Понятие государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 06:25, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является изучение сущности государства.
Для достижения указанной цели перед работой были поставлены следующие задачи:
1. Изучить основные подходы к определению понятия государства.
2. Рассмотреть методологические подходы при анализе сущности государства.
3. Определить социальное назначение и функции государства.

Файлы: 1 файл

моя курсовая готовая.doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

     В  процессе исторического развития  государства в его функциях происходят изменения: одни из них отпадают, другие - углубляются и видоизменяют свое содержание, третьи - возникают вновь. Но во всех случаях они обусловливаются свойственными определенной исторической эпохе экономической и социально- классовой структурой общества, сущностью государства и его социальным назначением. Поэтому функции конкретного государства должны рассматриваться с учетом его принадлежности к определенному типу государства.

     В  классовом обществе, где классы  и другие социальные группы  противостоят друг другу, прежде всего по экономическому признаку, где коренные интересы классов непримиримы, государство становится политической организацией власти экономически господствующего класса, обслуживает его интересы. Отсюда главная функция такого государства - подавление сопротивления эксплуатируемых классов или социальных групп, имеющая четко выраженную классовую направленность. Но и другие его функции также приобретают определенную классовую окраску.11

     Иные  же функции подвергаются влиянию  стабильных этнокультурных пластов жизни общества, национальных, территориальных особенностей, традиций и тому подобное. Поэтому новый тип государства, появившийся в развитии конкретного государственно-организованного общества, может в явной или скрытой форме сохранять и иногда развивать некоторые старые функции.

     Делаем  вывод, что, таким образом, в  государственности того или иного  общества сохраняется преемственность  функций, но действует и механизм  обновления функций. Например, на  появление новых функций влияют  самоорганизационные, субъективные и даже случайностные процессы, а не только та или иная степень зависимости функций от изменения сущности и формы государства.

     Функции  не являются чем-то раз и  навсегда, навечно данным, фундаментальным,  застывшим и неизменным. В зависимости от конкретно - исторических условий элементы этих общих функций могут приобретать самостоятельное значение, становясь в силу особой значимости самостоятельными функциями.

     В  познании государственно-правовых  явлений и процессов в теории  государства и права используется метод классификации, т. к. без этого метода упорядочить и сопоставить все многообразие государственно-правовых явлений и процессов попросту невозможно.

     Классификационные  критерии, то есть признаки, позволяющие  отнести те или иные функции к конкретному классу, группе, имеют разный характер. Выделяют, например: объекты и сферы государственной деятельности, территориальный масштаб, способ государственного воздействия на общественные отношения, взаимоотношения государств; содержание функций.

     Действительно,  в научных и практических целях  функции государства могут быть  классифицированы по самым различным  критериям.

     По времени действия функции делятся на: постоянные, временные.

     По  сферам политической направленности (внутренняя и внешняя политика) функции государства делятся на: внутренние, внешние.

     По  сферам общественной жизни функции  государства могут быть разделены  на: экономические, политические, социальные, осуществляемые в духовной сфере.

     К  числу критериев также можно отнести принцип разделения властей  и попробовать классифицировать функции государства на основе этого принципа.

     Здесь  соответственно функции подразделяются  на: законодательные (правотворческие), управленческие, правоохранительные (в том числе судебные), информационные.

     Свои  функции государство осуществляет  через систему государственных  органов, через государственный  аппарат. Для более эффективного  выполнения функций в государстве  сформировалось разделение властей.     

     Наиболее распространенным сегодня в мире является разделение властей на представительную (законодательную), исполнительную и судебную. В последнее время выделяют еще и четвертую власть - средства массовой информации. Средства массовой информации не входят непосредственно в структуру государственных органов.

     Функции  государства осуществляются в  определенных формах и определенными  методами.

     Формы  осуществления функций характеризуют  связь государства с правом  как одним из основных средств  властвования. Через право государство проводит в жизнь свои  функции, свои экономические, политические, идеологические задачи.

     В  одних случаях государство издает  юридические нормы, в других - организует их  исполнение, в третьих  - обеспечивает, охраняет их. В зависимости от этого и различают три основные формы осуществления функций:

1. Правотворческая - государственная деятельность, выражающаяся в разработке и принятии юридических норм, в которых закрепляются программы деятельности людей. Она заключается в издании нормативных актов, т.е. актов,

которые устанавливают  новые нормы, изменяют или отменяют старые.

2. Правоисполнительная - государственная деятельность, выражающаяся в принятие мер по исполнению норм права. Она состоит главным образом в издании властных  индивидуальных актов, т.е. актов, рассчитанных только на данный, индивидуальный случай (например, издание разового планового акта по строительству, назначение гражданина на должность.)12

3. Правообеспечительная (правоохранительная) – государственная деятельность, выражающаяся  главным образом в контроле и надзоре за соблюдением и исполнением норм, а также в применение принудительных мер к их нарушителям. В процессе осуществления данной функции решаются юридические дела, связанные с применением юридических санкций, спорами между отдельными лицами и т.д.

 

 

 

Заключение

 

     Таким  образом, в своей курсовой работе  я раскрыл такую важную и  наиболее значимую, для нашей  страны, тему, как сущность государства.

     Также,  мной был проведен анализ двух  подходов сущности государства, как двух главных начал. В котором я доказал, что оба подхода являются важными и значимыми при рассмотрении сущности государства. Ведь во многих трактовках сущности, такой подход, как общесоциальный, отбрасывается на задний план, ему отводится второстепенное место при рассмотрении этого вопроса. А это далеко ни так, так как общесоциальные начала, не только стоят наравне, по важности, с классовым подходом, но и в какой-то мере превосходят его.

     Как  писал И. Кант, государство есть  объединение людей, подчиненных правовым законам. И все же мне хотелось наиболее подчеркнуть таки слова: государство - это наше прошлое, настоящее и будущее.

     Для углубленного понимания сущности темы использовалась специальная литература о истории, современности, будущего вопроса, а также о развитии его в других странах.

     Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных в государствоведении. Это «объясняется по меньшей мере тремя причинами.  

     Во-первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.

     Рожденное обществом, его противоречиями, государство само неизбежно становится противоречивым, противоречивы его деятельность и социальная роль. Как форма организации общества, призванная обеспечивать его целостность и управляемость, государство выполняет функции, обусловленные потребностями общества, а, следовательно, служит его интересам. По мнению К. Маркса, государство интегрирует классовое общество, становится формой гражданского общества, выражает и официально представляет данное общество в целом. Кроме того, это организация по управлению делами всего общества, выполняющая общие дела, вытекающие из природы всякого общества. Оно является политической организацией всего населения страны, его общем достоянием и делом. Без государства невозможны общественный прогресс, существование и развитие цивилизованного общества. Однако в классово-антагонистическом обществе государство, выполняя общесоциальные функции, все больше подчиняет свою деятельность интересам самого экономически могущественного класса, превращается в орудие его классовой диктатуры, приобретает отчетливо выраженный классовый характер. Именно в этом наиболее выпукло проявляются противоречивая природа и социальная роль государства.

 

  

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

Нормативные акты:

1. Конституция Российской  Федерации. Официальное издание  Администрации Президента РФ. М.,2007.

2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. «О правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997.№51. Ст.5712; 1998. №1. Ст.1.

3. Федеральный закон  от 28 августа 1995г. «Об общих  принципах организации местного  самоуправления в Российской  Федерации» // СЗ РФ. 1995.№35. Ст.3506

4. Федеральный закон  от 6 октября 1999г. «Об общих  принципах организации законодательных  (представительных) и исполнительных  органов государственной власти  субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. №42. Ст.5005; 2000. №31. Ст.3205; 2001. №7. Ст. 608.

 

Учебная и научная  литература:

5. Алексеев С. С. Общая теория права. - М., 2001.

6. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. 5-е изд., и доп. – М.: Норма, 2006.

7. Гомеров И. Н. Государство и государственная власть. – М., 2009.

8. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 3-е издание, перераб. и доп. – М.: Юристь, 2004.

9. Лазарев В.В. Общая теория права и государства: Учебник. 3-е издание, перераб. и доп. – М.: Юристь, 2002.

10. Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Правоведение: Учебник. – М.: Проспект, 2006.

11. Малый А.Ф. Государственная власть как правовая категория. – М., 2001.

12. Писарев Д. И. Соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1956;

13. Пьянов Н.А. Консультации по теории государства и права. – М., 2007.

14. Сырых В.М. Теория государства и права. - М., 2008.

15. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. – М., 2009.

16. Халипов В. Ф. Власть. Политика. Государственная служба. – М., 2009.

17. Рядько Т. Н. Хрестоматия по теории государства и права. – М., 2005.

18. Черданцев А.Ф. Государственная власть и ее обоснование. – М., 2008.

19. Чечулина А.А. Сущность государственной власти: основные подходы.  – М., 2001.

20. Чиркин В.Е. Власть, насилие и социальная справедливость // Сов. государство и право. 1991. № 9.

21. Чиркин В.Е. Контрольная власть // Государство и право. 1993. № 4.

22. Чиркин В.Е. Легализация и легитимация государственной власти // Государство и право. 1995. 3 8.

23. Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве // Государство и право. 1994. № 1.

24. Чиркин В.Е. Переходное постсоциалистическое государство: содержание и форма // Государство и право. 1997. № 1.

25. Чиркин В.Е. Президентская власть // Государство и право. 1997. № 5.

26. Чиркин В.Е. Разделение властей: социальные и юридические аспекты // Государство и право. 1990. № 8.

27. Чистяков О.И. История отечественного государства и права - М., 2009.

28. Явич Л.С. Сущность права. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985.

 

1 Халипов В. Ф. Власть. Политика. Государственная служба. – М., 2009.  -С. 62.

 

2 Чечулина А.А. Сущность государственной власти: основные подходы.  – М., 2001. - С. 39.

3 Чечулина А.А. Сущность государственной власти: основные подходы.  – М., 2001. - С. 41.

4 Чистяков О.И. История отечественного государства и права - М., 2009 – С. 63

5 Чечулина А.А. Сущность государственной власти: основные подходы.  – М., 2001. - С. 50

6 Баитин М.И. Сущность права. Саратов, 2001. стр. 78.

7 Сырых В.М. Теория государства и права. - М., 2008. – С.56

8 Лазарев В.В. Общая теория права и государства: Учебник. 3-е издание, перераб. и доп. – М.: Юристь, 2002. – С.81

9 Чечулина А.А. Сущность государственной власти: основные подходы.  – М., 2001. – С.87.

10 Гомеров И. Н. Государство и государственная власть. – М., 2009. -  С.535

 

11 Гомеров И. Н. Государство и государственная власть. – М., 2009. - С.526.

12 Лазарев В.В. Общая теория права и государства: Учебник. 3-е издание, перераб. и доп. – М.: Юристь, 2002. – С.87.




Информация о работе Понятие государства