Понятие "политический режим"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 12:46, контрольная работа

Описание работы

Исторические типы государств, как правило, не совпадали с типами политических режимов. В рамках одного и того же типа государства и одной и той же формы правления могли существовать разные политические режимы. Афинское и Римское государства в Древнем мире были рабовладельческими республиками, но по характеру политических режимов существенно отличались друг от друга: если в Афинах активное участие в политической жизни принимали все свободные граждане, то в Римской республике фактическая власть была сосредоточена в руках рабовладельческой верхушки.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..2
1. Понятие "политический режим"……………………………………………..3
2. Специфика тоталитарного политического режима………………………….5
2.1 Либеральный тоталитаризм…………………………………………………19
Заключение……………………………………………………………...21
Список использованной литературы…………………………………………...22

Файлы: 1 файл

Политология тоталитаризм.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..2

1.  Понятие "политический  режим"……………………………………………..3

2. Специфика тоталитарного  политического режима………………………….5

2.1 Либеральный тоталитаризм…………………………………………………19

Заключение……………………………………………………………...21

Список использованной литературы…………………………………………...22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В учебной и научной  литературе отсутствует единый подход к термину «политический режим». Одни авторы отождествляют его с  формой государства, управления и устройства политической системы в целом. Именно в такой трактовке данное понятие давалось в общественных науках конца XIX - начала XX в.

 Политический режим  означает совокупность приемов,  методов, форм, способов осуществления  политической государственной власти  в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране.

 Режим - управление, совокупность средств и методов  осуществления экономической и  политической власти господствующего класса.

 В политическом  режиме действительно проявляется  функциональная сторона государственной  власти и других институтов  политической системы. Именно  через политический режим государство  оказывает воздействие на общество. Но и сам политический режим по отношению к формам функционирования государственной власти обладает самостоятельностью. С его помощью можно определить различные периоды жизнедеятельности основных институтов политической системы общества, развития или эрозии демократии, степень участия масс в формировании органов власти.

 Политический режим  каждой страны не только влияет  на политическое развитие общества, на его социально-классовую ситуацию, но и сам определяется прежде  всего социальной сущностью соответствующего  государства. В рабовладельческом обществе политический режим любого государства так или иначе был связан с делением людей на свободных и рабов, что определяло их статус в политической системе и отношения к ним со стороны государственной власти; при феодализме тот же статус вытекал из крепостнических, внешнеэкономических отношений; в условиях демократии политический режим обуславливается фактом признания равенства всех людей перед законом при одновременном признании из неравенства по отношению к собственности; в социалистическом обществе конституировалось формальное равенство всех его членов не только в политической, но и социально-экономической и духовной сферах.

 Исторические типы  государств, как правило, не совпадали  с типами политических режимов.  В рамках одного и того же типа государства и одной и той же формы правления могли существовать разные политические режимы. Афинское и Римское государства в Древнем мире были рабовладельческими республиками, но по характеру политических режимов существенно отличались друг от друга: если в Афинах активное участие в политической жизни принимали все свободные граждане, то в Римской республике фактическая власть была сосредоточена в руках рабовладельческой верхушки.

 В современном мире  можно говорить о 140-160 режимах,  которые незначительно отличаются друг от друга.

В данной работе мы рассмотрим, тоталитарный политический режим (тоталитаризм), познакомимся с его основными  понятиями и спецификой.

 

 

1. Понятие "политический режим"

 

В политической науке  для описания социального характера и порядка отношений управителей и управляемых, а также методов и эффективности властвования в целом используется категория политического режима (от лат. regimen - направление, правитель). В политологии распространены два основных подхода к определению данного понятия - правовой и социологический. В первом случае объяснение сводится к официальным формам и легальным методам управления, которые опираются на формально-юридические критерии функционирования власти. Тем самым понятие политический режим сближается по смыслу с формой правления государства.

Более современный социологический  подход к интерпретации политических режимов опирается на иные критерии. По Морису Дюверже (род. 1917), политический режим - это скорее особый социальный механизм, способ управления, соединяющий, с одной стороны, базовые модели выборов, голосования и принятия решений, а с другой - способы политического участия партий и групп интересов. Американский политолог Рой Макридис (1919-1991), исходя их функциональной концепции политической системы, предложил такую трактовку: режим определяет специфические пути и способы, при помощи которых нормативные установления системы реализуются в практике государственных институтов. При этом одна и та же политическая система в зависимости от исторических обстоятельств способна функционировать в различных режимах (к примеру, СССР).

Существуют и другие подходы к определению понятия  политического режима: под этим понимаются способы взаимодействия управителей  и управляемых социальных групп; характер отношений государства и социальных групп, которые включают в себя не только государственные воздействия сверху, но и "обратную связь", т.е. механизмы гражданского представительства и давления, участия и выборов.

Ж.-М. Данкэн определяет под  политическим режимом". способ политического существования любого общественного коллектива, племени, нации или государства".

Пытаясь свести все вышесказанное  к общей форме можно определить политический режим как совокупность различных видов отношений между  властью и обществом, среди которых нужно отметить следующие показатели.1) Институциональный способ взаимодействия правительства и гражданина (соблюдение конституционных норм);

2) степень политического  участия населения и его включенности  в процесс принятия государственных  решений;

3) уровень возможности  свободного соперничества между  правящей и оппозиционной группировками  при формировании органов государственной  власти. (1)

Как соотносятся понятия "политическая система" и "политический режим”? Американская школа политологии  вместо "политического режима” обычно использует более широкое понятие "политической системы”. Однако, по мнению Р. Макридиса, "политическая система" есть понятие обобщающее, аналитическое, играющее в осмыслении политической реальности роль концептуального ядра, в то время как "политический режим" способствует эмпирическому описанию этих реальностей. Если системная теория имела целью выявление общих функций политической системы, то политический режим, по мнению того же автора, "обозначает специфические пути и средства, какими эти функции могут быть структурированы и встроены в институты и процедуры, а также возникающие входе этого специфические взаимоотношения”.

Иногда, для того чтобы  подчеркнуть это различие, отмечают, что политический режим представляет собой функциональную подсистему политической системы. Одна и та же политическая система в зависимости от исторического контекста может функционировать в различных режимах.

 

2. Специфика  тоталитарного политического режима

Само понятие "тоталитарное государство" широко применяется уже в 20 - 30-е годы ХХ века сначала итальянскими, а затем и немецкими юристами, причем в положительном смысле. Тогда же появляется краткое и емкое определение тоталитаризма, принадлежащее Б. Муссолини: "Все в государстве, ничего вне государства и ничего против государства". Затем (в 30-е годы) начинает использоваться либеральными противниками фашизма для его негативной идентификации. создается политическая система, которая замыкается на личности вождя поддерживаемого и выдвигаемого некоей олигархической группировкой. Для обеспечения господства государства над обществом используется целый комплекс мер, где главное - нескрываемое насилие. К тому же тоталитарному режиму удается создать для себя массовую социальную опору. Известнейшими исследователями тоталитаризма были Ханна Арендт и Карл Поппер.

В "Истоках тоталитаризма" Арендт обнаружила и отследила развитие нацизма и большевизма и изучила  социальные обстоятельства, приводящие к оформлению "тотального господства".

Для образования тоталитарных режимов нужно несколько условий:

1) наличие "масс" как "огромного количества  нейтральных, политически равнодушных"  людей, которых нельзя объединить  ни в какую организацию, основанную  на общем интересе (партии, профсоюзы).

Массы - продукт разрушения либо значительного ослабления "системы социальной и политической стратификации европейских национальных государств" и политического представительства.

2) особое психологическое  состояние множества людей, складывающееся  из потери "интереса к собственному  бытию", жестокости к себе и окружающим.

3) изолированность человека. При сочетании этих условий  и появляются тоталитарные режимы  как "массовые организации  атомизированных, изолированных  индивидов", от членов которых  требуется всецелая преданность  вождям.

В философии Поппера выделяется концепция открытого общества как социального устройства, главные элементы которого - гражданское общество, рыночная экономика и правовое государство. Закрытое (тоталитарное) же общество аналогично биологическому организму; его формируют сверху ради попытки целенаправленно переустроить все в соответствии с неким идеальным проектом. Это путь утопической социальной инженерии, основанной на историцистских представлениях, но при отсутствии гарантий того, что "полная реконструкция нашего социального мира поведет нас сразу к работающей системе". При движении к открытому обществу утопическая социальная инженерия неприемлема. Вместо нее - последовательное осуществление социальных преобразований1.

Выделим характерные признаки тоталитаризма. Тоталитарный режим означает почти полную ликвидацию или извращение всех существенных черт демократии, а именно:

 

1. Отсутствие разделения  властей, незначительная роль  выборов (их отсутствие) в формировании  органов государственной власти, неправовой характер государства. При тоталитаризме принцип всеобщего избирательного права отменяется или превращается в фикцию, происходит имитация участия широких народных масс в решении жизненно важных проблем общественной жизни. Вместо него господствует принцип назначения. Так, в фашистской Германии Гитлер мог сам назначать часть депутатов рейхстага, в то время как все остальные «избирались» фашистской партией.

Имеет место фактический, а нередко и юридический отказ  от признания и реализации принципа разделения властей. Срастаясь с государством, тоталитарная партия держит под полным контролем все ветви власти. На практике и законодательные, и исполнительные, и судебные органы состоят из членов партии, которых она контролирует организационно. Следовательно, все ветви власти становятся своего рода звеньями партии, подобно партийным органам. При этом государство ставит исполнительную власть над законодательной и судебной. В систему высших органов государства может входить парламент, но избирается и действует он в обстановке отсутствия или ограничения легальной борьбы партий. Чаще всего парламент отсутствует вообще или его реальные полномочия сводятся к «единогласной» поддержке решений «фюрера». Парламент превращается в декоративный орган, играет роль фасада, в пропагандистских целях создающий видимость функционирования демократический учреждений. Значение суда также минимально и сводится к судебному преследованию инакомыслящих.

Массы в центре и на местах от власти отчуждаются. Господствующая верхушка, вождь делаются народу фактически не подконтрольными. Правовых ограничений в своих действиях они не имеют и легитимным порядком смещены быть не могут. Роль права и закона становится второстепенной: власть получает полномочия, законом не ограниченные и закону не подчиненные. Конституция не рассматривается в качестве основного закона и основы правопорядка. Ее подменяют указы главы государства, партийные директивы и армейские приказы, приобретающие силу закона. Государство становится неправовым.

 

2. Монопольный партийно-государственный  контроль над производством и экономикой, СМИ, армией, полицией, органами безопасности, всеми сферами жизни общества. Тотальность контроля - сущностный и главный признак тоталитаризма, давший название этому типу политического режима. Государство обладает правом вмешиваться в любую область жизни, контролировать деятельность всех сторон жизни общества. Тоталитарный режим характеризуется нерасчлененностью сфер общественной власти. Духовная, политическая и экономическая власть слиты воедино. При их объективной взаимосвязи, имеющей место в любом обществе, их органическое единство обеспечивается субъективными факторами, важнейшим из которых является централизованное целенаправленное вмешательство государства во все сферы жизнедеятельности. Стираются границы между гражданским обществом и политической системой, между политической и неполитической сферами. В условиях тоталитарного режима над всем социумом господствует сила - государство. Уместно в подтверждение этого процитировать Л. Троцкого: «государство - это я» - почти либеральная формулировка по сравнению с действительностью сталинского тоталитарного режима. Людовик 14-ый отождествлял себя лишь с государством. Римский папа отождествлял себя и с государством, и с церковью. Тоталитарное государство идет гораздо дальше Цезарей и Божьих наместников... Сталин в отличие от короля-солнца имел основания сказать: «общество - это я». Гражданское общество полностью политизируется, лишается самостоятельности, деформируется и поглощается тоталитарной системой. Роль гражданского общества при этом ничтожна, тоталитарный режим не признает такого понятия, оно отсутствует в официальных политических и правовых документах, в научных трудах и учебниках. Отсутствует обратная связь между индивидом и властью. Разрушаются все горизонтальные формы общения между людьми. Причем дело организуется так, чтобы контроль осуществлялся не только специализированными официальными органами, а и самим населением. Все обязаны наблюдать за всеми в порядке своего гражданского долга и в случае необходимости информировать официальные органы.

Информация о работе Понятие "политический режим"