Правовое государство: цели, задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 21:15, курсовая работа

Описание работы

Правовое государство - государство, чья властная деятельность и взаимоотношения с гражданами основываются на праве. Данная идея встречается уже у выдающихся мыслителей античного общества. Она тесно связана с представлениями о государстве как организации (объединении) свободных людей в целях возможно лучшего существования, обеспечения справедливости (Аристотель, Цицерон), как продукте соглашения (договора) между людьми для достижения общей пользы и создания охраняющих ее законов (Эпикур), что является актуальность настоящей работы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1.Возникновение и развитие теории правового государства. Основные принципы (стандарты) правового государства. Права и свободы человека как основная ценность правового государства……………………………………..4
1.1 Возникновение и развитие теории правового государства………………..4
1.2. Основные принципы (стандарты) правового государства. Права и свободы человека как основная ценность правового государства……………7
2. Разделение властей в правовом государстве. Законодательная, исполнительная и судебная ветви власти. Приоритет права. Правосудие и законность в правовом государстве……………………………………………13
2.1. Разделение властей в правовом государстве. Законодательная, исполнительная и судебная ветви власти……………………………………………………………………………..13
2.2. Приоритет права. Правосудие и законность в правовом государстве…..15
3. Модели правового государства. Формирование правового государства в России…………………………………………………………………………….19
3.1. Модели правового государства в России………………………………….19
3.2. Формирование правового государства в России…………………………………………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………………23

Файлы: 1 файл

Правоведение.Вирясов.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

Правосудие - это  вид государственной деятельности, заключающейся в рассмотрении и разрешении различных социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права. Правосудие осуществляется:

  • специальными государственными органами - судами и от имени государства;
  • посредством рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и иных дел;
  • в установленной законом процессуальной форме;
  • при обязательном вынесении решений.

В России нет  и не должно быть никаких иных, кроме  судов, государственных или общественных органов, которые могли бы рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и иные дела. Например, не могут осуществлять правосудие Международный коммерческий арбитражный суд и ряд других учреждений, которые судебной властью в собственном смысле слова не являются.

Принцип законности обеспечивает связанность государства  правом, что возможно при наличии  стабильного законодательства. Законность - это точное и неуклонное соблюдение и исполнение законов, иных нормативных  актов всеми государственными органами, негосударственными организациями и гражданами.

На современном  этапе российской действительности речь идет о ее новом, качественно  более высоком уровне, предполагающем, во-первых, верховенство Конституции  РФ и законов в системе издаваемых государством нормативных правовых актов и неразрывно связанное с этим единство законности на территории Российской Федерации, включая все ее регионы. В ст. 15 Конституции РФ закреплено, что Основной закон государства имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Во-вторых, неукоснительное  соблюдение закрепленной в ст. 19 Конституции РФ нормы, согласно которой "все равны перед законом и судом".

В-третьих, обязательность исполнения Конституции и законов всеми, без каких-либо исключений, безотносительно от социального положения, занимаемой должности и т.п. Как уже отмечалось, принцип "все, что не запрещено, дозволено" не относится к деятельности государственного аппарата, его органов. Здесь действует иное начало: "Дозволено только то, что прямо разрешено и предписано законом".

В-четвертых, осуществление  принципа законности напрямую связано  с бескомпромиссной борьбой с правонарушениями, представляющими угрозу национальной безопасности любого государства, в том числе и России.

Обеспечение неотвратимости наказания за преступление независимо от того, кем оно совершено, есть не только обязанность и долг, но и прямая служебная функция органов правопорядка и их должностных лиц.

 

3. Модели правового государства. Формирование правового государства в России

3.1. Модели правового государства

В основе либеральной  концепции правового государства  лежат теория естественного права и идея английской политической экономии (прежде всего воззрения Адама Смита). Основные положения данной концепции:

  • право частной собственности - это естественное право, оно абсолютно независимо от государства;
  • экономика и государство являются отдельными сферами;
  • личность первична по отношению к обществу;
  • общество первично по отношению к государству.

Согласно данной концепции государство, его органы не имеют собственных целей; оно  выполняет роль "ночного сторожа", т.е. не вмешивается в экономические и социальные отношения, не управляет экономикой, культурой и др., а только устанавливает "правила игры", т.е. соответствующие нормы права, охраняет в обществе порядок, защищает частную собственность, свободу личности [9]. В таком государстве культивируется индивидуализм, активность личности, не ограничивается ее свобода, и в этих условиях она сама себя обеспечивает. За гражданами признаются политические права, при этом социально-экономические права отрицаются. Экономическая и социальная функции за государством не признаются.

В реальности "чисто" либеральных государств не существует, однако его идеи присутствуют в политике либерально-демократических партий и проявляются в виде "неолиберализма" и "неоконсерватизма".

Неоконсерватизм проявился в политике М. Тэтчер в Англии и Р. Рейгана в США. Его суть состоит в разгосударствлении всех сфер жизни - ограничении роли государства в экономике, приватизации государственной собственности, соответствующих преобразованиях социальных программ в сферах просвещения, здравоохранения и др.

Политика либерализма  проводится и в России - приватизация государственной собственности, либерализация  цен и прочие меры, связанные с  созданием рыночной экономики. Социальное правовое государство характеризуется  более активным его участием в экономических и социальных процессах, социальной политике в науке, образовании, здравоохранении, культуре и др.

Данная идея стала популярной в середине XX в., ее суть - возложение на государство заботы о человеке, поддержки социально не защищенных слоев населения. Задача создания социального государства провозглашена в Конституциях Франции, Испании, Турции и др.

В ст. 7 Конституции РФ закреплено, что "Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека"[9].

3.2. Формирование правового государства в России

Последовательное  претворение в жизнь основных принципов правовой государственности  в России - процесс длительный и сложный. Закрепление в ст. 1 Конституции РФ положения о том, что "Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления", не означает, что Россия окончательно реализовала принципы правового государства. Приведенное положение из Конституции РФ может рассматриваться как цель, с достижением которой связано нынешнее и последующее развитие России. Правовое государство не может быть введено (декретировано) "сверху" каким-либо единовременным правовым актом, даже если этот акт является демократической Конституцией.

Для успешного  формирования в России правового  государства и утверждения его  принципов необходимы следующие  условия:

  • развитие производства на основе рыночной экономики и создание цивилизованного гражданского общества;
  • последовательное осуществление курса демократического развития общества и государства, сочетаемого с укреплением вертикали власти и совершенствованием государственного механизма;
  • высокий уровень духовного развития общества, общей и правовой культуры, правосознания граждан, в первую очередь государственных служащих;

развитие всестороннего  международного сотрудничества в целях  обеспечения мирового правопорядка, прав и свобод личности.

Таким образом, идея правового государства - не застывшая догма, она развивается и сегодня, постоянно наполняясь новым содержанием по мере накопления человечеством правовых и нравственных традиций и политического опыта. Реализация идеи правового государства должна в полной мере учитывать реалии нашей российской действительности уровнем политической и парламентской культуры и правовой культуры. Обеспечивая экономические, политические, духовные, юридические и международные условия существования Российской Федерации, необходимо одновременно, не откладывая на будущее, уже сейчас практически осуществлять и внедрять в жизнь основные принципы правового государства, тем самым и формируя, создавая его.

 

 

Заключение

Таким образом, обобщив использованный материал можно сказать, что правовое государство - это, государство, обслуживающее потребности

правового, саморегулирующего  общества, то есть обеспечивающее режим  господства права и создающее  надежные гарантии от административного  вмешательства в саморегулирующиеся процессы жизнедеятельности общества, защищающие интересы производителей и потребителей социальных благ в рамках общедоступной надлежащей правовой процедуры разрешения споров.

           По всей сущности правовое государство - это система институциональных и формально-юридических гарантий, обеспечивающих неприкосновенность и плюрализм собственности, самостоятельность и равную меру свободы производителей и потребителей социальных благ и вообще участников социального обмена - индивидов и их ассоциаций. Минимальная (неотчуждаемая) и максимальная меры свободы, о которых идет речь, определяются объективными возможностями общества и ходом общественного прогресса, уровнем развития объективно складывающегося права. Нормы, выражающие меру свободы, должны быть зафиксированы в конституции и законах

 

Список литературы

 

  1. Магницкая, Е.В. Правоведение : Учеб. пособие / Е.В. Магницкая ; Е.Н. Евстигнеев .— М : ИНФРА-М, 2001 .— 243с .
  2. Исаев, Игорь Андреевич. Социальные (политические) институты и власть / Исаев Игорь Андреевич // Право и государство: теория и практика. — 2009 .— N 9 .— С. 129-135 .
  3. Конституция Российской Федерации"(принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445ю
  4. Малько А.В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях: учебное пособие. - "Проспект", 2010 . 
  5. Радько Т. Н. Теория государства и права / Т.Н. Радько ; Акад. права и упр. — Москва : Академический Проект, 2005 .— 810 с.
  6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 30.11.2011)// Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
  7. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 11.07.2011) "О средствах массовой информации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 10.11.2011) // Ведомости СНД и ВС РФ", 13.02.1992, N 7, ст. 300. Изменения, внесенные Федеральным законом от 14.06.2011 N 142-ФЗ, вступили в силу с 10 ноября 2011 года.
  8. Алиэскеров, М. А. Правовое государство: некоторые общетеоретические и конституционно-правовые аспекты / Алиэскеров М. А. // Российское правосудие. — 2010 .— N 9 (53) .— С. 3-13.
  9. Тихомиров, Ю. А. Правовое государство: модели и реальность [[Текст]] / Ю. А. Тихомиров // Журнал российского права. — 2011 .— N 12 .— С. 5-20 .

Информация о работе Правовое государство: цели, задачи