Политология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 21:25, реферат

Описание работы

Существует много определений понятия «политология». Например, некоторые исследователи рассматривают политологию в широком смысле, как науку изучающую всю совокупность разнородных, разномасштабных и разноуровневых знаний о политике и политическом во всех их проявлениях. В этом случае имеется в виду вся совокупность политических наук: политическая философия, политическая экономик политическое право и т. д. К такому широкому взгляду на политологию наилучшим образом подходит понятие «политические науки».

Содержание работы

Политология как наука.
Структура политологии.
Методы и функции политологии.
Субъекты политики.
Группы давления.
История политических учений в западном обществе.
Общественно-политическая мысль в России.
Власть как общественное явление
Политическая система.
Формы государственного правления.
Типы государственного устройства.
Политический режим. Типы политических режимов.
Политическая партия. Сущность, структура. Функции.
Типология политических партий.
Партийные системы.
Общественно - политические движения
Становление партийной системы в России.
Гражданское общество.
Политические процессы.
Избирательные системы
Типы избирательных систем.
Предвыборная компания.
Политические лидеры.
Типология политического лидера.
Понятие «политическая элита». Структура. Функции.
Классификация –основные теории элитизма.
Понятие и функции политической культуры
Современные концепции политической культуры
Политическая социализация
Сущность и значение политических конфликтов. Типология.
Методы регулирования политических конфликтов
Мировые политические идеологии.
Мировая политика и международные отношения.
Геополитика
Внешняя политика.
Россия в системе международных отношений
Взаимодействие политики и экономики
Практическая политология.
Политические технологии

Файлы: 1 файл

Политология готовое.docx

— 232.72 Кб (Скачать файл)

    С начала 90-х  годов 20-го века в России  начинается своеобразный ренессанс  классической и неоклассической  политической мысли. 

    Подводя итог  развития политической мысли  России, можно представить следующие  идейно-политические течения:    (посмотреть...)

Либерализм (идеология  западничества). Сперанский М. М., Чаадаев  П. Я., Станкевич Н. В., Анненков П. В. К  началу 20-го века на его базе сформировались:

классический либерализм. Чичерин В. Н.;

социализированный либерализм. Новгородцев П. И.

Консерватизм (идеология  славянофильства):

реакционное славянофильство. Карамзин Н. М., Уваров С. С., Победоносцев К. П.;

реформаторское славянофильство. Хомяков А. С., Данилевский Н. Я., Соловьев В. С.

Радикализм. Основы его  заложили Радищев Н. А., Пестель П. И., Огарев Н. П., Герцен А. И., Белинский  В. Г., Писарев Д. И., Чернышевский Н. Г. К началу 20-го века на базе радикализма  сложились:

большевизм. Ленин В. И., Сталин И. В.;

анархизм. Бакунин М. А., Ткачев П. Н., Лавров П. Л,

Социал-реформизм (меньшевизм). Мартов Ю. О., Плеханов Г. В.

    Таков общий,  далеко не полный обзор истории  политической мысли. Политические  проблемы продолжают существовать, жизнь порождает все новые  и новые политические явления  и процессы, а значит, и социальная  значимость политической науки  возрастает.

 

 

 

  1. Власть как общественное явление

Русская общественно-политическая мысль как оригинальное образование  мировой политической науки в  своем развитии прошла следующие  этапы: этап. 11 – 17 вв., что типологически  соответствует эпохе Средневековья  в западноевропейской культуре; этап. Конец 17 – первая четверть 19 в.; этап. Вторая четверть 19 в. – октябрь 1917 г.; этап. Октябрь 1917 г. – начало 90-х гг., коммунистический. Характерные черты  российской политической мысли: преобладание крайностей радикализма и консерватизма; односторонность, категоричность и  нетерпимость радикализма и консерватизма, неприятие либерализма; тесная взаимосвязь  политических, религиозных, нравственных, философских идей и концепций; своеобразие  набора и содержания поставленных и решаемых вопросов; чрезмерная идеализация и мифизация прошлого – консерваторами, будущего – радикалами; недостаточная политическая и экономическая обоснованность выдвигаемых идей и путей практической реализации.

1 этап. Основателем общественно-политической мысли на Руси считают киевского митрополита Иллариона (11 в.). В своем труде “Слово о Законе и Благодати” он обосновал включенность русской земли в общемировой процесс торжества христианства над язычеством. Дальнейшее развитие политические идеи Древней Руси получают в летописях. Главной идеей политической мысли Руси 15-го века – величие власти Московских государей.

2 этап развития российской политической мысли связан с именем Петра I. Реформы Петра оформили русское феодальное государство в абсолютную монархию, положили начало преодолению промышленной, военной, культурной отсталости страны.

3 этап. Начало ему положило восстание декабристов. В этом периоде политическая мысль сконцентрирована на борьбе с феодализмом и поиске лучших (чем реальный капитализм) путей исторического развития. Основные идеи этого этапа: обоснование революционных планов коренного преобразования государственного строя в России; критика деспотизма в организации государственной власти; необходимость конституционной монархии, разделения властей, правового государства; поиск путей развития (самобытный и общеевропейский).

4 этап – коммунистический. После революции октября 1917 года и установления советской власти в России российская политическая наука развивалась только в одном направлении – марксизм-ленинизм. Политическая наука превратилась в наукообразный официоз, идеологическое обеспечение политики ВКП(б) – КПСС. В рамках научного коммунизма рассматривались некоторые вопросы политической теории, но споры носили по преимуществу схоластический и ограниченный классовый характер. С начала 90-х годов 20-го века в России начинается своеобразный ренессанс классической и неоклассической политической мысли.

 

 

 

  1. Политическая система.

Политическая  система общества: понятие и структура

Политическая  система общества — это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Понятие “политическая система” показывает, как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует политическая власть. Это механизм организации и реализации политической деятельности.

Понятие “система” означает в политологии все действия и  структуры, так или иначе влияющие на процесс принятия и осуществления  политических решений.

Любая система общества, в том числе и политическая, представляет собой целостное, упорядоченное  множество элементов, взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее ее частям. Категория “политическая  система” позволяет более четко  понять политические интересы классов, социальных групп, наций, разобраться  во взаимосвязи и взаимозависимости  отражающих эти интересы политических явлений.

Политическая система в конечном счете регулирует производство и распределение благ между социальными общностями на основе использования государственной власти, участия в ней, борьбы за нее.

Структура политической системы:

— политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.п.;

— политическое сознание, характеризующее психологические  и идеологические стороны политической власти и политической системы;

— социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления  политической власти;

— политические отношения, складывающиеся между элементами системы  по поводу политической власти;

— политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического  опыта.

Системообразующей категорией, интегрирующей данные элементы в  единую политическую систему, является категория “политическая власть”. Именно понятие “власть” наиболее полно характеризует процесс  функционирования политической системы.

 

Политическая  система общества, структура и  типология

Политическая  система общества или политическая организация общества — организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.

Структура политической системы означает, из каких элементов  она состоит, как они между  собой взаимосвязаны. Выделяют следующие  компоненты политической системы:

  • политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы.
  • политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы.
  • социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти.
  • политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти.
  • политическая практика, состоящая из политической деятельности.

В политологии  существуют разные подходы к вопросу  о типологии политической системы. По мнению Г. Алмонда, следует выделять четыре типа политической системы: англо-американскую, европейско-континентальную, доиндустриальную, тоталитарную. Наиболее распространенной является типология, предложенная Р. Далем. Он предлагает три типа политической системы, которые выделяются на основе определенного характера политического режима. Речь идет о демократической, авторитарной и тоталитарной политической системах. Кроме того, можно также обозначить переходную форму политической системы, связанную с ее трансформацией из тоталитарной в авторитарную и демократическую, и наоборот.

 

 

 

  1. Формы государственного правления.

Формы гос. правления

Под формой правления обычно понимают организацию верховной  государственной власти: ее высших и центральных органов, их компетенцию, взаимоотношения между собой  и с населением. В зависимости от того, осуществляется ли верховная власть в государстве одним лицом или коллегиальным выборным органом, различают монархическую и республиканскую формы правления.

Монархия обладает следующими признаками: это, как правило, единоличное  правление; власть монарха носит  бессрочный, пожизненный характер и  передается по наследству. Выделяют две  разновидности монархической формы  правления: абсолютную (неограниченную) и ограниченную (парламентарную) монархию.

В абсолютной монархии власть монарха безусловна и не ограничена никакой иной властью. В государстве  отсутствуют какие-либо представительные учреждения, народ отстранен от государственной  власти и не имеет возможности контролировать управление государством.

Ограниченные (парламентские) монархии характеризуются тем, что  власть монарха ограничена Конституцией, на основании которой в государстве  действуют два института высшей власти: монарх и парламент, которые  делят между собой полномочия.

В зависимости от объема полномочий монарха конституционные  монархии можно разделить на дуалистические и парламентарные.

Дуалистическая монархия характеризуется тем, что парламенту принадлежит законодательная власть, а монарх возглавляет исполнительную власть, обладая реальными властными  полномочиями в этой области (Марокко, Иордания, Кувейт).

Парламентарная монархия характеризуется тем, что монарх лишен реальных полномочий и в  области законодательной, и в  области исполнительной власти.

Для республиканской формы  правления характерны следующие  признаки: высшие органы власти формируются  путем выборов на определенный срок, либо должности в них замещаются путем назначения на определенный срок; должностные лица несут ответственность  за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них полномочий. Выделяют два вида республик: президентскую и парламентарную.

В президентской республике глава государства самостоятельно решает вопрос о формировании правительства, свободен в выборе министров и  может уволить любого члена правительства  в отставку или расформировать весь состав правительства.

В зависимости от степени  полномочий Президента выделяют: классическую президентскую республику (США); смешанную  республику - или полупрезидентскую форму правления, - в которой наличествуют черты и парламентской, и президентской республик. (Россия, Франция по Конституции 1958 г., Португалия и др.); суперпрезидентскую республику - складывается в авторитарных режимах, где отсутствует или слабо развито разделение властей. Президент практически осуществляет всю полноту власти. Эта форма правления характерна для стран, в которых установлена военная диктатура.

В парламентарной республике правительство формируется парламентом (партией, имеющей парламентское  большинство) и оно несет ответственность  за свою деятельность перед ним.

 

 

 

  1. Типы государственного устройства.

 

Формы государственного устройства и правления. Типы государств.

Формы административно-территориального устройства:

• Унитарное - не имеет  в своем составе административно-территориальных  единиц, обладающих суверенитетом, где  действует единая Конституция, единое гражданство, единая система высших органов власти. (Франция, Турция, Дания, РБ).

• Федерация – устойч союз суверенных субъектов, где распределены полномочия между ними и центром полномочий. Субъекты федерации имеют собственные конституции, законодательство, органы власти, не обладают правом одностороннего выхода из союзного государства. В федерации два уровня власти – федеральная и республиканская. Федерациями в настоящее время являются 20 стран: по территориальному признаку(США),национальному(Индия) или смешанному (РФ).

• Конфедерация –временный союз юридически и политически самостоятельных государственных образований для решения политических, военных, внешнеполитических и других задач, при сохранении полного суверенитета государства. СНГ (1991г.).

• Империя – государственное  образование с обширной территорией, сильной централизованной властью, разнородным этническим, культурным и религиозным составом. Римская, Британская, Российская.

Формы государственного правления.

1.Монархия – форма  правления, при которой власть  концентрируется в руках главы  государства (монарха). Выделяют  виды монархии:

• Абсолютная – неограниченная власть монарха. (Сауд. Аравия, Ката, Оман).

• Конституционная –  власть монарха ограничена парламентом. Основной принцип – «монарх царствует, но не правит». (Великобритания, Швеция, Дания, Испания, Бельгия, Япония).

• Дуалистическая – власть монарха ограничена в законодательной  области и имеет широкие полномочия в исполнительной области. (Иордания, Кувейт, Марокко)

2.Республика – форма  правления, при которой глава  государства является выборным  и сменяемым и зависит от  воли народа или парламента. Различают  3 вида республики:

• Президентская –является главой государства и главой исполнительной власти. (США, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика). Обладает правом законод инициативы и вето в парламенте. (РФ, РБ в условиях переходного общества создает сильную президентскую власть).

Информация о работе Политология как наука