Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2015 в 21:52, курсовая работа
В последние десятилетие институт Президента РФ приобрел большое значение. Это связано не только с особым правовым положением, которое он занимает. Институт президента в современной России является одним из ключевых в системе органов государственной власти. Его рациональное устройство и функционирование - важное условие обеспечения конституционализма в государстве.
Политическое развитие России последних лет выявило ошибки, связанные с конституционным распределением властных полномочий между Федеральными органами государственной власти.
Введение……………………………………………………………………..……2
1. Конституционно-правовое положение Президента в системе органов власти………………………………………………………………………………3
2. Выборы, вступление в должность и прекращение полномочий Президента РФ как специфика его правового статуса………………………………………5
2.1. Выборы Президента РФ……………………………………………………5
2.2. Прекращение полномочий Президента………………………………….10
3. Полномочия Президента как Главы государства…………………………16
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………………30
По итогам повторного голосования избранным на должность Президента Российской Федерации считается - зарегистрированный кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого зарегистрированного кандидата, при условии, что число голосов избирателей, поданных за зарегистрированного кандидата, набравшего большее число голосов избирателей, больше числа голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.
В случае, если выборы Президента Российской Федерации признаны несостоявшимися, недействительными либо если на день проведения повторного голосования оба зарегистрированных кандидата, по которым назначено повторное голосование, сняли свои кандидатуры, либо если при повторном голосовании ни один зарегистрированный кандидат не был избран на должность Президента Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации назначает повторные выборы Президента Российской Федерации.
Голосование на повторных
выборах Президента Российской
Федерации проводится не
Выдвижение и регистрация
кандидатов, другие избирательные
действия, связанные с проведением
повторных выборов Президента
Российской Федерации, осуществляются
в порядке, установленном Федеральным
законом «О выборах Президента
Российской Федерации». Правда, при
проведении повторных выборов
Президента Российской
При проведении повторных
выборов Президента Российской
Федерации кандидатами не
Избранный Президент Российской Федерации вступает в должность по истечении четырех лет со дня вступления в должность Президента Российской Федерации, избранного на предыдущих выборах, а при проведении досрочных выборов, а также в случае, если ко дню истечения четырех лет со дня вступления в должность Президента Российской Федерации, избранного на предыдущих выборах, назначены повторные выборы Президента Российской Федерации, - на тридцатый день со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией Российской Федерации общих результатов выборов Президента Российской Федерации.
Процедура вступления
Президента РФ в должность
заключается в принесении
Присяга приносится
народу. Ее текст установлен в
ст. 82 Конституции. Он сформулирован
следующим образом: «Клянусь при
осуществлении полномочий
Резиденцией Президента
РФ является столица России - Москва,
Кремль. Над зданием официального
пребывания Президента
Указом Президента
от 5 августа 1996 г. установлены официальные
символы президентской власти
и их использование при
Этими символами являются:
штандарт (флаг) Президента Российской
Федерации; Знак Президента Российской
Федерации; специально изготовленный
единственный экземпляр
Знак Президента Российской
Федерации возлагается на
На специальном экземпляре текста Конституции Российской Федерации Президент приносит присягу.
Официальные символы
президентской власти
Президент РФ приступает
к исполнению полномочий с
момента принесения им присяги
и прекращает их исполнение
с истечением срока его
Избранный и вступивший
в должность Президент РФ
2.2. Прекращение полномочий Президента.
Полномочия Президента государства могут быть прекращены по разным основаниям. Как правило, эти основания предусматриваются законами. Однако на практике имеют место случаи, когда полномочия президента прекращаются по основаниям, не предусмотренным законодательством. Например, первый и последний Президент СССР М.С. Горбачев сложил с себя полномочия в связи с ликвидацией СССР, хотя Конституция СССР 1977 г. не предусматривала такого основания прекращения существование самого государства.
Примером нелегитимного
прекращения полномочий
Правовыми основаниями
прекращения полномочий
Прекращение полномочий
Президента может быть
Конституция РФ (ст. 92)
предусматривает несколько
В ч. 1 ст. 92 Конституции
РФ установлено, что Президент
прекращает исполнение своих
полномочий с истечением срока
его пребывания в должности
с момента принесения присяги
вновь избранным Президентом
Российской Федерации. Это обычный
порядок прекращения
Президент РФ прекращает исполнение своих полномочий досрочно в случае отставки - добровольного ухода с должности Президента. Так именно поступил Б.Н. Ельцин 31 декабря 1999 года. Процедура ухода в отставку, к сожалению, в законе не регламентирована, хотя потребность в этом имеется. В законе должны быть указаны форма выражения Президентом своей воли (скорее всего, это должно быть письменное заявление), мотивы, побудившие Президента принять такое решение (такие мотивы могут носить личный характер - преклонный возраст, состояние здоровья; политические: несогласие с политикой Федерального Собрания и других органов государственной власти в связи с образовавшимся экономическим, политическим кризисом и т. д.)[11].
Действующее законодательство
(ст. 82 Конституции РФ) предусматривает
порядок вступления Президента
в должность, принесение народу
присяги в торжественной
Возникают вопросы: кому должно быть адресовано его заявление об отставке, достаточно ли Президенту заявить о своей отставке или эту отставку какой-то государственный орган (или органы) должен рассмотреть и принять по нему решение о принятии отставки или о ее отклонении? Ведь при всем уважении к личности, занимающей должность Президента, нельзя отрицать возможности заявления об отставке под давлением каких-то сил, под влиянием временного расстройства здоровья, в состоянии временной депрессии и т. п. Если закон предусматривает возможность принятия решения об отклонении заявления об отставке Председателя Правительства, то почему такой вариант должен быть исключен в отношении заявления об отставке Президента? Ответ на этот вопрос должен быть дан в будущем законодательстве. На наш взгляд, это может быть предусмотрено и Конституцией, и федеральным законом «О Президенте Российской Федерации».
Президент РФ прекращает
исполнение полномочий в
К сожалению, и это
основание для прекращения
В связи с этим
Конституционный Суд РФ 11 июля 2000
г. принял Постановление по делу
о толковании положений ст. 91 и
ч. 2 ст. 92 Конституции РФ о досрочном
прекращении полномочий
В своем Постановлении Конституционный Суд РФ указал, что, исходя из занимаемого Президентом РФ места в системе органов государственной власти, а также его конституционного статуса, Конституция РФ закрепляет неприкосновенность Президента РФ, а также другие правовые средства, которые обеспечивают свободное и ответственное осуществление Президентом РФ принадлежащих ему конституционных полномочий и непрерывность функционирования института главы государства.
Содержание и назначение ст.92 (ч.2) Конституции РФ, предусматривающей возможность прекращения исполнения полномочий Президента РФ досрочно в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, не затрагиваются установлением в ст. 91 Конституции РФ положения о неприкосновенности Президента РФ.
Досрочное прекращение исполнения Президентом РФ своих полномочий в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия требует особой процедуры с целью объективного установления фактической невозможности для Президента РФ в связи с расстройством функций организма, носящих постоянный, необратимый характер, принимать решения, вытекающие из его конституционных полномочий либо иным образом осуществлять свои полномочия в соответствии с требованиями Конституции РФ. В таком случае - в силу экстраординарного характера рассматриваемого основания - волеизъявление Президента РФ может не являться обязательной предпосылкой досрочного прекращения его полномочий. По смыслу ч. 2 ст. 92 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ч. 1 и 3 той же статьи и ч. 1 ст. 93, приведение в действие указанной процедуры допустимо лишь при исчерпании всех иных возможностей, связанных с временным неисполнением Президентом РФ своих полномочий или добровольной его отставкой.
Досрочное прекращение
полномочий Президента РФ в
случае стойкой неспособности
по состоянию здоровья
Порядок досрочного
прекращения полномочий
В соответствии со
ст. 92 (ч. 3) Конституции РФ в случае
досрочного прекращения
Анализируя содержание
Постановления
Президент РФ прекращает
исполнение полномочий
Такое решение принимается
вопреки воле Президента. Основанием
отрешения Президента от
Информация о работе Полномочия Президента как Главы государства