политический писатель. Работа: ≪Русская правда≫. Опираясь на европейские идеи естественных прав человека и договорного происхождения государства, он резко критиковал крепостничество и абсолютную монархию как изжившую себя форму правления в России. Исходил из того что народ российский не есть принадлежность или собственность какого-либо лица или семейства.
Его позитивная программа
предполагала безвозмездное наделение
всех крестьян землей, утверждение
республиканского правления на основе
избирательного права, предоставляемого
лицам мужского пола. Пестель рассматривал
возможность федеративного
- Политико-правовая идеология в России 30–50-х гг. XIX в.
Государственная доктрина графа Уварова - идея официальной народности (православие, самодержавие, народность как столпы русской государственности).
Петр Яковлевич Чаадаев (1794–1856 гг.) - “Философические письма”: писал о пустоте русской истории, об отрыве России от других народов. Причиной отрыва России от величественной истории западных народов Чаадаев считал православие. Цель христианства он видел в учреждении на земле совершенного порядка. Этой цели отвечает западное (католическое) христианство, которому свойственны “животворный принцип единства”, организующее начало и социальность. Византийская православная церковь, наоборот, исповедует аскетизм, покорность, смирение, отрешение от мира. Из-за православия, считал Чаадаев, вся история России шла не так, как история западных народов. Еще резче, чем самодержавие (“национальную власть”), Чаадаев порицал крепостничество.
Обсуждение перспектив развития России породило к концу 30-х гг. два идейных направления в среде столичной интеллигенции – западников и славянофилов.
Западники, вслед за Чаадаевым, видели в странах Западной Европы осуществление идей закона, порядка, долга, справедливости. (Тимофей Николаевич Грановский (1813–1855 гг.). Константин Дмитриевич Кавелин (1818–1885 гг.).
К концу 30-х гг. оформились в течение общественной мысли противостоящие западникам славянофилы. (Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков, братья К.С. и И.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские): порицали западников за то, что те решали проблемы основ или начал русской (и вообще славянской) жизни отрицательно, усматривая особенность русской жизни в том, что в ней нет чего-то, что есть в Европе. Славянофилы эту же проблему стремились решать положительно, исследуя те особенности русской и славянской жизни, которых нет у других народов. Такой подход привел к противопоставлению Западу России, особенно допетровской Московской Руси.
Главной особенностью России, отличающей ее от Запада, славянофилы называли “общинное начало”, “соборность”, единодушие и согласие. Православный народ сохранил “живое знание” и “цельную личность”. Славянский мир выше всего ценит общность и свободу внутреннюю (свое духовное единство и единение с богом). Поэтому у России свой, особый путь, отличный от “ложных начал исторической жизни Запада”.
Славянофилам были присущи идеи панславизма и мессианской роли России. Порицая порядки буржуазного Запада, они утверждали, что православный русский народ – богоносец с его старинными формами общинности избавит от “скверны капитализма” сначала славян, а затем и другие народы.
Ряд идей славянофильства совпадал
с лозунгами официальной
Социалистическая политико-
-Политико-правовая идеология анархизма
Михаил Александрович Бакунин (1814–1876 гг.)- теоретик революционного анархо-коллективизма. Последним словом науки Бакунин называл признание того, что “уважение человеческой личности есть высший закон человечества и что великая, настоящая цель истории, единственная законная, это – гуманизация и эмансипация – очеловечение и освобождение, реальная свобода, реальное благосостояние, счастье каждого живущего в обществе индивида. Первым человеческим законом, по Бакунину, является солидарность, ибо только коллективная трудовая деятельность способна освободить человека от ига внешней природы и благоустроить поверхность земли. Второй закон общества – свобода.
Эта свобода, являющаяся закономерностью и целью истории, до сих пор нарушается. Любая власть создает привилегии для обладающих ею, стремится прежде всего увековечить себя. Независимо от формы любое государство стремится поработить народ насилием и обманом. Государство – не меньшее зло, чем эксплуатация человека человеком, и все, что делает государство – тоже зло.
Государство, доказывал Бакунин, развращает
и тех, кто облечен властью, делая
их честолюбивыми и
Политико-правовая идеология
“русского социализма” (
Основные положения теории “русского социализма” разработал Александр Иванович Герцен (1812 – 1870 гг.). Герцен пришел к выводу, что страной, в которой есть возможность соединить социалистические идеи с исторической реальностью, является Россия, где сохранилось общинное землевладение. В русском крестьянском мире, утверждал он, содержатся три начала, позволяющие осуществить экономический переворот, ведущий к социализму: 1) право каждого на землю, 2) общинное владение ею, 3) мирское управление.
Герцен уделял большое внимание способам осуществления социальной революции. В его произведениях немало суждений о неизбежности насильственного низвержения капитализма. Однако Герцен отнюдь не был сторонником обязательного насилия и принуждения.
В те же годы Герцен разрабатывал идею
избрания и созыва всенародного бессословного
“Великого Собора” –
Признанным идеологом
Вместе с тем, предупреждал Бакунин,
русскому народному идеалу присущи
и затемняющие черты, замедляющие
его осуществление: 1) патриархальность,
2) поглощение лица миром, 3) вера в царя.
Призывая образованную молодежь к пропаганде,
подготовке и организации всенародного
бунта, Бакунин подчеркивал
Петр Лаврович Лавров (1823–1900 гг.): стремился обосновать теорию социализма новейшими достижениями политэкономии, социологии и естественных наук. Известным вкладом в теорию “русского социализма” была выведенная Лавровым “формула прогресса”: “Развитие личности в физическом, умственном и нравственном отношении; воплощение в общественных формах истины и справедливости”.
Социализм в России, писал Лавров, подготовлен ее экономическим строем (общинное землепользование) и будет достигнут в результате повсеместной народной революции, которая создаст “народную федерацию русских революционных общин и артелей”.
В отличие от Бакунина, Лавров считал государство злом, которое нельзя уничтожить сразу, а можно только довести “до минимума несравненно меньшего, чем те минимумы, которые представляла предшествующая история”. Государство будет сведено к “минимальному минимуму” по мере нравственного воспитания общества, утверждения солидарности (чем меньше в обществе солидарности, тем могущественнее государственный элемент).
Теоретиком народничества был также Петр Никитич Ткачев (1844–1885 гг.).
В отличие от других народников, Ткачев
утверждал, что в России уже нарождаются
формы буржуазной жизни, разрушающие
“принцип общины”. Сегодня государство
– фикция, не имеющая корней в
народной жизни, писал Ткачев, но завтра
оно станет конституционным и
получит могучую поддержку
Партия умственно и
При помощи революционного государства правящая партия будет подавлять свергнутые классы, перевоспитывать консервативное большинство в коммунистическом духе и проводить реформы в области экономических, политических, юридических отношений (“революция сверху”).
Информация о работе Политология как наука и учебная дисциплина