Понятие тоталитаризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 18:35, реферат

Описание работы

Поэтому тоталитарный режим не есть — ни правовой, ни государственный режим. Созданный материалистами, он весь держится на животных и рабских механизмах «тела — души»; на угрожающих приказах рабо-надзирателей; на их, внушенных им сверху, произвольных распоряжениях. Это не государство, в котором есть граждане, законы и правительство; это социально-гипнотическая машина; это жуткое и невиданное в истории биологическое явление — общества, спаянного страхом, инстинктом и злодейством,— но не правом, не свободой, не духом, не гражданством и не государством.

Файлы: 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ.docx

— 48.73 Кб (Скачать файл)

Введение

Еще тридцать лет тому назад  никому и в голову не приходило  включать в науку права понятие  «тоталитарного» государства; не потому, чтобы идея такого государства никогда  не появлялась на горизонте историка (это было бы неверно!), а потому, что  такой режим казался невозможным  и никто его не злоумышлял. Если бы даже кто-нибудь «выдумал» его (срв. напр. проект Шигалева — Верховенского в «Бесах» Достоевского!), то все сказали бы: нет, на земле не найдется ни таких бессовестных и безумных людей, ни таких чудовищных государственных учреждений, ни таких технических орудий и приспособлений, чтобы осуществить эту всепроникающую, всенасилующую, всерастлевающую политическую машину. Но вот тоталитарный режим стал историческим и политическим фактом, и мы вынуждены с этим считаться: и люди нашлись, и учреждения развернулись, и техника явилась к услугам людей.

 Что же такое тоталитарный режим? Это есть политический строй, беспредельно расширивший свое вмешательство в жизнь граждан, включивший всю их деятельность в объем своего управления и принудительного регулирования. Слово «тотус» означает по-латыни «весь, целый». Тоталитарное государство есть всеобъемлющее государство. Оно отправляется от того, что самодеятельность граждан не нужна и вредна, а свобода граждан опасна и нетерпима. Имеется единый властный центр: он призван все знать, все предвидеть, все планировать, все предписывать. Обычное правосознание исходит от предпосылки: все незапрещенное — позволено; тоталитарный режим внушает совсем иное: все непредписанное - запрещено. Обычное государство говорит: у тебя есть сфера частного интереса, ты в ней свободен; тоталитарное государство заявляет: есть только государственный интерес и ты им связан. Обычное государство разрешает: думай сам, веруй свободно, строй свою внутреннюю жизнь, как хочешь; тоталитарное государство требует: думай предписанное, не веруй совсем, строй свою внутреннюю жизнь по указу. Иными словами: здесь управление — всеобъемлющее; человек всесторонне порабощен; свобода становится преступной и наказуемой.

 Отсюда явствует, что  сущность тоталитаризма состоит  не столько в особой форме  государственного устройства(демократической, республиканской или авторитарной), сколько в объеме управления: этот объем становится всеохватывающим. Однако, такое всеобъемлющее управление осуществимо только при проведении самой последовательной диктатуры, основанной на единстве власти, на единой исключительной партии, на монополии работодательства, на всепроникающем сыске, на взаимодоносительстве и на беспощадном терроре. Такая организация управления позволяет придать собственно государственной форме любой вид: советский, федеративный, избирательный, республиканский или иной. Важна не государственная форма, а организация управления, обеспечивающая всеохват; — до последнего закоулка городского подвала, деревенского чулана, личной души, научной лаборатории, композиторской фантазии, больницы, библиотеки, газеты, рыбачьей лодки и церковной исповедальни.

 Это означает, что тоталитарный  режим держится не основными  законами, а партийными указами,  распоряжениями и инструкциями. Поскольку законы вообще еще  имеются, они всецело подчинены  партийным инструкциям. Поскольку  государственные органы еще с  виду действуют, они слагают  только показную оболочку партийной  диктатуры. Поскольку «граждане»  еще существуют, они суть только  субъекты обязанностей (но не  прав, не полномочий!) и объекты  распоряжений; или иначе: индивидуальные  люди суть рабочие машины, носители  страха и симулянты сочувственной  лояльности. Это есть строй, в  котором нет субъектов права,  нет законов, нет правового  государства. Здесь правосознание  заменено психическими механизмами  — голода, страха, муки и унижения; а творческий труд — психофизическим  механизмом рабского надрывного  напряжения.

 Поэтому тоталитарный  режим не есть — ни правовой, ни государственный режим. Созданный  материалистами, он весь держится  на животных и рабских механизмах  «тела — души»; на угрожающих  приказах рабо-надзирателей; на их, внушенных им сверху, произвольных распоряжениях. Это не государство, в котором есть граждане, законы и правительство; это социально-гипнотическая машина; это жуткое и невиданное в истории биологическое явление — общества, спаянного страхом, инстинктом и злодейством,— но не правом, не свободой, не духом, не гражданством и не государством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие тоталитаризма

В современной отечественной  и зарубежной науке утвердилось  мнение, что термин «тоталитаризм» происходит от позднелатинских слов «totalitas» (полнота, цельность) и «totalis» (весь, полный, целый). Изучение различных научных литературных источников по возникновению и использованию политического понятия «тоталитаризм» позволяет считать, что этот термин был введен в оборот в 20-е годы XX века одним из ведущих идеологов итальянского фашизма Джованни Джентиле, занимавшем в правительстве Б. Муссолини должность министра просвещения. Философии Д. Джентиле было дано название «трансцендентного тоталитаризма», ее основная цель - преодоление границы между частной и общественной жизнью граждан. Первостепенной ролью государства в обществе, утверждал Д. Джентиле, является претворение в жизнь судьбы нации, оно должно обладать неограниченной властью над личностью и быть тоталитарным. Государство, как и бог, тоже «внутри человека, а не между людьми», поэтому никаких границ государственного вмешательства в частные вопросы граждан просто не может быть. Это и есть «настоящая демократия» в обществе, так как снимающая все эмпирические различия трансцендентальная субъективность воплощает всеобщность свободы.

После публичного выступления  главы итальянского государства  Б. Муссолини 22 июля 1925 года, в которой  он прославлял «тоталитарное государство» («stato totalitario»), провозглашая фашизм как государство- абсолют, по сравнению с которым индивиды и группы имеют относительное значение, термин «тоталитаризм» вошел в широкий политический лексикон. Если Б. Муссолини использовал данное понятие в позитивном плане, а создание «тоталитарного государства» рассматривал в качестве ближайшей цели своего правления, то тогда же этот термин приобрел отрицательный оттенок: критикуя политический режим «дуче», его противники - итальянские антифашисты - обличали «тоталитарную волю» и «тоталитарную идею».

Утверждение гитлеровского  правопорядка и фашистской идеологии  в Германии в первой половине 30-х  годов XX века существенно не усилило  распространение и использование  данного понятия, несмотря на то, что  идеология национал-социализма во многом перекликалась с идеологией итальянского фашизма. «В Германии, - пишет О.Я. Ярцева, - этот термин не привился: Гитлер не любил  заимствований и предпочитал  определять свой режим как авторитарный». Немецкий юрист и политический теоретик К. Шмидт в большей степени  обвинял Веймарскую республику в  неэффективном государственном  управлении, нежели обосновывал необходимость  построения тоталитарного государства - «totale staat». Нацистская идеология и пропаганда (в отличие от идеологии и пропаганды итальянских фашистов) стремилась подчеркнуть, прежде всего, важность и значимость партии, нежели государства, так как в гитлеровской доктрине расового империализма государство понималось лишь как средство достижения цели. Для обозначения тоталитаризма нацисты использовали специальный термин «Gleichshaltung» (унификация; от «gleich» - равный, одинаковый), означающий тотальное подчинение всего населения нацистским лидерам и приобщение его к господствующей в этом государстве идеологии.

С конца 20-х годов термин «тоталитаризм» начинает активно использоваться журналистами в средствах массовой информации Англии и США. Впервые  в 1929 году лондонская газета «Таймс»  попыталась возвести это слово в  ранг политического термина, характеризуя, таким образом, нацизм в Германии и социализм в Советском Союзе. Однако до второй мировой войны в  западной научной литературе и пропаганде это понятие, по свидетельству западных политологов, применялось к СССР крайне редко. В основном, английская и американская пресса 30-х годов  писала о тоталитаризме, как форме  государственного правления, в Италии и Германии, а во время второй мировой войны термин «тоталитаризм» был взят на вооружение антифашистской союзнической пропагандой.

Только после окончательной  победы над нацистской Германией  и ее союзниками западные политологи и политики стали говорить о Советском  Союзе как о тоталитарном государстве. «Весьма важным идейно-политическим стимулом для устранения прежних препятствий и широкого использования понятия «тоталитаризм» применительно не только к фашистским режимам, но и к сталинской власти в СССР, к режимам в других странах «реального социализма», - отмечает отечественный философ А.П. Бутенко, - стала развернувшаяся уже после 1945 года «холодная война», способствовавшая ... острому идеологическому противоборству «социализма» и «капитализма» с использованием любых «подручных средств».

Действительно, если в годы второй мировой войны совместная антифашистская борьба СССР и стран  западной демократии против Германии и ее союзников явилась серьезным  препятствием для научного анализа  политического режима в Советском  Союзе в качестве тоталитарного, для переноса основных негативных характеристик  своих военных противников (Германии и Италии) на режим своего успешно  воевавшего с фашизмом союзника - на СССР, то со второй половины 40-х - начала 50-х годов ситуация кардинальным образом изменилась: в общественном сознании на Западе и в США за Советским Союзом прочно закрепилось «клеймо» тоталитарного государства, а термин «тоталитаризм» стал рассматриваться как синоним советской общественно- политической системы.

Таким образом, с этого  момента понятие «тоталитаризм», по справедливому замечанию отечественного политолога О.И. Зазнаева, стало использоваться и, кстати, используется по сей день в трех аспектах:

1. Политико-идеологическом: Б. Муссолини ввел этот термин  в политических целях, подводя  под него идеологическую базу; после второй мировой войны  многие политические деятели  использовали это понятие для  обоснования своего политического  курса.

2. Эмоционально-оценочном: средства массовой информации и обыденное сознание пользуются этим термином для негативной оценки самых разных сторон жизни - общества в целом, режима, партий, политических и государственных лидеров, движений и так далее.

3. Научном: несмотря на неразборчивое и нечеткое употребление этого термина в средствах массовой информации, потребность в разработке концепции тоталитаризма возникла, поскольку необходимо было оценить (и сравнить) сталинизм и нацизм, нельзя было игнорировать понятие, ставшее популярным и прочно вошедшее в лексикон политиков, журналистов, простых людей.

Первым из числа западных политологов, кто попытался сформулировать научную дефиницию тоталитаризма, был, несомненно, З. Бжезинский. В соответствии с его определением, тоталитаризм - «это система, в которой технически передовыми инструментами политической власти безо всяких ограничений владеет  централизованное руководство элитного движения, целью которого является осуществление тоталитарной социальной революции, включающей изменение самих  людей, на основании произвольных идеологических допущений, пропагандируемых властями, в атмосфере насильственно поддерживаемого  единодушия всего населения».

Несколько ранее, в 1949 году, в статье «О тоталитарном режиме», отечественный  политический мыслитель И.А. Ильин  определил тоталитарный режим как  «государственный строй, беспредельно расширивший свое вмешательство  в жизнь граждан, включавший всю  их деятельность в объем своего управления и принудительного регулирования».

В целом, несмотря на предпринимавшиеся зарубежными исследователями после второй мировой войны эпизодические попытки дать общее, универсальное определение тоталитаризма, вопрос, - что же понимать под тоталитарным режимом? - так и остался открытым.

Ситуация, казалось бы, должна была измениться в 70-х - начале 80-х годов, когда появилось множество самых  различных определений тоталитаризма. Однако, к сожалению, этого не произошло. Большинство из них нельзя было даже назвать определениями в собственном смысле этого слова. Это были скорее весьма пространные описания того, что скрывается за термином «тоталитаризм».

Среди современных исследователей также нет единого мнения относительно того, что же все-таки понимать под  тоталитаризмом.

В целом, несмотря на свою более  чем полувековую историю, термин «тоталитаризм» продолжает оставаться одним из наиболее спорных в науке  понятий как у нас в стране, так и за рубежом. Сегодня в  понятие «тоталитаризм» специалистами  различных отраслей знаний вкладывается разный смысл: для одних тоталитаризм - это синоним любых недемократических  действий (не только репрессивных) в  сфере государственного управления, для других это слово ассоциируется  с концлагерями и ГУЛАГом, одни называют тоталитаризмом всю нашу советскую  историю, другие ограничивают тоталитаризм рамками сталинизма. «Универсальная оборачиваемость термина «тоталитаризм» на рынке социальных идей приводит к инфляции его теоретического содержания, - пишет В.В. Скоробогацкий. - С его помощью пытаются объяснить все и вся и попадают в ловушку новой, антитоталитарной по субъективной направленности, но столь же тоталитарной по существу мифологии».

Есть авторы, которые вообще отрицают факт существования тоталитаризма  как объективной категории, считая его лишь результатом теоретических  измышлений. Так, например, профессор  Нью-Йоркского университета А. Янов в своем выступлении в Академии общественных наук при ЦК КПСС в  ноябре 1990 года, обращаясь к представителям молодой отечественной политологии, заявил следующее: «Никакого тоталитаризма  как уникальной, беспрецедентной  политической организации не было. С легкой руки З. Бжезинского (а он не упоминает этого термина давным-давно) понятие «тоталитаризм» пошло гулять по научной литературе, оно дезориентировало советологию, сократило до минимума ее прогностические возможности. До такой степени, что ваша перестройка явилась для нее громом среди ясного неба. ... Тоталитаризма не существует - это теоретическая фикция, беспомощная попытка заполнить теоретический вакуум, который люди не знают как объяснить…

Информация о работе Понятие тоталитаризма