Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 21:25, реферат
Существует много определений понятия «политология». Например, некоторые исследователи рассматривают политологию в широком смысле, как науку изучающую всю совокупность разнородных, разномасштабных и разноуровневых знаний о политике и политическом во всех их проявлениях. В этом случае имеется в виду вся совокупность политических наук: политическая философия, политическая экономик политическое право и т. д. К такому широкому взгляду на политологию наилучшим образом подходит понятие «политические науки».
Политология как наука.
Структура политологии.
Методы и функции политологии.
Субъекты политики.
Группы давления.
История политических учений в западном обществе.
Общественно-политическая мысль в России.
Власть как общественное явление
Политическая система.
Формы государственного правления.
Типы государственного устройства.
Политический режим. Типы политических режимов.
Политическая партия. Сущность, структура. Функции.
Типология политических партий.
Партийные системы.
Общественно - политические движения
Становление партийной системы в России.
Гражданское общество.
Политические процессы.
Избирательные системы
Типы избирательных систем.
Предвыборная компания.
Политические лидеры.
Типология политического лидера.
Понятие «политическая элита». Структура. Функции.
Классификация –основные теории элитизма.
Понятие и функции политической культуры
Современные концепции политической культуры
Политическая социализация
Сущность и значение политических конфликтов. Типология.
Методы регулирования политических конфликтов
Мировые политические идеологии.
Мировая политика и международные отношения.
Геополитика
Внешняя политика.
Россия в системе международных отношений
Взаимодействие политики и экономики
Практическая политология.
Политические технологии
С начала 90-х
годов 20-го века в России
начинается своеобразный
Подводя итог
развития политической мысли
России, можно представить следующие
идейно-политические течения:
Либерализм (идеология западничества). Сперанский М. М., Чаадаев П. Я., Станкевич Н. В., Анненков П. В. К началу 20-го века на его базе сформировались:
классический либерализм. Чичерин В. Н.;
социализированный либерализм. Новгородцев П. И.
Консерватизм (идеология славянофильства):
реакционное славянофильство. Карамзин Н. М., Уваров С. С., Победоносцев К. П.;
реформаторское
Радикализм. Основы его заложили Радищев Н. А., Пестель П. И., Огарев Н. П., Герцен А. И., Белинский В. Г., Писарев Д. И., Чернышевский Н. Г. К началу 20-го века на базе радикализма сложились:
большевизм. Ленин В. И., Сталин И. В.;
анархизм. Бакунин М. А., Ткачев П. Н., Лавров П. Л,
Социал-реформизм (меньшевизм). Мартов Ю. О., Плеханов Г. В.
Таков общий,
далеко не полный обзор
Русская общественно-политическая
мысль как оригинальное образование
мировой политической науки в
своем развитии прошла следующие
этапы: этап. 11 – 17 вв., что типологически
соответствует эпохе
1 этап. Основателем общественно-политической мысли на Руси считают киевского митрополита Иллариона (11 в.). В своем труде “Слово о Законе и Благодати” он обосновал включенность русской земли в общемировой процесс торжества христианства над язычеством. Дальнейшее развитие политические идеи Древней Руси получают в летописях. Главной идеей политической мысли Руси 15-го века – величие власти Московских государей.
2 этап развития российской политической мысли связан с именем Петра I. Реформы Петра оформили русское феодальное государство в абсолютную монархию, положили начало преодолению промышленной, военной, культурной отсталости страны.
3 этап. Начало ему положило восстание декабристов. В этом периоде политическая мысль сконцентрирована на борьбе с феодализмом и поиске лучших (чем реальный капитализм) путей исторического развития. Основные идеи этого этапа: обоснование революционных планов коренного преобразования государственного строя в России; критика деспотизма в организации государственной власти; необходимость конституционной монархии, разделения властей, правового государства; поиск путей развития (самобытный и общеевропейский).
4 этап – коммунистический. После революции октября 1917 года и установления советской власти в России российская политическая наука развивалась только в одном направлении – марксизм-ленинизм. Политическая наука превратилась в наукообразный официоз, идеологическое обеспечение политики ВКП(б) – КПСС. В рамках научного коммунизма рассматривались некоторые вопросы политической теории, но споры носили по преимуществу схоластический и ограниченный классовый характер. С начала 90-х годов 20-го века в России начинается своеобразный ренессанс классической и неоклассической политической мысли.
Политическая система общества: понятие и структура
Политическая система общества — это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.
Понятие “политическая система” показывает, как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует политическая власть. Это механизм организации и реализации политической деятельности.
Понятие “система” означает в политологии все действия и структуры, так или иначе влияющие на процесс принятия и осуществления политических решений.
Любая система общества,
в том числе и политическая,
представляет собой целостное, упорядоченное
множество элементов, взаимодействие
которых порождает новое
Политическая система в конечном счете регулирует производство и распределение благ между социальными общностями на основе использования государственной власти, участия в ней, борьбы за нее.
Структура политической системы:
— политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.п.;
— политическое сознание,
характеризующее
— социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти;
— политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти;
— политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта.
Системообразующей категорией,
интегрирующей данные элементы в
единую политическую систему, является
категория “политическая
Политическая система общества, структура и типология
Политическая система общества или политическая организация общества — организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.
Структура политической системы означает, из каких элементов она состоит, как они между собой взаимосвязаны. Выделяют следующие компоненты политической системы:
В политологии существуют разные подходы к вопросу о типологии политической системы. По мнению Г. Алмонда, следует выделять четыре типа политической системы: англо-американскую, европейско-континентальную, доиндустриальную, тоталитарную. Наиболее распространенной является типология, предложенная Р. Далем. Он предлагает три типа политической системы, которые выделяются на основе определенного характера политического режима. Речь идет о демократической, авторитарной и тоталитарной политической системах. Кроме того, можно также обозначить переходную форму политической системы, связанную с ее трансформацией из тоталитарной в авторитарную и демократическую, и наоборот.
Формы гос. правления
Под формой правления обычно понимают организацию верховной государственной власти: ее высших и центральных органов, их компетенцию, взаимоотношения между собой и с населением. В зависимости от того, осуществляется ли верховная власть в государстве одним лицом или коллегиальным выборным органом, различают монархическую и республиканскую формы правления.
Монархия обладает следующими
признаками: это, как правило, единоличное
правление; власть монарха носит
бессрочный, пожизненный характер и
передается по наследству. Выделяют две
разновидности монархической
В абсолютной монархии власть монарха безусловна и не ограничена никакой иной властью. В государстве отсутствуют какие-либо представительные учреждения, народ отстранен от государственной власти и не имеет возможности контролировать управление государством.
Ограниченные (парламентские)
монархии характеризуются тем, что
власть монарха ограничена Конституцией,
на основании которой в
В зависимости от объема полномочий монарха конституционные монархии можно разделить на дуалистические и парламентарные.
Дуалистическая монархия
характеризуется тем, что парламенту
принадлежит законодательная
Парламентарная монархия характеризуется тем, что монарх лишен реальных полномочий и в области законодательной, и в области исполнительной власти.
Для республиканской формы правления характерны следующие признаки: высшие органы власти формируются путем выборов на определенный срок, либо должности в них замещаются путем назначения на определенный срок; должностные лица несут ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них полномочий. Выделяют два вида республик: президентскую и парламентарную.
В президентской республике
глава государства
В зависимости от степени полномочий Президента выделяют: классическую президентскую республику (США); смешанную республику - или полупрезидентскую форму правления, - в которой наличествуют черты и парламентской, и президентской республик. (Россия, Франция по Конституции 1958 г., Португалия и др.); суперпрезидентскую республику - складывается в авторитарных режимах, где отсутствует или слабо развито разделение властей. Президент практически осуществляет всю полноту власти. Эта форма правления характерна для стран, в которых установлена военная диктатура.
В парламентарной республике
правительство формируется
Формы государственного устройства и правления. Типы государств.
Формы административно-
• Унитарное - не имеет
в своем составе
• Федерация – устойч
союз суверенных субъектов, где распределены
полномочия между ними и центром полномочий.
Субъекты федерации имеют собственные
конституции, законодательство, органы
власти, не обладают правом одностороннего
выхода из союзного государства. В федерации
два уровня власти – федеральная и республиканская.
Федерациями в настоящее время являются
20 стран: по территориальному признаку(США),национальному(
• Конфедерация –временный союз юридически и политически самостоятельных государственных образований для решения политических, военных, внешнеполитических и других задач, при сохранении полного суверенитета государства. СНГ (1991г.).
• Империя – государственное образование с обширной территорией, сильной централизованной властью, разнородным этническим, культурным и религиозным составом. Римская, Британская, Российская.
Формы государственного правления.
1.Монархия – форма правления, при которой власть концентрируется в руках главы государства (монарха). Выделяют виды монархии:
• Абсолютная – неограниченная власть монарха. (Сауд. Аравия, Ката, Оман).
• Конституционная – власть монарха ограничена парламентом. Основной принцип – «монарх царствует, но не правит». (Великобритания, Швеция, Дания, Испания, Бельгия, Япония).
• Дуалистическая – власть
монарха ограничена в законодательной
области и имеет широкие
2.Республика – форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым и зависит от воли народа или парламента. Различают 3 вида республики:
• Президентская –является главой государства и главой исполнительной власти. (США, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика). Обладает правом законод инициативы и вето в парламенте. (РФ, РБ в условиях переходного общества создает сильную президентскую власть).