Полномочия Президента как Главы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2015 в 21:52, курсовая работа

Описание работы

В последние десятилетие институт Президента РФ приобрел большое значение. Это связано не только с особым правовым положением, которое он занимает. Институт президента в современной России является одним из ключевых в системе органов государственной власти. Его рациональное устройство и функционирование - важное условие обеспечения конституционализма в государстве.
Политическое развитие России последних лет выявило ошибки, связанные с конституционным распределением властных полномочий между Федеральными органами государственной власти.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..……2
1. Конституционно-правовое положение Президента в системе органов власти………………………………………………………………………………3
2. Выборы, вступление в должность и прекращение полномочий Президента РФ как специфика его правового статуса………………………………………5
2.1. Выборы Президента РФ……………………………………………………5
2.2. Прекращение полномочий Президента………………………………….10
3. Полномочия Президента как Главы государства…………………………16
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………………30

Файлы: 1 файл

конституционный статус президента рф.docx

— 65.30 Кб (Скачать файл)

 Отрешение Президента  от должности проводится в три этапа:

  1. Первый этап сводится к выдвижению Государственной Думой обвинения в совершении Президентом тяжкого преступления. Инициатива в принятии такого решения может исходить от группы депутатов Государственной Думы численностью не менее 1/3 от общего числа. Для рассмотрения данного вопроса на заседании Государственной Думы требуется заключение специальной комиссии, образованной самой Государственной Думой. Решение принимается квалифицированным большинством, т.е. двумя третями голосов от общего числа депутатов палаты.
  2. На втором этапе надлежит получить заключение Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ. Верховный Суд РФ дает заключение о наличии в действиях Президента признаков тяжкого преступления. Конституционный Суд дает заключение о том, что установленный порядок выдвижения обвинения против Президента был соблюден.
  3. Третий этап процедуры отрешения Президента РФ от должности включает принятие Советом Федерации решения по этому вопросу. Решение выносится на основании рассмотрения всех материалов, подтверждающих правильность решений Государственной Думы, заключений Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ. Вопрос считается решенным положительно, если за отрешение проголосует не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации. Однако это решение должно быть принято в течение трех месяцев после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если решение в указанный срок не будет принято, то обвинения против Президента считаются отклоненными (ст. 93 Конституции РФ).

В 1999 г. Государственной Думой была предпринята попытка отрешить от должности Президента Б.Н. Ельцина. Но уже на первом этапе процедуры эта попытка потерпела неудачу: при рассмотрении в Государственной Думе за решение о выдвижении обвинения Б.Н. Ельцину проголосовало менее двух третей депутатов.

 Но независимо от  этого в процессе обсуждения  вопросов отрешения Президента  от власти всплыли нерешенные  в действующем законодательстве  проблемы, в частности, неурегулированность нормами права процедуры предъявления обвинения и дачи заключения Верховным Судом РФ. И это действительно так. Во-первых, не регламентирован вопрос о процессуальном порядке рассмотрения Верховным Судом РФ признаков преступления в действиях главы государства. Во-вторых, неясно, кто в Верховном Суде должен давать заключение - коллегия, президиум или пленум Верховного Суда. И, в-третьих, при отсутствии нормативных актов, регламентирующих эту процедуру, Конституционный Суд РФ просто не может проверить соблюдение установленного порядка выдвижения обвинения.

 Кроме того, следует  признать, что процедура отрешения  Президента РФ от власти настолько  сложна, что делает почти нереальным  само отрешение от власти. Мы  отдаем себе отчет в том, что  отрешение от власти Президента - достаточно ответственное решение. И здесь недопустимы легкость  и упрощенность процедуры. Это  одна крайность. Другая - в чрезмерном ее усложнении. Нужна золотая, разумная середина[10].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Полномочия Президента как Главы государства.

 

Президент как глава Российского государства взаимодействует со всеми ветвями власти.

1. Президент взаимодействуя с Федеральным Собранием:

  • Президент РФ обладает правом вето на законы принятые Федеральным Собранием.
  • Обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;
  • Вводит на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе;
  • Вводит на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе;
  • Назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской федерации в иностранных государствах и международных организациях.

2.Президент взаимодействуя с Государственной Думой:

  • Назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;
  • Представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка;
  • Ставит перед Государственной Думе вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка;
  • Назначает выборы Государственной Думы;
  • Распускает Государственную Думу;
  • Вносит законопроекты в Государственную Думу;
  • Вправе отклонить федеральный закон и возвратить его в Государственную Думу на новое рассмотрение.
  • Государственная Дума вправе выдвинуть обвинение против Президента для отрешения его от должности.

3.Президент взаимодействуя с Советом Федерации:

  • Представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, высшего арбитражного Суда; а также кандидатуру Генерального прокурора РФ;
  • Вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального Прокурора.
  • Совет Федерации может отрешить от должности Президента; утверждает указа Президента о введении военного и чрезвычайного положения.

4.Президент взаимодействуя с Правительством РФ:

  • Принимает решение об отставке Правительства;
  • По предложению председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров;
  • Имеет право отменять постановления Правительства.

 Глядя на полномочия  Президента РФ во взаимоотношениях  с Правительством РФ очень  трудно разграничить полномочия  между ними. Л.А. Окуньков в своей  статье говорит о том, что «после  принятия Конституции РФ было  покончено с жестким разделением  властей, типичным для президентской  формы правления. Президент Российской  Федерации не отвечает за состояние  исполнительной власти, но имеет  ключевые полномочия по руководству  ею и может прямо вмешиваться  в дела Правительства.

 Президент стал главным  действующим лицом на политической  сцене, а Правительство, хотя и  декларировалось самостоятельным  конституционным органом, осуществляющим  исполнительную власть, превратилось  в исполнителя президентских  указаний, полностью зависимого  в своей деятельности от усмотрения  Президента. В частности, многие  экономические и политические  преобразования прошли под знаком  президентского правотворчества. Президент  должен осуществлять свои функции  через Правительство, а не за  него. «Имеет место дублирование  в работе Президента и Правительства»[10].

Президент во взаимодействии с судебной властью:

  • Представляет Совету Федерации для назначения на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
  • Самостоятельно назначает судей других федеральных судов;
  • Вправе обращаться с запросом в Конституционный Суд РФ.

 Конституционный Суд  РФ по запросам Совета Федерации  дает заключение о соблюдении  обвинения Президента в государственной  измене или совершения иного  тяжкого преступления.

 Президент наделен  правом принимать более эффективные меры, влекущие за собой роспуск представительных органов и отрешение от должности высших должностных лиц субъектов РФ и глав местного самоуправления.

 В свою очередь, специфика  судебной власти позволяет судам  оказывать заметное влияние на  издание и действие актов Президента. Это выражается в том, что акты, издаваемые Президентом РФ, являются  объектом судебного контроля.

Основные функции Президента РФ как главы государства определены в ст. 80 Конституции РФ:

  • Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;
  • Президент РФ в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности;
  • Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;
  • Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;
  • Президент РФ представляет Российскую Федерацию внутри стран и в международных отношениях.

 Под полномочиями Президента  РФ понимается совокупность предоставленных  ему прав и обязанностей, необходимых  для выполнение возложенных на него функций.

Действующая Конституция закрепляет явно недостаточно полномочий за Президентом России в отношениях с субъектами РФ. Обращая внимание на эту особенность, М.В. Баглай пишет: «Полномочия Президента как главы федеративного государства прописаны в Конституции РФ очень скромно, они скорее вытекают из его основных функций как гаранта Конституции»[8].

 Недостаточная правовая  регламентация функций и особенно  полномочий Президента по их  реализации, а также неполная  исследованность данной проблематики  создают определенные сложности  в классификации полномочий и  раскрытии их содержания.

 Между тем, целый ряд  полномочий, например, при чрезвычайном  положении, в области внешней  политики и т.д., Президент реализует  не непосредственно, а через другие  государственные органы, относящиеся  к законодательной или исполнительной  ветвям власти. Следовательно, чистота  критерия для классификации полномочий  не выдерживается, а отсюда и  неизбежность дублирования.

 При изложении полномочий  Президента РФ необходимо исходить  не из одного, а двух критериев  их классификации: а) по направлениям  деятельности и б) по сферам  взаимодействия Президента РФ  с государственными органами  всех ветвей государственной  власти. Это повлечет за собой  некоторые повторения, но при  таком подходе они неизбежны.

 Президент России как  глава государства наряду с  традиционными представительскими  функциями призван выполнять  ответственную задачу по определению  основных направлений внутренней  и внешней политики нашей страны, по обеспечению реализации этого  курса.

 Особое место Президента  как главы государства подчеркивается  его функцией гаранта Конституции  Российской Федерации, прав и  свобод человека и гражданина (ст. 80 Конституции).

Каждый из органов (институтов) государственной власти в рамках своей компетенции обязан выполнять функции, которые направлены на реализацию Конституции, на защиту прав и свобод личности. Однако каждый из них лишь частично обеспечивает действие Конституции. Только перед Президентом ставится задача охранять устойчивость государства в целом, его суверенитет и государственную целостность, только при этих условиях все иные органы государственной власти и должностные лица могут иметь возможность осуществлять свои полномочия в нормальном конституционном режиме.

 Для Президента обеспечение  выполнения Конституции как направление  деятельности имеет приоритетное  значение. Главное назначение Президента  как гаранта Конституции - принимать  все необходимые меры по обеспечению  защиты конституционных прав  граждан, охране суверенитета Российской  Федерации, ее независимости и  государственной целостности. Деятельность  Президента нацелена на создание  необходимых условий для упрочения  конституционного строя, незамедлительного  устранения нарушений Конституции.

 Активное использование  Президентом своих полномочий  и дозволенных законом средств  политического, правового и общественного  воздействия в этом направлении  является главной гарантией действия  Конституции.

Будучи главой государства, Президент представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Именно в этом качестве Президент обеспечивает устойчивость и преемственность механизма государственной власти, координацию и взаимодействие всех органов государственной власти. Президент «призван цементировать государственную власть, обеспечивать конституционным путем разрешение всех кризисов и конфликтов между органами государственной власти» . Как глава государства Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики, имеющее значение не только для исполнительной власти, но и для органов, представляющих другие ветви власти.

Информация о работе Полномочия Президента как Главы государства