Понятие и сущность политической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 21:06, контрольная работа

Описание работы

Понятие «политическая культура» является одной из ключевых категорий политической науки. Оно наглядно выявляет, что традиции общества, дух его общественно-политических институтов, эмоции и коллективный разум его членов, а также стиль и действующий кодекс поведения его лидеров - все это не случайные продукты истории, а взаимосвязанные части единого целого, образующие реально существующую цепь взаимоотношений.
По своему происхождению политическая культура непосредственно связана с появлением политических отношений.

Файлы: 1 файл

сем 7(2).docx

— 40.87 Кб (Скачать файл)

Вопрос 3 Понятие и сущность политической культуры

 

1.1 Понятие политической культуры

 

Понятие «политическая культура» является одной из ключевых категорий политической науки. Оно наглядно выявляет, что  традиции общества, дух его общественно-политических институтов, эмоции и коллективный разум его членов, а также стиль  и действующий кодекс поведения  его лидеров - все это не случайные  продукты истории, а взаимосвязанные  части единого целого, образующие реально существующую цепь взаимоотношений.

По  своему происхождению политическая культура непосредственно связана  с появлением политических отношений. Так, в Древнем Риме постоянно  обращались к идеалу доблестного  прошлого с его суровым самоограничением и воинствующей смелостью, имея в  виду, что эти качества являются наиважнейшим условием величия и  успехов созданной державы. Многое из того, что в настоящее время  относится к политической культуре, описывалось еще мыслителями  древности – Конфуцием, Платоном, Аристотелем. Термин «политическая  культура» впервые был употреблен в XVIII в. немецким философом-просветителем И. Гердером. В научный оборот понятие «политическая культура» было введено современным американским политологом X. Файнером: в работе «Системы правления великих европейских государств» (1956) он предпринял попытку обосновать влияние культурно-этнических факторов на политические процессы. Честь создания теоретически обоснованной и завершенной концепции политической культуры принадлежит Габриэлю Алмонду и Сиднею Вербе. Сама идея такой концепции родилась у Алмонда в связи с разработкой теории политической системы, особенно при попытках сравнивать политические системы различных стран (статья «Сравнительные политические системы», 1956).

К разработке этой концепции, которая  давно превратилась не только в современную  политическую теорию, но и метод  политологии, Алмонд приступил в 1956 г. В совместной работе с Вербой «Гражданская культура. Политические установки и демократии пяти наций» (1963) они отмечали, что вводят термин «политическая культура» прежде всего для разделения политических и неполитических позиций и моделей поведения, но в то же время и для расширения возможностей использования в политологии концептуальных схем и подходов антропологии, социологии и психологии.

Шестидесятые  годы вообще являются своеобразным «пиком»  популярности исследований проблем  политической культуры. Почему же именно в эти годы ХХ века актуализировалось  внимание к данному феномену? Такой  интерес к проблемам политической культуры объясняется тем, что послевоенный период явился временем, когда в политологии приступили к пристальному изучению рядового гражданина и его поведения в политической сфере. Дело в том, что в это время освободившиеся от колониального гнета страны попытались скопировать политические институты США, но, в конечном счете, их попытка оказалась обречена на неудачу. Выясняя причину подобного результата, американские политологи и сформулировали концепцию «политической культуры». В процессе исследований политологи стали приходить к выводу о том, что не только экономические факторы воздействуют на процессы формирования политических институтов в той или иной стране, но и исторические особенности страны, национальная культура, конфессиональный фактор, традиции быта, национальная психология. Кроме того, к анализу политической культуры и политической социализации политологов подтолкнул в 1960-е гг. кризис политических систем в развитых европейских странах и США. В 1960 - 70-е гг. в этих странах проявила себя молодежная контркультура, усилились расовые волнения, сформировалось экологическое движение, выросшее из разнообразных альтернативных движений, усилилось феминистское движение и, наконец, стала очевидной сила так называемой «четвертой власти» - средств массовой информации. Все эти процессы и события стали объектом теоретического осмысления. Важно было понять их причины, проанализировать поведение современного человека в новых изменившихся условиях второй половины XX столетия.

Характер  и содержание политической культуры зависит от множества факторов: биопсихологических черт личности или социальной общности, традиций, этических и правовых норм, уровня экономического развития и др. При этом политика, культура, право, идеология, мораль, экономика получают конкретное выражение в политической культуре и формируют ее. Однако в политической науке нет единого  подхода к определению политической культуры.

Особенность политической культуры состоит в  том, что она не сводится к политике как таковой или политическому  процессу в их реальном воплощении. Не имея вещественного содержания, политическая культура представляет собой, тем не менее, объективную данность, которая выступает не как внешнее  отражение каких-то существенных черт политического процесса, но как его  органическая часть. Она «вплетена» в контекст существующих политических отношений и систем социальной деятельности. Политическая культура - это описание способа существования (политического поведения) социального субъекта – нации, класса, группы, индивида - как субъекта политического процесса. И ее особенность в том, что она неразрывно связана с человеческой субъективностью и представляет своего рода «субъективную субстанцию» - совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной системы, субъективная сфера, лежащая в основе политических действий и придающая им значение.

Классическое  определение, данное Г. Алмондом и С. Вербой, гласит: «Политическая культура есть совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной политической системы. Это субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение». Данная интерпретация политической культуры обнаружила ряд уязвимых черт, на которые указали другие исследователи. Во-первых, в таком случае не выявляется функциональный план самих политических институтов; во-вторых, не рассматривается чрезвычайно важный поведенческий аспект этой стороны политики; в-третьих, не специфируется собственно автономное качество политической культуры как ценностно-нормативный системы.

В узком понимании политическая культура - это не политика или политический процесс в их реальном воплощении, а комплекс представлений той  или иной национальной или социально-политической общности о мире политики, о законах  и правилах его функционирования.

Политическую  культуру можно трактовать в качестве ценностно-нормативной системы, ценности и нормы которой разделяются  большинством населения как политического  сообщества. Сюда относятся базовые  убеждения, установки, ориентации, символы, обряды и официальные церемонии  и т.д., обращенные на политическую систему.

В этой трактовке политическая культура предстает как историческая система  широко распространенных, фундаментальных  поведенческих политических ценностей, которых придерживаются члены данной общественно-политической системы.

Отечественный исследователь Э.Я. Баталов, обобщивший многочисленные интерпретации изучаемого явления, предложил свой вариант  определения: «политическая культура - система исторически сложившихся  ориентаций сознаний, моделей поведения  индивидов и групп, а также  моделей функционирования политических институтов, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического  процесса».

Таким образом, каждое из приведенных определений  отражает ту или иную сторону политической культуры. В целом же можно дать следующее обобщающее определение: политическая культура - это комплекс тех элементов общественного  сознания и общей культуры, которые  оказывают значительное влияние  на формирование и развитие политических институтов, придают значимость и  направление политическому процессу в целом и политическому поведению  населения в частности. Каждому  конкретному обществу соответствует  своеобразная базисная модель политической культуры, которая проявляется в  специфических формах.

В настоящее время понятие политической культуры все больше обогащается  смыслами, производными от «культуры» как особого явления, противопоставляемого природе и выражающего целостность  жизненных проявлений общества. В  силу этого и политическая культура все больше рассматривается как  политическое измерение культурной среды в конкретном обществе, как характеристика поведения конкретного народа, особенностей его цивилизационного развития.

В этом смысле политическая культура выражает движение присущих народу традиций в  сфере государственной власти, их воплощение и развитие в современном  контексте, влияние на условия формирования политики будущего. Выражая этот «генетический  код» народа, его дух в символах и атрибутах государственности (флаге, гербе, гимне), политическая культура по-своему интегрирует общество, обеспечивает в привычных для людей формах стабильность отношений элитарных  и неэлитарных слоев общества. Следовательно, констатируя невозможность построения всех форм участия граждан в политике на образцах культуры, а также признавая разную степень обусловленности институтов власти принятыми в обществе ценностями, следует признать, что политическая культура способна сужать или же расширять зону своего реального существования.

 

1.2 Функции политической культуры

 

Сущность  политической культуры проявляется  в ее функциях. Как специфический  круг явлений она оказывает собственное  воздействие на политический процесс, динамику изменений в сфере государственной  власти, состояние действующих субъектов. К важнейшим из функций можно  отнести:

- идентификации,  раскрывающей постоянную потребность  человека в понимании своей  групповой принадлежности и определении  приемлемых для себя способов  участия в выражении и отстаивании  интересов данной общности;

- ориентации, характеризующей стремление человека  к смысловому отображению политических  явлений, пониманию собственных  возможностей при реализации  прав и свобод в конкретной  политической системе;

- адаптации,  выражающей потребность человека  в приспособлении к изменяющейся  политической среде, условиям  осуществления его прав и властных  полномочий;

- социализации, характеризующей обретение человеком  определенных навыков и свойств,  позволяющих ему реализовывать  в той или иной системе власти  свои гражданские права, политические  функции и интересы;

- интеграции (дезинтеграции), обеспечивающей различным  группам возможность сосуществования  в рамках определенной политической  системы, сохранения целостности  государства и его взаимоотношений  с обществом в целом;

- коммуникации, обеспечивающей взаимодействие  всех субъектов и институтов  власти на базе использования  общепринятых терминов, символов, стереотипов  и других средств информации  и языка общения.

В процессе реализации своих функций  политическая культура способна оказывать  тройственное влияние на политические процессы и институты.

Во-первых, под ее воздействием могут воспроизводиться традиционные для общества формы  политической жизни. Причем в силу устойчивости ценностных ориентации в сознании человека такая возможность сохраняется  даже в случае изменения внешних  обстоятельств и характера правящего  режима. Поэтому и в периоды  проводимых государством реформ целые  слои населения могут поддерживать прежние политические порядки, противодействуя  новым целям и ценностям.

Такая способность политической культуры хорошо объясняет то, что большинство  революций нередко заканчивается  либо определенным возвратом к прежним  порядкам (означающим невозможность  населения внутренне освоить  новые для себя цели и ценности), либо террором (только и способным  принудить людей к реализации новых для них принципов политического  развития).

Во-вторых, политическая культура способна порождать  новые, нетрадиционные для общества формы социальной и политической жизни.

В-третьих, комбинировать элементы прежнего и  перспективного политического устройства.

В различных исторических условиях —  чаще всего при нестабильных политических процессах — некоторые функции  политической культуры могут затухать и даже прекращать свое действие. В  частности, может весьма значительно  снижаться коммуникативная способность  политических норм и традиций государственной  жизни, в результате чего будет неизбежно  обостряться полемика между различными общественными группами и особенно теми из них, которые придерживаются противоположных позиций относительно правительственного курса.

С другой стороны, в переходных процессах  нередко возрастает способность  политической культуры к дезинтеграции  систем правления, основанных на непривычных  для населения целях и ценностях.

 

Вопрос4 Типология политической культуры и политические субкультуры

 

Политическая культура любой общности (от государства до отдельных национальных слоев и групп) формируется под  воздействием многочисленных, разнообразных  факторов. Это обстоятельство, очевидно, предопределяет и многообразие типов  политической культуры. Дифференциация политических культур осуществляется в соответствии с тем или иным критерием. Таких критериев множество.

Один из критериев - степень согласованности  во взаимодействии политических субкультур в той или иной стране. На этом основании можно выделить два  типа политической культуры: интегрированную (однородную) и фрагментарную (разнородную).

Интегрированная политическая культура характеризуется:

-тенденцией к единству в представлениях  граждан относительно функционирования  и возможностей политической  системы страны;

-низким уровнем конфликтности  и политического насилия, преобладанием  гражданских процедур в разрешении  конфликтов;

-лояльностью по отношению к  существующему политическому режиму.

Здесь особенно сказывается влияние  экономических факторов.

Политическая стабильность поддерживается высоким уровнем материального  благосостояния, развитой системой социальной защиты населения, многочисленным средним  классом, который выступает социальной основой политической стабильности. Примером, такого типа политической культуры может служить Великобритания. Основными  ценностями граждан этой страны являются: представление о правительстве  как действующем на общее благо, благосостояние и стабильность, широкое  участие граждан в политическом процессе, представительность органов  власти, традиции. Непреходящее значение для граждан Великобритании имеют  представления о своей стране как о сообществе, империи, мировой  державе, социальном государстве. Англичане  гордятся тем, что их страна имеет  высокую степень экономического развития, высокий доход на душу населения, практически полную грамотность. Далеко не последнюю роль в достижении такого уровня развития общества сыграла  национальная политическая культура. Этот пример отчетливо показывает характер взаимовлияния экономических и  политико-культурных факторов.

Фрагментарная политическая культура характеризуется:

-отсутствием согласия граждан  относительно политического устройства  общества;

-расхождениями в вопросах понимания  власти, социальной разобщенностью;

Информация о работе Понятие и сущность политической культуры