Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 06:25, курсовая работа
Целью настоящей работы является изучение сущности государства.
Для достижения указанной цели перед работой были поставлены следующие задачи:
1. Изучить основные подходы к определению понятия государства.
2. Рассмотреть методологические подходы при анализе сущности государства.
3. Определить социальное назначение и функции государства.
В
процессе исторического
В
классовом обществе, где классы
и другие социальные группы
противостоят друг другу,
Иные
же функции подвергаются
Делаем
вывод, что, таким образом, в
государственности того или
Функции не являются чем-то раз и навсегда, навечно данным, фундаментальным, застывшим и неизменным. В зависимости от конкретно - исторических условий элементы этих общих функций могут приобретать самостоятельное значение, становясь в силу особой значимости самостоятельными функциями.
В
познании государственно-
Классификационные критерии, то есть признаки, позволяющие отнести те или иные функции к конкретному классу, группе, имеют разный характер. Выделяют, например: объекты и сферы государственной деятельности, территориальный масштаб, способ государственного воздействия на общественные отношения, взаимоотношения государств; содержание функций.
Действительно,
в научных и практических
По времени действия функции делятся на: постоянные, временные.
По
сферам политической
По
сферам общественной жизни
К числу критериев также можно отнести принцип разделения властей и попробовать классифицировать функции государства на основе этого принципа.
Здесь
соответственно функции
Свои
функции государство
Наиболее распространенным сегодня в мире является разделение властей на представительную (законодательную), исполнительную и судебную. В последнее время выделяют еще и четвертую власть - средства массовой информации. Средства массовой информации не входят непосредственно в структуру государственных органов.
Функции
государства осуществляются в
определенных формах и
Формы
осуществления функций
В
одних случаях государство
1. Правотворческая - государственная деятельность, выражающаяся в разработке и принятии юридических норм, в которых закрепляются программы деятельности людей. Она заключается в издании нормативных актов, т.е. актов,
которые устанавливают новые нормы, изменяют или отменяют старые.
2. Правоисполнительная - государственная деятельность, выражающаяся в принятие мер по исполнению норм права. Она состоит главным образом в издании властных индивидуальных актов, т.е. актов, рассчитанных только на данный, индивидуальный случай (например, издание разового планового акта по строительству, назначение гражданина на должность.)12
3. Правообеспечительная (правоохранительная) – государственная деятельность, выражающаяся главным образом в контроле и надзоре за соблюдением и исполнением норм, а также в применение принудительных мер к их нарушителям. В процессе осуществления данной функции решаются юридические дела, связанные с применением юридических санкций, спорами между отдельными лицами и т.д.
Таким
образом, в своей курсовой
Также, мной был проведен анализ двух подходов сущности государства, как двух главных начал. В котором я доказал, что оба подхода являются важными и значимыми при рассмотрении сущности государства. Ведь во многих трактовках сущности, такой подход, как общесоциальный, отбрасывается на задний план, ему отводится второстепенное место при рассмотрении этого вопроса. А это далеко ни так, так как общесоциальные начала, не только стоят наравне, по важности, с классовым подходом, но и в какой-то мере превосходят его.
Как писал И. Кант, государство есть объединение людей, подчиненных правовым законам. И все же мне хотелось наиболее подчеркнуть таки слова: государство - это наше прошлое, настоящее и будущее.
Для углубленного понимания сущности темы использовалась специальная литература о истории, современности, будущего вопроса, а также о развитии его в других странах.
Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных в государствоведении. Это «объясняется по меньшей мере тремя причинами.
Во-первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.
Рожденное обществом, его противоречиями, государство само неизбежно становится противоречивым, противоречивы его деятельность и социальная роль. Как форма организации общества, призванная обеспечивать его целостность и управляемость, государство выполняет функции, обусловленные потребностями общества, а, следовательно, служит его интересам. По мнению К. Маркса, государство интегрирует классовое общество, становится формой гражданского общества, выражает и официально представляет данное общество в целом. Кроме того, это организация по управлению делами всего общества, выполняющая общие дела, вытекающие из природы всякого общества. Оно является политической организацией всего населения страны, его общем достоянием и делом. Без государства невозможны общественный прогресс, существование и развитие цивилизованного общества. Однако в классово-антагонистическом обществе государство, выполняя общесоциальные функции, все больше подчиняет свою деятельность интересам самого экономически могущественного класса, превращается в орудие его классовой диктатуры, приобретает отчетливо выраженный классовый характер. Именно в этом наиболее выпукло проявляются противоречивая природа и социальная роль государства.
Нормативные акты:
1. Конституция Российской
Федерации. Официальное
2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. «О правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997.№51. Ст.5712; 1998. №1. Ст.1.
3. Федеральный закон
от 28 августа 1995г. «Об общих
принципах организации
4. Федеральный закон
от 6 октября 1999г. «Об общих
принципах организации
Учебная и научная литература:
5. Алексеев С. С. Общая теория права. - М., 2001.
6. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. 5-е изд., и доп. – М.: Норма, 2006.
7. Гомеров И. Н. Государство и государственная власть. – М., 2009.
8. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 3-е издание, перераб. и доп. – М.: Юристь, 2004.
9. Лазарев В.В. Общая теория права и государства: Учебник. 3-е издание, перераб. и доп. – М.: Юристь, 2002.
10. Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Правоведение: Учебник. – М.: Проспект, 2006.
11. Малый А.Ф. Государственная власть как правовая категория. – М., 2001.
12. Писарев Д. И. Соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1956;
13. Пьянов Н.А. Консультации по теории государства и права. – М., 2007.
14. Сырых В.М. Теория государства и права. - М., 2008.
15. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. – М., 2009.
16. Халипов В. Ф. Власть. Политика. Государственная служба. – М., 2009.
17. Рядько Т. Н. Хрестоматия по теории государства и права. – М., 2005.
18. Черданцев А.Ф. Государственная власть и ее обоснование. – М., 2008.
19. Чечулина А.А. Сущность государственной власти: основные подходы. – М., 2001.
20. Чиркин В.Е. Власть, насилие и социальная справедливость // Сов. государство и право. 1991. № 9.
21. Чиркин В.Е. Контрольная власть // Государство и право. 1993. № 4.
22. Чиркин В.Е. Легализация и легитимация государственной власти // Государство и право. 1995. 3 8.
23. Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве // Государство и право. 1994. № 1.
24. Чиркин В.Е. Переходное постсоциалистическое государство: содержание и форма // Государство и право. 1997. № 1.
25. Чиркин В.Е. Президентская власть // Государство и право. 1997. № 5.
26. Чиркин В.Е. Разделение властей: социальные и юридические аспекты // Государство и право. 1990. № 8.
27. Чистяков О.И. История отечественного государства и права - М., 2009.
28. Явич Л.С. Сущность права. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985.
1 Халипов В. Ф. Власть. Политика. Государственная служба. – М., 2009. -С. 62.
2 Чечулина А.А. Сущность государственной власти: основные подходы. – М., 2001. - С. 39.
3 Чечулина А.А. Сущность государственной власти: основные подходы. – М., 2001. - С. 41.
4 Чистяков О.И. История отечественного государства и права - М., 2009 – С. 63
5 Чечулина А.А. Сущность государственной власти: основные подходы. – М., 2001. - С. 50
6 Баитин М.И. Сущность права. Саратов, 2001. стр. 78.
7 Сырых В.М. Теория государства и права. - М., 2008. – С.56
8 Лазарев В.В. Общая теория права и государства: Учебник. 3-е издание, перераб. и доп. – М.: Юристь, 2002. – С.81
9 Чечулина А.А. Сущность государственной власти: основные подходы. – М., 2001. – С.87.
10 Гомеров И. Н. Государство и государственная власть. – М., 2009. - С.535
11 Гомеров И. Н. Государство и государственная власть. – М., 2009. - С.526.
12 Лазарев В.В. Общая теория права и государства: Учебник. 3-е издание, перераб. и доп. – М.: Юристь, 2002. – С.87.