Правовое государство: цели, задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 21:15, курсовая работа

Описание работы

Правовое государство - государство, чья властная деятельность и взаимоотношения с гражданами основываются на праве. Данная идея встречается уже у выдающихся мыслителей античного общества. Она тесно связана с представлениями о государстве как организации (объединении) свободных людей в целях возможно лучшего существования, обеспечения справедливости (Аристотель, Цицерон), как продукте соглашения (договора) между людьми для достижения общей пользы и создания охраняющих ее законов (Эпикур), что является актуальность настоящей работы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1.Возникновение и развитие теории правового государства. Основные принципы (стандарты) правового государства. Права и свободы человека как основная ценность правового государства……………………………………..4
1.1 Возникновение и развитие теории правового государства………………..4
1.2. Основные принципы (стандарты) правового государства. Права и свободы человека как основная ценность правового государства……………7
2. Разделение властей в правовом государстве. Законодательная, исполнительная и судебная ветви власти. Приоритет права. Правосудие и законность в правовом государстве……………………………………………13
2.1. Разделение властей в правовом государстве. Законодательная, исполнительная и судебная ветви власти……………………………………………………………………………..13
2.2. Приоритет права. Правосудие и законность в правовом государстве…..15
3. Модели правового государства. Формирование правового государства в России…………………………………………………………………………….19
3.1. Модели правового государства в России………………………………….19
3.2. Формирование правового государства в России…………………………………………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………………23

Файлы: 1 файл

Правоведение.Вирясов.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

 

гарантирует равенство прав человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

         Несмотря на то, что Конституция России рассматривает права и свободы человека и гражданина в качестве высшей ценности, фактически они никогда не ставятся выше интересов государства. В п. 3 ст. 17 Конституции РФ говорится, что "осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц". Возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина закрепляется также в п. 2 ст. 23, п. 3 ст. 32, п. 3 ст. 55 и п. 1 ст. 56 Конституции РФ. В числе прав, которые не могут быть ограничены (п. 3 ст. 56), - право на жизнь, достоинство, неприкосновенность частной жизни, свобода совести, вероисповедания, право на предпринимательскую деятельность, гарантия на судебную защиту прав и свобод, презумпция невиновности и т.д.

Таким образом, в современном  Российском государстве рассматривают  права и свободы в качестве одной из высших ценностей общества (ст. 2 Конституции РФ) [3].

Кроме того, в Конституции признается естественная природа прав и свобод человека. Это определяет их приоритет по отношению к государственной власти, связанность этой власти правами и свободами человека.

В ст. 18 Конституции РФ основные права человека рассматриваются как непосредственно действующие. Это означает, что они определяют не только смысл и содержание законов, но и деятельность органов государства. На их основе могут приниматься индивидуальные решения, в том числе и судами, даже если отсутствуют конкретизирующие нормативные правовые акты или последние противоречат этим правам. Принцип непосредственного действия прав и свобод означает, что эти права реально принадлежат человеку независимо от того, конкретизированы ли они в текущем законодательстве или нет, и он может защитить их всеми способами, не запрещенными законом.

В качестве самостоятельного принципа правового государства  следует рассматривать и взаимную ответственность государства и  личности. Ответственность государства перед личностью проявляется, прежде всего, в его обязанности признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина (ст. 2 Конституции РФ). Вред личности причиняется тогда, когда нарушены ее права, свободы и законные интересы. В ст. 53 Конституции говорится о том, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или должностных лиц, в чем и состоит основная обязанность государства перед личностью. Так, в ст. 1070 ГК РФ выделена ответственность государства за вред, причиненный неправильными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда; ст. 1069 ГК РФ предусматривает ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами [6].

Ответственность личности перед государством присуща любому государству, а ответственность государства перед личностью - это специфическая черта правового государства.

В условиях правового государства  личность и властвующий субъект, как представитель государства, должны выступать в качестве равноправных партнеров, заключивших своеобразное соглашение о взаимном сотрудничестве и взаимной ответственности.

Принцип легитимности государственной  власти заключается в том, что  формирование, полномочия, пределы  государственной власти, все ее содержание, создание, компетенция, функционирование государственного механизма, всех составляющих его органов предусматриваются и регламентируются правом, основываются на Конституции РФ и ее законах.

Формирование правового государства в России предполагает укрепление механизмов властвования в рамках права, обеспечение легитимности всех институтов государственной власти, что напрямую связано с повышением их действенности, эффективности.

Принцип политического и  идеологического плюрализма предполагает наличие неограниченного количества партий и политических движений в обществе, отсутствие единой господствующей, официальной идеологии, при этом допускаются различные идеологии, связанные с определенным мировоззрением. Идеология (от греч. Idea - идея и logos - слово, учение) - система (совокупность) взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, выражаются основные интересы социальных групп.

В обществе существуют разные группы и классы, и, наряду с общими интересами, каждая социальная группа имеет свои специфические интересы, что и порождает идеологическое и политическое многообразие. Каждый социальный слой, группа создают организации для выражения и защиты своих интересов и с их помощью пытаются воздействовать на государственные органы для принятия ими решений в свою пользу. Политический плюрализм - это определенная форма самоорганизации гражданского общества и средство его воздействия на государство, непременное условие демократии и один из важнейших принципов правового государства (ст. 13 Конституции РФ). Сам же идеологический плюрализм представляет собой многообразие взглядов, идей, в которых выражаются различные интересы социальных групп, движений.

Принцип гласности, открытости в деятельности государства; свобода средств массовой информации, отсутствие цензуры. Без этого невозможен контроль общества над государством, невозможна демократия. Закрытость деятельности государственного аппарата, наличие цензуры противопоказаны для правового государства (ст. 29 Конституции РФ, законы о печати, о средствах массовой информации).

         В п. 4 ст. 29 Конституции РФ говорится: "Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом"[3]. При этом ряд законов ограничивает этот принцип понятиями государственной, банковской, служебной, следственной, налоговой тайны и др.

         Важное значение в осуществлении права свободно искать и распространять информацию имеют средства массовой информации. Закон "О средствах массовой информации" РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 в ст. 38 предусматривает: "Граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Государственные органы и организации, общественные объединения, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах" [7].

Граждане вправе использовать средства массовой информации не только для получения интересующих их сведений, но и для выражения своего мнения.

Свобода слова - это признак демократического режима, который заинтересован в равном участии всех членов общества в решении государственных и общественных дел. Для тоталитарных режимов характерно предельное сужение свободы слова, а то и полное ее подавление, поскольку такие режимы могут существовать лишь в условиях официально навязываемого единомыслия, преследуя любые проявления убеждений, противоречащих господствующей идеологии.

 

2. Разделение властей в правовом государстве. Законодательная, исполнительная и судебная ветви власти. Приоритет права. Правосудие и законность в правовом государстве

2.1. Разделение властей в правовом государстве. Законодательная, исполнительная и судебная ветви власти

К основоположникам теории разделения властей, как правило, относят Дж. Локка и Ш. Монтескье. Ш. Монтескье писал, что в каждом государстве "есть три рода власти: законодательная, власть исполнительная, ведающая вопросами международного права, и власть исполнительная, ведающая вопросами права гражданского.

         В силу первой власти государь или учреждение создает законы, временные или постоянные, и исправляет или отменяет существующие законы. В силу второй власти он объявляет войну или заключает мир, посылает или принимает послов, обеспечивает безопасность, предотвращает нашествия. В силу третьей власти он карает преступления и разрешает столкновения частных лиц. Последнюю власть можно назвать судебной, а вторую - просто исполнительной властью государства"[4].

В Конституции  Российской Федерации (ст. 10) последовательно проводится принцип разделения властей, согласно которому государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из названных ветвей власти самостоятельна и выполняет свои функции посредством особой системы органов и в специфических правовых формах. Власть в государстве должна быть одновременно и целостной, единой, и, наряду с этим, разделенной. Именно поэтому, наряду с тремя ветвями власти - законодательной, исполнительной и судебной, - обособленным остается институт главы государства.

Принцип разделения властей заключается: во-первых, в обеспечении эффективного, профессионального и независимого функционирования каждой ветви власти; во-вторых, в создании системы "сдержек и противовесов" во взаимоотношениях между разными ветвями власти с тем, чтобы исключить возможность возвышения какой-либо одной из них над другими, не допустить любой узурпации власти, любой диктатуры.

По своему содержанию система "сдержек и противовесов", предусмотренная в Конституции РФ и федеральных законах, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной ветви государственной власти. Так, законодательная государственная власть ограничивается принципами права и основами конституционного строя, довольно жесткой юридической процедурой законодательного процесса, которая регламентирует основные его стадии, порядок осуществления.

В системе противовесов важную роль призван играть Президент, который наделен правом отклонить  принятый закон и возвратить его  в Федеральное Собрание для повторного рассмотрения (отлагательное вето), в строго регламентируемом Конституцией порядке распустить Государственную Думу и назначить дату новых выборов. Значительна здесь и правосдерживающая роль Конституционного Суда РФ как судебного органа конституционного контроля, способного блокировать всякий неконституционный акт.

В отношении  исполнительной власти используются ограничения  ведомственного нормотворчества, запреты  на регламентацию ведомственными актами отношений, которые подлежат урегулированию только законом. и т.п.

Для судебной власти также есть свои правоограничивающие  средства, выражающиеся в Конституции, процессуальном законодательстве, в таких его гарантиях и принципах, как равенство всех перед законом и судом, презумпция невиновности, право на защиту, осуществление правосудия с участием народных заседателей, присяжных заседателей, гласность и состязательность процесса и т.д.

Согласно принципу разделения властей всякому органу, представляющему определенную ветвь власти, запрещается принимать на себя выполнение функций, принадлежащих по закону другому органу, относящемуся к иной ветви власти; пределы деятельности государственных структур ограничиваются их компетенцией [8].

Итак, разделение государственной власти призвано обеспечить верховенство закона и как следствие - подчинение государства обществу и обеспечение прав и свобод личности.

2.2. Приоритет права. Правосудие и законность в правовом государстве

Приоритет права (принцип верховенства права) в правовом государстве связан с тем, что властная деятельность такого государства и взаимоотношения с гражданами основываются на праве.

Данный принцип, как уже отмечалось, выражается в  ограничении государственной власти, деятельности государственного аппарата, ориентировании на защиту прав и свобод человека.

Права человека и правовое государство характеризуются  общими закономерностями возникновения  и функционирования, так как существовать и эффективно действовать они  могут взаимосвязано. Звеном между человеком и государством должно быть именно право.

Поскольку политическая власть, в особенности исполнительная, имеет склонность к различным  злоупотреблениям, постольку для  ее эффективного функционирования необходимы надежные правовые рамки, ограничивающие и сдерживающие ее превышение, попрание прав человека.

Правовые ограничения  необходимы для того, чтобы не процветал  такой порок власти, как произвол. Правом ограничиваются не собственно все воздействия со стороны государственных  структур на личность, а лишь то, что является необоснованным и противоправным для ее интересов. В условиях демократии право как бы "меняется местами" с государством - утверждается верховенство права, и оно возвышается над государством.

Приоритет права  означает:

  • разрешение основных вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона;
  • соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) и формально-регулятивных ценностей права (нормативность, равенство всех перед законом) с легитимной властной публичной силой;
  • необходимость идеологически-правового обоснования подавляющего большинства решений государственных и общественных органов;
  • наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур (конституции, законов; системы материальных и процессуальных гарантий и т.д.).

Демократическое независимое правосудие в правовом государстве является средством  обеспечения верховенства законов  и суверенитета народа, прав и свобод граждан. Ответственность государства перед личностью можно обеспечить только посредством суда. Демократическое правосудие возможно только при условии независимости суда и его подчинению Конституции РФ и федеральным законам.

Информация о работе Правовое государство: цели, задачи