Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 03:45, контрольная работа
Несмотря на наличие достаточно широких политических исследований, вплоть до второй половины XIX в. политология развивалась без самостоятельной дисциплинарной оформленности, главным образом как учение о государстве и политико-философская теория. С этим связаны трудности в определении времени завершения процесса ее формирования.
1.
В какой исторический
период политическая
наука оформилась
как самостоятельная
научная дисциплина?
Каким образом
складывалась судьба
политической науки
в России?
Несмотря на наличие достаточно широких политических исследований, вплоть до второй половины XIX в. политология развивалась без самостоятельной дисциплинарной оформленности, главным образом как учение о государстве и политико-философская теория. С этим связаны трудности в определении времени завершения процесса ее формирования. Некоторые ученые считают формальным началом политологии как самостоятельной науки образование в первой половине XIX в. правовой школы в Германии, другие же — преимущественно американские авторы — датируют ее возникновение второй половиной XIX в. и связывают прежде всего с именем Френсиса Лейбера, который в 1857 г. начал читать в Колумбийском университете курс лекций по политической теории и создал необходимые условия для открытия там же в 1880 г. сменившим его Джоном Берджессом высшей школы политической науки.
В последующие годы в Америке создается целая сеть политологических учебных и научных институтов, что позволило учредить в 1903 г. Американскую ассоциацию политических наук, насчитывающую сегодня свыше 16 тысяч членов.
В конце XIX — начале XX в. сам термин «политическая наука» получает признание и распространение и в Европе. В 1896 г. один из виднейших европейских политологов и социологов итальянец Г. Моска называет свой ставший позднее классическим труд «Элементы политической науки».
В начале XX в. процесс выделения политологии в самостоятельную академическую дисциплину в основном завершается. Развитию политических исследований заметно способствовало создание в 1949 г. под эгидой ЮНЕСКО Международной ассоциации политической науки, которая продолжает свою плодотворную деятельность и сегодня.
В России политическая мысль имеет длительную историю и содержит много интересных и оригинальных идей. Современный облик политические исследования приобретают здесь в конце XIX — начале XX в. Заметный вклад в мировую политическую науку внесли М.М. Ковалевский, Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, М.Я. Острогорский и ряд других исследователей, а также марксистские теоретики В.И. Ленин, Г.В. Плеханов и другие.
Бурное развитие политической науки было сильно заторможено, а во многих направлениях и прервано после большевистской революции 1917 г. Политология стала трактоваться как лженаука, буржуазная наука и т.п. Робкие попытки создания «марксистско-ленинской политической науки» и активизации политических исследований успеха не имели. Отдельные политические проблемы анализировались в организационных рамках исторического материализма, научного коммунизма, истории КПСС, теории государства и права и некоторых других сильно идеологизированных дисциплин. Однако их познавательные, эвристические возможности были ограничены догмами официального марксизма и общим положением обществоведения как служанки власти.
Отношение
к политологии начало меняться лишь
во второй половине 80-х гг. Сегодня, несмотря
на многочисленные трудности, она постепенно
занимает подобающее ей место в системе
обществознания, оказывает все более заметное
влияние на практическую политику, строительство
демократической государственности.
2.
Назовите причины
и ситуации, по
которым власть
может игнорировать
политические права
и свободы личности,
а личность – высказывать
недоверие к власти.
На протяжении всей истории менялись системы власти и государственного устройства. Менялись и взгляды мыслителей и общества на взаимоотношения государства и личности. Анализ места человека в политической жизни открывает крупный раздел политической науки, посвященный субъектам политики. Личность выступает субъектом власти как относительно самостоятельный, активный участник политической и общественной жизни, обладающий разумом и свободой воли, имеющая политический статус гражданина или подданного государства. В то же время личность является объектом, т.е. предметом воздействия политики.
Отделение индивида от
Индивид выступает в
Идеальной моделью
Иногда на государственном
Нередко жизни людей
Экономические и социальные
И, конечно, личность имеет
право высказывать и проявлять
свое недоверие к власти. В
современном обществе это должно осуществляться
цивилизованным путем, через выборы, референдумы,
СМИ, деятельность оппозиционных партий,
организованные формы протеста, но ни
в коем случае не через террористические
акты, революции и подрывную деятельность,
которые ничего, кроме разрушения не несут.
3.
Одно из наиболее
лаконичных определений
демократии было
дано шестнадцатым
президентом США
Авраамом Линкольном (1809-1865):
«Демократия есть
правление народа,
избранное народом
и для народа».
Соотнеся данное
определение с современной
политической практикой,
можно ли утверждать,
что это действительно
так? Нет ли противоречия
в самой формуле А. Линкольна?
В современном языке слово «демократия» имеет несколько значений. Его первое, основополагающее значение связано с этимологией, происхождением этого термина. «Демократия» переводится с древнегреческого как «народовластие» или, используя расшифровку этого определения американским президентом Линкольном, «правление народа, избранное народом и для народа».
Президент Линкольн дал возможно самое известное определение демократии в американской истории. Под «правлением народа, волей народа и для народа» он имел в виду столь точно определенные им основы демократического государственного управления, которые применимы по отношению к любой нации, стремящейся к созданию демократического общества.
Демократия – это непростая,
а возможно, самая сложная и
трудная форма правления из
всех существующих. Она наполнена
внутренними конфликтами и
Другим странам в процессе экспериментирования в области демократии – а демократия всегда является экспериментом – необходимо изучить вопрос о том, как ее неотъемлемые черты могли бы быть наилучшим способом воссозданы и сохранены в их условиях. Единого пути не существует; перефразируя строки поэта Уолта Уитмена, демократия – это масса людей, зачастую противоречащих друг другу. Но если мы не будем упускать из виду основополагающие, непреложные принципы – ограничение полномочий государства, защита прав личности, признание того, что в конечном итоге власть принадлежит народу,- то тогда можно найти множество способов достижения этих целей. Понятие демократии как народовластия является нормативным, поскольку базируется на нормативном подходе к этому феномену, предполагающем построение категории исходя из человеческих идеалов, ценностей и пожеланий. Демократия характеризуется в этом случае как идеал, основанный на таких основополагающих ценностях, как свобода, равенство, уважение человеческого достоинства, солидарность. В первую очередь именно своему ценностному содержанию демократия обязана такой популярностью в современном мире.
В самом определении Линкольна
есть некоторое противоречие, так
как формула «правление народа»
Практика современной
Не реализуется, в полной мере
на практике и принцип
Все это говорит о том, что
становление в России подлинно
демократического государства
4.
Какую роль играет
частная собственность
в структуре гражданского
общества?
Гражданское общество – один из феноменов современного общества, совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и так далее), реализуемыми вне сферы деятельности государства и позволяющими контролировать действия государственной машины.
Гражданское общество (в рамках системно-управленческого подхода) рассматривается как субъект формулирования объемов гражданских прав и свобод, необходимых для воспроизводства населения, развития предпринимательства и обеспечения социальной ответственности бизнеса.
Условием возникновения гражданского общества является появление у всех граждан общества экономической самостоятельности на базе частной собственности. Гражданское общество – это общество цивилизованных рыночных отношений. Основополагающим условием жизнедеятельности гражданского общества является обладание каждым его членом конкретной собственностью, или участие в обладании собственностью, право использовать ее и распоряжаться ей по своему усмотрению. Владение собственностью может быть и единоличным и коллективным, но при условии, что каждый участник коллективной собственности – кооперативной, колхозной, акционерной и другой – фактически является ей владельцем. Наличие собственности является базовым, фундаментальным условием свободы личности в гражданском обществе. Это утверждали многие выдающиеся мыслители человечества, это неопровержимо подтверждает вся практика жизнедеятельности общества. Много новых мыслей о гражданском обществе высказывает Шарль Луи де Монтескье (1689-1755). В произведении «О духе законов» он рассматривает гражданское общество как результат исторического развития, как ступень истории после естественного состояния, семьи, героического времени.
Информация о работе Политология как особая сфера общественных отношений