Понятие тоталитаризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 18:35, реферат

Описание работы

Поэтому тоталитарный режим не есть — ни правовой, ни государственный режим. Созданный материалистами, он весь держится на животных и рабских механизмах «тела — души»; на угрожающих приказах рабо-надзирателей; на их, внушенных им сверху, произвольных распоряжениях. Это не государство, в котором есть граждане, законы и правительство; это социально-гипнотическая машина; это жуткое и невиданное в истории биологическое явление — общества, спаянного страхом, инстинктом и злодейством,— но не правом, не свободой, не духом, не гражданством и не государством.

Файлы: 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ.docx

— 48.73 Кб (Скачать файл)

Тоталитаризм имеет для  социально отчужденной, одинокой личности психологическую привлекательность. Он дает надежду с помощью новой  веры и организации утвердить  себя в чем-то «вечном», несравненно  более значительном во времени и  пространстве, чем отдельный индивид, -- в классе, нации, государстве, партии и т.п. С помощью приобщения к сакрализированной, всемогущей Власти человек преодолевает одиночество и получает социальную защиту.

Кроме того, тоталитаризм соблазняет многих людей возможностью дать выход  своим агрессивным, разрушительным инстинктам, преодолеть комплекс собственной  неполноценности и возвыситься  над окружающими с помощью  принадлежности к избранной социальной (национальной, расовой) группе или  партии.

Психологическая неудовлетворенность  существующим строем, а также привлекательность  тоталитаризма резко возрастают в периоды острых социально-экономических  кризисов, вливающих свежую кровь  и новую энергию в тоталитарные движения. Кризис резко усиливает  бедствия и недовольство населения, ускоряет созревание необходимых для  тоталитаризма социальных предпосылок -- появления значительных по численности и влиянию социальных слоев, непосредственно участвующих в тоталитарной революции или поддерживающих ее. Это достигается в первую очередь через резко усиливающиеся в кризисные времена маргинализацию и люмпенизацию общества. Наиболее решительными сторонниками тоталитаризма выступают маргинальные группы -- промежуточные слои, не имеющие устойчивого положения в социальной структуре, стабильной среды обитания, утратившие культурную и социально-этническую идентификацию.

Маргиналы обычно нигилистически настроены по отношению к прошлому, не дорожат им и склонны к различным политическим авантюрам. Они больше, чем кто-либо, связывают свои надежды с идеологическими утопиями. Как обнаружили американский социолог Р. Парк и другие исследователи, маргиналы выделяются такими психологическими качествами, как беспокойство, агрессивность, честолюбие, повышенная чувствительность, стесненность, эгоцентричность.

С помощью социальной демагогии  тоталитарные движения могут использовать в своих целях недовольство различных  слоев. Так, в России большевики, руководство  которых состояло в основном из социальных и этнических маргиналов, мастерски  использовали требования крестьян о  безвозмездной раздаче помещичьих земель, чтобы впоследствии отнять у них всю землю, а также массовое недовольство солдат и всего населения разрушительной войной.

В Германии социальной опорой национал-социалистического тоталитаризма  стал новый «промежуточный класс» -- многочисленные конторские служащие, машинистки, учителя, торговцы, администраторы, мелкие чиновники, небогатые представители свободных профессий и т.п., положение которых значительно ухудшилось по сравнению с привилегированным положением промышленных рабочих, защищенных сильными профсоюзами и государственными законами.

Итак, общие предпосылки  тоталитаризма достаточно разнообразны. Это -- индустриальная стадия развития; нарастание рациональности и организованности в жизни общества; появление монополий и их срастание с государством (с этой точки зрения тоталитаризм -- всеобщая государственная монополия); этатизация общества, особенно усиливающаяся во время войн; массовое коллективистско-механистическое мировоззрение; эмоциональная уверенность в возможности быстро улучшить жизнь с помощью рациональных общественных преобразований; психологическая неудовлетворенность социальным отчуждением личности, ее беззащитность и одиночество; острый социально-экономический кризис, резко усиливающий беды и недовольство населения; появление многочисленных маргинальных слоев.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Разновидности тоталитарного режима

В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал- социализм.

Коммунизм (социализм) в большей степени, чем другие разновидности тоталитаризма, выражает основные черты этого строя, поскольку предполагает абсолютную власть государства, полное устранение частной собственности и, следовательно, всякой автономии личности. Несмотря на преимущественно тоталитарные формы политической организации, социалистической системе присущи и гуманные политические цели. Так, например, в СССР резко повысился уровень образования народа, ему стали доступны достижения науки и культуры, была обеспечена социальная защищенность населения, развивалась экономика, космическая и военная промышленность и т.д., резко сократился уровень преступности. К тому же на протяжении десятилетий система почти не прибегала к массовым репрессиям.

Фашизм – правоэкстремистское политическое движение, возникшее в обстановке революционных процессов, охвативших страны Западной Европы после Первой мировой войны и победы революции в России. Впервые он был установлен в Италии в 1922 г. Итальянский фашизм стремился к возрождению величия Римской империи, к установлению порядка, твердой государственной власти. Фашизм претендует на восстановление или очищение «народной души», обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической почве. К концу 1930-х годов фашистские режимы утвердились в Италии, Германии, Португалии, Испании и ряде стран Восточной и Центральной Европы. При всех своих национальных особенностях фашизм везде был одинаков: он выражал интересы наиболее реакционных кругов капиталистического общества, оказывавших фашистским движениям финансовую и политическую поддержку, стремящихся использовать их для подавления революционных выступлений трудящихся масс, сохранения существующего строя и осуществления своих имперских амбиций на международной арене.

Третья разновидность  тоталитаризма – национал-социализм. Как реальный политический и общественный строй он возник в Германии в 1933 г. Его цель – мировое господство арийской расы, а социальное предпочтение – германская нация. Если в коммунистических системах агрессивность направлена прежде всего против собственных граждан (классового врага), то в национал-социализме – против других народов.

И все же тоталитаризм –  исторически обреченный строй. Это  общество-самоед, не способное к  эффективному созиданию, рачительному, инициативному хозяйствованию и  существующее главным образом за счет богатых природных ресурсов, эксплуатации, ограничения потребления  для большинства населения. Тоталитаризм – закрытое общество, не приспособленное  к качественному обновлению, учету  новых требований непрерывно изменяющегося  мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Как свидетельствует исторический опыт, реальная политическая власть в  стране может отличаться от провозглашенной  в конституции формы правления. Например, в США и в бывшем СССР форма правления была одинаковой- республиканской, но реальная политическая власть- различной. Чтобы иметь точное представление о политической жизни той или иной страны, недостаточно знать только о провозглашенной в ней форме правления, необходимо еще выяснить, какой политический режим в ней господствует. В результате может получиться , что страна с монархической формой правления оказывается более демократичной, чем иная республика.

Политический режим представляет собой совокупность методов, приемов, средств осуществления политической власти. Он характеризует определенный политический климат, существующий в  той или иной стране в определенный период ее исторического развития. Е. Вятер писал: «Под политическим режимом я понимаю систему конституционных (законных) порядков и конкретное воплощение этой системы на практике».

В этом определении подчеркнуто  то обстоятельство, что конституционно закрепленные порядки не всегда могут  соответствовать конкретному их воплощению в политической жизни.

Изучением тоталитарных и  авторитарных политических режимов  занимались многие политологи. В более  или менее целостном виде теория политических режимов сложилась к 50-м годам нашего столетия.

Тоталитарные режимы способны эволюционировать. Так произошло  после 1953года в бывшем СССР, когда  политический режим стал эволюционировать от тоталитаризма к авторитаризму.

Переход к демократии, как  показывает опыт, наиболее вероятен в  условиях мирных перемен и происходит в трех формах.

Первая форма- реформа сверху. Так случается, когда стоящие у власти решают по своей воли воплотить программу демократических перемен. Например, в Бразилии группа генералов, захвативших в 1964г. власть, спустя некоторое время пошла на создание гражданского демократического правительства. Так же было и в Чили. Однако следует отметить, что реформы сверху- нечастое явление.

Вторая форма трансформации  тоталитарных и авторитарных режимов  связана со стремительным их крушением  и отказом от существующих режимов  в пользу демократии. В 1982г. аргентинские генералы захватили Мальвинске, (англичане называли их Фолклендскими) острова. Известно, что через короткое время английские ВВС полностью разгромили аргентинские силы. Это настолько дискредитировало аргентинских генералов, что они вынуждены были уйти в отставку и передать власть гражданскому правительству.

Можно привести и другого  рода примеры отказа от существующих тоталитарных и авторитарных режимов  в пользу демократии. Так было в связи с реформами, начатыми в СССР, Чехословакии, ГДР и других государствах Восточной Европы.

Третья форма трансформации - постепенное поведение реформ, основанное на согласовании действий сил, стоящих у власти, и оппозиции. Примером может быть трансформация  политического режима в Испании  после смерти Франко. Здесь совместные усилия правительства и короля Хуана  Карлоса положили начало длительному  пути прогрессивных преобразований в стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ануфриев Е.М., Лесная П.А. Российский менталитет как социально-политический феномен // Социально-политический журнал. 2007. №3-7.
  2. Вятр Е. Социология политических отношений. – М., 2008.
  3. Иванов В.Н., Назаров М.М. Политическая ментальность: опыт и перспективы исследования // Социально-политический журнал. 2008. №2.
  4. Основы политической науки. Учебное пособие для высших учебных заведений. Ч.2. – М., 2005.
  5. Политический процесс: основные аспекты и способы анализа: Сборник учебных материалов / Под ред. Мелешкиной Е.Ю. – М., 2001.
  6. Политология для юристов: Курс лекций. / Под ред Н.И.Матузова и А.В.Малько. – М., 2007.
  7. Политология. Курс лекций. / Под ред. М.Н.Марченко. – М., 2006.
  8. Политология. Учебник для вузов / Под ред М.А.Василика. – М., 2004.
  9. Политология. Энциклопедический словарь. - М., 2003.
  10. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. – М., 2007.
  11. Чудинова И.М. Политические мифы // Социально-политический журнал. 2006. №6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Понятие тоталитаризма