Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 21:15, курсовая работа
Правовое государство - государство, чья властная деятельность и взаимоотношения с гражданами основываются на праве. Данная идея встречается уже у выдающихся мыслителей античного общества. Она тесно связана с представлениями о государстве как организации (объединении) свободных людей в целях возможно лучшего существования, обеспечения справедливости (Аристотель, Цицерон), как продукте соглашения (договора) между людьми для достижения общей пользы и создания охраняющих ее законов (Эпикур), что является актуальность настоящей работы.
Введение………………………………………………………………………….3
1.Возникновение и развитие теории правового государства. Основные принципы (стандарты) правового государства. Права и свободы человека как основная ценность правового государства……………………………………..4
1.1 Возникновение и развитие теории правового государства………………..4
1.2. Основные принципы (стандарты) правового государства. Права и свободы человека как основная ценность правового государства……………7
2. Разделение властей в правовом государстве. Законодательная, исполнительная и судебная ветви власти. Приоритет права. Правосудие и законность в правовом государстве……………………………………………13
2.1. Разделение властей в правовом государстве. Законодательная, исполнительная и судебная ветви власти……………………………………………………………………………..13
2.2. Приоритет права. Правосудие и законность в правовом государстве…..15
3. Модели правового государства. Формирование правового государства в России…………………………………………………………………………….19
3.1. Модели правового государства в России………………………………….19
3.2. Формирование правового государства в России…………………………………………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………………23
Правосудие - это вид государственной деятельности, заключающейся в рассмотрении и разрешении различных социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права. Правосудие осуществляется:
В России нет и не должно быть никаких иных, кроме судов, государственных или общественных органов, которые могли бы рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и иные дела. Например, не могут осуществлять правосудие Международный коммерческий арбитражный суд и ряд других учреждений, которые судебной властью в собственном смысле слова не являются.
Принцип законности обеспечивает связанность государства правом, что возможно при наличии стабильного законодательства. Законность - это точное и неуклонное соблюдение и исполнение законов, иных нормативных актов всеми государственными органами, негосударственными организациями и гражданами.
На современном этапе российской действительности речь идет о ее новом, качественно более высоком уровне, предполагающем, во-первых, верховенство Конституции РФ и законов в системе издаваемых государством нормативных правовых актов и неразрывно связанное с этим единство законности на территории Российской Федерации, включая все ее регионы. В ст. 15 Конституции РФ закреплено, что Основной закон государства имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
Во-вторых, неукоснительное соблюдение закрепленной в ст. 19 Конституции РФ нормы, согласно которой "все равны перед законом и судом".
В-третьих, обязательность исполнения Конституции и законов всеми, без каких-либо исключений, безотносительно от социального положения, занимаемой должности и т.п. Как уже отмечалось, принцип "все, что не запрещено, дозволено" не относится к деятельности государственного аппарата, его органов. Здесь действует иное начало: "Дозволено только то, что прямо разрешено и предписано законом".
В-четвертых, осуществление принципа законности напрямую связано с бескомпромиссной борьбой с правонарушениями, представляющими угрозу национальной безопасности любого государства, в том числе и России.
Обеспечение неотвратимости наказания за преступление независимо от того, кем оно совершено, есть не только обязанность и долг, но и прямая служебная функция органов правопорядка и их должностных лиц.
В основе либеральной
концепции правового
Согласно данной концепции государство, его органы не имеют собственных целей; оно выполняет роль "ночного сторожа", т.е. не вмешивается в экономические и социальные отношения, не управляет экономикой, культурой и др., а только устанавливает "правила игры", т.е. соответствующие нормы права, охраняет в обществе порядок, защищает частную собственность, свободу личности [9]. В таком государстве культивируется индивидуализм, активность личности, не ограничивается ее свобода, и в этих условиях она сама себя обеспечивает. За гражданами признаются политические права, при этом социально-экономические права отрицаются. Экономическая и социальная функции за государством не признаются.
В реальности "чисто"
либеральных государств не существует,
однако его идеи присутствуют в политике
либерально-демократических
Неоконсерватизм проявился в политике М. Тэтчер в Англии и Р. Рейгана в США. Его суть состоит в разгосударствлении всех сфер жизни - ограничении роли государства в экономике, приватизации государственной собственности, соответствующих преобразованиях социальных программ в сферах просвещения, здравоохранения и др.
Политика либерализма проводится и в России - приватизация государственной собственности, либерализация цен и прочие меры, связанные с созданием рыночной экономики. Социальное правовое государство характеризуется более активным его участием в экономических и социальных процессах, социальной политике в науке, образовании, здравоохранении, культуре и др.
Данная идея стала популярной в середине XX в., ее суть - возложение на государство заботы о человеке, поддержки социально не защищенных слоев населения. Задача создания социального государства провозглашена в Конституциях Франции, Испании, Турции и др.
В ст. 7 Конституции РФ закреплено, что "Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека"[9].
Последовательное претворение в жизнь основных принципов правовой государственности в России - процесс длительный и сложный. Закрепление в ст. 1 Конституции РФ положения о том, что "Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления", не означает, что Россия окончательно реализовала принципы правового государства. Приведенное положение из Конституции РФ может рассматриваться как цель, с достижением которой связано нынешнее и последующее развитие России. Правовое государство не может быть введено (декретировано) "сверху" каким-либо единовременным правовым актом, даже если этот акт является демократической Конституцией.
Для успешного формирования в России правового государства и утверждения его принципов необходимы следующие условия:
развитие всестороннего международного сотрудничества в целях обеспечения мирового правопорядка, прав и свобод личности.
Таким образом, идея правового государства - не застывшая догма, она развивается и сегодня, постоянно наполняясь новым содержанием по мере накопления человечеством правовых и нравственных традиций и политического опыта. Реализация идеи правового государства должна в полной мере учитывать реалии нашей российской действительности уровнем политической и парламентской культуры и правовой культуры. Обеспечивая экономические, политические, духовные, юридические и международные условия существования Российской Федерации, необходимо одновременно, не откладывая на будущее, уже сейчас практически осуществлять и внедрять в жизнь основные принципы правового государства, тем самым и формируя, создавая его.
Таким образом, обобщив использованный материал можно сказать, что правовое государство - это, государство, обслуживающее потребности
правового, саморегулирующего
общества, то есть обеспечивающее режим
господства права и создающее
надежные гарантии от административного
вмешательства в саморегулирующ
По всей сущности правовое государство - это система институциональных и формально-юридических гарантий, обеспечивающих неприкосновенность и плюрализм собственности, самостоятельность и равную меру свободы производителей и потребителей социальных благ и вообще участников социального обмена - индивидов и их ассоциаций. Минимальная (неотчуждаемая) и максимальная меры свободы, о которых идет речь, определяются объективными возможностями общества и ходом общественного прогресса, уровнем развития объективно складывающегося права. Нормы, выражающие меру свободы, должны быть зафиксированы в конституции и законах