Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 03:45, контрольная работа
Несмотря на наличие достаточно широких политических исследований, вплоть до второй половины XIX в. политология развивалась без самостоятельной дисциплинарной оформленности, главным образом как учение о государстве и политико-философская теория. С этим связаны трудности в определении времени завершения процесса ее формирования.
Монтескье различает законы
Джон Локк, родоначальник классического
либерализма, считает
Реальное
функционирование гражданского общества
началось с принятия биллей о правах
в Англии и США и Декларации
прав человека и гражданина во Франции.
Конечно юридическое равенство
не предполагает фактического равенства,
оно означает всего лишь равенство
возможностей. Однако это создало условия
для проявления талантов, способности
и инициативе личности. Свобода человека
органически связана с его материальным
благополучием, наличием собственности,
свободой частного предпринимательства.
А частная собственность является не только
экономической основой гражданского общества,
но и фактором политического , нравственного
и культурного прогресса. Значение института
частной собственности в формировании
гражданского самосознания человека,
- в становлении гражданского общества
раскрыл русский философ И.А. Ильин (1882-1954).
Он полагал, что частная собственность
соответствует индивидуальному способу
бытия, который дан человеку от природы.
Кроме этого, она развязывает хозяйственную
предприимчивость и личную инициативу;
дает собственнику чувство уверенности;
научает человека творчески относиться
к труду и любить Родину; закрепляет его
оседлость, без которой невозможна культура;
единит семью, вовлекая ее в отношения
собственности; питает государственный
инстинкт человека; пробуждает и воспитывает
в человеке правосознание; взращивает
в нем чувство гражданской самостоятельности;
развивает правильный подход к политической
свободе.
5.
Как Вы относитесь
к точке зрения,
согласно которой
время великих
лидеров прошло? Обоснуйте
свое мнение.
Я согласен с этой точкой
зрения, но только отчасти. В
каждый отдельный момент
6.
Какова роль и
назначение политической
идеологии в жизни общества
и личности?
Политическая идеология
В то же время, несмотря на
признание многими видными
И все же большинство ученых трактуют политическую идеологию как определенную доктрину, оправдывающую притязания той или иной группы лиц на власть (или ее использование) и добивающуюся в соответствии с этими целями подчинения общественного мнения собственным идеям. Следовательно, политическая идеология — это разновидность корпоративного сознания, отражающая сугубо групповую точку зрения на ход политического и социального развития, отличающаяся склонностью к духовному экспансионизму.
Политическая идеология является по преимуществу духовным орудием элиты. Именно от тактики поведения последней зависит степень идейного оформления тех или иных групповых интересов. Однако реальная роль политической идеологии в отношениях власти зависит от характера овладения ею общественным сознанием.
Таким
образом, основными функциями
С
точки зрения политических функций,
идеология стремится сплотить, интегрировать
общество либо на основе интересов
какой-нибудь определенной социальной
(национальной, религиозной и др.) группы,
либо для достижения целей, не опирающихся
на конкретные слои населения (например,
идеология анархизма, фашизма). При этом,
помимо рациональных — нередко теоретически
обоснованных положений, любая идеология
предполагает некую дистанцированность
от действительности, исповедует те цели
и идеалы, которые людям предлагается
воспринимать на веру. В меньшей степени
таким налетом верований обладает официальная
идеология, направляющая реальный курс
государственной политики и потому в основном
приукрашивающая действительность. Особой
же предрасположенностью к утопизму обладают
идеологии оппозиционных сил, как правило,
ожидающие от власти значительно большего,
чем она может дать, и стремящиеся с помощью
красивого идеала привлечь к себе массы
сторонников.
7.
Какой тип политической
культуры господствовал
в советское время
и почему?
Политическую
культуру советского периода можно
охарактеризовать как искусственно
гомогенную. При этом она сохранила
многие черты русской культуры: общинный
характер трансформировался в советский
коллективизм; ориентация на господствующий
характер власти - в этатизм и патернализм;
пассивность - в апатию, отсутствие ориентации
на “вход” в политическую систему; патриархальность
- в персонифицированное восприятие политики;
вера в “истинность” общественных ценностей
в нетерпимость к инакомыслию; религиозность
в наделение харизматическими чертами
вождей; мифологизированность сознания
в веру в построение “светлого будущего”;
вера в мессианское призвание России в
ориентацию на лидерство в мировой революции,
а позже на статус сверхдержавы. Индустриализация,
глубокие изменения в социальной структуре,
рост уровня образования населения предопределили
сдвиги в ценностных ориентациях советского
общества. Начиная с середины 60-х гг. формируется
и развивается диссидентская субкультура,
в рамках которой проповедовались такие
ценности, как автономия личности, свобода
выбора, права человека и т.п. В 70-е гг. значительная
часть общества, вопреки официальным идеологическим
нормам, начинает ориентироваться на ценности
личной жизни: семью, работу, досуг, материальное
благополучие. Такая переориентация с
общественного на индивидуальное клеймилась
пропагандой как “мещанство” и “обывательство”.
В то же самое время политика большей открытости
и развития контактов с западными странами
способствовала проникновению новых стандартов
жизни и потребления в общество. Поскольку
политическая система плохо реагировала
на растущие запросы, усиливалась апатия
и отчуждение масс от политики, подрывающие
легитимность власти.
8.
Как Вы считаете,
каким образом
может достигаться
«баланс сил» в
международных отношениях?
Баланс сил в международных
отношениях – распределение
Отто фон Бисмарк: «Вся
Баланс сил зачастую играет решающую роль в дипломатии: так, Британская империя проводила политику «равновесия» в Европе, не считаясь ни со своими интересами, ни со справедливостью.
США своей последовательной
Несбалансированная сила, питая амбиции некоторых государств в расширении своего влияния, может побудить их к опасной и авантюристической политике. Это отмечал известный американский политолог Кеннет Уолтц еще в 1969 г. Несбалансированная сила в отношениях между государствами оказывает в принципе такой же разрушительный эффект, как и в механике, только с неизмеримо большим числом человеческих жертв и большим материальным ущербом. Из этого можно заключить, что безопасность всех государств зависит от поддержания среди них баланса сил. Баланс сил, писал Уинстон Черчилль, «не имеет никакого отношения к тем или иным правителям или государствам – он есть закон политики, а не простая целесообразность, диктуемая случайными обстоятельствами, симпатиями и антипатиями или иными подобными чувствами».
Баланс – система показателей,
которые характеризуют
Баланс сил выражает динамику
непрерывных отклонений от
В Германии представители
Таким образом, баланс сил –
необходимое и закономерное
Информация о работе Политология как особая сфера общественных отношений