Понятие и сущность политической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 21:06, контрольная работа

Описание работы

Понятие «политическая культура» является одной из ключевых категорий политической науки. Оно наглядно выявляет, что традиции общества, дух его общественно-политических институтов, эмоции и коллективный разум его членов, а также стиль и действующий кодекс поведения его лидеров - все это не случайные продукты истории, а взаимосвязанные части единого целого, образующие реально существующую цепь взаимоотношений.
По своему происхождению политическая культура непосредственно связана с появлением политических отношений.

Файлы: 1 файл

сем 7(2).docx

— 40.87 Кб (Скачать файл)

-отсутствием доверия между отдельными  группами и лояльности к государственным  структурам.

Этому типу политической культуры присущи  такие черты, как высокая степень  конфликтности, применение насилия, отсутствие общепризнанных эффективных процедур улаживания конфликтов, нестабильность правительств. В качестве примера такого типа политической культуры можно привести политическую культуру Италии. На ее фрагментарность оказали влияние два основных фактора: сепаратизм католической церкви в довоенное и послевоенное время, разительное отличие региональных политических субкультур северных и южных областей.

Другим критерием выделения  типов политической культуры являются базовые ценности, на которые ориентируется  та щи иная общность в политической деятельности или в политическом процессе. В соответствии с данным критерием можно выделить следующие  три типа политической культуры.

Культура высокой гражданственности. Базовой ценностью в этом типе политической культуры является человек  с его потребностями и интересами. Политическая система в целом  и все ее структурные элементы носят демократический характер. Людям присуще чувство ответственности  за все происходящее, а потому высока политическая активность участников политического  процесса.

Элитарная политическая культура. Для  нее характерно то, что в качестве базовой политической ценности воспринимается власть или властные структуры общества (государство, элиты). Человек выступает  как средство для достижения цели, которую ставит политическая элита. Основная часть общества отстранена от решения политических проблем, уровень  политической активности низкий.

Архаическая политическая культура. Главная ценность носителей данного  типа культуры - интересы этноса, к которому они принадлежат (род, племя, нация). Здесь индивид не осознает себя как  личность и не отделяет себя от этнической общности.

Еще одним критерием дифференциации политической культуры является характер поведения людей в той или  иной политической системе. Этот критерий позволяет выделить два типа политической культуры: подданническую и гражданственную.

Подданническая политическая культура характеризуется повиновением, подчинением, исполнением со стороны участников политического процесса, которые по сути превращаются в объекты принуждения. Для гражданственной политической культуры характерны участие людей в принятии решений, наличие возможностей и права выбора и контроля властных структур.

В качестве еще одного критерия для  типологизации политической культуры выступает ориентация общества на регулятивные механизмы в рамках политической системы. История общества знает два основных регулятивных механизма рынок и государство. Приоритетное использование того или другого механизма в политической жизни порождает соответствующие типы политической культуры - рыночной или бюрократической.

Рыночная политическая культура есть культура, рассматривающая политические процессы сквозь призму отношений купли-продажи, достижения выгоды как высшей цели политической деятельности. Политика есть разновидность бизнеса, сам  политик - или «товар», или «бизнесмен». Политические решения - результат «торговой сделки». Эта культура ориентирована на конкурентную борьбу как универсальный принцип функционирования политической системы.

Это культура индивидуализма, для  которой высшей целью являются частные (реже групповые) интересы. Государство  и другие политические структуры  рассматриваются и оцениваются  как средство реализации интересов.

Бюрократическая (этатистская) политическая культура это культура, связывающая решение политических проблем с действием механизмов государственного регулирования и контроля за политическим процессом. Она ориентирована на ограничение и запрещение конкурентной борьбы. Интересы государства признаются преобладающими над частными интересами. Рациональность воспринимается как организованность (или «порядок») и бюрократизированное управление.

В итоге рассмотрения различных  типов культур необходимо отметить, что в чистом виде названные типы встречаются очень редко. Можно  говорить лишь о преобладании того или иного типа в смешанной  политической культуре.

Политическая культура общества не может быть абсолютно однородной. Разнообразие интересов различных  общностей порождает отличающиеся друг от друга модели политической культуры - субкультуры, которые существуют во всех странах. Среди наиболее значимых в политологии выделяются следующие  типы субкультур: региональные, социоэкономические, этнолингвистические, религиозные, возрастные.

Региональные субкультуры обусловлены  такими различиями между отдельными регионами страны, как климат, наличие  определенных природных ресурсов и  т.п. Это, в свою очередь, порождает  экономические различия, влияющие на образ жизни людей, общий уровень  культуры, а, следовательно, и на их политико-культурный уровень. На политическую культуру региона существенное воздействие  оказывают такие факторы, как  экономическая специализация данного  региона, его место в общей  системе разделения труда. Так, аграрные регионы, как показывает опыт России, в политическом отношении более  консервативны, чем промышленные. Они  поддерживают левый спектр политических партий, проявляя при этом невысокий  уровень политической активности, то есть ограничиваются участием в выборах.

Однако при этом степень участия  сельского населения в выборах  несоизмеримо выше, чем в других регионах. Иногда социально неприемлемые центральные регионы по уровню развития политической культуры отличаются от периферийных степенью политической сознательности и активности. Регионы, имеющие возможность обеспечить за счет находящихся у них ресурсов определенный уровень экономического и социального благосостояния, характеризуются непротиворечивой политической культурой, лояльностью по отношению к существующему режиму, тяготением к политической самостоятельности. Типичный пример для России - Центральное Черноземье.

Социоэкономические субкультуры обусловлены существованием в обществе различных групп (социальных слоев, классов), имеющих различный экономический статус, а, следовательно, и различия в образе жизни, в интересах, играющих особо важную политическую роль. Так, для предпринимательского слоя наиболее актуальными политическими ценностями являются экономическая свобода, стабильность, контроль за государством со стороны гражданского общества, участие в принятии решений.

Другими словами, то, что составляет непосредственные политические условия  активности предпринимателя. Решения  правительства в области финансов, налогообложения, бюджета непосредственно  затрагивают интересы данного общественного  слоя, отсюда возникает необходимость  активного политического участия (влияния на властные структуры) уже  на этапе подготовки подобных решений. Представители данной субкультуры  применяют различные способы  и методы воздействия на власть. В свою очередь, это делает необходимым  знание особенностей политической системы, отдельных ее институтов, механизма  принятия решения и т. д. Предпринимательский слой предпочитает такие активные формы воздействия на власть, как широкое использование средств массовой информации, лоббирование правительственных структур, создание политических партий, претендующих на участие во власти.

Этнолингвистические субкультуры  связаны с языковыми, этническими  особенностями соответствующих  социальных групп. На политическую культуру этих групп определяющее воздействие  оказывают такие факторы, как  этническое самосознание и национальный характер. Политические ценности, предпочтения и установки, как правило, вторичны по отношению к этническим факторам.

Религиозные субкультуры возникают  в том случае, когда религия  является основным элементом общей  культуры определенной группы людей. Исламский  фундаментализм, например, это не столько  религиозная, сколько политическая идеология.

Возрастные субкультуры отражают различные системы политических ценностей у представителей разных поколений.

Данные субкультуры существуют в основном в политически реформируемых  обществах. Старшие поколения, политическая культура которых сложилась в  условиях отжившей политической реальности, имеют политические взгляды, отличные от системы политических установок  молодежи, не отягощенной практикой  старого политическою режима. Однако возрастные отличия оказывают относительно меньшее воздействие на политическую культуру людей в стабильных системах.

 

 

Вопрос 5   1. Понятие и особенности политической социализации

Начало процесса познания категории «социализация» берет свое начало с 20-х гг. ХХ столетия. А в 50-60-е гг. ХХ в. это понятие уже прочно вошло в обиход западных политологов благодаря работам Г.Алмонда, С.Вербы, Р.Зигеля, Д.Истона, Р.Гесса, П.Шарана, Г.Хаймена и др. В конце 60-х – начале 70-х гг. ХХ в. термин нашел отражение и в трудах отечественных ученых Б.Ананьева, А.Дмитриева, А.Федосеева и др.

 

Социализация - это процесс наделения людей  социальными свойствами, освоение ими  системы социальных норм, ценностей, элементов культуры, выработка на этой основе установок, ценностных ориентаций, социальных потребностей и реальное их включение в общественную жизнь.

 

 Термин  «политическая социализация» был  введен в политическую науку  в 1959 г. американским политологом  Г.Хайменом. Политической социализацией называется многоуровневый процесс усвоения человеком ценностей и норм, ведущих к формированию у него качеств и свойств, позволяющих ему адаптироваться в конкретной политической системе и выполнять политические роли и функции.

 

 Ставшая  впоследствии классической теория  политической социализации, разработанная  американскими учеными под руководством  Д.Истона, трактовала ее как процесс обучения человека специальным ролям, которые ему необходимо выполнять в сфере политики.

 

 Таким  образом, в современной политологии  понятие политическая социализация  употребляется для: обозначения  процессов политического созревания  индивида, формирования его политического  «Я»; развития собственных политических  ориентаций; передачи политических  взглядов, идей и норм от одного  субъекта к другому.

 

 В природе  существуют два уровня формирования  политической социализации –  индивидуальный и общественный.

 

^ Индивидуальный  уровень предполагает формирование  политического «Я» личности, которое  способствовало бы его политическому  самовыражению и соответствовало  бы установленным в данном  обществе образцам политического  поведения. На этом уровне работает  социально-психологический фактор (политические ценности передаются  индивиду большими и малыми  социальными группами, к которым  он принадлежит), и внутриличностный фактор (в качестве механизмов политической социализации выступают психические особенности субъекта – мотивы, ценностные ориентации, установки, которые управляют поведением личности в политике).

 

^ Общественный  уровень предполагает политическое  формирование личности старшими  по возрасту субъектами при  определяющем воздействии социально-экономических  и политических факторов, доминирующих  в обществе, которое осуществляется  тремя путями: поддержание и сохранение  существующей политической культуры; преобразование и переработка  как предшествующей, так и настоящей  политической культуры; создание  новой политической культуры. Американский  политолог Т.Парсонс отмечал, что приход каждого нового поколения можно сравнивать с нашествием варваров, и только процесс социализации может обеспечить усвоение норм общежития этим «пришельцам».

 

 Основными  функциями политической социализации  являются информационная, ценностно-ориентировочная  и установочно-нормативная:

 

информационная  функция осуществляет передачу человеку определенных политических знаний, необходимых  ему для развития его политического  кругозора, политического мышления, правильной ориентации в вопросах социальной жизни, а также удовлетворение потребности  и интересов развитой личности в политических сведениях, освещающих происходящие в мире события, явления, процессы;

 

ценностно-ориентировочная  функция приобщает человека к  системе исторически сложившихся  в данном обществе политических отношений, ценностей и ориентации, вырабатывает у него определенный аппарат политического  мышления, свою собственную систему  ценностных ориентации с тремя слоями: когнитивно-познавательным, эмоциональным и поведенческим;

 

установочно-нормативная  функция направляет формирующуюся  личность на выработку определенных установок на: восприятие и потребление  политической информации; отношение  к происходящим политическим событиям и явлениям, действиям других лиц  в сфере политики, а также на выбор своего стиля и направленности поведения в политических отношениях.

 

Итоговой  целью реализации функций политической социализации является достижение личностью  умения ориентироваться в политической системе, осознанно выполнять определенные политические функции.

 

 В основе  современной концепции раскрытия  сущности политической социализации  лежат два подхода: первый исходит  из модели «подчинения» и рассматривает  политическую социализацию как  процесс добровольного принятия  человеком ценностей и стандартов  политического поведения, которые  предлагает ему политическая  система на различных этапах  его жизни; второй базируется  на теориях конфликта и трактует  политическую социализацию как  процесс взаимодействия власти  и индивида, когда последний является  активным объектом воздействия  политической системы.

 

 Как и всякий социальный процесс, политическая социализация человека проходит под воздействием внешних и внутренних факторов и в определенных условиях, в частности это: внешние объективные условия и факторы, косвенно влияющие на процесс формирования качеств личности (историческая обстановка, экономическая ситуация и т.д.); широкая социальная среда (общественно-политическое сознание и организация общества); непосредственная социальная среда (конкретная ситуация, ближайшее окружение индивида); природно-географические условия; социальный статус индивида и др.

Информация о работе Понятие и сущность политической культуры