Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 22:52, курсовая работа
Правовой статус Президента Российской Федерации
Для определения порядка реализации
права законодательной
Президент назначает также своего полномочного представителя в Конституционном Суде Российской Федерации, Положение о котором утверждено Указом от 31 декабря 1996 г.
Наибольший объем полномочий закреплен за Президентом в сфере, связанной не только с формированием, но и с деятельностью исполнительной власти.
Президент по Конституции не является главой исполнительной власти. Поэтому действовавшая ранее конституционная норма о том, что Президент «руководит деятельностью Совета Министров», не воспринята в Конституции 1993 года. Однако специфика полномочий Президента и Правительства, связь и соотношение этих полномочий таковы, что делают неизбежными достаточно активные каналы влияния Президента на деятельность Правительства. Кроме решения вопросов о составе Правительства, Президент имеет право председательствовать на его заседаниях, принимает решения об отставке Правительства. Постановления и распоряжения последнего в установленных Конституцией случаях могут быть отменены Президентом. Перед вновь избранным Президентом Правительство слагает свои полномочия.
Президент в соответствии с Конституцией,
федеральными конституционными законами,
федеральными законами руководит деятельностью
федеральных органов
В соответствии с ч. 1 ст. 112 Конституции Председатель Правительства после своего назначения представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, т.е. их перечне. Длительное время в советской России перечень министерств и государственных комитетов закреплялся непосредственно в Конституции РСФСР. Затем он был из Конституции устранен и закреплялся в Законе РСФСР «О Совете Министров РСФСР». В настоящее время законодательно перечень федеральных исполнительных органов не устанавливается. Их система определяется Президентом. Так, Указом от 14 августа 1996 г. «О системе федеральных органов исполнительной власти» (с изменениями и дополнениями, внесенными Указами от I 22 августа и 6 сентября 1996 г.) установлено, что в эту систему входят министерства, государственные комитеты, федеральные комиссии, федеральныс службы, российские агентства, федеральные надзоры, а также Управление делами Президента.
Федеральные органы исполнительной власти создаются только с такими наименованиями и статусом, которые предусмотрены настоящим Указом.
Президент определяет не только систему,
но и структуру федеральных
Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.
Президент Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности своих полномочных представителей в регионах Федерации. Их правовой статус, задачи, функции и права определены в Положении о полномочном представителе Президента Российской Федерации в регионе Российской Федерации, утвержденном Указом от 9 июля 1997 г. Полномочный представитель является должностным лицом, представляющим интересы Президента на части территории Российской Федерации, включающей в себя один или несколько ее субъектов. Представитель назначается Президентом, входит в состав Администрации Президента, и его деятельность ограничена сроком пребывания Президента в должности. 1
Основными задачами полномочного представителя являются содействие Президенту в реализации его конституционных полномочий; информирование Президента о политическом, социальном и экономическом положении в соответствующем регионе; взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, с органами субъекта (субъектов) Федерации, органами местного самоуправления для обеспечения реализации основных направлений политики государства, определяемых Президентом, его указов и распоряжений; взаимодействие с политическими партиями, иными общественными, а также религиозными объединениями, действующими в регионе, выполнение отдельных поручений Президента.
В составе Администрации Президента имеется Территориальное управление Президента, которое обеспечивает его взаимодействие с органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления; сбор и обработку поступающей из регионов информации, чтобы подготовить информационно-аналитические обзоры и доклады об общественно-политической ситуации в стране для представления их Президенту и руководству Администрации.
Институт полномочных представителей и Территориальное управление создают условия для реализации полномочий и функций главы государства в масштабах всей страны, координации деятельности всех звеньев системы государственной власти.
Как глава государства Президент Российской Федерации обладает широкими полномочиями во внешнеполитической и военной областях. Президент осуществляет руководство внешней политикой определяет основные ее направления, ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации; подписывает ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей назначает и отзывает дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания Российской Федерации.
Президент Российской Федерации утверждает военную доктрину Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России; назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил присваивает высшие воинские звания; формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом. 2
Этот закон до настоящего времени не принят, и статус Совета Безопасности устанавливается Положением о нем, утвержденным Указом Президента от 10 июля 1996 г.
Совет Безопасности является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности.
Аппарат Совета Безопасности является самостоятельным подразделением Администрации Президента и имеет статус главного управления Президента.
В случае агрессии против
Российской Федерации или непосредственной
угрозы агрессии Президенту предоставлено
право вводить на территории страны
или в отдельных ее местностях
военное положение с
Президент обладает и иными полномочиями, вытекающими из его статуса как главы государства. К таким полномочиям относятся решсние вопросов гражданства, предоставления политического убежища награждение государственными наградами Российской Федерации, присвоение почетных званий Российской Федерации и высших специальных званий; осуществление помилования.
Указом Президента от 2 марта 1994 г. (в редакции Указа от 1 июня 1995 г.) утверждено Положение о государственных наградах Российской Федерации.
Государственными наградами Российской Федерации являются: звание Героя Российской Федерации, ордена, медали, знаки отличия Российской Федерации; почетные звания Российской Федерации. Президент издает указы об учреждении государственных наград о награждении ими вручает награды; образует Службу государственных наград Президента; образует Комиссию по государственным наградам. Государственных наград могут быть удостоены граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства.
Учреждены следующие государственные награды Российской Федерации: звание Героя Российской Федерации; ордена – «За заслуги перед Отечеством»; Жукова; Мужества; «За военные заслуги»; Почета; Дружбы; медали – ордена «За заслуги перед Отечеством»; «За отвагу»; «Защитнику свободной России»; «За спасение погибавших»; Суворова; Ушакова; Нестерова; «За отличие в охране государственной границы»; «За отличие в охране общественного порядка»; юбилейная медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»; медаль Жукова; знак отличия «За безупречную службу».
В названном выше Положении изложены статуты орденов и положения о медалях, знаке отличия и их описание.
В системе государственных наград сохраняются военный орден Святого Георгия и знак отличия – Георгиевский Крест, военные ордена Суворова, Ушакова, Кутузова, Александра Невского, Нахимова, награждение которыми производится за подвиги и отличия в боях по защите Отечества при нападении на Российскую Федерацию внешнего противника.
Указом Президента от 30 декабря 1995 г. установлены почетные звания и утверждены Положения о почетных званиях, а распоряжением Президента от 3 апреля 1997 г. утверждена Инструкция о порядке вручения орденов, медалей, знаков отличия, нагрудных знаков к почетным званиям Российской Федерации.
Конституция отнесла к полномочиям Президента право назначения всероссийского референдума (п. «в» ст. 84). По Конституции 1978 года это полномочие было закреплено за законодательными органами. Верховный Совет объявлял всероссийский референдум, назначенный по решению Съезда народных депутатов, или по требованию не менее чем одного миллиона граждан, либо не менее одной трети от общего числа народных депутатов Российской Федерации.
Президент, как отмечалось выше, назначает референдум в соответствии с федеральным конституционным законом, устанавливающим круг субъектов, по инициативе которых Президент может назначить референдум, и порядок назначения. Президент не отнесен законом к числу субъектов, могущих инициировать назначение референдума.
Президент для реализации своих функций и полномочий осуществляет правотворческую деятельность. Он излает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Акты Президента Российской Федерации не должны противоречить ее Конституции и федеральным законам (ст. 90). Это означает, что названные акты являются подзаконными. Однако как таковые они имеют определенные особенности:
1) сама формула «не
должны противоречить
2) в отношении указов Президента в Конституции не предусмотрена их отмена. Соответствие указов Конституции и федеральным законам может быть установлено только Конституционным Судом в порядке конституционного судопроизводства;
3) указы Президента могут восполнять пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного решения, при условии, что такие указы не противоречат Конституции и федеральным законам, а их действие во времени ограничивается периодом до принятия соответствующих актов законодателем. Данный вывод вытекает из постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 апреля 1996 г. по делу о проверке конституционности п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 г. «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации» и подтвержден в одном из последующих постановлений Конституционного Суда.
Примером указа такого рода является Указ Президента Российской Федерации от 7 марта 1996 г. «О реализации конституционных прав граждан на землю», который ограничен сроком действия до принятия Земельного кодекса.
Издание указов и распоряжений – основная форма, посредством которой реализуются конституционные полномочия Президента. Эти акты могут быть как нормативными, так и ненормативными. Только нормативные акты Президента могут быть оспорены в Конституционном Суде.
В соответствии с постановлением Конституционного Суда по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции указами Президента осуществляется включение в ст. 65 Конституции новых наименований субъектов Российской Федерации.
Акты Президента подлежат обязательному опубликованию (кроме актов или отдельных положений, составляющих государственную тайну или сведения конфиденциального характера). Официальным является опубликование в «Российской газете» и Собрании законодательства Российской Федерации. Порядок этого опубликования определяется Указом Президента от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».
Информация о работе Полномочия Президента РФ как главы государства