Президент подписывает
также ратификационные грамоты,
т.е. документы, свидетельствующие об
утверждении федеральным законом
международного договора Российской
Федерации. Если договор двусторонний,
то стороны обмениваются ратификационными
грамотами, если же договор многосторонний,
то его участники сдают все
ратификационные грамоту одному
из участников договора - депозитарию.
Президент принимает верительные
и отзывные грамоты аккредитуемых
при нем дипломатических представителей.
Эта процедура нередко сопровождается
обменом мнениями по вопросам,
имеющим существенное политическое
значение, и потому не может
считаться, как об этом иногда
говорят, чисто протокольной. Ратификационная
грамота направляется главой
иностранного государства Президенту
России и удостоверяет, что указанное
в ней лицо, т.е. дипломатический
представитель, представляет интересы
направившего его государства
и его словам и действиям
надлежит верить. Направление отзывной
грамоты означает прекращение
полномочий указанного в ней
лица.
Руководство Президента
внешней политикой в значительной
степени проводится через Министерство
иностранных дел, которое подведомственно
Президенту по вопросам, закрепленным
за Президентом Конституцией
и законодательными актами Российской
Федерации.
Кроме упомянутых выше, Президент
РФ наделен также некоторыми иными полномочиями.
По Конституции РФ
(п. «в» ст. 84) Президенту РФ предоставлено
право назначения всероссийского
референдума. При этом следует
обратить внимание читателя, что Президент,
обладая правом назначения всероссийского
референдума, сам не отнесен законом к
числу субъектов, могущих инициировать
назначение референдума. Инициатива проведения
референдума в РФ принадлежит: а) не менее
чем двум миллионам граждан, имеющих право
на участие в референдуме и б) Конституционному
Собранию в случае, предусмотренном ч.
3 ст. 135 Конституции РФ. Таким образом,
Президент имеет право назначить референдум,
но не инициировать его.
К полномочиям Президента
РФ Конституцией отнесено решение
вопросов гражданства Российской
Федерации и предоставления политического
убежища. В Конституции не конкретизируется,
какие конкретно вопросы гражданства
решаются Президентом России.
Вопросы гражданства
- это вопросы о приобретении
и утрате российского гражданства.
Нормативной базой для решения
этих вопросов служит Закон
Российской Федерации от 31 мая 2002
г. "О гражданстве Российской Федерации".
На основе этого
Закона Указом Президента Российской
Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325 было
утверждено Положение о порядке
рассмотрения вопросов гражданства
Российской Федерации.
В соответствии с
Законом о гражданстве Президент
Российской Федерации принимает
решения по вопросам:
- приема в российское гражданство;
- восстановления в гражданстве Российской Федерации некоторых категорий лиц;
- выхода из гражданства;
- отмены решения по вопросам гражданства.
Комиссия по вопросам
гражданства при Президенте Российской
Федерации имеет сугубо совещательные
полномочия.
Комиссия готовит для
Президента предложения по вопросам
гражданства; контролирует исполнение
решений по этим вопросам; рассматривает
ходатайства о приобретении и
прекращении гражданства и другие
ходатайства по вопросам гражданства;
рассматривает предложения о
разработке законопроектов и
иных нормативных актов в данной
сфере (в частности, Комиссия была
активным участником разработки
проекта закона об основных
документах, удостоверяющих личность
гражданина Российской Федерации,
который был внесен Президентом
в Государственную Думу).
В соответствии со
ст. 63 Конституции Российской Федерации
Россия предоставляет политическое
убежище иностранным гражданам
и лицам без гражданства в
соответствии с общепризнанными
нормами международного права (см.
комментарий к ст. 63). Причем в соответствии
с Уголовным кодексом Российской Федерации
лица, даже незаконно пересекшие Государственную
границу России, не подлежат ответственности,
если они сделали это в поисках политического
убежища, разумеется, при отсутствии в
их действия состава другого преступления.
Политическое убежище
иностранным гражданам предоставляется
в порядке, установленном Президентом
РФ. Этот порядок закреплен в
Положении, утвержденном Указом
Президента Российской Федерации
от 21 июля 1997 г. N 746. В соответствии
с ним ходатайство о предоставлении
политического убежища направляется
лицом в Федеральную миграционную
службу, которая запрашивает заключения
российских МВД, МИД и ФСБ. А
затем материалы направляются
в Комиссию по вопросам гражданства
при Президенте Российской Федерации
с заключением ФМС о возможности
и целесообразности предоставления
данному лицу политического убежища.
После рассмотрения всех мнений
Комиссия вносит Президенту Российской
Федерации соответствующее предложение.
Президент издает указы
об учреждении государственных
наград; о награждении ими; вручает
награды; имеет в составе Администрации
Президента Управление по государственным
наградам. Государственных наград
могут быть удостоены граждане
Российской Федерации, иностранные
граждане, лица без гражданства.
Президент наделен
правом помилования. Помилование - это
акт верховной власти, полностью
или частично освобождающий осужденного
от наказания либо заменяющий
назначенное ему судом наказание
более мягким. Актом помилования
может также сниматься судимость
с лиц, отбывших наказание. Акты
помилования носят всегда персональный
характер, т. е. они принимаются в
отношении конкретного лица или
нескольких определенных лиц.
Свои полномочия Президент
реализует прежде всего в принятии правовых
актов. Перечень правовых актов президента
РФ закреплен в ст. 90 Конституции РФ:
- Указы (ч.1 ст.90);
- Распоряжения (ч.1 ст.90);
- законопроекты президента РФ,
направляемые в Государственную Думу ( п. «г» ст.84);
- Запросы Президента РФ, направляемы
в Конституционный Суд РФ (ч.2 и ч.5 ст.125
Конституции РФ);
- Ежегодные послания Федеральному
Собранию о положении в стране, об основных
направлениях внутренней и внешней политики
государства (п. «е» ст.84);
- Представления президента РФ,
в которых содержатся предложения Президента
РФ Совету Федерации по кандидатурам для
назначения на должности судей Конституционного
суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного
Суда РФ, а также предложения о назначении
и освобождении Генерального Прокурора
РФ; предложения Государственной Думе
РФ о кандидатуре Председателя Правительства
РФ (п. «а» ст.83, ч.1 и ч.2 ст.111) и Председателя
Центрального банка России (п. «г» ст.83).
Но не только Конституция
РФ определяет виды правовых
актов, издаваемых Президентом РФ.
Например, федеральный закон «Об
обороне» (1996г.) предусматривает, что
Президент РФ как главнокомандующий
издает директивы и приказы, которые
обязательны для исполнения лишь
Вооруженными Силами РФ, другими
войсками, воинскими формированиями
и органами.
Заключение.
В работе были рассмотрены конституционно-правовой
статус полномочия и обязанности Президента
РФ. Из анализа законодательства следует
вывод, который уже делался неоднократно:
Президент Российской Федерации наделен
колоссальными полномочиями. В связи с
этим многие ученые небезосновательно
относят российскую форму республики
к суперпрезидентской. Стоит отметить,
что такими полномочиями наделены президенты
в государствах с диктаторскими режимами.
Как таковая система сдержек и противовесов
в устройстве российской власти реализована
с огромными перекосами, что не должно
быть присуще демократическому государству.
О необходимости принятия
федерального закона, где, в частности,
были бы конкретно сформулированы
обязанности Президента, его полномочия,
санкции за конкретные конституционные
деликты, механизм привлечения Президента
к ответственности, детализирована
процедура «импичмента».
Но надо не забывать,
что по прежнему многое зависит
от главы государства, и то как
он поведет дальнейшую политику во многом
предопределит состояние страны в целом.
Да, много говорится о наделении президента
чересчур огромными полномочиями. Но история
России показывает, что сильный лидер
с огромной властью может вывести нашу
страну из любого кризиса. Если и надо
говорить об уменьшении власти Президента,
то это должно быть личное мнение других,
хотя и оно имеет право на жизнь. А если
говорить о возможности злоупотребления
властью Президентом РФ, то это зависит
от конкретной личности, от чистоты помыслов.
Сегодняшний Президент В.В. Путин является
примером для истории России и может, вскоре
занять место наравне с Петром I. После
70-летнего застоя вызванного правлением
верхушки лидеров коммунистической партии
сегодняшнему человеку приятно видеть
сравнительного молодого, полного сил
главу государства. Чего стоит пример
общения В.В. Путина с гражданами РФ в Прямом
эфире. Наблюдаются огромные тенденции
сближения Президента РФ с гражданами
России. Наконец лидер нашего государства
действительно может называться избранным
с согласия всего народа и представителем
всего государства.
Такое доверие обусловлено
реальными подвижками в жизни
российского общества в сторону
улучшения во многих сферах. Впервые
четко обозначились признаки
реальной стабилизации. Россия снова
начала восприниматься на международной
арене как авторитетное государства
с мнением которого должно считаться
все мировое сообщество.
Список литературы.
- Конституция Российской Федерации.
«Российская газета» от 25 декабря 1993 г.
- Федеральный конституционный
закон от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном
положении" (с изменениями от 30 июня
2003 г.).
- Федеральный закон от 31 мая
1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" (с изменениями
от 30 декабря 1999 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г.).
"Российская газета" от 6 июня 1996 г.
- Федеральный закон от 31 мая
2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской
Федерации" (с изменениями от 11 ноября
2003 г.). "Российская газета" от 5 июня
2002 г. "Российская газета" от 2 июня
2001 г.
- Федеральный закон от 10 января
2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской
Федерации". "Российская газета"
от 16 января 2003 г.
- Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-I
"О безопасности" (с изменениями от
25 декабря 1992 г., 24 декабря 1993 г., 25 июля
2002 г.). "Российская газета" от 6 мая
1992 г.
- Постановление Конституционного
Суда РФ от 11 июля 2000 г. N 12-П "По делу
о толковании положений статей 91 и 92 (часть
2) Конституции Российской Федерации о
досрочном прекращении полномочий Президента
Российской Федерации в случае стойкой
неспособности по состоянию здоровья
осуществлять принадлежащие ему полномочия".
"Российская газета" от 21 июля 2000
г.
- Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. "Юриспруденция".- 3-е изд., изм. и доп.- М.: Норма (Изд. группа Норма-Инфра-М), 2001
- Колосова Н.М. Конституционная
ответственность в Российской Федерации.
- 2000.
- Окуньков Л.А. Президент Российской
Федерации. Конституция и политическая
практика. - М., 1996.
- Радченко И.И. Президент в конституционном
строе Российской Федерации. - М., 2000.
- Смоленский М. Б. Конституционное право Российской Федерации: история и современное состояние: Учеб. пособие/ Рост. гос. экон. акад.- Ростов н/Д, 2000.
- Чиркин В.Е Президентская власть.
//Государство и право 1997 №5.