Понятие и сущность политической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 21:06, контрольная работа

Описание работы

Понятие «политическая культура» является одной из ключевых категорий политической науки. Оно наглядно выявляет, что традиции общества, дух его общественно-политических институтов, эмоции и коллективный разум его членов, а также стиль и действующий кодекс поведения его лидеров - все это не случайные продукты истории, а взаимосвязанные части единого целого, образующие реально существующую цепь взаимоотношений.
По своему происхождению политическая культура непосредственно связана с появлением политических отношений.

Файлы: 1 файл

сем 7(2).docx

— 40.87 Кб (Скачать файл)

 

 Политическая  социализация, как и любое политическое  явление, имеет свои, присущие  только ей особенности. 

 

 Во-первых, процесс социализации протекает  непрерывно на протяжении всей  жизни индивида (по мере накопления  социального опыта происходит  видоизменение или упрочение  жизненных позиций человека).

 

 Во-вторых, политическая социализация независимо от ее разновидностей осуществляется в двух формах: прямой (при этом содержание приобретаемых человеком ориентаций носит всегда явно выраженный политический характер) и косвенной (в этом случае человек вырабатывает такие ориентации, которые сами по себе не являются политическими, но в то же время влияют на его политическое поведение в будущем). При этом к основным методам прямой политической социализации обычно относят подражание, предвосхищение, политическое обучение и политический опыт, а к основным методам косвенной политической социализации – межличностную передачу, участие в неполитических организациях и обобщение.

 

 В-третьих,  политическая социализация бывает  вертикальной и горизонтальной. Под вертикальной политической  социализацией подразумевают передачу  политико-культурных ценностей от  старшего поколения к младшему, от дедов к отцам и сыновьям. В случае горизонтальной политической  социализации данный процесс  осуществляется в пределах одного  поколения (братья, сестры, одноклассники,  равные по возрасту друзья  и т.д.).

 

 Таким  образом, политическая социализация  – это усвоение каждым индивидом  норм и культурных кодов, определяющих  его отношения с политикой,  его действия в политической  сфере.

 

 

^ 2. Этапы,  типы и механизм политической  социализации

 

 

Процесс социализации человека происходит благодаря различным  посредникам, которые в большинстве  случаев имеют много общего, различаясь, однако, в своих специфических  характеристиках и формах воздействия. В политологии их называют агентами политической социализации.

 

Агенты политической социализации – это система специально созданных или естественно сложившихся  учреждений и органов, функционирование которых направленно на развитие индивидов, прежде всего, путем воспитания и образования. Агентов политической социализации принято подразделять на политических (государственные и  специализированные политические институты, партии, общественные движения) и неполитических (семья, система образования, работа, круг неформального общения, церковь, средства массовой информации).

 

 Главными  агентами политической социализации  являются государство и общество, по-разному влияющие на ее характер. Государство ориентируется, прежде  всего, на распространение среди  граждан образцов конформистского  поведения, общество же заинтересовано  в воспитании критического отношения  граждан к государству, его  возможностям подчинять себе  людей.

 

В современном  мире важнейшим агентом политической социализации являются средства массовой информации (СМИ): пресса, радио, телевидение, видеозапись, компьютерные сети. Они  выполняют задачу внедрения норм господствующей политической культуры в сознание человека, а зачастую и манипулируют им. Наиболее сильное  влияние на политическое становление  личности оказывают телевидение, радио  и Интернет.

 

 Границы  основных стадий политической  социализации личности принято  увязывать с возрастными рамками  ее развития. В политологии выделяют  четыре этапа политической социализации.

 

^ Первый этап (возраст человека от 3-5 до 12-13 лет)  характеризуется тем, что первоначально  ребенок идентифицирует себя  с родителями, которые принимаются  за образец и являются примером  для подражания. Американские политологи  Д.Истон и Дж.Деннис выделили четыре стадии политической социализации личности в возрасте от 3 до 13 лет: «политизации», «персонализации», «идеализации» и «институализации». Первая из них (примерно первые пять лет жизни ребенка) характеризуется тем, что у индивида формируется осознание политической власти как более важной, чем власти родителей. В этом возрасте информацию о политике ребенок получает преимущественно от родителей. На второй стадии политическая власть ассоциируется в сознании ребенка через фигуры крупных политических лидеров общенационального масштаба (президент, премьер-министр, лидеры крупнейших политических партий), а также лиц, олицетворяющих власть в повседневной жизни (полицейский). Третья стадия характеризуется образованием на основе сложившихся ассоциаций уже более устойчивого эмоционального отношения к политической системе. В рамках четвертой стадии ребенок переходит от персонифицированного представления о власти к институциональному, то есть к восприятию власти через обезличенные институты (государственные структуры, партии и т.д.), что свидетельствует об усложнении его политических представлений и переходу к самостоятельному ведению политики. Важное место на первом этапе принадлежит семье.

 

^ На втором  этапе (возраст человека от 13 до 18 лет), как правило, формируется  политическое «Я». Эмоциональные  чувства по отношению к политическим  институтам, символам, властям дополняются  знанием специфических ролей  и функций, которые выполняют  те или иные институты. На  этом этапе в системе акторов политической социализации важное место отводится школе.

 

^ Третий этап (с 18 лет) отличается тем, что  человек вступает в такие же  отношения с миром политики, как  и старшие по возрасту люди. На этом этапе основную скрипку  среди акторов политической социализации играет высшая школа.

 

^ Четвертый  этап – завершение жизненного  цикла (прекращение активной трудовой  и общественно-политической деятельности  в рамках официальной организации).

 

 В процессе  социализации у личности формируется  определенный ее тип. В современной  политической науке выделяются  четыре типа политической социализации: гармонический, плюралистический, конфликтный  и гегемонистский.

 

^ Гармонический  тип - предполагает наличие однородной  культурной среды, зрелых традиций  и гражданского общества (в этом  случае новые поколения входят  в политическую жизнь безболезненно). Этот тип отражает психологические  нормы взаимодействия человека  и власти, уважительное отношение  власти к индивиду и свойственен  англо-американской культуре.

 

^ Плюралистический  тип - возникает в обществе, для  которого характерно наличие  субкультур. Этот тип предполагает, что человек признает принципы  равноправия с другими гражданами, может изменять свои политические  пристрастия, признает за другими  право иметь другие убеждения  и характерен для Западной  Европы.

 

^ Конфликтный  тип - также характерен для  стран с субкультурами, но характеризующимися  низкой общей культурой всей  духовной сферы – общей, религиозной,  социально-политической (в таких  обществах иногда встречается  весьма развитая элитарная культура, но она не затрагивает большинство). Этот тип предполагает, что индивид  сохраняет лояльность только  к своей группе и поддерживает  ее в борьбе с политическими  противниками.

 

^ Гегемонистский  тип - характерен для закрытых  политических систем, исповедующих  и активно утверждающих единые  ценности для всего общества. Этот тип предполагает, что человек  негативно относится ко всем  политическим и социальным нормам, кроме пропагандируемых своей группой (классом, религией и т.д.), имеющей подавляющую власть в обществе и входит в политику исключительно на ее ценностях.

 

 Таким  образом, алгоритм реализации  политической социализации личности  можно представить следующим  образом : интерес (к политической информации, реализуемый в поиске этой информации и потреблении ее) - привычки (к политическим оценкам происходящего в мире, стране, ближайшем окружении, требующие широты политического кругозора) - потребность (в систематизированных политических знаниях, реализуемых в образовании и самообразовании) - стремление (проникнуть в суть происходящих в мире политических процессов, восприятие этого как собственных исканий смысла жизни, своего места в реальном политическом многообразии мира) - умение (защищать свою политическую гражданскую позицию). В результате, политическая социализация формирует политическое сознание и политическое поведение индивида, то есть в процессе ее реализации происходит становление личности, гражданина той или иной политической системы.

 

 

^ 3. Политическое  поведение и политическое участие 

 

как способы  реализации политической социализации

 

 

Политическое  поведение (political behaviour) - индивидуальное или коллективное участие или неучастие в политическом процессе. Оно обусловлено политическим сознанием, с одной стороны, и уровнем политического развития общества в целом, с другой стороны. В своем политическом поведении человек может реализовать, по меньшей мере, три возможности: во-первых, выражать и защищать свои интересы; во-вторых, протестовать против той или иной политической системы, которая его не устраивает; в-третьих, защищать существующий строй, свою партию, общественное объединение.

 

 Политическое  поведение людей проявляется  в их политической деятельности  и обнаруживает уровень их  политической культуры на практике. Под политической деятельностью  понимается вся совокупность  форм действий политических акторов, обусловленных занятием определенной политической позиции и связанных с целедостижением, реализацией властных интересов.

 

 Политическое поведение обладает значительной качественной неоднородностью, среди его наиболее значимых форм выделяют следующие: реакция (когда действия людей в политике служат ответами на внешнее воздействие); периодическое участие (выборы, политические кампании и т.д.); деятельность в общественно - политических объединениях; выполнение политических функций (в рамках государственной службы); посещение политических собраний и участие в политических дискуссиях; освоение и передача политической информации; прямое (участие в митингах, демонстрациях, забастовках и т.д.) и косвенное воздействие на ход политических процессов (через обращения и письма, встречи с политическими лидерами, представителями государственных и политических организаций и движений).

 

 На политическое  поведение существенное влияние  оказывают различные факторы.  К числу факторов, степень влияния которых практически всегда является достаточно большой, необходимо отнести следующие: роль лидера; характер аргументации, призыва, обращенного к массовому участнику; закрепление черт, норм, принципов регуляции политического поведения в принципах политической организации, в придании духовным ориентирам политического действия институциональной формы; уровень информированности участников; политическое образование; степень групповой идентификации участников политического действия; политизация деятельности различных общественных организаций; увеличение степени риска в ходе развертывания того или иного политического процесса, принятия политического решения; усиление влияния партий на ход политических процессов и др.

 

 В процессе  политического поведения люди  ведут себя по-разному, в зависимости  от поставленных перед собой  целей. Поэтому обычно выделяют  следующие роли, которые они играют  в политическом процессе:

 

лидеры (возглавляют  политическое движение, своим авторитетом, влиянием способствуют его сплочению  и достижению намеченных целей; характер лидерства, способы влияния на людей, формы организации последователей могут быть различными);

 

активисты (посредники между лидерами и последователями, они организуют участников движения, постоянно снабжая лидеров информацией  о достигнутых результатах и  трудностях, вносят существенные коррективы в стратегию и тактику поведения  массы);

 

последователи (их поведение характеризуется разной степенью активности и участия в  организации, они поддерживают выдвинутые лидерами цели, считают их соответствующими своим интересам, которые они  представляют достаточно четко);

 

лидеры мнения (не влияя на поведение участников с точки зрения его организации, они своей интеллектуальной деятельностью, прежде всего, в публицистике, делают проблемы объектом всеобщего внимания, к ним обращаются за советом, но не за директивой для действий).

 

 Тесно  связанным с понятием политического  поведения является категория  политическое участие. Политическое  участие определяется как более  или менее регулярное и, прежде  всего, инструментальное применение  акторами различных форм политической деятельности, посредством которой граждане пытаются влиять на процесс принятия политических решений. К политическому участию относятся: действия по делегированию полномочий (электоральное поведение); активистская деятельность, направленная на поддержку кандидатов и партий в избирательных кампаниях; посещение митингов и участие в демонстрациях; участие в деятельности партий и групп интересов и т.д.

 

 Для обозначения  интенсивности политического участия  человека существует понятие  политическая активность. Под политической  активностью понимают интенсивность  участия субъекта в политическом  процессе в целом, а также  в рамках отдельных форм политической  деятельности.

 

 Однако, как  показывает практика, некоторые  индивиды могут не проявлять  никакой активности в по­литике. Для характеристики такого типа политического участия в политологии используется термин «политическая иммобильность», которым обозначают разнородные состояния пассивной деятельности людей на политической арене: выключенность из политических отношений, обусловленная низким уровнем общественного развития; политическая выключенность как результат заорганизованности политической системы; политическая апатия, как форма неприятия политической системы; политический бойкот – выражение активной враждебности к политической системе и ее институтам.

Информация о работе Понятие и сущность политической культуры