Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 12:46, контрольная работа
Исторические типы государств, как правило, не совпадали с типами политических режимов. В рамках одного и того же типа государства и одной и той же формы правления могли существовать разные политические режимы. Афинское и Римское государства в Древнем мире были рабовладельческими республиками, но по характеру политических режимов существенно отличались друг от друга: если в Афинах активное участие в политической жизни принимали все свободные граждане, то в Римской республике фактическая власть была сосредоточена в руках рабовладельческой верхушки.
Введение…………………………………………………………………………..2
1. Понятие "политический режим"……………………………………………..3
2. Специфика тоталитарного политического режима………………………….5
2.1 Либеральный тоталитаризм…………………………………………………19
Заключение……………………………………………………………...21
Список использованной литературы…………………………………………...22
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие "политический режим"……………………………………………..3
2. Специфика тоталитарного
политического режима…………………………
2.1 Либеральный тоталитаризм………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение
В учебной и научной
литературе отсутствует единый подход
к термину «политический режим»
Политический режим
означает совокупность приемов,
Режим - управление,
совокупность средств и
В политическом
режиме действительно
Политический режим
каждой страны не только
Исторические типы
государств, как правило, не совпадали
с типами политических режимов.
В современном мире можно говорить о 140-160 режимах, которые незначительно отличаются друг от друга.
В данной работе мы рассмотрим, тоталитарный политический режим (тоталитаризм), познакомимся с его основными понятиями и спецификой.
1. Понятие "политический режим"
В политической науке для описания социального характера и порядка отношений управителей и управляемых, а также методов и эффективности властвования в целом используется категория политического режима (от лат. regimen - направление, правитель). В политологии распространены два основных подхода к определению данного понятия - правовой и социологический. В первом случае объяснение сводится к официальным формам и легальным методам управления, которые опираются на формально-юридические критерии функционирования власти. Тем самым понятие политический режим сближается по смыслу с формой правления государства.
Более современный социологический подход к интерпретации политических режимов опирается на иные критерии. По Морису Дюверже (род. 1917), политический режим - это скорее особый социальный механизм, способ управления, соединяющий, с одной стороны, базовые модели выборов, голосования и принятия решений, а с другой - способы политического участия партий и групп интересов. Американский политолог Рой Макридис (1919-1991), исходя их функциональной концепции политической системы, предложил такую трактовку: режим определяет специфические пути и способы, при помощи которых нормативные установления системы реализуются в практике государственных институтов. При этом одна и та же политическая система в зависимости от исторических обстоятельств способна функционировать в различных режимах (к примеру, СССР).
Существуют и другие подходы к определению понятия политического режима: под этим понимаются способы взаимодействия управителей и управляемых социальных групп; характер отношений государства и социальных групп, которые включают в себя не только государственные воздействия сверху, но и "обратную связь", т.е. механизмы гражданского представительства и давления, участия и выборов.
Ж.-М. Данкэн определяет под политическим режимом". способ политического существования любого общественного коллектива, племени, нации или государства".
Пытаясь свести все вышесказанное
к общей форме можно определить
политический режим как совокупность
различных видов отношений
2) степень политического
участия населения и его
3) уровень возможности
свободного соперничества
Как соотносятся понятия "политическая система" и "политический режим”? Американская школа политологии вместо "политического режима” обычно использует более широкое понятие "политической системы”. Однако, по мнению Р. Макридиса, "политическая система" есть понятие обобщающее, аналитическое, играющее в осмыслении политической реальности роль концептуального ядра, в то время как "политический режим" способствует эмпирическому описанию этих реальностей. Если системная теория имела целью выявление общих функций политической системы, то политический режим, по мнению того же автора, "обозначает специфические пути и средства, какими эти функции могут быть структурированы и встроены в институты и процедуры, а также возникающие входе этого специфические взаимоотношения”.
Иногда, для того чтобы подчеркнуть это различие, отмечают, что политический режим представляет собой функциональную подсистему политической системы. Одна и та же политическая система в зависимости от исторического контекста может функционировать в различных режимах.
2. Специфика
тоталитарного политического
Само понятие "тоталитарное государство" широко применяется уже в 20 - 30-е годы ХХ века сначала итальянскими, а затем и немецкими юристами, причем в положительном смысле. Тогда же появляется краткое и емкое определение тоталитаризма, принадлежащее Б. Муссолини: "Все в государстве, ничего вне государства и ничего против государства". Затем (в 30-е годы) начинает использоваться либеральными противниками фашизма для его негативной идентификации. создается политическая система, которая замыкается на личности вождя поддерживаемого и выдвигаемого некоей олигархической группировкой. Для обеспечения господства государства над обществом используется целый комплекс мер, где главное - нескрываемое насилие. К тому же тоталитарному режиму удается создать для себя массовую социальную опору. Известнейшими исследователями тоталитаризма были Ханна Арендт и Карл Поппер.
В "Истоках тоталитаризма"
Арендт обнаружила и отследила развитие
нацизма и большевизма и
Для образования тоталитарных режимов нужно несколько условий:
1) наличие "масс"
как "огромного количества
нейтральных, политически
Массы - продукт разрушения либо значительного ослабления "системы социальной и политической стратификации европейских национальных государств" и политического представительства.
2) особое психологическое
состояние множества людей,
3) изолированность человека.
При сочетании этих условий
и появляются тоталитарные
В философии Поппера выделяется концепция открытого общества как социального устройства, главные элементы которого - гражданское общество, рыночная экономика и правовое государство. Закрытое (тоталитарное) же общество аналогично биологическому организму; его формируют сверху ради попытки целенаправленно переустроить все в соответствии с неким идеальным проектом. Это путь утопической социальной инженерии, основанной на историцистских представлениях, но при отсутствии гарантий того, что "полная реконструкция нашего социального мира поведет нас сразу к работающей системе". При движении к открытому обществу утопическая социальная инженерия неприемлема. Вместо нее - последовательное осуществление социальных преобразований1.
Выделим характерные признаки тоталитаризма. Тоталитарный режим означает почти полную ликвидацию или извращение всех существенных черт демократии, а именно:
1. Отсутствие разделения
властей, незначительная роль
выборов (их отсутствие) в формировании
органов государственной
Имеет место фактический, а нередко и юридический отказ от признания и реализации принципа разделения властей. Срастаясь с государством, тоталитарная партия держит под полным контролем все ветви власти. На практике и законодательные, и исполнительные, и судебные органы состоят из членов партии, которых она контролирует организационно. Следовательно, все ветви власти становятся своего рода звеньями партии, подобно партийным органам. При этом государство ставит исполнительную власть над законодательной и судебной. В систему высших органов государства может входить парламент, но избирается и действует он в обстановке отсутствия или ограничения легальной борьбы партий. Чаще всего парламент отсутствует вообще или его реальные полномочия сводятся к «единогласной» поддержке решений «фюрера». Парламент превращается в декоративный орган, играет роль фасада, в пропагандистских целях создающий видимость функционирования демократический учреждений. Значение суда также минимально и сводится к судебному преследованию инакомыслящих.
Массы в центре и на местах от власти отчуждаются. Господствующая верхушка, вождь делаются народу фактически не подконтрольными. Правовых ограничений в своих действиях они не имеют и легитимным порядком смещены быть не могут. Роль права и закона становится второстепенной: власть получает полномочия, законом не ограниченные и закону не подчиненные. Конституция не рассматривается в качестве основного закона и основы правопорядка. Ее подменяют указы главы государства, партийные директивы и армейские приказы, приобретающие силу закона. Государство становится неправовым.
2. Монопольный партийно-