Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 06:25, курсовая работа
Целью настоящей работы является изучение сущности государства.
Для достижения указанной цели перед работой были поставлены следующие задачи:
1. Изучить основные подходы к определению понятия государства.
2. Рассмотреть методологические подходы при анализе сущности государства.
3. Определить социальное назначение и функции государства.
Многочисленные приверженцы демократической доктрины исходят из того, что первоисточником и первоносителем власти является народ, что государственная власть по своей природе и сути должна быть подлинно народной, осуществляться в интересах и под контролем народа.
Несмотря на разнообразие и особенности этих учений, в большинстве своём сходятся в понимании государства как института социального компромисса и достижения общего блага.3
Одним из спорных вопросов теории государства и права является вопрос о
соотношении в природе государства классовых и общесоциальных начал.
Государство, как это было показано выше, возникает тогда, когда развитие
экономики достигает определенного уровня, при котором становится объективно невыгодной существовавшая на протяжении многих тысячелетий система уравнительного распределения общественного продукта, и для дальнейшего развития общества становится необходимым выделение определенного элитарного слоя, занимающегося управлением: либо в сфере политической (в «восточном» обществе), либо в политической и экономической сферах (в Европе). Это привело к социальному расслоению общества, к тому, что власть, ранее принадлежавшая всем его членам, приобрела политический характер, стала осуществляться в интересах, прежде всего привилегированных социальных групп, классов. Однако зарождение социального неравенства, социальной несправедливости объективно носит прогрессивный характер: в условиях еще крайне низкой производительности труда появляется, хотя бы у части людей, возможность освободиться от повседневного тяжелого физического труда. Это приводит не только к существенному улучшению социального управления, но и к возникновению науки и искусства, к заметному росту экономического и военного могущества такого общества. Итак, возникновение государства всегда связано с изменением характера публичной власти, с превращением ее в политическую власть, осуществляемую, в отличие от власти первобытного общества, в интересах, прежде всего, привилегированной части общества. Поэтому классовый подход дает богатые возможности для анализа характера такой власти, для определения сущности государства.
Однако
характер государственной
Последние не только не участвуют в осуществлении государственной власти, но и вообще лишены каких бы то ни было прав, являются «говорящими орудиями».
Аналогичное положение власти и в феодальном обществе. Она находится в руках класса феодалов - земельных собственников. Крестьяне не имеют доступа к власти, в значительной мере также лишены юридических прав и нередко находятся в собственности (полной или частичной) феодалов. И в рабовладельческом, и в феодальном обществе налицо явное социальное неравенство и классовая (сословная) принадлежность государственной власти.
Более
сложна оценка характера
Во многих случаях эти социальные группы фактически становятся классами, отличаются от других слоев общества и особым местом в системе распределения общественного продукта, присваивая значительную его часть, и особым отношением к средствам производства, становясь фактически их реальными собственниками, закабаляя и самих производителей, которые попадают в положение «коллективного рабства», хотя формально они свободны и являются собственниками земли. Подобное всевластие государственного (а иногда и партийно-государственного) аппарата может иметь место и в обществе с господствующей частной собственностью на основные средства производства.
Государственный
аппарат приобретает «
Такое положение было, например, в условиях фашистских режимов Германии и Италии, тоталитарных или авторитарных режимов стран Латинской Америки.
2. Методологические подходы при анализе сущности государства.
Определить сущность явления
- значит выявить то главное в нем, что
определяет его существование в том, а
не в ином виде.
По поводу сущности государства
в отечественном правоведении преобладал
классовый подход, согласно которому сущностью
любого государства было выявление того,
какой класс стоит у «руля управления»
обществом. При этом не отрицалось, что
по мере развития и совершенствования
общественных отношений, повышения производительности
труда и консолидации населения страны
сущность государства постепенно меняется,
т.е. государство определялось как аппарат,
машина в руках господствующего класса
для подавления своих классовых противников.5
Современная наука более
широко подходит к вопросу об определении
сущности государства. При его характеристике
следует ответить на несколько вопросов,
один из которых: как соотносятся государство
и общество, является ли государство структурой
искусственной, противоестественной человеческому
обществу, или же государство - органичная
часть общества?
На сегодняшний день кроме классового подхода существуют четыре наиболее известные теории, пытающиеся по-своему ответить на вопрос о том, какова сущность государства.
Теория плюрализма. Сторонники этой теории (Ласки, Дюверже, Дарендорф, Даль и др.) рассматривают общество как совокупность страт. При этом под стратами понимаются значительные группы людей, объединенных по различным признакам: возраст, пол, профессиональная принадлежность, социальное положение, место жительства и т.д. Страты создают различные общественные и политические организации, которые, продвигая в жизнь интересы той или иной страты, пытаются оказать давление на государственную власть. Следовательно, сам человек в отдельности влиять на политику государства не в силах, но при воздействии политических организаций той или иной страты интересы людей учитываются государственной властью. Ввиду того что интересы у каждой страты различны (плюрализм), эта теория иначе называется теорией плюралистической демократии.
Технократическая теория. Возникла в 20-е гг. XX в. как ответ на бюрократизацию общества. Истоки данного подхода к пониманию природы государства можно найти во взглядах Сен-Симона, который считал, что без политиков нация продолжала бы процветать, а без технических специалистов (инженеров, врачей, учителей и т.п.) погибла бы.
Сторонники данной теории
(Веблен, Барнхейм, Сойман, Мулет, Зигфрид
и другие) пытаются отграничить технократов
от бюрократов. Если последние обладали
властью исключительно в силу своей принадлежности
к аппарату государства, то технократ
обладает властью в силу своей компетентности,
знаний и умений, опыта. По мнению Мейно,
технократы - это группа лиц, профессионально
занятых управлением, имеющих высокий
уровень специальной подготовки, которые
в отличие от выборных лиц не несут политической
ответственности. Лишь управленцы (менеджеры)
способны определить действительные потребности
общества от мнимых, просчитать оптимальные
пути развития и найти необходимые для
этого цели.
Данная теория, отдавая должное
важности профессионализма во всех сферах,
в том числе и управлении государством,
не оставляет места для возможности реализации
столь популярной в былые годы идеи о том,
что каждая кухарка может управлять государством.
Теория элит. Появилась эта теория
в начале XX в. Крупнейшие сторонники:
Парето, Моски, Сартори. По мнению Парето,
элита образуется двояким образом:
1) элиту образуют все преуспевающие в
обществе лица, представляющие собой «сливки»
того или иного социального слоя;
2) в число элиты входят люди, осуществляющие
функции публичного управления.
Таким образом, элита - особый,
достаточно узкий социальный слой, члены
которого обладают властью и определенным
положением в обществе. В обществе идет
постоянная борьба между элитами за возможность
определять политику государства. Победившая
элита посредством собственных членов
и ставленников проводит свои интересы,
которые не всегда совпадают с интересами
большинства.
Юридический подход. Начало
юридического подхода к сущности государства заложил
выдающийся ученый Г. Еллинек (конец XIX
века), который рассматривал государство
как социальное образование и как правовое
(юридическое) учреждение. Более важным
он считал познание юридической природы
государства, которое связывал с изучением
велений, исходящих от государства (правовых
норм), и деятельности юридических учреждений.
В рамках данного учения принято рассматривать
государство как юридическое лицо, как
юридическую персонификацию нации (Эсмен).
Г. Кельзен, рассматривая государство
с юридических позиций, сравнивал его
с правопорядком.6
Главные же подходы к сущности государства:
- классовый, в рамках
которого государство можно
- общечеловеческий (или общесоциальный)
подход, в рамках которого государство
можно определить как организацию политической
власти, создающую условия для компромисса
интересов различных классов и социальных
групп. Здесь государство уже используется
в более широких целях как средство обеспечения
главным образом интересов общества, концентрирующих
запросы различных классов и слоёв, большинства
населения страны, употребляя преимущественно
такой метод, как компромисс. Будучи по-прежнему
главной управляющей силой общества, государство
начинает всё больше превращаться в орган
преодоления социальных противоречий,
учёта и координации интересов различных
групп населения, проведения в жизнь таких
решений, которые бы поддерживались различными
общественными слоями. В деятельности
государства на первый план начинают выходить
такие важные общедемократические институты
как разделение властей, верховенство
закона, плюрализм мнений и т.п.
Рассмотрим более обширно
классовый и общесоциальный подходы. Классовый подход
при раскрытии сущности государства -
крупное завоевание научного обществоведения.
Его открыли и широко применяли многие
ученые в разных странах задолго до К.
Маркса. Однако безоговорочно использовать
данный подход для характеристики всех
и всяческих государств, по меньшей мере,
теоретически неверно.
Да, классовый характер, классовая направленность деятельности государства - его сущностная сторона, его основное начало. Но деятельность государства, обусловленная классовыми противоречиями, является доминирующей лишь в недемократических, диктаторских государствах, где существует жесткая эксплуатация одной части общества другой. Но и в тех случаях, когда возникают острые классовые конфликты, государство удерживает классы от взаимного уничтожения в бесплодной борьбе, а общество от разрушения, сохраняя, тем самым, его целостность. И в этих условиях оно выполняет определенные функции в интересах всего общества.
В развитых демократических странах государство постепенно становится эффективным механизмом преодоления общественных противоречий путем не насилия и подавления, а достижения общественного компромисса. Само существование государства в наше время связано не столько с классами и классовой борьбой, сколько с общесоциальными потребностями и интересами, что предполагает разумное сотрудничество различных, в том числе противоречивых сил. Данное утверждение не означает, что современное государство полностью утратило классовость, нет, она просто отошла на второй план, перестала доминировать, а на первое место вышла общесоциальная сторона. Такое государство сосредоточивает свою деятельность на обеспечении социального компромисса, на управлении делами общества.
Любое государство должно осуществлять общесоциальные функции, действовать в интересах всего общества. И любое государство не только является орудием подавления, машиной господства какого-то класса или социальной группы, но и представляет все общество, является средством его объединения, способом его интеграции.
Иначе говоря, в демократическом государстве второй, но более значимой, чем первая, становится общесоциальная его сторона. Следовательно, анализ сущности государства требует учета обоих начал. Игнорирование любого из них сделает характеристику этой сущности односторонней.7
На государство и его сущность наряду с общесоциальным и классовым началами нередко оказывают сильное влияние национальные и даже националистические факторы. Иногда государственная власть оказывается в руках узкой группы, клана либо отдельных лиц, выражает их интересы, но такая власть обычно камуфлирует свои интересы, выдает их за общесоциальные и общенациональные.
Таким образом, вопрос о сущности государства - это во многом вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах.
Вместе с тем современное государство, как важный институт, находясь в постоянном развитии, вынуждено в той степени осуществлять общесоциальную политику в интересах различных слоёв и групп населения.