Правомерное поведение и правонарушение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 00:07, реферат

Описание работы

Право - важное средство регламентации, развития и охраны общественных отношений. Но сами эти отношения есть продукт жизнедеятельности людей, их поведения в обществе. Следовательно, регулировать общественные отношения право может, лишь воздействуя на поведение конкретных людей, отдельных личностей, из действий которых слагаются эти отношения. Можно сказать, что право - один из важнейших инструментов управления поведением людей, которое и выступает непосредственным объектом правового регулирования. В юридической литературе нет единого подхода к определению понятия права. Еще римские юристы обращали внимание на то, что право не исчерпывается одним каким-либо признаком или значением. Советский и пост советский период характерен тем, что определение понятия права строится либо на категоричном признании классового характера права, либо отрицании классового характера.

Содержание работы

Введение……………………………………..…………………..………………2

Правомерное поведение и правонарушение
1) Понятие и виды правомерного поведения………………..3
2) Понятие и виды правонарушений………………………………4
Виды правомерного поведения………...…………………………..7
1) Маргинальное поведение…………………..………………………8
2) Конформистское поведение……………….………………………9

3) Привычное поведение………………… …….……………..........10

4) Социально- активное поведение………………………..……...11

Роль правомерного поведения……………….………...............12

Заключение……………….…………………..………………………………….13

Список литературы…………….…………………………………………….14

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 37.82 Кб (Скачать файл)

 

Социально-активное поведение

 

Социально-правовая активность личности представляет собой наиболее высокий уровень правомерного поведения, проявляющийся в общественно  полезной, одобряемой государством и  обществом деятельности в правовой сфере. Это, прежде всего инициативное поведение, которое может стать  и нередко становится существенным фактором изменений в самой правовой системе. Социально-правовая активность определяется развитым правосознанием, глубокой правовой убежденностью, сознательно  принятой на себя готовностью использовать предоставленные правом возможности, творчески руководствоваться ими  в своем повседневном поведении.

Такое поведение включает в себя следующие обобщающие компоненты:

а) активность в деятельности добровольных формирований (партий, массовых движений, союзов и организаций, добровольных обществ, фондов, ассоциаций и других общественных объединений), возникших на основе общности интересов социальных групп, идейного и группового выбора личности. Эта активность ставит целью воздействовать на поддержку, функционирование или изменение государственно-правовых структур, осуществление реформ, защиту гражданских, политических, социальных и культурных прав и свобод граждан, их участие в управлении государственными и общественными делами;

б) активность в государственно-организованных формах деятельности в сфере правотворчества и правореализации (участие в обсуждении и принятии законопроектов, иных общегосударственных и общественно значимых решений; участие в выборах представительных органов власти и контроле за деятельностью депутатов всех уровней; участие в реализации правовых установлении и охране правопорядка);

в) активность в создании и деятельности альтернативных или параллельных общественных и общественно-государственных структур (комитеты или советы общественного самоуправления по месту жительства; экспертные общественные советы, временные проблемные комиссии, региональные и местные фонды — по градостроительству окружающей среде, охране памятников и др.; группы самопомощи и обеспечения порядка, правозащитные ассоциации, группы "общественного давления" и т.п.);

г) самодеятельную активность личности в сфере права (голосование определенным образом во время выборов и референдумов; инициативные предложения по политико-правовым вопросам, направляемые в государственные органы и средства массовой информации; самостоятельное противодействие нарушениям законности и общественной морали и т.п.).

 

 

 

 

 

Роль правомерного поведения.

 

Одна из важнейших особенностей правомерного поведения заключается  в том, что оно является общественно  необходимым и общественно полезным поведением. Оно создает основу стабильности и организованности общества, формирует  предпосылки для его развития и совершенствования. Правомерное  поведение способствует укреплению законности и конституционности.

Однако если любое правомерное  поведение является общественно  необходимым и полезным, то это  вовсе не означает, что любое общественно  необходимое и полезное деяние автоматически  считается правомерным. Правомерным  может считаться лишь то общественно  полезное и необходимое деяние, которое  связано с осуществлением вытекающих из содержания норм права субъективных прав и юридических обязанностей.

Все другие общественно полезные и общественно необходимые деяния, не урегулированные правовыми нормами, не могут рассматриваться в качестве правомерных. Они могут оцениваться  лишь под углом зрения их соотношения  с нормами морали, религиозными нормами, содержащимися в актах партийных  органов и общественных организаций, обычаями и др.

Не могут подвергаться правовой оценке на предмет установления правомерности или неправомерности  поведения также деяния лиц, обладающих правоспособностью, но не имеющих дееспособности. Деяния несовершеннолетних лиц или  невменяемых, несмотря на то, что они  урегулированы нормами права, не будут иметь юридических последствий  в силу указанных причин.

Исключение составляют деяния несовершеннолетних, оговоренные в  законе. Так, согласно ст.28 ( п.2 ) Гражданского кодекса Российской Федерации, малолетние в возрасте от 6 до 14 лет вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки; направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации; сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

В данном случае действия несовершеннолетних в области гражданско-правовых отношений  следует рассматривать с точки  зрения их соответствия или несоответствия правовым велениям, на предмет определения  их правомерности или неправомерности. Однако в случае неправомерности  действий несовершеннолетних, причинивших  ущерб другому лицу, имущественная  ответственность по сделкам лежит  на их родителях, опекунах или усыновителях.

Исключение, согласно российскому  законодательству, составляют также  некоторые действия лиц, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками  или наркотическими средствами. О  правовой оценке их самостоятельного поведения можно говорить лишь применительно  к совершению ими мелких бытовых  сделок, которые им разрешается заключать  в соответствии с законом ( ст. 30 ГК РФ ) . Только об этих деяниях можно говорить как о правомерных или неправомерных , но не о каких-либо иных.

Социальная ценность правомерного поведения проявляется и в  том, что оно составляет органическую часть цивилизованного поведения. Цивилизованность – общепринятое понятие, включающее в себя многие внешние  проявления культуры человека и общества. Цивилизованное правомерное поведение  – это следование субъекта права  нормативным требованиям на основе убежденности в нравственно-этическом  приоритете общечеловеческих догм – не укради, не убий, не обмани. Его содержание зависит и от того, в какой мере человек следует существующим писаным и не писаным правилам, насколько является активным носителем понимания гражданских обязанностей, разделяет и подчеркивает общественные представления о добре и зле, справедливости и долге.

 

Заключение

Обобщая вышеизложенное, следует  отметить, что и правомерное поведение  и правонарушение - правовые категории, которые широко освещаются в научной  литературе. Однако необходимо заметить, что правомерному поведению уделяется  внимания недостаточно, хотя роль правомерного поведения в обществе чрезвычайно  высока. Именно правомерное поведение  способствует упорядочению общественных отношений, необходимых для нормального  функционирования и развития общества, обеспечивается правопорядок. Будет  неправильно говорить, что социальная роль правомерного поведения сводится к удовлетворению общественных нужд. Не следует забывать об интересах  самих субъектов правовых действий. Неправильно также считать, что, говоря о правомерном поведении, мы имеем ввиду конкретного гражданина или коллектив. Это относится  и к обществу и к государству - и то и другое должны поощрять и  стимулировать правомерное поведение, пресекать деяния субъектов, препятствующих совершению правомерных действий.

Что касается правонарушений, то взятые в совокупности на определенном отрезке времени в конкретной стране, они отличаются значительным разнообразием, как по степени общественной опасности, так и по психологическим, социальным и юридическим признака. Но, однако, они имеют, общи черты  в происхождении, причинах и дальнейшей исторической судьбе. Это дает возможность  изучать не только отдельные виды правонарушений, но и всю их совокупность.

В российской науке, изучающей  правовые явления в социально - историческом аспекте подчеркивается, что “преступность - это относительно массовое, исторически  измененное, социальное, имеющее уголовно-правовой характер явление общества, слагающееся  из всей совокупности преступлений, совершаемых  в соответствующем государстве  в определенный период времени”.1

В своей принципиальной основе это положение относится и  к другим видам правонарушений.

Социальная характеристика правонарушений содержит, по крайней  мере, четыре существенных момента. Во-первых, это историческое происхождение, во-вторых, социальная природа правонарушений проявляется в конкретном содержании этих элементов, на которых образованы правонарушения. В-третьих, социальная природа правонарушений проявляется  в том уроне, который они наносят  интересам общества. В-четвертых, “структура и динамика правонарушений испытывают существенные изменения в зависимости  от изменений, происходящих в условиях социальной жизни людей”.1

Юридическая ответственность, также как и правонарушение, исторична. Например, известные уголовному праву  виды наказаний и их эволюция прямо  связаны с особенностями различных  этапов социальной истории.

По прогнозам специалистов в России в 1999 году намечается рост преступности на 20...25%. Это доказывает ошибочность суждений Самощенко И.С. о том, что мы идем “по пути отмирания юридической ответственности”, но, несомненно, следует тут же согласиться с тем, что необходимо идти по пути “дальнейшего обогащения моральной и общественной ответственности”. Несомненно, следует отказаться от использования юридической ответственности за незначительные правонарушения, что облегчит деятельность судебных органов.

И социальная значимость правомерного поведения и правонарушения и  их юридическое закрепление различны. Для нормального развития общества необходима не только высокая правовая культура личности - “это знание и понимание  права, действия в соответствии с  ним”,2 а также и гарантированность осуществления своих прав и свобод со стороны государства. Без взаимной ответственности личности и государства невозможно избежать противоречий, невозможно построение правового государства.

Конституция Российской Федерации, ее статьи являются основным гарантом осуществления прав и свобод. Статья вторая Конституции Российской Федерации1 говорит о том, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Это означает, что человек является самым важным элементом всего государства и общества, а все действия государства и права должны быть направлены на обеспечение его достойного существования. Тем не менее, в нашем государстве нередки случаи, когда гражданам создаются не равные условия для осуществления своих прав. Статья 43 Конституции РФ закрепляет право каждого на образование. В этой же статье Конституции РФ, в части 5 закреплено “Российская Федерация устанавливает федеральные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования”.2 В связи с этим возникает вопрос. Насколько правомерно решение Конституционного Суда РФ, призванного от имени государства осуществлять правосудие, который не разрешил отсрочку от призыва в Вооруженные Силы студентов различных форм образования, официально признанных государством, имеющим лицензию государства, оставив только такое право студентам, обучающимся в учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию. Такое решение не будет способствовать дальнейшему повышению уровня правовой культуры, правосознанию.

В современном демократическом  государстве человек, с его правами  и свободами, является высшей ценностью  государства, и потому оно ответственно перед гражданином за создание условий  для свободного и достойного развития личности. 

Список литературы

 

1 Алексеев С.С. Государство  и право: Начальный курс. М.:Юр. Лит-ра,1996 С.101-102

2 Венгеров А.Б ТГП Ч2  Теория права М,1996 Гл 23 С.241-244

3 Дмитрук В.Н. Теория государства  и права./ Учебное пособие, -Мн.: Амосфея, 1998. С.124

4 Жеругов Р.Т ТГП М,1995 С.225-247

5КудрявцевВ.Правовое поведение  и патология. М,

6Клименко С.В Основы государства  и права Пособие для поступающих  в вузы М,2004

7 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т.1. С.14-15.

8Малько А.В. Теория  государства и права в вопросах  и ответах. - М.,1997

9Марченко М.Н ТГП Учебное  пособие М,2002

 
10 Общая теория права и государства. /Под ред. В.В. Лазарева. - М., 1997.

11 Оксамытный В.В Правомерное поведение личности. Киев 1985С.22

12 Спиридонов Л. И. Теория государства  и права. - М., 1996.

13 Теория государства и права. /Под ред. В.М. Карельского, В.Д.  Перевалова. - М., 1997.

14 Теория государства и права. /Под ред. М.Н. Марченко. - М.,1996.

15 Теория государства и права. Учебник / Под ред. доктора юр. наук, профессора В.К. Бабаева. -М. Юристъ. 2003.

17Уголовный кодекс РФ

18 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М., 1996.


Информация о работе Правомерное поведение и правонарушение