Правовое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 08:05, реферат

Описание работы

Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на много укладности, на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, кооперативной, частной и других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ; индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности и свободы собственности

Содержание работы

1. Основы правового государства
2. Основные характеристики и принципы правового государства
3. Гражданское общество и его понятие
4. Построение правового государства в Казахстане

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Правовое государство и гражданское общество.docx

— 49.09 Кб (Скачать файл)

ПЛАН

 

 

1. Основы правового государства                                                          

2. Основные характеристики и принципы правового государства    

                3. Гражданское общество и его понятие                                                           

                4. Построение правового государства в Казахстане                                         

                   

                  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             

 

 

1. Основы правового государства.

Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на много укладности, на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, кооперативной, частной и других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ; индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности и свободы собственности, которые экономически обеспечивают господство права, равенства участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.         

Социальную  основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев. 

Нравственную  основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным мировоззрениям.

Правовое государство - это суверенное государство, которое концентрирует  в себе суверенитет народа, наций  и народностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права, ограниченно правом и исключает произвол и беззаконие. государство применяет силу в правовых рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает свободе других людей.

 

2. Основные характеристики и принципы правового государства

Развитие  идеи правового государства, эволюция взглядов различных мыслителей привели к формированию отдельных качественных характеристик правовой государственности, которые выступают в виде системы принципов или признаков. Принципы - это основополагающие требования, определяющие в своей совокупности идеальную модель государства, которое могло бы называться правовым. Их формирование обусловлено многими факторами: спецификой исторической эпохи, уровнем развития науки, образования, культуры, обычаями и традициями общества, его нравственно-духовным потенциалом, уровнем правового сознания и правовой культуры, господствующими религиозными и идеологическими взглядами и т. д.

Конечно, в современной правовой науке  существуют разнообразные точки зрения, отличающиеся, прежде всего полнотой изложения, личными позициями авторов, но по сути отражающие одни и те же подходы.

1. Например, ни у кого не вызывают возражения  основные критерии правового государства: верховенство права, равенство всех перед законом, законный характер деятельности исполнительно-распорядительных органов.

2. Почти  все авторы отстаивают такие  черты правового государства, как: разделение властей, взаимное сдерживание друг друга, что исключало узурпацию власти одним из ведомств; взаимная ответственность государства и личности; реальность прав и свобод граждан; наличие эффективного механизма контроля за деятельностью государственного аппарата; примат права в организации и деятельности всех государственных органов и др.

3. Многие  исследователи считают необходимым  условием правового государства утверждение человека как самоценности, понимание свободы и справедливости в качестве главного критерия общественного прогресса.

4. Вряд  ли кто-либо будет оспаривать  значимость повышения роли и  авторитета судебной власти, обеспечения  независимого правосудия и формирование  эффективных институтов конституционного  контроля за законностью.

 Таким образом, анализ современной  литературы по рассматриваемому  вопросу дает основание предложить  следующую формулировку понятия  правового государства: функционирование  государства в гражданском демократическом  обществе, суверенная власть которого основана на признании общечеловеческих ценностей, приоритете права, реальном обеспечении высочайшего статуса своих граждан.

 В данной формулировке, на наш взгляд, отражены главные отличительные черты, по которым о государстве можно судить как о правовом. Здесь подразумевается высокий уровень развития общественных отношений, воплощенных в реальный результат гражданское демократическое общество. В целом подобное понимание отражает и некоторые черты общества будущего это демократизм, суверенность публичной власти, основанной на суверенитете народа, реальность и гарантированность прав и свобод граждан.

Право в данной трактовке понимается как неотъемлемое социальное свойство индивида, качество человека, масштаб  Социальной свободы. Именно приоритет  свободы личности, обеспечивающий ее самоопределение, связь с обществом, как раз и предполагает приоритет  права. «В этом смысле господство права есть специфический социальный феномен, обусловленный естественно-историческим, неотчуждаемым правом человека и гражданина на свободу, равенство, справедливость, счастье и неприкосновенность,  вытекающий из социальной природы личности».

В связи с предложенными формулировками понятия правого государства рассмотрим главные принципы его функционирования:

1) господство права в организации и деятельности всех государственных органов и общественных организаций;

2) осуществление публичной власти  в соответствии с принципом  разделения властей;

3) реальность  и гарантированность прав и  свобод граждан.

Эти принципы относятся к наиболее фундаментальным идеям современных  концепций правового государства, а, следовательно, их можно определить как главные отличительные положения, из которых исходит большинство  производных характеристик организации  и деятельности правового государства. С позиций системного подхода  они могут быть представлены в  качестве взаимосвязанных элементов, логически упорядоченных элементов  системы, в которой:

1) господство  права является определяющим  условием жизнедеятельности общества;

2) разделение  властей показывает внутреннюю  организацию, взаимодействие властных структур, их функциональную направленность;

3) реальность  прав и свобод выступает как  результат воплощения основной  идеи, показатель уровня цивилизованности  общества, качества деятельности различных государственных органов.

Кроме данных характеристик к числу важнейших  элементов, отвечающих природе правовой государственности, можно отнести следующие:

  • верховенство закона, согласно которому именно закон обладает высшей юридической силой;
  • взаимосвязь прав и обязанностей личности;
  • взаимная ответственность личности, общества, государства;
  • принцип единства права и закона (в правовом государстве любой нормативно-правовой акт должен не только по форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым, отражать естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам о правах человека и гражданина);
  • наличие развитого гражданского общества;
  • соответствие норм внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права.

 

3. Гражданское общество и   его понятие.

Словосочетание  “ гражданское общество” условно, так как “негражданского”, а  тем более “антигражданского” общества не существует. Любое общество состоит  из граждан. Только до государственное, нецивилизованное (родовое) общество нельзя было назвать гражданским. Во-первых, в силу его незрелости, примитивности, неразвитости; во- вторых, потому что  вообще не было таких понятий, “гражданин”  или “гражданство”.

Не могло быть, строго говоря, гражданским и рабовладельческое  общество, поскольку оно не признавало значительную часть своих членов в качестве свободных и равноправных. Рабы были не субъектами, а объектами  притязаний со стороны себе подобных. Тоже самое можно сказать о  феодальной системе с его крепостничеством.

По существу же термин “гражданское общество” приобрел в научной литературе свое особое содержание и в современной трактовке  выражает определенный тип (состояние, характер) общества, его социально- экономическую, политическую и правовую природу, степень зрелости. Иначе  говоря, под этим понятием разумеется общество отвечающее ряду выработанных историческим опытом критериев. Это  более высокая ступень в развитии социальной общности.

За эпитетом “гражданское”, несмотря на его условность, стоит  обширное и богатое содержание. Смысл  феномена многогранен и неоднозначен, толкуется учеными по-разному. Однако ясно, что не всякое общество, состоящее  из граждан, является гражданским, подобному  тому как не любое государство  где действует право, можно назвать  правовым.

Понятие гражданского общества, будучи давно известным, оказалось  тем не менее для нашей науки  относительно новым и неразработанным.

Представления о  гражданском обществе прошли длительную эволюцию. Важнейшей основой гражданского общества является самостоятельный  и полноправный гражданин. Для функционирования гражданского общества необходимо наличие  определенных предпосылок.

Идея гражданского общества появилась в новое время, в противовес всевластию государства. Концепцию гражданского общества в  наиболее полном виде разработал немецкий философ Г.Ф.В. Гегель. Он определял гражданское общество как связь (общение) лиц через систему потребностей и разделение труда, правосудие, внешний порядок.

В наше время  утвердились следующие определения: гражданское общество - это сфера  самопроявления свободных граждан  и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных  соответствующими законами от прямого  вмешательства и произвольной регламентации  со стороны государственной власти; также представляет собой совокупность межличностных отношений и семейных, общественных, экономических, культурных, религиозных и иных структур, которые  развиваются в обществе вне рамок  и без вмешательства государства.

В пространстве гражданского общества индивиды реализуют  свои частные интересы и осуществляют индивидуальный выбор. Для осуществления  частных интересов и потребностей люди создают неполитические институты - семью, Церковь, негосударственные  средства массовой информации, учреждения культуры, научные, профессиональные и  спортивные объединения, ассоциации, союзы. Наша обыденная жизнь представляет собой первичную форму гражданского общества.

Формирования  гражданского общества начинаются в  Новое время. На первом этапе (16- 17 вв.) складывались экономические и политические предпосылки его существования, произошел переворот в общественной идеологии (появление буржуазной этики). Второй этап (18- конец 19 вв.) характеризовался формированием гражданского общества в наиболее развитых странах Европы США в виде капитализма свободной  конкуренции. В это время в  качестве основы политической жизни  утверждаются принципы и ценности либерализма. На третьем этапе (20век) происходят значительные изменения в социальной структуре (превращение среднего класса в социальную группу), идет процесс  становления правового социального  государства.

Происхождение этой идеи относится к далекому прошлому - к “Политике” Аристотеля, “Государству”  Платона и другим древнегреческим  ученым. Мыслители с давних пор  стремились открыть тайные пружины, управляющие глобальными социальными  процессами и механизмами взаимодействия двух и более человек. Иными словами, раскрывая структуру и устройство человеческого общества, они вместе с тем не забывали изучать поведение  отдельного индивида и взаимодействия групп людей. Первым трудом по обществознании можно считать знаменитое произведение “Государство” великого античного  философа Платона (427- 347 до н. э.). Он разделил общество на три класса: высший, состоящий  из мудрецов, управляющих государством; средний, включающий воинов (видимо, и  в древности военно - промышленный комплекс играл не последнюю роль), охраняющих его от смуты и беспорядка; низший, где числились ремесленники и крестьяне. Высший класс наделен  огромными привилегиями, но он постоянно  злоупотребляет властью. Чтобы этого  не происходило, знать необходимо лишить частной собственности, которая, согласно Платону, развращает нравы людей, достигших 50 лет, высокообразованных и талантливых. Они должны вести аксетичный образ  жизни и не предаваться земным утехам. Несколько лет позже Аристотель (384- 322 до н. э.) провозгласил, что все  люди по своей природе склонны  к познанию. Он, как и современные  ученые, изучал традиции, обычаи, нравы  и взаимоотношения людей, обобщал  факты, строил концепции, которые завершались  практическими рекомендациями о  том, как усовершенствовать общество. У Аристотеля опорой порядка и  государства выступал средний класс. Кроме него существуют еще 2 класса - богатая плутократия и лишенный собственности пролетариат. Государство  лучше всего управляется в  том случае, если: 1) масса бедняков не отстранена от участия в управлении; 2) эгоистические интересы богатых  ограничены; 3) средний класс многочисленнее и сильнее, чем два других. Несовершенство общества, учил Аристотель, исправляются не уравнительным распределением, а  моральным улучшением людей.

Информация о работе Правовое государство