Понятие, структура и функции политических систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 16:07, контрольная работа

Описание работы

Всякое классовое общество политически оформлено, имеет механизм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального организма. Этот механизм именуется политической системой. политический система тоталитарный
Понятие политической системы является одним из основных в политологии. Его использование позволяет выделить политическую жизнь из остальной части жизни общества, которую можно считать "окружением" или "окружающей средой", и одновременно установить наличие некоторых связей между ними.

Содержание работы

Введение
Понятие, структура и функции политических систем
Типология политических систем
Изменения в политической системе России с середины 80-х годов
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 57.16 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

Введение

    1. Понятие, структура и функции политических систем
    2. Типология политических систем
    3. Изменения в политической системе России с середины   80-х годов

Заключение

Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Всякое классовое общество политически оформлено, имеет механизм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого  социального организма. Этот механизм именуется политической системой. политический система тоталитарный

Понятие политической системы  является одним из основных в политологии. Его использование позволяет  выделить политическую жизнь из остальной  части жизни общества, которую  можно считать "окружением" или "окружающей средой", и одновременно установить наличие некоторых связей между ними.

Политическая система  общества - целостная, упорядоченная  совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации  общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям  и установкам политического режима конкретного общества.

Политическая система  включает организацию политической власти, отношения между обществом  и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институционализацию  власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического  участия.

Глубокое обоснование  и широкое распространение понятие "политическая система" получило лишь в середине XX в., что порождено  логикой развития политической науки, приведшей к необходимости описания политической жизни с системных  позиций.

 

 

 

 

  1. Понятие, структура и функции политических систем.

 

Под политической системой понимается совокупность государственных, партийных и общественных органов  и организаций, участвующих в  политической жизни страны. Эта система  обеспечивает интеграцию всех элементов  общества и само его существование  как единого, управляемого политической властью организма. В зависимости от места и времени понятие "политическая система" имеет различное содержание, т. к. ее компоненты варьируются соответственно отношениям власти, типу политического режима (авторитаризм, демократия, диктатура), типу политической системы (президентская, парламентская).

Любая система, в том числе  и политическая, имеет следующие  характеристики:

- состоит из многих  частей;

- части составляют единое  целое;

- система имеет границы.

 

Политическая система  как одно из основополагающих понятий  социальной науки – плод современного этапа политического знания. Термин "политическая система" встречается  ещё в трудах Аристотеля. Однако он не осмысливался ни великим греком, ни теоретиками позднего времени  в категориальном плане, а обозначал  только отдельную сторону политической жизни. В "Политике" Аристотеля мы читаем: "... форма государственного устроения то же самое, что и политическая система, последняя же олицетворяется верховной властью в государстве".

В современной политической науке понятие "политическая система" разработано как категория, охватывающая все главные стороны и элементы организованной в рамках данного  общества политической деятельности и  политических отношений.

Индийский политолог П. Шаран, анализируя современные учения о  политических системах, отмечает важное преимущество самого понятия "политическая система", которое охватывает сферу  политической деятельности "всех лиц  и все институты, участвующие  в политическом процессе". Имеющиеся  в литературе определения подтверждают его мнение.

Политическую систему  можно определить как целостную  и динамичную совокупность однотипных, дополняющих друг друга ролей, отношений  и институтов власти, взаимодействующих  на основе единых норм и ценностей, задаваемых интересами доминирующих в  обществе социальных групп и позволяющих  последним реализовывать свои цели и намерения. Иными словами, политическая система есть качественная характеристика политических порядков, свидетельство  степени внутреннейупорядоченности, организованности и однотипности составляющих власть базовых элементов.

По своей сути политическая система характеризует глубинные, качественно определенные основания  организации публичной государственной  власти в масштабах общества, отображая  базовые предпосылки и факторы  воспроизводства отношений государства  и социума в целом.

Политическая система  существует в реальной стране или  группе стран, ее основа – определенное сообщество людей (национальное или  интернациональное).

Понятие политической системы  носит многоаспектный характер. Тем  и объясняется неоднозначность  подходов в его анализе. Так, если рассматривать систему в институциональном  плане, то ее можно свести к совокупности государственных и негосударственных  институтов и норм, в рамках которых  проходит политическая жизнь данного  общества. В другом варианте подчеркивается властный аспект политической системы, и ее определение связывается  главным образом с узаконением  государственного принуждения как  средства регуляции взаимоотношений  между людьми. В третьем – политическую систему рассматривают как систему  авторитарного (при помощи власти) распределения  ценностей в обществе. Каждый из названных подходов будет корректным при условии конкретного указания аспекта определения понятия.

Политическая система, поскольку  она является орудием осуществления  власти, а также выражения, защиты и реализации общих, обязательных для  большинства граждан, интересов, выступает  по отношению к другим системам общества доминирующим фактором.

Экономическая сфера, социальные структуры, культурологические факторы  и другие – все они опираются  на политическую систему, которая обеспечивает их организованность, легитимность, закрепляет именно данные структуры в качестве ведущих, господствующих в обществе. В этом смысле можно говорить о  первенстве политики по отношению к  другим системам общественного организма.

Политическая система, будучи доминирующей в качестве орудия власти, тем не менее зависит от общественной среды, определяется социально-экономической структурой общества, остается надстройкой по отношению к этой базисной структуре. Обусловленность политической системы социальной средой находит свое конкретное выражение в том, что ее носителями выступают определенные большие социальные группы, классы, слои. Политическая система – это организация больших социальных групп в сфере власти и управления.

Политической системе  свойственны общие черты социальных систем. Кроме того, ее характеризуют  специфические признаки, вытекающие из природы политики и власти. Эта  система, в отличие, скажем, от экономической, формируется в основном целенаправленно. В ее фундаменте заключена совокупность соответствующих идей, ценностей – идеология, отражающая социальные интересы больших социальных групп и определяющая облик системы. Образующие политическую систему институты, как уже говорилось, представляют собой опредмеченные политические идеи и проекты. Отсюда необходимость учитывать в анализе особую роль духовного фактора в отработке механизмов функционирования и модернизации системы.

 

Набор функций политической системы прямо связан с составляющими  ее элементами. В зависимости от выполняемых функций и ролей  можно вычленить следующие элементы:

1. Политическое сообщество  людей, включающее большие социальные  группы – несущие социальные  компоненты системы, правящие  элиты, группу государственных  служащих, различные слои избирательного  корпуса, военных и т.д., словом, всех тех, кто стоит у власти, стремится к ней, проявляет  только политическую активность  или же отчужден от политики  и власти.

2. Совокупность политических  институтов и организаций, составляющих  структуры системы: государство,  все ступени правления от высших  органов власти до местных,  политические партии, общественно-политические  и неполитические организации,  преследующие политические цели (объединения предпринимателей, группы  интересов и другие).

3. Нормативная подсистема: политические, правовые и моральные  нормы, традиции, обычаи и другие  регуляторы политического поведения  и деятельности.

4. Функциональная подсистема: методы политической деятельности.

5. Политическая культура  и коммуникативная подсистема (средства  информации).

К числу элементов политической системы относятся все институты  социальной жизни, группы людей, нормы, ценности, функции, роли, средства, с  помощью которых реализуется  политическая власть и осуществляется управление общественной жизнедеятельностью людей. В составе системы –  политические структуры и сообщество людей со свойственным ему образом  политической жизни стилем политической деятельности.

Политические институты  – один из основных элементов политической системы. Каждый социальный институт занимает определенное место в политической системе. Характер институтов и их взаимодействие обусловлены свойствами системы  как целого. Скажем, функции политической партии в нынешних западноевропейских странах определяются типом существующих в этих странах политических структур. В зависимости от этого те или иные институты приобретают роль господствующих. Как, например, церковь в феодальном обществе или право в современном обществе. И, тем не менее, каждый конкретный институт несет в себе функции по принятию политических решений, контроль за изменениями системы и социальной среды и политической коммуникации.

Поскольку существование  и деятельность политических институтов связаны только с присущими им функциями, ролями и нормами, то они  приобретают относительную самостоятельность  в рамках системы. Таковы, например, свойства политических и идеологических аппаратов власти. Истории, в том  числе отечественной, известны случаи, когда аппараты возвышались над  государством, партиями и превращались в господствующую над ними бюрократическую  силу. Преждевременно говорить, что  такая тенденция сегодня искоренена в нашей стране. Демократические  вывески над новыми аппаратами еще  не означают коренного изменения  содержания их деятельности а взаимоотношения с государством и обществом.

Функции политических институтов выявляются и реализуются в их взаимосвязях. Последние подразделяются на вертикальные и горизонтальные. Первые означают следование одних институтов предписаниям других (скажем, местных  органов власти центральному правительству  страны). Централизация власти всегда основана на вертикальных связях. Вторые (горизонтальные связи) характеризуются  взаимодействием институтов как  равнозначных в политической системе, равноправных по своим властным функциям. Без них не осуществима децентрализация  власти и управления.

Ядро политической системы  – государство. Государство выступает  орудием политического господствa определенного класса (или классов) и управления обществом. Но это лишь одна из концепции современной политической науки. Причем не следует ее упрощать. К. Маркс, как известно, подчеркивал, "что государство в обществе с классово-антагонистической структурой решает задачи двоякого рода: "выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфические функции, вытекающее из противоположности между правительствами народными массами".

Государство – многофункциональный  институт. Это относительно самостоятельная  подсистема публичной власти и управления обществом, включающая совокупность иерархически взаимосвязанных и взаимодополняющих  институтов, структур. В их числе: институты  законодательной, исполнительной и  судебной властей, правовая система, государственная  администрация, органы представительной и исполнительной власти на региональных уровнях и, наконец, институты местного самоуправления.

Политическая система, являясь  организованной совокупностью взаимодействующих  политических субъектов, вся состоит  из политических действий и отношений. Поэтому ни то, ни другое не имеет  смысла рассматривать в качестве каких-то отдельных элементов системы. В единстве политические действия и  политические отношения образуют само содержание системы. Социальные институты  – это организованные формы функционирования политических отношений. Политические и правовые нормы опять-таки фиксируют  образцы взаимосвязей и взаимодействий политических субъектов. Таким образом, какой бы структурный элемент  системы мы ни взяли, во всех случаях  сталкиваемся с одной и той  же материей – политическими отношениями. И всюду их стержнем выступает  власть, борьба за власть или участие  в ней, отрицание существующей власти или обеспечение ее стабильного  функционирования.

Являясь самостоятельным  организмом, политическая система обладает своими возможностями, или условно  говоря, способностями. Американские политологи Д. Истон, Г. Алмонд называют четыре главные способности:

1) Регулирующая, касающаяся  управления поведением групп  и индивидов (ведение норм, действие  администрации и т.д.);

2) Экстракционная, связанная с добыванием необходимых для своего функционирования экономических и других ресурсов;

3) Дистрибутивная – способность  распределять и перераспределять  ресурсы, блага, услуги, знаки  отличия и прочее;

4) Реагирующая, связанная с необходимостью постоянно отвечать на требования социальной среды, адаптироваться к ее изменениям. П. Шарон вполне обоснованно добавляет еще пятую, не менее существенную, а возможно, самую важную способность: саморегуляции, характеризующую внутреннюю, обращенную на себя управляемость.

Информация о работе Понятие, структура и функции политических систем