Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 16:07, контрольная работа
Всякое классовое общество политически оформлено, имеет механизм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального организма. Этот механизм именуется политической системой. политический система тоталитарный
Понятие политической системы является одним из основных в политологии. Его использование позволяет выделить политическую жизнь из остальной части жизни общества, которую можно считать "окружением" или "окружающей средой", и одновременно установить наличие некоторых связей между ними.
Введение
Понятие, структура и функции политических систем
Типология политических систем
Изменения в политической системе России с середины 80-х годов
Заключение
Список использованной литературы
В республиках СССР нарастала национальная напряженность. Выдвигались требования о признании государственного статуса национальных языков, возвращении на историческую родину депортированных народов, вывода российских войск с территорий республик. С 1988 г. началась череда межнациональных вооруженных столкновений.
Возникли проблемы и в
сфере экономики. Сокращались показатели
прироста промышленности и сельскохозяйственного
производства, с 1991 г. быстро нарастали
инфляционные тенденции. Реформы предполагали
расширить права предприятий
и трудовых коллективов, шире развернуть
частную предпринимательскую
В июне 1987 г. принят Закон “О государственном предприятии” (распространенный на все предприятия с 1989 г.), предусматривавший новые начала хозрасчета и самофинансирования. Предприятия получали право самостоятельно планировать свою деятельность, устанавливать прямые горизонтальные связи с другими предприятиями, действовать на основе контрактов, заказов, экономических нормативов. Централизованные инвестиции и директивы плановых органов существенно сокращали свою сферу действия.
На практике государственные монополии (госзаказ, ценообразование, снабжение, налогообложение находились в ведении центральных органов) ограничивали область коммерческой деятельности предприятий. Система субсидий, получаемых предприятиями в централизованном порядке, значительный дефицит и теневая экономика также не позволяли наладить новую систему ценообразования. Становление рынка проходило с огромными трудностями.
В ноябре 1986 г. и мае 1988 г.
закон легализовал частную
Сложились четыре уровня цен (государственные, договорные, кооперативные, черного рынка), что также вело к усложнению экономической ситуации. Развитие частного предпринимательства наталкивалось на организационные, финансовые, идеологические и психологические (неприятие) препятствия. Формирующаяся рыночная экономика в значительной степени стала носить спекулятивный характер, ориентируясь в своей работе на сиюминутную выгоду.
Расширение сферы частной инициативы в аграрном секторе началось в 1988 г., когда введение арендных договоров на землю (на срок до 50 лет) заложило основу для формирования фермерства. В новом Положении о колхозах (1988) предусматривалось установление размеров приусадебного участка и поголовья скота в личном хозяйстве на основе решений коллектива каждого колхоза.
Однако арендное движение так и не получило широкого развития. Даже признанное право свободно приобретать землю при отсутствии развитой инфраструктуры и сельхозтехники у крестьян не изменило положения. Контроль местных властей за колхозами (выделение и определение размеров приусадебных участков, заключение договоров аренды и т.п.) также не способствовал быстрому росту фермерских хозяйств.
Курс “социалистического
реформизма” в КПСС был взят в
самом начале перестроечного движения:
из Политбюро удалялись
Для эффективности преобразований было признано необходимым полностью восстановить роль Советов как “органов социалистической власти”, роль, которую присвоили себе партийные органы. При этом руководящая роль партии должна сохраняться. Для легитимации этой роли были предприняты разные политические и организационные меры: альтернативные выборы и тайное голосование при выборах ответственных партийных работников.
В июне 1988 г. XIX партийная
конференция выдвинула идею конституционной
реформы, проект которой был принят
Верховным Советом в октябре 1988
г. Была восстановлена (по образцу Конституции
1918 г.) двухуровневая система
В марте 1990 г. на пост Президента был избран Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев. Выборы народных депутатов (1989 и 1990 гг.) привели к созданию парламентского органа нового типа (хотя они не были ни прямыми, ни равными), но легитимность президентской власти не была полной (поскольку он избирался не народом, а опосредованно парламентом).
XIX партийная конференция
отметила, что новое право должно
служить не государству, а
В 1988 — 1990 гг. в развитие этих положений принимался ряд законов и указов: о праве граждан на судебное обжалование неправомерных решений администрации; о государственной безопасности; прессе и средствах массовой информации; об общественных организациях; о въезде и выезде из СССР и др.
В декабре 1988 г. Верховный
Совет СССР внес изменения в Конституцию
СССР, в соответствии с которыми
был образован Комитет
Сформировалась концепция
социалистического правового
Проблемы, которые намеревались решить реформаторы после 1985 г. (политический плюрализм, создание рыночной экономики), к 1990 г. не были решены.
В июле 1990 г. российское правительство пыталось провести некоторые радикальные меры в сфере экономики (освобождение цен, приватизация государственной собственности), но не смогло этого выполнить. В то же время был разработан проект нового Союзного договора, значительно расширяющего права республик.
В апреле 1991 г. союзный Центр
и девять республик (за исключением
Прибалтийских, Грузии, Армении и
Молдавии) подписали документы, в
которых декларировались
В начале апреля 1990 г. был
принят Закон “Об усилении ответственности
за посягательства на национальное равноправие
граждан и насильственное нарушение
единства, территории Союза ССР”, которым
устанавливалась уголовная
Но почти одновременно с этим принят Закон “О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР”, регламентировавший порядок и процедуру выхода из состава СССР посредством референдума. Был открыт легальный путь выхода из Союза.
В октябре 1990 г. во время обсуждения альтернативных проектов экономической реформы Президент СССР поддержал проект союзного Совета Министров против более радикального проекта, уже одобренного российским парламентом. В ноябре Верховный Совет РСФСР принял закон, гарантирующий экономические основы суверенитета РСФСР (о природных ресурсах).
Союзное правительство предприняло
ряд ответных мер: перемещения в
руководстве, призывы к «борьбе
с центробежными и
Однако распад СССР уже шел полным ходом. В октябре 1990 г. на съезде украинского Народного фронта “Рух” была провозглашена “борьба за независимость Украины”; парламент Грузии, в котором большинство получили националисты из “Свободной Грузии”, принял программу “перехода к суверенной Грузии”. В Прибалтике сохранялась политическая напряженность.
Политическая либерализация
привела к росту числа
В некоторых российских городах
были образованы народные фронты; весной
1988 г. сформировался Демократический
блок, в который вошли
1989 г. многие забастовочные
комитеты шахтеров
В ноябре 1990 г. образовалась
Республиканская партия, с марта
1990 г. стала формироваться
Традиционные политические институты теряли свою власть, отдавая ее этим новообразованиям. Монополия КПСС на власть утрачивалась, с середины 1990 г. начался быстрый переход к многопартийности. Эти процессы протекали на фоне “бархатной революции” в Чехословакии (1989), событий в Румынии (1989), объединения Германии и исчезновения ГДР (1990), реформ в Венгрии, Польше и Болгарии. Социалистический лагерь распадался.
В ноябре 1990 г. республикам
был предложен новый вариант
союзного договора, в котором вместо
Союза Советских
В январе 1991 г. в Вильнюсе и Риге произошли столкновения с участием военных, что привело к еще большей поляризации там политических сил. Союзное правительство в ряде крупных городов (например, в Москве) ввело (под предлогом усиления борьбы с преступностью) военно-милицейское патрулирование улиц.
В январе 1991 г. проводится денежная реформа, направленная на борьбу с «теневой экономикой», но вызвавшая дополнительное напряжение в обществе.
В марте 1991 г. в РСФСР сформировалась
республиканская налоговая
В феврале 1991 г. на референдуме
в Литве большая часть
На март был назначен референдум
по вопросу сохранения СССР (противники
Союза подвергли его
В начале марта шахтеры Донбасса, Кузбасса и Воркуты начали забастовку, требуя отставки Президента СССР, роспуска Верховного Совета СССР, многопартийности, национализации имущества КПСС. Официальные власти не могли остановить начавшийся процесс.
Референдум 17 марта 1991 г. подтвердил политический раскол общества, а вскоре проведенное резкое повышение цен усилило социальную напряженность и пополнило ряды бастующих. Одной из мер приостановки забастовок стала передача предприятий в республиканскую юрисдикцию и прекращение перечисления их прибылей в союзный бюджет. В июне 1991 г. проходили выборы Президента РСФСР. Был избран Б.Н. Ельцин.
Продолжалось обсуждение
проектов нового Союзного договора: одни
участники совещания в Ново-
В ходе переговоров республикам
удалось отстоять многие свои требования:
русский язык перестал быть государственным,
главы республиканских
Информация о работе Понятие, структура и функции политических систем