Понятие, структура и функции политических систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 16:07, контрольная работа

Описание работы

Всякое классовое общество политически оформлено, имеет механизм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального организма. Этот механизм именуется политической системой. политический система тоталитарный
Понятие политической системы является одним из основных в политологии. Его использование позволяет выделить политическую жизнь из остальной части жизни общества, которую можно считать "окружением" или "окружающей средой", и одновременно установить наличие некоторых связей между ними.

Содержание работы

Введение
Понятие, структура и функции политических систем
Типология политических систем
Изменения в политической системе России с середины 80-х годов
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 57.16 Кб (Скачать файл)

В республиках СССР нарастала  национальная напряженность. Выдвигались  требования о признании государственного статуса национальных языков, возвращении  на историческую родину депортированных  народов, вывода российских войск с  территорий республик. С 1988 г. началась череда межнациональных вооруженных  столкновений.

Возникли проблемы и в  сфере экономики. Сокращались показатели прироста промышленности и сельскохозяйственного  производства, с 1991 г. быстро нарастали  инфляционные тенденции. Реформы предполагали расширить права предприятий  и трудовых коллективов, шире развернуть частную предпринимательскую инициативу.

В июне 1987 г. принят Закон  “О государственном предприятии” (распространенный на все предприятия  с 1989 г.), предусматривавший новые  начала хозрасчета и самофинансирования. Предприятия получали право самостоятельно планировать свою деятельность, устанавливать  прямые горизонтальные связи с другими  предприятиями, действовать на основе контрактов, заказов, экономических нормативов. Централизованные инвестиции и директивы плановых органов существенно сокращали свою сферу действия.

На практике государственные  монополии (госзаказ, ценообразование, снабжение, налогообложение находились в ведении центральных органов) ограничивали область коммерческой деятельности предприятий. Система  субсидий, получаемых предприятиями  в централизованном порядке, значительный дефицит и теневая экономика  также не позволяли наладить новую  систему ценообразования. Становление  рынка проходило с огромными  трудностями.

В ноябре 1986 г. и мае 1988 г. закон легализовал частную предпринимательскую  деятельность в ряде производственных и сервисных областей. Быстро стали  развиваться кооперативный сектор экономики и индивидуальная трудовая деятельность. Вместе с тем в легализованном частном секторе происходила  “отмывка” капиталов, “сколоченных”  в сфере “теневой экономики”.

Сложились четыре уровня цен (государственные, договорные, кооперативные, черного рынка), что также вело к усложнению экономической ситуации. Развитие частного предпринимательства  наталкивалось на организационные, финансовые, идеологические и психологические (неприятие) препятствия. Формирующаяся  рыночная экономика в значительной степени стала носить спекулятивный  характер, ориентируясь в своей работе на сиюминутную выгоду.

Расширение сферы частной  инициативы в аграрном секторе началось в 1988 г., когда введение арендных договоров  на землю (на срок до 50 лет) заложило основу для формирования фермерства. В новом  Положении о колхозах (1988) предусматривалось  установление размеров приусадебного  участка и поголовья скота  в личном хозяйстве на основе решений  коллектива каждого колхоза.

Однако арендное движение так и не получило широкого развития. Даже признанное право свободно приобретать землю при отсутствии развитой инфраструктуры и сельхозтехники у крестьян не изменило положения. Контроль местных властей за колхозами (выделение и определение размеров приусадебных участков, заключение договоров аренды и т.п.) также не способствовал быстрому росту фермерских хозяйств.

Курс “социалистического реформизма” в КПСС был взят в  самом начале перестроечного движения: из Политбюро удалялись консервативно  настроенные лидеры, и руководящий  орган пополнялся новыми людьми. Смена  составов происходила на каждом новом  этапе перестройки. Обновлялись  все руководящие партийные структуры.

Для эффективности преобразований было признано необходимым полностью  восстановить роль Советов как “органов социалистической власти”, роль, которую присвоили себе партийные органы. При этом руководящая роль партии должна сохраняться. Для легитимации этой роли были предприняты разные политические и организационные меры: альтернативные выборы и тайное голосование при выборах ответственных партийных работников.

В июне 1988 г. XIX партийная  конференция выдвинула идею конституционной  реформы, проект которой был принят Верховным Советом в октябре 1988 г. Была восстановлена (по образцу Конституции 1918 г.) двухуровневая система представительных органов: Съезд народных депутатов  и Верховный Совет, избранный  из депутатов съезда. Кроме того, учреждался пост Президента СССР, наделенного  широкими полномочиями. Часть народных депутатов избиралась в избирательных  округах по стране, часть — партией, профсоюзами и общественными  организациями. Президент избирался  съездом, а затем сам назначал премьер-министра.

В марте 1990 г. на пост Президента был избран Генеральный секретарь  ЦК КПСС М.С. Горбачев. Выборы народных депутатов (1989 и 1990 гг.) привели к  созданию парламентского органа нового типа (хотя они не были ни прямыми, ни равными), но легитимность президентской  власти не была полной (поскольку он избирался не народом, а опосредованно  парламентом).

XIX партийная конференция  отметила, что новое право должно  служить не государству, а обществу, и осудила административно-командный  метод руководства, подчеркнув  необходимость создать правовую  базу для проведения экономических  реформ и защиты прав граждан.

В 1988 — 1990 гг. в развитие этих положений принимался ряд законов  и указов: о праве граждан на судебное обжалование неправомерных  решений администрации; о государственной  безопасности; прессе и средствах  массовой информации; об общественных организациях; о въезде и выезде из СССР и др.

В декабре 1988 г. Верховный  Совет СССР внес изменения в Конституцию  СССР, в соответствии с которыми был образован Комитет конституционного надзора; через год II съезд народных депутатов СССР принял Закон “О конституционном надзоре в СССР”. На Комитет возлагались функции  контроля за соответствием издаваемых правовых актов действующей Конституции.

Сформировалась концепция  социалистического правового государства, в которой подчеркивались приоритет  права и принцип разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной). Эти преобразования предполагалось осуществлять в рамках общего реформационного  процесса.

Проблемы, которые намеревались решить реформаторы после 1985 г. (политический плюрализм, создание рыночной экономики), к 1990 г. не были решены.

В июле 1990 г. российское правительство  пыталось провести некоторые радикальные  меры в сфере экономики (освобождение цен, приватизация государственной  собственности), но не смогло этого  выполнить. В то же время был разработан проект нового Союзного договора, значительно  расширяющего права республик.

В апреле 1991 г. союзный Центр  и девять республик (за исключением  Прибалтийских, Грузии, Армении и  Молдавии) подписали документы, в  которых декларировались положения  нового союзного договора. Однако ситуация осложнялась начавшейся борьбой  между парламентами СССР и России, превратившейся в войну законов.

В начале апреля 1990 г. был  принят Закон “Об усилении ответственности  за посягательства на национальное равноправие  граждан и насильственное нарушение  единства, территории Союза ССР”, которым  устанавливалась уголовная ответственность  за публичные призывы к насильственному  свержению или изменению советского общественного и государственного строя.

Но почти одновременно с этим принят Закон “О порядке  решения вопросов, связанных с  выходом союзной республики из СССР”, регламентировавший порядок и процедуру  выхода из состава СССР посредством  референдума. Был открыт легальный  путь выхода из Союза.

В октябре 1990 г. во время обсуждения альтернативных проектов экономической  реформы Президент СССР поддержал  проект союзного Совета Министров против более радикального проекта, уже  одобренного российским парламентом. В ноябре Верховный Совет РСФСР  принял закон, гарантирующий экономические  основы суверенитета РСФСР (о природных  ресурсах).

Союзное правительство предприняло  ряд ответных мер: перемещения в  руководстве, призывы к «борьбе  с центробежными и националистическими  тенденциями». Съезд народных депутатов  СССР в декабре 1990 г. проголосовал за сохранение СССР.

Однако распад СССР уже  шел полным ходом. В октябре 1990 г. на съезде украинского Народного  фронта “Рух” была провозглашена  “борьба за независимость Украины”; парламент Грузии, в котором большинство  получили националисты из “Свободной Грузии”, принял программу “перехода  к суверенной Грузии”. В Прибалтике сохранялась политическая напряженность.

Политическая либерализация  привела к росту числа неформальных группировок, с 1988 г. включившихся в  политическую деятельность. Прообразами  будущих политических партий стали  союзы, ассоциации и народные фронты разных направлений (националистические, патриотические, либеральные, демократические  и т. п.). Возникали различные объединения  трудовых коллективов, Советы предприятий, стачечные комитеты, независимые профсоюзы.

В некоторых российских городах  были образованы народные фронты; весной 1988 г. сформировался Демократический  блок, в который вошли еврокоммунисты, социал-демократы, либеральные группировки. Осенью

1989 г. многие забастовочные  комитеты шахтеров преобразовались  в региональные союзы и летом  1990 г. объединились в Конфедерацию  труда. В Верховном Совете сформировалась  оппозиционная Межрегиональная  депутатская группа. В январе 1990 г. внутри КПСС сложилась оппозиционная демократическая платформа, члены которой стали выходить из партии. Летом 1990 г. в связи с образованием КП РСФСР начался массовый выход из партии ее рядовых членов.

В ноябре 1990 г. образовалась Республиканская партия, с марта 1990 г. стала формироваться Демократическая  партия, почти одновременно с ней  — Конституционно-демократическая  и Либерально-демократическая партии. Формирующиеся политические блоки  размежевались на два крыла: либерально-западническое (на крайнем фланге оказались Демократический  Союз и “Демократическая Россия”) и национально-патриотическое. В  центре оказались Социал-демократическая  партия, “технократические” и “экологические”  партии и группы.

Традиционные политические институты теряли свою власть, отдавая  ее этим новообразованиям. Монополия  КПСС на власть утрачивалась, с середины 1990 г. начался быстрый переход  к многопартийности. Эти процессы протекали на фоне “бархатной революции” в Чехословакии (1989), событий в  Румынии (1989), объединения Германии и исчезновения ГДР (1990), реформ в  Венгрии, Польше и Болгарии. Социалистический лагерь распадался.

В ноябре 1990 г. республикам  был предложен новый вариант  союзного договора, в котором вместо Союза Советских Социалистических Республик упоминался Союз Советских  Суверенных Республик. Но одновременно были подписаны двусторонние соглашения между Россией и Украиной, взаимно  признавшими суверенитет друг друга независимо от Центра, между Россией и Казахстаном. Создавалась параллельная модель союза республик.

В январе 1991 г. в Вильнюсе и Риге произошли столкновения с  участием военных, что привело к  еще большей поляризации там  политических сил. Союзное правительство  в ряде крупных городов (например, в Москве) ввело (под предлогом  усиления борьбы с преступностью) военно-милицейское  патрулирование улиц.

В январе 1991 г. проводится денежная реформа, направленная на борьбу с «теневой экономикой», но вызвавшая дополнительное напряжение в обществе.

В марте 1991 г. в РСФСР сформировалась республиканская налоговая служба, возглавляемая Главной государственной  налоговой инспекцией при Министерстве финансов РСФСР и опирающаяся  на разветвленную сеть местных налоговых  инспекций. Ее органы работали во взаимодействии с органами власти и управления административно-территориальных  и национально государственных  образований, входящих в состав РСФСР.

В феврале 1991 г. на референдуме  в Литве большая часть населения  проголосовала за “независимую и  демократическую республику”. Тогда  же в Москве, Ленинграде и других крупных городах прошли демонстрации и контрдемонстрации. Пленум ЦК КПСС осудил «антикоммунистическую истерию, разжигаемую врагами перестройки», председатель Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцин потребовал ухода в отставку Президента СССР и роспуска Верховного Совета СССР.

На март был назначен референдум по вопросу сохранения СССР (противники Союза подвергли его легитимность сомнению, призывая к передаче власти Совету Федерации, состоящему из первых лиц республик). Большинство голосовавших высказались за сохранение СССР.

В начале марта шахтеры  Донбасса, Кузбасса и Воркуты начали забастовку, требуя отставки Президента СССР, роспуска Верховного Совета СССР, многопартийности, национализации имущества  КПСС. Официальные власти не могли  остановить начавшийся процесс.

Референдум 17 марта 1991 г. подтвердил политический раскол общества, а вскоре проведенное резкое повышение цен  усилило социальную напряженность  и пополнило ряды бастующих. Одной  из мер приостановки забастовок стала  передача предприятий в республиканскую  юрисдикцию и прекращение перечисления их прибылей в союзный бюджет. В  июне 1991 г. проходили выборы Президента РСФСР. Был избран Б.Н. Ельцин.

Продолжалось обсуждение проектов нового Союзного договора: одни участники совещания в Ново-Огареве  настаивали на конфедеративных принципах, другие — на федеративных. Предполагалось подписать договор в июле — августе 1991 г.

В ходе переговоров республикам  удалось отстоять многие свои требования: русский язык перестал быть государственным, главы республиканских правительств участвовали в работе союзного кабинета министров с правом решающего  голоса, предприятия военно-промышленного  комплекса переходили в совместное ведение Союза и республик.

Информация о работе Понятие, структура и функции политических систем