Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 21:15, курсовая работа
Правовое государство - государство, чья властная деятельность и взаимоотношения с гражданами основываются на праве. Данная идея встречается уже у выдающихся мыслителей античного общества. Она тесно связана с представлениями о государстве как организации (объединении) свободных людей в целях возможно лучшего существования, обеспечения справедливости (Аристотель, Цицерон), как продукте соглашения (договора) между людьми для достижения общей пользы и создания охраняющих ее законов (Эпикур), что является актуальность настоящей работы.
Введение………………………………………………………………………….3
1.Возникновение и развитие теории правового государства. Основные принципы (стандарты) правового государства. Права и свободы человека как основная ценность правового государства……………………………………..4
1.1 Возникновение и развитие теории правового государства………………..4
1.2. Основные принципы (стандарты) правового государства. Права и свободы человека как основная ценность правового государства……………7
2. Разделение властей в правовом государстве. Законодательная, исполнительная и судебная ветви власти. Приоритет права. Правосудие и законность в правовом государстве……………………………………………13
2.1. Разделение властей в правовом государстве. Законодательная, исполнительная и судебная ветви власти……………………………………………………………………………..13
2.2. Приоритет права. Правосудие и законность в правовом государстве…..15
3. Модели правового государства. Формирование правового государства в России…………………………………………………………………………….19
3.1. Модели правового государства в России………………………………….19
3.2. Формирование правового государства в России…………………………………………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………………23
1.1 Возникновение и развитие теории правового государства………………..4
1.2. Основные принципы (стандарты)
правового государства. Права
и свободы человека как
2. Разделение властей
в правовом государстве.
2.1. Разделение властей в правовом
государстве. Законодательная, исполнительная
и судебная ветви власти………………………………………………………………
2.2. Приоритет
права. Правосудие и
3. Модели правового
государства. Формирование
3.1. Модели правового
государства в России…………………………
3.2. Формирование правового государства
в России………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Правовое государство - государство, чья властная деятельность и взаимоотношения с гражданами основываются на праве. Данная идея встречается уже у выдающихся мыслителей античного общества. Она тесно связана с представлениями о государстве как организации (объединении) свободных людей в целях возможно лучшего существования, обеспечения справедливости (Аристотель, Цицерон), как продукте соглашения (договора) между людьми для достижения общей пользы и создания охраняющих ее законов (Эпикур), что является актуальность настоящей работы .
Объектом данного исследования является анализ темы «Правовое государство: цели, задачи».
При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.
Целью исследования является изучение темы «Правовое государство: цели, задачи».
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:
Теоретической основой данной работы послужили учебники и статьи отечественных ученых данной теме.
Правовой базой работы являются Законы РФ, Постановления и Указы Правительства РФ и другие нормативные документы.
На концептуально-
В дореволюционной России идея правового государства получила развитие в трудах ученых-юристов либерального направления - В.М. Гессена, М.М. Ковалевского, Н.М. Коркунова, С.А. Котляровского, П.И. Новгородцева, Б.Н. Чичерина и др. [1].
Так, согласно концепции Б. А. Кистяковского, суть правового государства заключается в том, что "весь народ, организованный как одно целое... правовая организация народа, обладающая во всей полноте, своею собственною, самостоятельною и первичною, т.е. ни от кого не заимствованною властью"[1., c. 65].
В России, как и в бывшем Советском Союзе, после Октябрьской революции, вплоть до начавшейся во второй половине 80-х гг. XX в. перестройки, идея правового государства распространения не получила. В условиях существовавшего в тот период тоталитарного режима у нее не было для популяризации никаких шансов. В советской юридической литературе теория правового государства критиковалась как буржуазная по своему характеру и за то, что будто бы напрямую выводила государство, его власть из права (Л.М. Каганович и др.).
К идее правового государства в СССР, которой с начала 60-х гг. предшествовала усиленно пропагандируемая теория общенародного государства и законности, вернулись в 80-е гг. прошлого века. Иначе говоря, идеи правовой государственности уже имели определенную исполнительную почву, ибо требования соблюдения законности, уважительного отношения к ней как принципу права во много созвучны с положениями теории правового государства [2].
В июне 1988 г. в Москве состоялась (после многодесятилетнего перерыва) Всесоюзная партийная конференция, которая открыла двери многим политическим реформам. В своей речи М.С. Горбачев поставил задачу построения социалистического правового государства. Безусловно, в условиях классовой экономики и доминирующей государственной собственности, воплотить идею правовой государственности, да еще на социалистической основе было невозможно. Но этот период в истории развития учения о правовом государстве не прошел даром. Впоследствии Конституция 1993 г. закрепила, что Российская Федерация - демократическое, федеративное, правовое государство, а человек, его права, свободы и интересы являются высшей ценностью (ст. 1, 2 и др.) [3].
В результате идея правового государства в России в короткий срок не только приобрела широкое признание как общечеловеческая ценность и получила законодательное закрепление как основа нынешнего конституционного строя России, но и широкое научное признание.
В обыденном сознании правовое государство принято воспринимать как государство, власть которого основана на праве, им ограничивается и через него реализуется. Такое представление верно по сути, но недостаточно для полного и глубокого понимания природы правового государства.
В идее правового государства, если ее рассматривать исторически, принято выделять два момента (две составляющие):
1. Выдвижение на первый план личности, ее прав и свобод, их гарантированности;
2. Ограничение
правом пределов
В правовом государстве
для личности создаются условия,
обусловливающие юридическую
Главная черта правового государства - это признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, а их защиту - важнейшей обязанностью государства.
Другая важная черта - установление
и тем самым ограничение
Во-вторых, такое ограничение предполагает официальное признание и закрепление тех сфер и блоков общественных отношений, вмешательство в которые со стороны государства либо вообще излишне (например, дела церкви, деятельность политических партий, профсоюзов, средств массовой информации), либо должно быть минимальным, причем строго
регламентированным правом (например, создание и деятельность адвокатуры, нотариальных палат).
Именно в ограничении правом пределов деятельности государства, в правовой регламентации механизма его полномочий, наряду с юридическим обеспечением оптимального развития и охраны прав и свобод личности, заключается смысл и сущность правового государства. Право в этом случае выступает и как барьер на пути возможного произвола со стороны государственной власти, ущемления прав личности и сползания к диктатуре, и как особая юридическая гарантия утверждения и охраны прав и свобод человека и гражданина.
Цель правового государства заключается в том, что весь процесс формирования и деятельности государства проходит в строгих правовых границах с учетом норм не только внутригосударственного, но и международного права; посредством права также регламентируются пределы государственной деятельности, порядок создания, полномочия и функционирование всех государственных органов; в наиболее полном обеспечении и защите прав и свобод личности. При всей загруженности государства и другими многочисленными делами именно в этом его главное призвание, высшее предназначение.
Содержание правового государства, его сущность раскрываются в его принципах (стандартах). Под ними понимаются основные идеи, исходные начала его функционирования.
Принцип взаимной ответственности государства и личности при приоритете в их взаимоотношениях прав и свобод человека и гражданина.
Впервые в России в ст. 2 Конституции РФ закреплено, что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства" [3]. По сути, Основной закон устанавливает приоритет личности, ее прав и свобод в системе социальных ценностей нынешнего Российского государства и его общества. Статья 19 Конституции РФ закрепила, что государство
Схема 7[5.]
┌─────────────────────────────
│Основные принципы (стандарты) правового │
│ государства │
└─────────────────────────────
┌─────────────────────────────
│ Принцип верховенства права ├◄──┤
└─────────────────────────────
┌─────────────────────────────
│ Принцип разделения государственной власти ├◄──┤
└─────────────────────────────
┌─────────────────────────────
│ Взаимная
ответственность государства и
│ личности при приоритете в их ├◄──┤
│ взаимоотношениях прав и свобод человека и │ │
│ гражданина │ │
└─────────────────────────────
┌─────────────────────────────
│ Легитимность государственной власти ├◄──┤
└─────────────────────────────
┌─────────────────────────────
│ Принцип демократического независимого │ │
│ правосудия и высокого уровня законности ├◄──┤
│
(режим строгой законности)
└─────────────────────────────
┌─────────────────────────────
│ Политический и идеологический плюрализм ├◄──┤
└─────────────────────────────
┌─────────────────────────────
│ Гласность, открытость в деятельности │ │
│ государства; свободы средств массовой ├◄──┘
│ информации, отсутствие цензуры │
└─────────────────────────────