3. Однопартийная монопольная
система. При тоталитаризме происходит
насильственное установление однопартийной
системы или единовластия одной
партии через уничтожение других
партий либо через их полное
подчинение тоталитарной партии. По отношению к другим политическим
партиям могут быть применены два средства:
1) низведение ряда существующих
партий до уровня придатков,
филиалов правящей партии, послушно
следующих в русле политики
тоталитарной партии. Все функционирующие
общественные объединения действуют
под руководством тоталитарной партии,
возглавляются лидерами, делегированными
на эту работу партией, либо одобряемыми
ее представителями общественности. В
любом случае, их деятельность жестко
регламентируется тоталитарной партией.
2) дискредитация лидеров оппозиционных
партий и удаление таких партий с арены
политической борьбы (запрещение деятельности
партий и физическое уничтожение их руководителей,
а нередко, и рядовых членов). Любая оппозиция
запрещается законом. Режим не признает
право меньшинства выражать свое мнение.
Думается, что за этим стоит не только
опасение за потерю позиции правящей партии.
Скорее всего, тоталитарная партия беспокоится
за утверждение тоталитарного идеологического
господства.
4. Срастание партийной и государственной
власти. Монополия на власть принадлежит
в обществе партийно-государственной
элите во главе с всемогущим, всевластным
и неподконтрольным никому лидером, возглавляющим
единственную, организованную по иерархическому
признаку, массовую партию. А. Грамши писал:
«...там, где устанавливаются тоталитарные
режимы, традиционная функция верховной
власти на деле присваивается определенной
партией...». Ключевые властные функции
при тоталитаризме выполняет не государство
(как при любом другом режиме), а партия
- носительница тоталитарной идеологии.
Государство, как заметил Р. Арон, превращается
во всеохватывающий и всемогущий инструмент
партии. Государственные институты перестают
быть институтами чисто публичной власти
и становятся главными орудиями осуществления
власти идеологической. «Отношение между
двумя источниками власти - между государством
и партией - есть отношения между официально-показной
и реальной властью, так что правительственная
машина... фасад, который скрывает и защищает
реальную власть партии. Всей реальной
властью облекаются только институты
тоталитарного движения». Государственные
органы дублируются партийными. Происходит
поглощение партией государства. Партия
превращается в несущую конструкцию государственной
системы власти. Нередко происходит законодательно
оформленное слияние тоталитарной партии
с государственным аппаратом, что, например,
было прямо закреплено в Законе об обеспечении
единства партии и государства, принятом
в фашистской Германии в 1933 году. Стоит
согласиться с Н.В. Дякевичем, что «срастание
партийно-государственной власти - важная
сущностная характеристика тоталитарного
политического режима». Оно принимает
разнообразные формы, но некоторые из
них особо значимы: а) замещение всех государственных
постов только партийной номенклатурой;
б) сосредоточение в одних руках высшей
государственной и центральной партийной
власти, каждый из руководителей страны
может рассматриваться как органичный
синтез государственной и партийной власти;
в) осуществление повсеместного партийного
контроля над деятельностью всех государственных
органов и должностных лиц, санкционированного
самим государством; г) передача государственных
функций партийным органам; д) слияние
«родственных» государственных и партийных
формирований в единые учреждения; е) государственное
финансирование деятельности партии;
выплата государственного жалования партийным
функционерам, которые занимаются непосредственно
партийно-организаторской работой.
5. Исключительная роль лидера, вождя
при осуществлении власти. При
тоталитарном режиме существует культ
личности национального вождя - лидера
партии и государства. Для тоталитаризма
характерно абсолютная монополия вождя
на власть, отсутствие правящей клики,
не подотчетность правителя никому во
всех его действиях. Отсутствует узаконенный
механизм преемственности политической
власти, смены лидеров. Лидер политической
партии становится пожизненным главой
государства. «Главная характеристика
вождя - его непогрешимость; он не может
совершить ошибку никогда». Данное положение
лидера партии и государства объясняется
тем, что чем выше его авторитет, тем более
непререкаема идеологическая истина,
которую он провозглашает. Именно поэтому
все тоталитарные режимы уделяют такое
большое значение процессу создания авторитета
вождя партии. В нем задействуются все
силы государственно-пропагандистской
машины, все силы государственных и общественных
организаций, средства массовой информации.
6. Единственная официальная
идеология. Тоталитаризм есть
в первую очередь идеологический
режим. Чтобы установить свою абсолютную идеологическую монополию
в государстве, тоталитарная партия проводит
ряд мероприятий: 1) уничтожая другие партии,
она уничтожает и их идеологию; 2) берет
под свой контроль все государственные
и общественные средства пропаганды (печать,
радио, кино, театр, книгоиздательскую
деятельность) и использует их для распространения
своей идеологии; 3) устанавливает свой
контроль над всей системой образования
(от начальной школы до высших учебных
заведений), перестраивая в духе своей
идеологии все учебные программы; 4) с помощью
политических мер осуществляет идеологическую
изоляцию страны, чтобы исключить возможность
проникновения чуждых режиму идеологий.
Для носителей тоталитарной власти самоценна не сама власть,
а идеология. Политическая власть завоевывается
ими для того, чтобы использовать ее как
средство для практической реализации
идеологических концепций. Целью тоталитарного
режима является распространение своей
идеологии в максимальном масштабе. Внешняя
экспансия таких режимов вызывается не
столько экономическими стимулами или
территориальными притязаниями, сколько
идеей мирового господства собственной
идеологии.
7. Система массового
террора. Тоталитарный режим представляет собой открытую террористическую
диктатуру, когда насилие и принуждение
становятся решающим средством достижения
политических целей, регулирования общественной
жизни, главным средством управления обществом.
Гипертрофированную роль в обществе приобретают
карательные органы. Тоталитаризм характеризуется
массовым характером репрессий, «функция
которых, заключается не столько в том,
чтобы подавлять врагов режима, сколько
в том, чтобы нагнетать и поддерживать
атмосферу страха». Репрессии обрушиваются
не только на подлинных противников режима,
но нередко угрожают и вполне лояльным
гражданам, а также верным сторонникам.
Ни у кого нет достаточных гарантий личной
безопасности. Однако поскольку тоталитарный
режим имеет значительную поддержку в
народе, то исходящее от него насилие,
принуждение, террор и репрессии воспринимаются
большинством как неизбежная необходимость,
как меры, осуществляемые в интересах
всего общества. Здесь террор и страх используются
не только как инструмент уничтожения
и запугивания действительных или воображаемых
врагов и противников, но и как нормальный
повседневно используёмый инструмент
управления массами. Следует, согласится
с X. Арендт, которая считает, что «тоталитарный
террор отличается от обычного тем, что
направлен не против открытых противников
власти, а против лояльных граждан, и начинается
только тогда, когда вся реальная оппозиция
уже подавлена. Главным инструментом террора
является секретная полиция и концентрационные
лагеря. Задачи секретной полиции тоталитарного
режима состоят не в раскрытии преступлений,
а в периодическом проведении «акций»,
когда руководство решает репрессировать
какую-либо категорию населения». Концентрационные
лагеря являются характерной чертой тоталитарного
государства, ибо без них оно существовать
не может. Классического средства государственного
насилия - тюрем - оказывается недостаточно
по причине массовости террора - они не
в состоянии вместить всех, подвергнувшихся
репрессиям. Концентрационные лагеря
устраняют это затруднение.
В отличие от обычного
действенность тоталитарного террора, как правило,
бывает намного сильнее. Следовательно,
массовый террор во многом характеризует
сущность тоталитаризма, именно «тоталитарным
режимам принадлежит сомнительная «заслуга»
придания репрессиям невиданных ранее
масштабов и создания специфической системы
полицейского устрашения», поэтому, на
наш взгляд, вызывает сомнение обоснованность
суждения И.Ю. Игрицкого о том, что «полицейский
террор и использование армии как инструмента
гражданского принуждения являются не
сущностными чертами, а средствами осуществления
тоталитарного господства».
8. Тоталитарная личность
со специфическими политическим
сознанием, политической культурой,
политическим поведением. Контроль
над обществом и полное подчинение
масс режиму предполагают, в числе прочего, контролирование мыслей
и чувств людей, формирование у них взглядов
и настроений, адекватных тоталитарной
идеологии. Для этого используется весь
арсенал духовного воздействия на людей
- народное образование, культура, литература,
искусство, средства массовой информации,
пропаганда и агитация. В результате в
обществе формируется, интенсивно поддерживается
и безраздельно господствует тоталитарное
сознание. Его отличают: сильнейшая «замифологизированность»,
опора главным образом не на знание, а
на веру, догматизм, исключение сомнений,
отсутствие потребности в самостоятельном
поиске истины. Т. Адорно выделил следующие
черты современной авторитарной личности:
преклонение перед властью, привычка и
даже любовь к подчинению, никаких сомнений
относительно правоты проводимой политики,
нетерпимость к инакомыслию и действию
нижестоящих.
9. «Неприятие» демократических
прав и свобод. Тоталитарный режим
отменяет юридически или сводит
на нет фактически все демократические
права и свободы граждан. Особенно
это касается политических и личных прав граждан,
которые просто не совместимы с таким
режимом. Ни о каких «естественных» или
«неотъемлемых» правах граждан здесь
нет даже теоретических рассуждений. Отсутствуют
какие-либо реальные гарантии прав личности,
социальных общностей, организаций. Личность
отчуждается от власти и превращается
в объект манипулирования. Устанавливается
абсолютный примат интересов власти над
интересами личности. Так, например, уже
в первой партийной программе итальянских
фашистов (1921 год) было записано «партия
рассматривает государство... как организм,
содержащий в себе бесконечные ряды прошлых,
живущих и будущих поколений, для которых
отдельные индивиды представляются лишь
преходящими моментами. Из этой концепции
общества партия выводит категорический
императив: индивиды должны подчинять
свои интересы высшим интересам национального
организма». В дальнейшем, разъясняя концепцию
фашистского государства, Муссолини провозглашал:
«Фашизм понимает государство как абсолют,
по сравнению с которым все отдельные
лица имеют относительное значение». Характерной
становится принципиальная аморальность,
презрение к человеку (морально то, что
способствует укреплению системы, даже
если для этого нужно уничтожить по классовому
или расовому признаку миллионы людей).
Важность данного критерия подчеркивает
В.А. Четвернин в работе «Демократическое
конституционное государство», говоря
о необходимости различать государственность
и тоталитарные системы 20 века. «Основание
государственности в правах человека.
Если же политическая власть подавляет
естественные права человека, то это уже
не государство и не государственно-организованное
общество, а просто политическая организация,
обладающая монополией силы на определенной
территории.
10. Административно-командное
регулирование экономической жизнедеятельности
общества. Для тоталитарного режима характерна
государственная и (или) находящаяся под
жестким бюрократическим контролем частная
собственность на средства производства,
по крайней мере, на основную их часть.
В научной литературе утвердилось мнение,
что признаком тоталитарного режима является
плановая экономика, уничтожение института
частной собственности и тотальное ее
огосударствление. Так, Кертис выделяет
в качестве одного из критериев тоталитаризма
«централизованную плановую экономику»,
это же мнение разделяет Дм. Шляпентох,
который на всемирном конгрессе по проблемам
СССР и Восточной Европы (Хэррогейт, Великобритания,
1990) так определил тоталитарное общество
- «это общество, в котором нет различия
между гражданским обществом и государством,
полностью контролирующим не только, политику
и идеологии, но и экономику». Если исходить
из данного определения, то ни фашистская
Италия, ни нацистская Германия не были
тоталитарными, так как государство в
них отнюдь не контролировало полностью
экономику, остававшуюся в своей основе
частнособственнической. Поэтому следует
отметить, что правомерно скорее говорить
об однотипном командно- административном
хозяйственном механизме, функционирующем
в экономике, нежели об огосударствлении
собственности, как о признаке тоталитарного
режима. Следует согласиться с мнением
А. Аветисяна, который справедливо отмечает:
«Действительно, частная собственность,
на средства производства в фашистской
Германии никогда не отменялась. Но это
не помешало «отменить» рынок, рыночный
механизм ценообразования, закон стоимости,
что, собственно, и составляет основу товарно-денежных
отношений. Централизованными госзаказами
определялись объем производства и его
ассортимент». В 1936 г. имперским законом
были заморожены все цены и уровень зарплаты
- ценообразование «регулировал» специально
назначенный рейхскомиссар. Была ликвидирована
обратимость марки, национальный рынок
отторгнут от мирового. Ресурсы распределялись
централизованно - чиновниками из имперского
бюро. Практически был ликвидирован и
рынок рабочей силы. Вместо профсоюзов
был создан единый германский трудовой
фронт (входили в него и рабочие, и предприниматели).
Фронт определял зарплату, выполняя прямые
указания министерства экономики. И, наконец,
пирамиду гитлеровских деформаций капитализма
увенчал «общенародный хозяйственный
план». Такова логика тоталитаризма, приведшая
к образованию - на казалось бы различных
базисах - однотипного, командно-административного
хозяйственного механизма. По-нашему мнению,
жесточайшей бюрократической координации
деятельности свободных производителей
не препятствует формальное сохранение
института частной собственности. Поэтому
признаком тоталитаризма является административно
регулируемый характер экономики, в том
числе централизованное распределение
сырья, продукции, значительная роль принудительного
труда и внеэкономического принуждения
в жизни общества, концентрация всех сил
и ресурсов, строго контролируемое потребление
в целях максимального накопления инвестиционного
капитала и обеспечения высоких темпов
расширенного воспроизводства.
11. Контроль над всеми
средствами массовой информации
и цензура. Устанавливается монополия
на информацию. Все средства информации
и само ее содержание берутся
под строгий контроль аппарата,
осуществляя мощную и направленную пропаганду,
основанную на мифах и апеллирующую не
столько к разуму, сколько к эмоциям. Цель
пропаганды - заставить людей поверить
в истинность господствующей доктрины
и в справедливость ее лозунгов и целей.
Через средства массовой информации тоталитарные
режимы осуществляют распространение
и внедрение различного рода политических
мифов и стереотипов. Наиболее типичными
при этом являются следующие два. Во-первых,
миф о явном превосходстве данной общественной
системы над всеми другими прошлыми и
настоящими общественными системами как
в экономическом и социальном, так и в
политическом и духовном отношениях. И,
во-вторых, миф о ее особом предназначении
в современном и будущем мире, состоящем
в том, чтобы установить идеальное общество
на земле.
12. Относительная поддержка
власти широкими массами населения.
Несмотря на абсолютную концентрацию
власти и отчуждение от нее
граждан, тоталитарный режим,
тем не менее, опирается на
достаточно массовую социальную
базу. Он устанавливается при
непосредственном участии значительной
части населения, позитивно ее воспринимается
и активно поддерживается. Достигается
это путем выдвижения привлекательной
общей цели, вытекающей из тоталитарной
идеологии. Восприняв цель, народ во многом
сам утверждает для себя тоталитарную
власть, образует с ней определенное единство
и признает ее легитимность. Тоталитарные
режимы, пока они у власти, и тоталитарные
вожди, пока они живы, имеют массовую поддержку
и опираются на нее до самого конца.
13. Значительная самоизоляция общества. Мессианский характер тоталитарной
идеологии, пронизывающий все сферы жизни,
создает в населении настроения некоей
исключительности, превосходства над
другими странами и народами. Режим всячески
ограждает население от международного
общения. Этим обуславливаются закрытость
тоталитарного общества, отсутствие у
него развитых связей с внешним миром.
К. Фридрих назвал эти
характеристики "синдромами тоталитаризма"
Только наличие всех этих признаков
позволяет, по его мнению, считать
ту или иную систему тоталитарной. Фридрих и Бжезинский
определяют тоталитарный режим как "автократию,
основанную на современной технологии
и массовой легитимизации”. Такие режимы,
в отличие от традиционных диктатур, ориентированы
на вовлечение масс в политику, поэтому
их называют "мобилизационными".