Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 08:05, реферат
Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на много укладности, на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, кооперативной, частной и других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ; индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности и свободы собственности
1. Основы правового государства
2. Основные характеристики и принципы правового государства
3. Гражданское общество и его понятие
4. Построение правового государства в Казахстане
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Первым из них я назвал бы господство права во всех сферах общественной жизни и верховенство закона, выражающего правовые принципы общества.
Закон - это не продукт произвольной
деятельности государства; он должен отвечать
демократическим правовым принципам
равенства и справедливости. Законодательные
установления, которые ущемляют свободу
личности, делают ее неравноправным с
государством субъектом общественных
отношений, противоречат идее правового
государства. Государство не обладает
какой-то самодовлеющей волей в
формулировании законов; оно призвано
выражать в законах объективно складывающиеся
общественные отношения, не допускать
"юридического насилия" над ними,
выражаемого в различного рода командах
и запретах. Командно-запретительные
методы, облеченные в форму закона,
оборачиваются тяжкими потерями
и для общества, и для человека.
Поэтому правовое государство начинается
там, где законодатель понимает принципы
ограничения своей воли реальными
объективными правовыми отношениями,
в основе которых лежат свобода
и равенство его участников. Преодоление
веры во всесилие закона, в возможность
решить все проблемы общества только
законодательными мерами, понимание
важности выявления общенародной воли
и общественного мнения важный элемент
психологической переориентации государственного
сознания, формирования правового государства.
Только принятие закона, соответствующего
объективной природе
Связанность законом самого государства, всех его органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан - второй важнейший правовой и морально-политический принцип, характеризующий правовое государство. Он состоит в том, что государство, издавшее закон, не может само же его нарушить. Понятно, что этот принцип противостоит любым формам произвола, анархии, своеволия, вседозволенности.
Незыблемость свободы личности, ее прав и интересов, чести и достоинства, их охрана и гарантированность - третий принцип правового государства. Права и свободы человека - освоенная мировым сообществом, признанная и закрепленная в соответствующих международно-правовых актах, социально и юридически обеспеченная мера поведения человека, признаваемая за каждым, неотъемлемая и неотчуждаемая способность к выбору желаемого для него варианта поведения, в отношении которого никто не может наложить какие-либо ограничения и запреты. Человек является источником своих естественных прав и свобод, которые поэтому не могут быть отчуждены. Любой человек должен быть уверен в незыблемости и неизменности своих прав и свобод.
Взаимная ответственность
"Правление закона" означает,
что государство, его органы
признают приоритет права,
Процесс формирования взаимной ответственности государства и личности имеет не только юридические аспекты. В его успешном развитии первостепенное значение приобретают нравственные стороны, восстановление доверия человека к государству, социальной системе в целом.
Наконец, правовое государство должно располагать эффективными формами контроля и надзора за осуществлением законов и других нормативно-правовых актов. Это - пятый принцип.
Сегодня в стране существуют различные формы контроля: судебный контроль, контроль за конституционностью законов со стороны Конституционного Совета, прокурорский надзор, а также контроль правоохранительных органов и органов государственного управления. Следует отметить недостаточную эффективность системы контроля, что приводит к многочисленным нарушениям права.
Главную роль в разрешении коллизий,
возникающих в различных сферах
жизни, должен играть суд. И это понятно:
ведь суд строит свою деятельность
в соответствии с такими демократическими
принципами, как независимость, коллегиальность,
гласность, презумпция невиновности, состязательность
и равенство сторон, право обжаловать
принятые решения. Надо добиться, чтобы
судьи, прокуроры, следователи были
ограждены от любого давления и вмешательства
в их деятельность. Они должны подчиняться
закону и только закону. Здесь уместно
употребление общепринятого тезиса
о господстве закона над всем и
вся. Однако следует предостеречь от
чрезмерного преувеличения
Критериями качества правовой государственности
Казахстана, успешное формирование которой
зависит от соответствующих экономических
и политических предпосылок, преодоления
правового нигилизма и
Только реализация принципа комплексного подхода может продвинуть процесс формирования правового государства. Значительным шагом в этом направлении явились изменения и дополнения, внесенные 7 октября 1998 года по инициативе Президента Республики Казахстан в Конституцию Республики Казахстан. Сегодня есть все предпосылки создания правового государства, известны в общем-то условия этого процесса, но практическое решение будет зависеть от согласованности усилий каждого человека, общества в целом и самих государственно-правовых институтов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Конституция Республики Казахстан - Алматы «Жетi жаргы» 2008.
2. Конституционное право Республики Казахстан. Сагиндыкова А.Н.-
Алматы «Бiлiм» 1999.
3. Сапаргалиев Г. «Основы государства и права Казахстана» - Алматы «Атамура»
4. А.С. Ибраева, Н.С. Ибраев «Теория государства и права» - Алмата
«Жетi жаргы», 2003.