Политология как особая сфера общественных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 03:45, контрольная работа

Описание работы

Несмотря на наличие достаточно широких политических исследований, вплоть до второй половины XIX в. политология развивалась без самостоятельной дисциплинарной оформленности, главным образом как учение о государстве и политико-философская теория. С этим связаны трудности в определении времени завершения процесса ее формирования.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)

1. В какой исторический  период политическая  наука оформилась  как самостоятельная  научная дисциплина? Каким образом  складывалась судьба  политической науки  в России? 

              Несмотря на наличие достаточно широких политических исследований, вплоть до второй половины XIX в. политология развивалась без самостоятельной дисциплинарной оформленности, главным образом как учение о государстве и политико-философская теория. С этим связаны трудности в определении времени завершения процесса ее формирования. Некоторые ученые считают формальным началом политологии как самостоятельной науки образование в первой половине XIX в. правовой школы в Германии, другие же — преимущественно американские авторы — датируют ее возникновение второй половиной XIX в. и связывают прежде всего с именем Френсиса Лейбера, который в 1857 г. начал читать в Колумбийском университете курс лекций по политической теории и создал необходимые условия для открытия там же в 1880 г. сменившим его Джоном Берджессом высшей школы политической науки.

     В последующие годы в Америке создается  целая сеть политологических учебных и научных институтов, что позволило учредить в 1903 г. Американскую ассоциацию политических наук, насчитывающую сегодня свыше 16 тысяч членов.

     В конце XIX — начале XX в. сам термин «политическая наука» получает признание и распространение и в Европе. В 1896 г. один из виднейших европейских политологов и социологов итальянец Г. Моска называет свой ставший позднее классическим труд «Элементы политической науки».

     В начале XX в. процесс выделения политологии в самостоятельную академическую дисциплину в основном завершается. Развитию политических исследований заметно способствовало создание в 1949 г. под эгидой ЮНЕСКО Международной ассоциации политической науки, которая продолжает свою плодотворную деятельность и сегодня.

         В России политическая мысль  имеет длительную историю и содержит много интересных и оригинальных идей. Современный облик политические исследования приобретают здесь в конце XIX — начале XX в. Заметный вклад в мировую политическую науку внесли М.М. Ковалевский, Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, М.Я. Острогорский и ряд других исследователей, а также марксистские теоретики В.И. Ленин, Г.В. Плеханов и другие.

     Бурное  развитие политической науки было сильно заторможено, а во многих направлениях и прервано после большевистской революции 1917 г. Политология стала трактоваться как лженаука, буржуазная наука и т.п. Робкие попытки создания «марксистско-ленинской политической науки» и активизации политических исследований успеха не имели. Отдельные политические проблемы анализировались в организационных рамках исторического материализма, научного коммунизма, истории КПСС, теории государства и права и некоторых других сильно идеологизированных дисциплин. Однако их познавательные, эвристические возможности были ограничены догмами официального марксизма и общим положением обществоведения как служанки власти.

     Отношение к политологии начало меняться лишь во второй половине 80-х гг. Сегодня, несмотря на многочисленные трудности, она постепенно занимает подобающее ей место в системе обществознания, оказывает все более заметное влияние на практическую политику, строительство демократической государственности.  

2. Назовите причины  и ситуации, по  которым власть  может игнорировать политические права и свободы личности, а личность – высказывать недоверие к власти. 

            На протяжении всей истории менялись системы власти и государственного устройства. Менялись и взгляды мыслителей и общества на взаимоотношения государства и личности. Анализ места человека в политической жизни открывает крупный раздел политической науки, посвященный субъектам политики. Личность выступает субъектом власти как относительно самостоятельный, активный участник политической и общественной жизни, обладающий разумом и свободой воли, имеющая политический статус гражданина или подданного государства. В то же время личность является объектом, т.е. предметом воздействия политики.

            Отделение индивида от общества  и государства, провозглашение политического равенства всех граждан и ограничение тотальности бесконтрольности власти по отношению к индивиду впервые провозгласил либерализм. Он наделил личность фундаментальными и незыблемыми правами, утвердил ее в качестве главного элемента политической системы, ограничил ими сферу действий государства по отношению к личности как объекту властвования.

            Индивид выступает в либерализме  источником власти. Государство  же – результат соглашения, договора  свободных людей. Оно подконтрольно  и подотчетно народу и призвано выполнять те функции, которыми его наделяют граждане (безопасность, поддержание общественного порядка и социального мира и т.д.). Вместе с тем, в классическом либерализме личность выступает скорее первичным источником власти и ее высшим контролером, чем повседневным сознательным участником. Главной сферой деятельности личности выступает не государство, а гражданское общество.

            Идеальной моделью взаимоотношений  государства и личности в современном  обществе является модель гуманистического отношения к человеку, уважения каждой личности государством и обществом. Второй принцип – это ответственное выполнение человеком своих общественных обязанностей, забота каждого о всех и всех – о каждом. Третий принцип означает ответственность каждого за свое благополучие, оказание государственной поддержки лишь тем, кто сам не может обеспечить себя. При такой позиции недопустимо игнорирование властью политических прав и свобод личности, так как это и есть цель и оправдание существования государства. Вся деятельность государства должна быть направлена на благо людей, на защиту их прав и свобод. Мы можем сегодня привести множество примеров, когда власть, оправдывая свои действия высшими целями, манипулирует сознанием людей, лишая массы достоверной информации, пользуясь низким уровнем политической культуры и образования.

            Иногда на государственном уровне  предпринимаются действия, направленные  на обогащения правящего класса. Пример тому – приватизация, так  «успешно» проведенная в начале 90-х годов.

            Нередко жизни людей приносятся  в жертву интересам властной  элиты. Ярким примером может  послужить война в Чечне, столь  выгодная властям, но уносящая  жизни ни в чем не повинных  людей.

            Экономические и социальные преобразования могут быть реализованы только тогда, когда общество доверяет власти, когда ее цели и действия поддерживаются большинством граждан. Сегодня важно использовать все возможности для восстановления доверия общества к власти. Это означает, что власть должна не уповать на «ожидание чуда», а стремиться уделять большое внимание рациональной аргументации своих действий, целей и методов проводимой политики.

            И, конечно, личность имеет  право высказывать и проявлять  свое недоверие к власти. В  современном обществе это должно осуществляться цивилизованным путем, через выборы, референдумы, СМИ, деятельность оппозиционных партий, организованные формы протеста, но ни в коем случае не через террористические акты, революции и подрывную деятельность, которые ничего, кроме разрушения не несут. 

3. Одно из наиболее  лаконичных определений  демократии было  дано шестнадцатым  президентом США  Авраамом Линкольном (1809-1865): «Демократия есть  правление народа, избранное народом  и для народа».  Соотнеся данное  определение с современной политической практикой, можно ли утверждать, что это действительно так? Нет ли противоречия в самой формуле А. Линкольна? 

           В современном языке слово «демократия» имеет несколько значений. Его первое, основополагающее значение связано с этимологией, происхождением этого термина. «Демократия» переводится с древнегреческого как «народовластие» или, используя расшифровку этого определения американским президентом Линкольном, «правление народа, избранное народом и для народа».

            Президент Линкольн дал возможно самое известное определение демократии в американской истории. Под «правлением народа, волей народа и для народа» он имел в виду столь точно определенные им основы демократического государственного управления, которые применимы по отношению к любой нации, стремящейся к созданию демократического общества.

            Демократия – это непростая,  а возможно, самая сложная и  трудная форма правления из  всех существующих. Она наполнена  внутренними конфликтами и противоречиями, а ее воплощение в жизнь требует напряженных усилий. Демократия направлена на обеспечение подотчетности, а не эффективности; демократическое правительство, возможно, не может действовать так же оперативно, как диктаторский режим, но при приверженности определенному курсу оно может привлечь широчайшую народную поддержку. Демократия, по крайней мере в американских условиях, никогда не представляет собой законченный результат, а постоянно находится в процессе развития.

            Другим странам в процессе  экспериментирования в области демократии – а демократия всегда является экспериментом – необходимо изучить вопрос о том, как ее неотъемлемые черты могли бы быть наилучшим способом воссозданы и сохранены в их условиях. Единого пути не существует; перефразируя строки поэта Уолта Уитмена, демократия – это масса людей, зачастую противоречащих друг другу. Но если мы не будем упускать из виду основополагающие, непреложные принципы – ограничение полномочий государства, защита прав личности, признание того, что в конечном итоге власть принадлежит народу,- то тогда можно найти множество способов достижения этих целей. Понятие демократии как народовластия является нормативным, поскольку базируется на нормативном подходе к этому феномену, предполагающем построение категории исходя из человеческих идеалов, ценностей и пожеланий. Демократия характеризуется в этом случае как идеал, основанный на таких основополагающих ценностях, как свобода, равенство, уважение человеческого достоинства, солидарность. В первую очередь именно своему ценностному содержанию демократия обязана такой популярностью в современном мире.

            В самом определении Линкольна  есть некоторое противоречие, так  как формула «правление народа»  предполагает прямую демократию, а формула «избранное народом» - представительную демократию. Прямая и представительная форма несколько противоречат друг другу. В современном мире наилучшие результаты демократической формы правления мы видим в тех странах, где разумно сочетаются обе эти формы. Поэтому на самом деле определение Линкольна наиболее полно отражает содержание демократии.

            Практика современной демократии  вызывает споры. Это связано  с дискуссионностью самого вопроса  о том, что составляет суть  демократии. Вопрос с демократией  в России стоит особенно остро. В соответствии с Конституцией РФ (ст.1) Российская Федерация есть демократическое государство. Его демократизм находит выражение, прежде всего, в обеспечении в нем народовластия; разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; идеологического и политического многообразия; местного самоуправления. К сожалению, содержащиеся в Конституции РФ нормы, характеризующие Российскую Федерацию как демократическое государство, на практике в полной мере не реализуются, а иногда грубо нарушаются. Так, объявленный носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации ее народ на деле все больше отстраняется от реальной власти, поскольку свободные выборы, являющиеся высшим непосредственным выражением власти народа, там, где они проводятся, не могут определить волю народа, ибо в них обычно участвует незначительная часть избирателей.

            Не реализуется, в полной мере  на практике и принцип разделения  властей. Сегодня это разделение  характеризуется почти повсеместным  господством исполнительной власти, а также президентской власти, стоящей над всеми другими властями.

            Все это говорит о том, что  становление в России подлинно  демократического государства потребует  еще немало времени и усилий  ее народа для создания условий, в которых конституционные нормы, предусматривающие построение демократического государства, могли бы быть в полной мере реализованы. Демократия представляет собой постоянный процесс совершенствования, т.к. ее современные формы не являются идеальными. Крылатой стала фраза У. Черчилля о том, что демократия является наихудшей формой правления за исключением всех других форм, которые время от времени испытывались. Преимущества демократии заключаются в том, что она позволяет сохранить политическую стабильность, предполагает низкий уровень имеющего место или потенциального насилия. В условиях демократии между решениями власти и реакцией общества существует обратная связь. Ответные сигналы общества могут выражаться в виде поддержки или критики, что является возможным независимой прессе.  

4. Какую роль играет  частная собственность  в структуре гражданского  общества? 

            Гражданское общество – один из феноменов современного общества, совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и так далее), реализуемыми вне сферы деятельности государства и позволяющими контролировать действия государственной машины. 

            Гражданское общество (в рамках системно-управленческого подхода) рассматривается как субъект формулирования объемов гражданских прав и свобод, необходимых для воспроизводства населения, развития предпринимательства и обеспечения социальной ответственности бизнеса.

            Условием возникновения гражданского общества является  появление у всех граждан общества экономической самостоятельности на базе частной собственности. Гражданское общество – это общество цивилизованных рыночных отношений. Основополагающим условием жизнедеятельности гражданского общества является обладание каждым его членом конкретной собственностью, или участие в обладании собственностью, право использовать ее и распоряжаться ей по своему усмотрению. Владение собственностью может быть и единоличным и коллективным, но при условии, что каждый участник коллективной собственности – кооперативной, колхозной, акционерной и другой – фактически является ей владельцем. Наличие собственности является базовым, фундаментальным условием свободы личности в гражданском обществе. Это утверждали многие выдающиеся мыслители человечества, это неопровержимо подтверждает вся практика жизнедеятельности общества. Много новых мыслей о гражданском обществе высказывает Шарль Луи де Монтескье (1689-1755). В произведении «О духе законов» он рассматривает гражданское общество как результат исторического развития, как ступень истории после естественного состояния, семьи, героического времени.

Информация о работе Политология как особая сфера общественных отношений