Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 21:25, реферат
Существует много определений понятия «политология». Например, некоторые исследователи рассматривают политологию в широком смысле, как науку изучающую всю совокупность разнородных, разномасштабных и разноуровневых знаний о политике и политическом во всех их проявлениях. В этом случае имеется в виду вся совокупность политических наук: политическая философия, политическая экономик политическое право и т. д. К такому широкому взгляду на политологию наилучшим образом подходит понятие «политические науки».
Политология как наука.
Структура политологии.
Методы и функции политологии.
Субъекты политики.
Группы давления.
История политических учений в западном обществе.
Общественно-политическая мысль в России.
Власть как общественное явление
Политическая система.
Формы государственного правления.
Типы государственного устройства.
Политический режим. Типы политических режимов.
Политическая партия. Сущность, структура. Функции.
Типология политических партий.
Партийные системы.
Общественно - политические движения
Становление партийной системы в России.
Гражданское общество.
Политические процессы.
Избирательные системы
Типы избирательных систем.
Предвыборная компания.
Политические лидеры.
Типология политического лидера.
Понятие «политическая элита». Структура. Функции.
Классификация –основные теории элитизма.
Понятие и функции политической культуры
Современные концепции политической культуры
Политическая социализация
Сущность и значение политических конфликтов. Типология.
Методы регулирования политических конфликтов
Мировые политические идеологии.
Мировая политика и международные отношения.
Геополитика
Внешняя политика.
Россия в системе международных отношений
Взаимодействие политики и экономики
Практическая политология.
Политические технологии
Теоретико-методологическая. Политология разрабатывает теории и методологии исследования политических явлений.
Социализирующая. Позволяет людям разобраться в сути политических процессов.
Мотивационная. Политология может формировать мотивы и действия людей.
Практико-политическая. Экспертиза политических решений, теория политических реформ.
Прогностическая. Политология прогнозирует политические процессы.
Ещё одна трактовка:
В отечественной политологии отмечаются такие функции политики:
- выражение властно значимых интересов всех групп и слоев общества,
- разрешение общественных конфликтов, их рационализация,
- руководство и управление политическими и общественными процессами в интересах тех или иных слоев населения или всего социума в целом,
- интеграция различных
слоев населения за счет
- политическая социализация,
- обеспечение преемственности и инновационности социального развития общ-ва и всего государства в целом
Субъекты политики
(от лат. "субъектус" лежащий внизу, находящийся в основе)
1) лица, группы, партии, движения,
государства, иные
2) тот, кто ведет активную
политическую жизнь,
Политология рассматривает не только содержание деятельности политических институтов, таких как государство, партии, организации, но и исследует социальные условия, в которых эта институционная деятельность осуществляется, ее зависимость от этих условий. Кроме того, политическая жизнь общества не может быть понята без учета места и роли различных социальных групп, классов, религиозных и профессиональных групп, а также отдельных личностей.
Таким образом, в политике объектом и субъектом являются люди. В зависимости от уровня демократизации общества в большей или меньшей степени субъекты власти одновременно являются и объектами: подвластные воздействуют на политиков, контролируют деятельность последних. В качестве субъектов политики выступают народные массы, социальные группы, общности (нации), коллективы, принимающие непосредственное участие в политической деятельности.
Субъект политики представляет собой ее активное начало и осознанно оказывает влияние на выработку и осуществление политических решений. И потому он является носителем сознания и действия в политике.
Типология субъектов политики. Среди всего многообразия субъектов политики пристальное внимание политологов привлекают субъекты 3 типов:
1) индивидуального;
2) группового;
3) институционального.
Субъекты политики на индивидуальном уровне, в свою очередь, могут быть подразделены на 3 вида:
1) рядовой гражданин,
чье участие в политике
2) профессиональный деятель,
выполняющий в государстве
3) частный индивид, действующий
независимо от групповых целей
и не выполняющий при этом
каких-либо профессиональных
Группы как субъекты! политики представлены различными общностями и коллективами, социальными слоями и классами, действующими как на региональном, так и на национальном и транснациональном уровнях. Действия групповых и индивидуальных субъектов политики создают обширное политическое поле, на котором разворачивается деятельность институциональных субъектов политики, таких как государство, политические партии и движения, международные организации и т. п.
Многомерность политической жизни выражается и в том, что она имеет не только классовое, национальное, социально-групповое, но и личностное измерение, причем исследование взаимоотношений личности и государства, личности и власти становится все более значимым в политической науке. В современной политической теории и практике личность все чаще рассматривается как первичный и главный субъект политики.
ГРУППЫ ДАВЛЕНИЯ (от англ. “pressure groups”) – термин, применяемый в политических науках для обозначения различных заинтересованных групп (предпринимательских, финансовых, профсоюзных, религиозных, культурных и др.), которые осуществляют давление на полити-ческие институты с целью принятия определенных политических решений в свою пользу. Группы давления (или как их иногда определяют “группы интересов”) представляют собой образования, созданные с целью оказания влияния на государственные органы власти в благоприятных для представляемых ими людей направлении. Они имеют три основные характеристики: организованность, одинаковость стремлений, использование правительственных институтов для реализации своих целей.
Имеются существенные отличия группы интересов от политической партии. Во-первых, основная цель политический партии – одержать победу на выбо-рах, прийти к власти; в то время как задача группы интересов – оказание скрытого давления (влияния) на парламент и правительство с целью принятия соответствующих (выгодных) законов, постановлений и решений. Во-вторых, имена партийных кандидатов идут в избирательных бюллетенях с указанием названия партии, а группы давления обычно не указывают своего наименования в избирательных бюллетенях, хотя они могут поддерживать тех или иных кандидатов и регистрироваться в парламентах западных стран. В-третьих, группы интересов более “конкретны”, чем партии; они активно и заинтересованно выражают, защищают, “лоббируют” (от англ.
lobby – кулуары) конкретные интересы определенных групп и кругов, используя для этого разнообразные средства влияния на властные органы и их персонал, включая настойчивые просьбы, повышенные гонорары за выступления или публикации, бесплатные зарубежные поездки и т.п. Воздействие на политическую власть осуществляется путем субсидирования политических партий, финансирования политических, избирательных кампаний, развертывания общественных акций с целью поддержки или, наоборот, осуждения кандидатов, использования СМИ и др. Наряду с политическими партиями группы давления или группы интересов, представляют собой отличительное свойство политической системы современных демократических стран.
Развитие общественно-
Русская общественно-
этап. 11 - 17 вв., что типологически
соответствует эпохе
этап. Конец 17 - первая четверть 19 в.
этап. Вторая четверть 19 в. - октябрь 1917 г.
этап. Октябрь 1917 г. - начало 90-х гг., коммунистический.
Характерные черты российской политической мысли:
преобладание крайностей радикализма и консерватизма;
односторонность, категоричность и нетерпимость радикализма и консерватизма, неприятие либерализма;
тесная взаимосвязь политических, религиозных, нравственных, философских идей и концепций;
своеобразие набора и содержания поставленных и решаемых вопросов;
чрезмерная идеализация и мифизация прошлого - консерваторами, будущего - радикалами;
недостаточная политическая и экономическая обоснованность выдвигаемых идей и путей практической реализации.
1 этап. Основателем
общественно-политической
Дальнейшее
развитие политические идеи
Главной идеей
политической мысли Руси 15-го
века - величие власти Московских
государей. Дальнейшее
По этой теории
история человечества
2 этап развития российской политической мысли связан с именем Петра I. Реформы Петра оформили русское феодальное государство в абсолютную монархию, положили начало преодолению промышленной, военной, культурной отсталости страны.
Феофан Прокопович
(1681 - 1736) и В. Н. Татищев (1686 -
1750) отстаивали прогрессивные
Одним из
первых идеологов русской
В эпоху "просвещенного абсолютизма", связанного с правлением Екатерины II, сложились два направления в развитии политической мысли:
идеология феодальной аристократии, стремившейся упрочить свое положение путем ограниченной монархии;
политико-правовые идеи зарождающегося просветительства и либерализма, направленные против крепостного права.
Наиболее видным
идеологом родовой
Активными проповедниками
идей просветительства были С.
Е. Десницкий, Н. Г. Курганов,
Н. И. Новиков, А. Я. Поленов,
И. А. Третьяков, Д. И.
Вершиной критицизма крепостного права в России стали идеи А. Н. Радищева (1749 - 1802).
3 этап. Начало
ему положило восстание
обоснование революционных планов коренного преобразования государственного строя в России;
критика деспотизма в организации государственной власти;
необходимость конституционной монархии, разделения властей, правового государства;
поиск путей развития (самобытный и общеевропейский).
Важнейшими
представителями идеологии
Дальнейшее
развитие общественно-
Этот этап
характерен возникновением
критика не только феодального,
но и буржуазного государства, отрицание
всякого эксплуататорского
ненависть ко всем видам социального и политического угнетения, неравноправию, глубокая вера в светлое будущее народа;
огромное внимание к
национальному вопросу, обоснование
его решения с позиции
Виднейшие представители
российского революционного
Идеи революционных
демократов продолжили
4 этап - коммунистический.
После революции
октября 1917 года и установления
советской власти в России
российская политическая наука
развивалась только в одном
направлении - марксизм-ленинизм. Политическая
наука превратилась в
В рамках
научного коммунизма