Полномочия Президента РФ как главы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 22:52, курсовая работа

Описание работы

Правовой статус Президента Российской Федерации

Файлы: 1 файл

Введение КПР.doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)

 

Введение

 

Президент, глава  государства, избираемый гражданами, парламентом  или специальной избирательной  коллегией на определенный срок; высшее должностное лицо государства. В  России институт президентства был  введен 24 апреля 1991 года законом «О Президенте РСФСР», интегрированный затем в Конституцию РСФСР 1978г. В июне 1991 года состоялись прямые президентские выборы.

Президент – совершенно новый для России государственный  институт, введение которого внесло существенные изменения в прежнюю организацию  государственной власти в нашей стране. В 1990-1991 гг. был закреплен пост Президента еще существующего тогда Союза СССР, появились президенты в республиках бывшего Союза. В Российской Федерации пост президента введен во исполнение решения народа, принятого на референдуме России 17 марта 1991г. В соответствии с прежней Конституцией Президент РСФСР провозглашался высшим должностным лицом РСФСР и главой исполнительной власти. Закрепление этого нового положения было вызвано необходимостью укрепления исполнительной дисциплины в период углубления политического и экономического кризиса, обострение межнациональных отношений.

Президентская власть была призвана наладить государственное  управление, исполнение законов. Ее самостоятельность  по отношению к представительным органам, укрепление с помощью Президента исполнительной власти должны были обеспечить устойчивость и создать предпосылки стабилизации обстановки в стране.

Место, которое  занимает в ныне действующей Конституции  глава о Президенте, является правовым доказательством, подтверждающим в прямой форме то, что Президент не включается непосредственно ни в одну из трех ветвей власти: ни в законодательную, ни в исполнительную, ни в судебную. Это является предпосылкой выполнения возложенной на Президента задачи обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти России.

Целью курсовой работы является изучение полномочий Президента РФ как главы государства.

Для достижения указанной  цели в курсовой работе ставятся следующие задачи:

  • изучить правовой статус Президента Российской Федерации;
  • рассмотреть компетенцию Президента Российской Федерации;
  • изучить полномочия Президента, реализующиеся через принятие им правовых актов.

Изучением полномочий Президента Российской Федерации занимаются многие специалисты: Баглай М.В., Козлова Е.И., Ларин А.Ю., Смоленский М.Б., Чиркин В.Е.  и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Правовой статус Президента Российской Федерации

 

Стержнем характеристики правового статуса учреждаемого Конституцией органа государственной власти являются: 1) установленная в ней дефиниция, обобщенно определяющая функциональное назначение государственного органа; и 2) место, которое отводится в Конституции посвященным ему нормам.

Второй признак, хотя и является производным, но имеет  самостоятельное правовое значение, поскольку в нем выражается лежащая в основе Конституции концепция построения системы государственной власти.

Исходя из этого, отправными правовыми установлениями для анализа  статуса Президента Российской Федерации  являются ст. 80 Конституции и место в Конституции гл. 4, посвященной Президенту.

Статья 80 определяет, что  Президент Российской Федерации  является главой государства.

В ранее действовавшей  Конституции устанавливалось, что  Президент является высшим должностным  лицом и главой исполнительной власти в Российской Федерации.

Придание Президенту статуса главы государства вызвано  объективными причинами. Прежде всего этого требовало повышение уровня персоницифированного представительства государства как внутри страны, так и в международных отношениях. Наиболее целесообразно, чтобы вытекающие из этого функции выполнялись главой государства, а не высшим должностным лицом, входящим в систему исполнительной власти, что в меньшей мере соответствовало бы высокому статусу государства и, по существу, умаляло бы прерогативы представительного органа государственной власти Российской Федерации, ставило бы исполнительную власть над законодательной.

Признание Президента главой государства является традиционным в конституциях многих стран мира. Так определялся статус Президента бывшего Союза ССР, а в настоящее время такого рода характеристика президентов содержится в конституциях большинства стран СНГ.

Принципиально новая  дефиниция статуса Президента Российской  Федерации, содержащаяся в Конституции, означает, что Президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит непосредственно ни в одну из ее ветвей.

Однако данное положение  не дает никаких оснований трактовать президентскую власть как стоящую  над другими властями, зависящими от нее. Каждая из них осуществляет свои конституционно закрепленные за ней полномочия, функционирует во взаимодействии с другими властями, обеспечена определенными рычагами влияния на иные власти и на Президента. В Конституции заложена необходимая система «сдержек и противовесов», которая способствует сбалансированному взаимодействию властей. Между ними нет отношений подчинения. Свои полномочия Президент осуществляет не на основе его ничем не связанной воли. Они реализуются в рамках Конституции Российской Федерации, в соответствии с ней и федеральными законами, во взаимодействии с парламентом и Правительством Российской Федерации.

В Конституции Российской Федерации содержится система гарантий, препятствующих превращению Президента Российской Федерации в авторитарного правителя. Они заключаются в ограниченности периода полномочий Президента Российской Федерации достаточно коротким четырехлетним сроком, в порядке его всенародных прямых выборов, в их альтернативном характере, в недопустимости занятия поста Президента более двух сроков подряд, в возможности отрешения его от должности, в признании не соответствующими Конституции нормативных актов Президента на основе решения Конституционного Суда и др.

Закрепляя статус Президента Российской Федерации как главы государства, Конституция в ст. 80 предусматривает в обобщенной форме связанные с этим функции. Они касаются основ жизнедеятельности государства и общества.

Президент Российской Федерации  является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Это означает, что Президент несет персональную ответственность за то, чтобы механизмы защиты Конституции и прав человека и гражданина работали бесперебойно, чтобы не было сбоев по тем или иным причинам в их реализации.

В установленном Конституцией порядке Президент принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации.

В осуществлении этих функций Президент может использовать только закрепленные за ним конституционные  полномочия, действовать только в  рамках Конституции.

Это относится и к  такой функции Президента, как  определение основных направлений  внутренней и внешней политики государства. Она формируется в соответствии с Конституцией и федеральными законами, не может им противоречить. Имеет значение и тот фактор, что на выборах каждый из кандидатов в Президенты выдвигает определенную программу, в которой намечаются стратегические направления развития государства и общества, и избрание того или иного кандидата означает одобрение содержащихся в ней установок большинством избирателей.

Ежегодные послания Президента Федеральному Собранию, в которых  формулируются основные направления внутренней и внешней политики Российской Федерации, делают их достоянием народа, депутатов, партий, общественности. Это позволяет в случае необходимости корректировать политику Президента с использованием всего потенциала конституционных форм, обеспечивающих взаимное воздействие одних государственных структур на другие, влияние на них общественных и социальных движений.

Как глава государства  Президент представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

Важным аспектом в  характеристике статуса Президента является само место в Конституции главы о Президенте. Она открывает перечень глав, посвященных органам государственной власти Российской Федерации. В прежней Конституции глава о Президенте следовала за главой о высших представительных органах. Это было закономерно, ибо в ней Президент определялся и качестве главы исполнительной власти.

Место, которое занимает в ныне действующей Конституции  глава о Президенте, является правовым доказательством, подтверждающим в  прямой форме то, что Президент не включается непосредственно ни в одну из трех ветвей власти: ни в законодательную, ни в исполнительную, ни в судебную. Это является предпосылкой выполнения возложенной на Президента задачи обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти России.

 

  1. Компетенция Президента Российской Федерации

 

Президент в соответствии с Конституцией обладает широким  кругом полномочий, вытекающих из его статуса как главы государства и обеспечивающих ему возможность выполнять закрепленные за ним функции.

Президент имеет полномочия, связанные с формированием федеральных  органов государственной власти и участием в их деятельности.

Значительный объем  такого рода полномочий обусловлен следующими причинами:

1) поскольку путем  всенародных выборов программа лица, ставшего Президентом, поддержана большинством избирателей, он, естественно, должен обладать определенными полномочиями в формировании федеральных органов государственной власти;

2) составляющий одну  из основ конституционного строя Российской Федерации принцип разделения властей не допускает, чтобы какой-либо орган государственной власти Российской Федерации был обязан своим «рождением» только одной ветви власти. Такой опыт, имевший место в недавней истории России, себя не оправдал;

3) в соответствии со  ст. 80 Конституции на Президента  как гаранта  Конституции, прав  и свобод человека и гражданина  возложено обеспечение согласованного  функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

Поэтому в соответствии с Конституцией в формировании федеральных органов государственной власти действуют и Президент, и Федеральное Собрание – парламент. Это достигается двумя путями: либо. Президент назначает определенных должностных лиц, а парламент одобряет, либо парламент назначает, а кандидатуры предлагает Президент.

В формировании органов  исполнительной власти полномочия Президента наиболее широки, так как именно эти органы практически реализуют программу Президента. Президент назначает Председателя Правительства Российской Федерации с согласия Государственной Думы, назначает на должность заместителей Председателя Правительства и федеральных министров по предложению Председателя Правительства.

Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для  назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора. Назначает же перечисленных судей и Генерального прокурора Совет Федерации (ч. 1 ст. 128). В порядке, установленном федеральным законом, Президент назначает судей других федеральных судов.

Подобный порядок формирования федеральных органов государственной  власти должен явиться гарантией  против их ориентации на одну из ветвей власти.

С этой же целью закрепляется участие Президента в формировании и некоторых иных федеральных органов. Так, Президент представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации, ставит перед Думой вопрос об освобождении его от должности (п. «г» ст. 83 Конституции). Президент назначает пять членов (одну третью часть) Центральной избирательной комиссии.

На Президента возложен Конституцией и ряд полномочий, связанных  с деятельностью парламента (ст. 84). Он назначает выборы Государственной  Думы в соответствии с Конституцией и федеральным законом распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией.

Президент подписывает  и обнародует федеральные законы Российской Федерации, обладает правом отлагательного вето (ст. 107 Конституции).

При отклонении федерального закона мотивы принятого Президентом решения должны быть сообщены обеим палатам Федерального Собрания. Право вето Президент использовал многократно, преимущественно по мотивам несоответствия норм принятых законов положениям и принципам Конституции и нарушения этими законами прав и свобод человека и гражданина. 

В соответствии с постановлением Конституционного Суда Россииской Федерации от 22 апреля 1996 г. по делу о толковании отдельных  положений ст. 107 Конституции Президент  как гарант Конституции вправе вернуть федеральный закон в случае нарушения установленного порядка его принятия, если эти нарушения ставят под сомнение результаты волеизъявления палат Федерального Собрания и само принятие закона. В таком случае федеральный закон не может считаться принятым, а его возвращение в палаты Федерального Собрания – отклонением в смысле ч. 3 ст. 107 Конституции. По данному основанию Президент возвращал в палаты ряд актов.

Президент вносит законопроекты в  Государственную Думу наделен полномочиями обращаться в Конституционный Суд с запросами о соответствии Конституции Российской Федерации предусмотренных в ст. 125 нормативных актов, о толковании Конституции. Президент имеет право, наряду с другими субъектами, указанными в ст. 134 Конституции, вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.

Информация о работе Полномочия Президента РФ как главы государства