Политология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 21:25, реферат

Описание работы

Существует много определений понятия «политология». Например, некоторые исследователи рассматривают политологию в широком смысле, как науку изучающую всю совокупность разнородных, разномасштабных и разноуровневых знаний о политике и политическом во всех их проявлениях. В этом случае имеется в виду вся совокупность политических наук: политическая философия, политическая экономик политическое право и т. д. К такому широкому взгляду на политологию наилучшим образом подходит понятие «политические науки».

Содержание работы

Политология как наука.
Структура политологии.
Методы и функции политологии.
Субъекты политики.
Группы давления.
История политических учений в западном обществе.
Общественно-политическая мысль в России.
Власть как общественное явление
Политическая система.
Формы государственного правления.
Типы государственного устройства.
Политический режим. Типы политических режимов.
Политическая партия. Сущность, структура. Функции.
Типология политических партий.
Партийные системы.
Общественно - политические движения
Становление партийной системы в России.
Гражданское общество.
Политические процессы.
Избирательные системы
Типы избирательных систем.
Предвыборная компания.
Политические лидеры.
Типология политического лидера.
Понятие «политическая элита». Структура. Функции.
Классификация –основные теории элитизма.
Понятие и функции политической культуры
Современные концепции политической культуры
Политическая социализация
Сущность и значение политических конфликтов. Типология.
Методы регулирования политических конфликтов
Мировые политические идеологии.
Мировая политика и международные отношения.
Геополитика
Внешняя политика.
Россия в системе международных отношений
Взаимодействие политики и экономики
Практическая политология.
Политические технологии

Файлы: 1 файл

Политология готовое.docx

— 232.72 Кб (Скачать файл)

Теоретико-методологическая. Политология разрабатывает теории и методологии исследования политических явлений.

Социализирующая. Позволяет людям разобраться в сути политических процессов.

Мотивационная. Политология может формировать мотивы и действия людей.

Практико-политическая. Экспертиза политических решений, теория политических реформ.

Прогностическая. Политология прогнозирует политические процессы.

 

Ещё одна трактовка:

В отечественной политологии  отмечаются такие функции политики:

- выражение властно  значимых интересов всех групп  и слоев общества,

- разрешение общественных  конфликтов, их рационализация,

- руководство и управление  политическими и общественными  процессами в интересах тех  или иных слоев населения или  всего социума в целом,

- интеграция различных  слоев населения за счет подчинения  их интересов интересам целого, обеспечение целостности общественной  системы, стабильности и порядка,

- политическая социализация,

- обеспечение преемственности  и инновационности социального развития общ-ва и всего государства в целом

 

 

 

  1. Субъекты политики.

Субъекты политики

(от лат. "субъектус" лежащий внизу, находящийся в основе)

1) лица, группы, партии, движения, государства, иные политические  институты, участвующие в политической  деятельности;

2) тот, кто ведет активную  политическую жизнь, воздействует  на объект политики, стремясь  использовать его в своих интересах.

Политология рассматривает  не только содержание деятельности политических институтов, таких как государство, партии, организации, но и исследует  социальные условия, в которых эта  институционная деятельность осуществляется, ее зависимость от этих условий. Кроме  того, политическая жизнь общества не может быть понята без учета  места и роли различных социальных групп, классов, религиозных и профессиональных групп, а также отдельных личностей.

Таким образом, в политике объектом и субъектом являются люди. В зависимости от уровня демократизации общества в большей или меньшей  степени субъекты власти одновременно являются и объектами: подвластные  воздействуют на политиков, контролируют деятельность последних. В качестве субъектов политики выступают народные массы, социальные группы, общности (нации), коллективы, принимающие непосредственное участие в политической деятельности.

Субъект политики представляет собой ее активное начало и осознанно  оказывает влияние на выработку  и осуществление политических решений. И потому он является носителем сознания и действия в политике.

Типология субъектов  политики. Среди всего многообразия субъектов политики пристальное внимание политологов привлекают субъекты 3 типов:

1) индивидуального;

2) группового;

3) институционального.

Субъекты политики на индивидуальном уровне, в свою очередь, могут быть подразделены на 3 вида:

1) рядовой гражданин,  чье участие в политике обусловлено  групповыми интересами;

2) профессиональный деятель,  выполняющий в государстве функции  управления;

3) частный индивид, действующий  независимо от групповых целей  и не выполняющий при этом  каких-либо профессиональных обязанностей.

Группы как субъекты! политики представлены различными общностями и коллективами, социальными слоями и классами, действующими как на региональном, так и на национальном и транснациональном уровнях. Действия групповых и индивидуальных субъектов политики создают обширное политическое поле, на котором разворачивается деятельность институциональных субъектов политики, таких как государство, политические партии и движения, международные организации и т. п.

Многомерность политической жизни выражается и в том, что  она имеет не только классовое, национальное, социально-групповое, но и личностное измерение, причем исследование взаимоотношений  личности и государства, личности и  власти становится все более значимым в политической науке. В современной  политической теории и практике личность все чаще рассматривается как  первичный и главный субъект  политики.

  1. Группы давления.

ГРУППЫ ДАВЛЕНИЯ (от англ. “pressure groups”) – термин, применяемый в политических науках для обозначения различных заинтересованных групп (предпринимательских, финансовых, профсоюзных, религиозных, культурных и др.), которые осуществляют давление на полити-ческие институты с целью принятия определенных политических решений в свою пользу. Группы давления (или как их иногда определяют “группы интересов”) представляют собой образования, созданные с целью оказания влияния на государственные органы власти в благоприятных для представляемых ими людей направлении. Они имеют три основные характеристики: организованность, одинаковость стремлений, использование правительственных институтов для реализации своих целей.

 Имеются существенные  отличия группы интересов от  политической партии. Во-первых, основная  цель политический партии –  одержать победу на выбо-рах, прийти к власти; в то время как задача группы интересов – оказание скрытого давления (влияния) на парламент и правительство с целью принятия соответствующих (выгодных) законов, постановлений и решений. Во-вторых, имена партийных кандидатов идут в избирательных бюллетенях с указанием названия партии, а группы давления обычно не указывают своего наименования в избирательных бюллетенях, хотя они могут поддерживать тех или иных кандидатов и регистрироваться в парламентах западных стран. В-третьих, группы интересов более “конкретны”, чем партии; они активно и заинтересованно выражают, защищают, “лоббируют” (от англ.

 lobby – кулуары) конкретные интересы определенных групп и кругов, используя для этого разнообразные средства влияния на властные органы и их персонал, включая настойчивые просьбы, повышенные гонорары за выступления или публикации, бесплатные зарубежные поездки и т.п. Воздействие на политическую власть осуществляется путем субсидирования политических партий, финансирования политических, избирательных кампаний, развертывания общественных акций с целью поддержки или, наоборот, осуждения кандидатов, использования СМИ и др. Наряду с политическими партиями группы давления или группы интересов, представляют собой отличительное свойство политической системы современных демократических стран.

 

 

 

  1. История политических учений в западном обществе.                                               

 

 

 

  1. Общественно-политическая мысль в России.

Развитие общественно-политической мысли в России

    Русская общественно-политическая  мысль как оригинальное образование  мировой политической науки в  своем развитии прошла следующие  этапы :   

этап. 11 - 17 вв., что типологически  соответствует эпохе Средневековья  в западноевропейской культуре.

этап. Конец 17 - первая четверть 19 в.

этап. Вторая четверть 19 в. - октябрь 1917 г.

этап. Октябрь 1917 г. - начало 90-х гг., коммунистический.

    Характерные  черты российской политической  мысли:   

преобладание крайностей радикализма и консерватизма;

односторонность, категоричность и нетерпимость радикализма и  консерватизма, неприятие либерализма;

тесная взаимосвязь  политических, религиозных, нравственных, философских идей и концепций;

своеобразие набора и содержания поставленных и решаемых вопросов;

чрезмерная идеализация  и мифизация прошлого - консерваторами, будущего - радикалами;

недостаточная политическая и экономическая обоснованность выдвигаемых идей и путей практической реализации.

    1 этап. Основателем  общественно-политической мысли  на Руси считают киевского  митрополита Иллариона (11 в.). В  своем труде "Слово о Законе  и Благодати" он обосновал  включенность русской земли в  общемировой процесс торжества  христианства над язычеством.

    Дальнейшее  развитие политические идеи Древней  Руси получают в летописях.  Наиболее известные: Лаврентьевская (1377 г.), Новгородская (14 в.), Ипатьевская (15 в.), "Повесть временных лет" (1113 г.).

    Главной идеей  политической мысли Руси 15-го  века - величие власти Московских  государей. Дальнейшее развитие  эта идея нашла в теории "Москва - третий Рим", разработанной монархом  Филофеем в начале 16-го в.

    По этой теории  история человечества представляется  как история великих всемирных  государств. Первое, Рим, погибло из-за ереси; второе, Византия, завоевано неверными - турками; третьим Римом стала Москва. Ей, до предначертанного Богом конца света, предписано быть хранительницей православия. Москва - третий Рим, "а четвертому не быти".

    2 этап развития  российской политической мысли  связан с именем Петра I. Реформы Петра оформили русское феодальное государство в абсолютную монархию, положили начало преодолению промышленной, военной, культурной отсталости страны.

    Феофан Прокопович (1681 - 1736) и В. Н. Татищев (1686 - 1750) отстаивали прогрессивные преобразования  Петра I, защищая их от реакционных феодалов.

    Одним из  первых идеологов русской буржуазии  был Т. Посошков (1665 - 1726).

    В эпоху "просвещенного  абсолютизма", связанного с правлением  Екатерины II, сложились два направления в развитии политической мысли:

идеология феодальной аристократии, стремившейся упрочить свое положение  путем ограниченной монархии;

политико-правовые идеи зарождающегося просветительства и либерализма, направленные против крепостного права.

    Наиболее видным  идеологом родовой аристократии  был князь М. М. Щербатов (1733 - 1790), доказывавший "химерность" равенства и новаций.

    Активными проповедниками  идей просветительства были С.  Е. Десницкий, Н. Г. Курганов, Н. И. Новиков, А. Я. Поленов,  И. А. Третьяков, Д. И. Фонвизин.

    Вершиной критицизма  крепостного права в России  стали идеи А. Н. Радищева (1749 - 1802).

    3 этап. Начало  ему положило восстание декабристов.  В этом периоде политическая  мысль сконцентрирована на борьбе  с феодализмом и поиске лучших (чем реальный капитализм) путей  исторического развития. Основные  идеи этого этапа: 

обоснование революционных  планов коренного преобразования государственного строя в России;

критика деспотизма в организации  государственной власти;

необходимость конституционной  монархии, разделения властей, правового  государства;

поиск путей развития (самобытный и общеевропейский).

    Важнейшими  представителями идеологии либерализма  в первой половине 19-го века  стали Н. С. Мордвинов (1754 - 1845) и Н. Н. Сперанский (1772 - 1839).

    Дальнейшее  развитие общественно-политической  мысли в России связано с  движением декабристов. Наиболее  видными идеологами декабристов  были Н. М. Муравьев (1795 - 1843) и  радикал П. И. Пестель (1793 - 1826).

    Этот этап  характерен возникновением революционного  демократизма, его слиянием с  утопическим социализмом, распространением  марксистских идей:

критика не только феодального, но и буржуазного государства, отрицание  всякого эксплуататорского строя;

ненависть ко всем видам  социального и политического  угнетения, неравноправию, глубокая вера в светлое будущее народа;

огромное внимание к  национальному вопросу, обоснование  его решения с позиции признания  права наций на самоопределение.

    Виднейшие представители  российского революционного демократизма: А. И. Герцен (1812 - 1870), В. Г. Белинский  (1811 - 1848), Н. Г. Чернышевский (1828 - 1889)

    Идеи революционных  демократов продолжили народники  М. А. Бакунин (1814 - 1876), П. Л.  Лавров (1828 - 1900), П. Н. Ткачев (1844 - 1885), Г. В. Плеханов (1856 - 1918).

    4 этап - коммунистический.

    После революции  октября 1917 года и установления  советской власти в России  российская политическая наука  развивалась только в одном  направлении - марксизм-ленинизм. Политическая  наука превратилась в наукообразный  официоз, идеологическое обеспечение  политики ВКП(б) - КПСС.

    В рамках  научного коммунизма рассматривались  некоторые вопросы политической  теории, но споры носили по  преимуществу схоластический и  ограниченный классовый характер.

Информация о работе Политология как наука