Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 12:25, реферат
Политология - наука о политике, т.е. наука о такой сфере жизнедеятельности человека, которая связана с властными отношениями, с политическими институтами, с государственно-политической организацией общества, нормами, принципами, действие которых должно обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между обществом и государством, взаимоотношения между людьми.
I.Предмет политологии…………………………………………………………..2
1) Появление и развитие политической науки……………………………..2
II.Методологические основы и функции политологии………………………...7
1) Политические закономерности……………………………………………7
2) Основные функции политологии………………………………………….8
3) Основные методы политологии…………………………………………...9
III.Основные парадигмы и школы политологии………………………………13
1) Основные парадигмы политологии……………………………………...13
2) Национальные политологические школы……………………………….17
IV. Политология в системе профессиональной подготовки технических специалистов……………………………………………………………………..18
Однако как метод исследования моделирование в политике применяют в нашей стране достаточно редко. Причины здесь следующие: слабая компьютерная и математическая подготовка политологов, отсутствие необходимой компьютерной и вычислительной техники, соответствующих программ для ЭВМ, невозможность полного перевода всей гаммы политических явлений и процессов на компьютерный и математический язык и т. д.
Бихевиористский метод. Метод предполагает изучение политических процессов и явлений на основе анализа поведения (политического поведения) групп и отдельных людей.
Использование бихевиористского метода в политологии предопределено предположением, что политика как общественное явление имеет, в первую очередь, индивидуальное измерение, а все групповые формы деятельности она выводит именно из анализа поведения индивидуумов, которые соединены групповыми связями. Такого рода подход предполагает, что доминирующим мотивом участия в политике является психологическая ориентация. Политический бихевиоризм своими корнями уходит к началу нынешнего столетия, к трудам известного немецкого ученого М. Вебера. Но всё же на Западе резкий скачок в его развитии произошел после Второй мировой войны в основном благодаря работам американских политологов. Даже стали говорить о так называемой «бихевиористской» (поведенческой) революции в политологии, связанной прежде всего с использованием новых количественных и эмпирических методов, заимствованных из арсеналов психологии, экономической науки, социологии а также математики, географии, кибернетики и даже медицины. Из медицины и психологии в политическую науку начали внедряться лабораторные эксперименты и тесты, из социологии - анкетные опросы, наблюдения, интервью, из статистики и математики - регрессионный, факторный, корреляционный и другие виды анализа, а также методы теории игр и математическое моделирование. Впоследствии активно стали создаваться информационные базы политических данных и экспериментальные системы «искусственного интеллекта» на основе ЭВМ. Бихевиористский подход был призван обозначить на массовом уровне реальные причины и параметры политического поведения. В политических исследованиях акцент ставился не на формально-юридическом анализе политических и государственно-правовых институтов и не на изучении формальной структуры политической системы общества, а на исследование различных аспектов поведения людей как участников политического процесса.
С точки зрения истории появление бихевиористского метода ознаменовало своего рода протест в политологии, который выражал открытое недовольство достижениями традиционной политической науки, в частности применяемыми в ней институциональными и историческими подходами. Потребовались новые подходы и методы, которые бы вооружили политическую науку системными теориями и эмпирическими гипотезами. Несомненно, рождение бихевиоризма связано и с особой расположенностью американской культуры к прагматизму, науке, поклонению фактам и т. д.
Наряду с названными методами при исследовании политики широко применяются и общенаучные методы (принципы) исследования:
- принцип системности - исследование объекта как системы, определение его целостности и создание единой теоретической картины;
- принцип единства теории и практики - гарант объективности знаний, критерий истинности итогов познания;
- детерминистский принцип - признание объективной взаимообусловленности и взаимосвязи явлений духовного и материального мира, существования причинности всех явлений;
- принцип единства эмпирического и теоритического - выявление целостности научного исследования, практическая проверка итоговых теоретических положений;
- исторический подход - исследование социальных явлений в их временном развитии, определение связи настоящего, будущего и прошлого.
Данные методы принадлежат не только политологии, но и обществознанию в целом, их используют в процессе познания, исследования любых общественных процессов и явлений, в том числе политических.
III.Основные парадигмы и школы политологии
Как и другие социальные дисциплины, политология относится к разряду полипарадигматических наук, другими словами она допускает сосуществование разнообразных концептуальных подходов к изучению политики, которые поддерживают соответствующие школы и группы.
Парадигма (греч. paradeigma – образец, пример) - теория (модель постановки проблем), принятая за образец решения исследовательских задач.
В науковедение определение «парадигма» введено в 60-е гг. нашего столетия американским историком науки Т. Куном. По куновской концепции, парадигма обозначает направленность изучению политики, в русле которой исследователь, основываясь теми или иными традициями, политическими идеями и теории, осуществляет решение конкретной проблемы.
Логическая модель развития научного познания политики, по Куну, это процесс последовательной смены парадигм: накопление фактов, которые противоречат принятой парадигме, выдвижение других конкурирующих теорий, которые ведут борьбу за лидерство, заканчивающуюся победой одной из них - новой парадигмы. Таким образом, можно подытожить, что история политологии - это история постоянного обновления и необходимого обогащения парадигм.
В наше время выделяют следующие основные парадигмы политологии.
Теологическая парадигма. Она сформировалась ещё на начальном этапе развития политической науки, когда божественным признавался весь социально-политический строй, а государство и власть рассматривались лишь как часть созданного Богом универсального мирового порядка. Конечно, такое объяснение природы политики сложно назвать научным. Но все-таки следует помнить, что такая форма интерпретации политических процессов существовала несколько веков.
Натуралистическая парадигма. Данная парадигма объясняет политику главным образом внесоциальными природными факторами - климатическими условиями, географической средой, биологическими и расовыми особенностями человека и т. д.
Натурализм возник в древности. Гиппократ, Аристотель, Платон в своих работах указывали на воздействие географической среды на политику. В XVII-XVIII вв. натурализм становится одним из ведущих принципов европейской просветительской мысли. Приверженцы этого направления стремились распространить на поведение человека и общественную жизнь закономерности, установленные в физических науках. Преимущественно использовался принцип тождества макро- и микрокосмоса, развития биологического организма и общества. В политологии натурализм получил воплощение в геополитике, в психологизаторских концепциях, в биополитике.
Принято считать основателем геополитики французского мыслителя Ж. Бодена (XVI в.), сформулировавшего концепцию воздействия климата на поведение человека. Эта концепция впоследствии была развита Ш. Монтескье в сочинении «О духе законов», где оформились основополагающие принципы «геополитического направления» в политике. Географическая среда, согласно Монтескье, и в первую очередь климат, определяют дух народа, характер общественного устройства и форму государственного устройства.
Идеи геополитики в ХХ в. развил профессор Оксфордского университета Джон Маккиндер. Собственно его работа «Географический стержень истории» (1904) стала базвой всех геополитических концепций XX в. С точки зрения Джона Маккиндера, для практической внешней политики и современного геополитического анализа важнейшее значение имеют географический детерминизм, «размещение» политических сил в конкретной географической среде. Джон Маккиндер исходил из утверждения, впоследствии закрепившегося в геополитике, что государства, не имеющие выхода к морю, несомненно, отстают в развитии. Он разделил мир на морскую и сухопутную силы.
В наши дни учёт геополитических факторов это неотъемлемая часть формирования политического курса каждого государства.
Биополитическая парадигма. Она своими корнями уходит в XIX в., в доктрины раннего позитивизма, согласно которым научная дисциплина должна описывать непосредственно наблюдаемое. В общественной жизни подобным наблюдаемым фактором было поведение, которое, в свою очередь, обозначалось как наблюдаемая совокупность реакций организма на набор фиксируемых стимулов. Объяснение поведения заключалось в однозначно жесткой схеме биополитики: стимул - организм - реакция. Принципиально при этом не признавалось существование каких-либо других внутренних психологических звеньев, опосредующих поведение и реакцию человека. Следовательно, признавалось, что именно возраст, пол, генетические, врожденные качества и свойства людей могут служить основанием для определения характеристик политического поведения, так как только этим свойствам и качествам присущи соответствующие регуляторы.
Именно на таких принципах сформировался бихевиоризм (наука о поведении) - одно из передовых направлений в американской политологии и социологии конца XIX - начала XX в. в 20-30-е гг. классическая форма бихевиоризма достигла расцвета. На данный период приходится пик влияния бихевиоризма на методы и идеи политологии. Внушительный вклад в разработку теоретических и методологических основ поведенческого направления в политологию внесли ученые Чикагского университета Г. Лассуэлл и Ч. Мерриам, сформировав в политической науке США чикагскую школу.
Среди американских политологов большую популярность бихевиоризм завоевал, прежде всего, благодаря четко определённой установке на эмпирическое изучение поведения человека в сфере политики. Этим оно выгодно отличается от доктрин, предложенных в рамках европейских государственно-правовых и социально-философских традиций и характеризующихся узким юридическим формализмом и поверхностным описательством.
Сегодня идеи биополитики находят своё применение в феминистских теориях, в первую очередь в политологии феминизма, изучающей особенности политического поведения женщин, влияние возраста, пола, темперамента в сфере политики.
В 50-60-е гг. XX в. появилось в чём-то сходное с биологическим, психологизаторское направление, получившее активное распространение в политологии. Смысл его сводится к абсолютизации психологических качеств людей, к попыткам объяснить политическое поведение, политическое явление исключительно психологическими качествами малой группы либо индивидуума.
Такой подход реализовался, в частности, в концепции власти Б. Рассела. По мнению Рассела, раскрытие психологии власти, включает в себя анализ таких индивидуальных явлений, как отчаяние, коллективная истерия, страх. Чаще всего именно эти свойства личности используются каким-либо лидером для утверждения себя в образе диктатора. Поэтому самыми важными условиями сохранения демократии и недопущения диктаторского режима, по утверждению Рассела, являются устранение условий, порождающих социальное возбуждение, воспитание человека в духе, исключающем появление склонностей к таким настроениям. Несложно заметить, что данный подход расширяет спектр аргументов союзников бихевиористского направления изучением и анализом скрытых мотивов поведения.
Социальная парадигма. Данная парадигма объединяет разнообразные теории, объясняющие природу политики с помощью социальных факторов, и прежде всего определяющей ролью той или иной области общественной жизни, того или иного общественного явления, либо приобретенными (социокультурными) свойствами субъекта социального действия.
Таких позиций придерживается, например, марксистская концепция, в соответствии с которой политика детерминирована движением экономических процессов и выступает как надстройка над экономическим базисом общества. Отсюда, довольно распространено воззрение политическую жизнь, на политику как относительно автономную область жизни. Данный подход нашёл своё воплощение в концепции элит В. Парето и Г. Моска, в теории рациональности М. Вебера и ряде других направлений и школ.
В западной политологии достаточно популярна концепция «господства права», согласно которой право рассматривается в качестве порождающей причины политики. Приверженцы данной концепции полагают, что не политические деятели, а именно право в состоянии обеспечить социально-политическое компромиссное решение в обществе, которым должны руководствоваться как индивидуумы, так и государство. В их понимании, процесс общественного развития это не что иное, как история господства тех или других сменяющих друг друга законов, следовательно, анализ политической жизни должен быть направлен исключительно к исследованию правовых норм.
Так же к разновидностям социальной парадигмы относится и культурологический подход. Приверженцы данного подхода производят оценку содержания политических процессов по ценностно-нормативным показателям. В итоге политика предстает как продукт осознанных форм и мотиваций поведения людей. При этом в качестве политических ценностей, которые определяют характер поведения человека, называют:
- идеологические, те в основе, которых моральная, нравственная убежденность индивидуумов в ценности какого-либо общественно-политического строя, а также провозглашенных им принципов;
- структурные, те, которые опираются на приверженность индивидуумов нормам и механизму политического режима;
- персональные, те, которые обусловлены верой индивидуумов в личностные качества политических лидеров.
Выбор каких-либо ценностей, а следовательно и форм политического поведения, определяется социокультурными характеристиками людей, которые всегда индивидуализированы.
Таким образом, рассмотренные нами основные подходы к описанию сущности и природы политики показывают многоплановость и сложность политической жизни, а отсюда и невозможность в полной мере объяснить её в рамках одной парадигмы.
К сегодняшнему дню в политологии определились такие направления изучения природы и сущности политической жизни как:
- социологическое - теоретико-методологическое осмысление природы и сущности политики, политических процессов и явлений;