Правовое регулирование как научная категория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 21:59, курсовая работа

Описание работы

В результате развития и становления цивилизации, а именно появления человеческого общества, все более необходимым становится поиск эффективных способов противодействия различным кризисным ситуациям. Эти способы являются постоянными спутниками человека на протяжении всей его жизни.
Средства социального регулирования выражаются, в первую очередь, в социальных нормах: моральных, корпоративных, в сложившихся обычаях, но, прежде всего в правовых нормах. Также к средствам регулирования относят индивидуальные предписания, запреты, веления, дозволения, меры принуждения.

Содержание работы

Введение........................................................................................................3
Глава_I.Правовое регулирование как научная категория........................................................................................................5
Глава_II. Типы правового регулирования: разрешительный и общедозволительный и дозволительно-обязывающий..........................10
Глава_III.Типы правового регулирования и деятельность органов внутренних_дел...........................................................................................18
Заключение..................................................................................................24
Список использованной литературы.........................................................26

Файлы: 1 файл

Типы правового регулирования.docx

— 110.13 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

Введение........................................................................................................3

Глава_I.Правовое регулирование как научная категория........................................................................................................5

Глава_II. Типы правового регулирования: разрешительный и общедозволительный и дозволительно-обязывающий..........................10

Глава_III.Типы правового регулирования и деятельность органов внутренних_дел...........................................................................................18

Заключение..................................................................................................24

Список  использованной литературы.........................................................26

 

 

 

Введение.

 

 

В результате развития и становления  цивилизации, а именно появления  человеческого общества, все более  необходимым становится поиск эффективных  способов противодействия различным  кризисным ситуациям. Эти способы  являются постоянными спутниками человека на протяжении всей его жизни.

Средства социального регулирования  выражаются, в первую очередь, в социальных нормах: моральных, корпоративных, в  сложившихся обычаях, но, прежде всего  в правовых нормах. Также к средствам  регулирования относят индивидуальные предписания, запреты, веления, дозволения, меры принуждения.

Во время кризисных ситуациях  различного вида государство изменяет организацию государственного управления, структуру и систему органов  исполнительной власти, начинает формироваться  и реализуется в практической деятельности специальная система  законодательства - чрезвычайное законодательство Российской Федерации. Это связано  с возможностью возникновения новых  общественных отношений на основе введения в действие качественно иных правовых регуляторов, которыми выступают особые правовые режимы.

Социальное регулирование поведения  людей, организация государственного управления, структура и система  органов исполнительной власти подчиняется  нормам права (системе правовых норм), важнейшую роль в которых играет правовое регулирование.

Правовое регулирование это  разностороннее воздействие на общественные отношения всех правовых явлений, включая  идеи и принципы правовой жизни, которые  не нашли свое отражение в законах  и иных нормативно - правовых актах.

Совокупность всех средств воздействия  права на общественные отношения  представляют собой механизм правового  регулирования. Именно механизм правового  регулирования позволяет обозначить место и роль того или иного  юридического средства в правовой жизни  общества.

Особый интерес к этой проблеме в настоящий момент обуславливается  необходимостью повышения организующей, творческой роли права в жизни  общества, необходимостью исследования проблемы его воздействия на экономические  отношения, на сознание и поведение  людей.

Актуальность темы данной курсовой работы заключена в том, что в  теории государства и права существует ряд направлений, исследующих новые  возможности права. Развитие теории права выдвинуло в традиционных областях правового регулирования  новые актуальные задачи. Сравнительно долго в центре внимания общей  теории государства и права были по преимуществу правовые нормы, их социальная сущность, структура, классификация  и система, объективизация в юридических  нормативных актах, реализация норм в правоотношениях, законодательная  техника и т.д. Слабо разрабатывались  такие вопросы, как механизм социального  действия права, его место в системе  регуляторов социальных и экономических  процессов, социально-психологические  аспекты правового регулирования.

Степень разработанности. Проблемы роли норм права  рассматривались в работах таких  ведущих отечественных и зарубежных ученых, как С.С. Алексеев, В.А. Ануфриев, Д. Беккер, В.И. Гессен, И.Н. Лосев, А.В. Малько, Г.В. Мальцев, К. Манхейм, Т. Парсонс, Д.Ю. Шапсугов и др.

Целью курсовой работы является рассмотрение типов  правового регулирования в современном  российском обществе.

Задачи  курсовой работы:

- дать  понятие и выявить сущность  правового регулирования.

- проанализировать  роль правового регулирования  в обществе

- охарактеризовать  типы правового регулирования  в современном российском обществе.

 

Глава I. Правовое регулирование как научная категория.

 

 

 

 Право  как регулятор - это не только  одна из важных проблем теории  права, рассматриваемого в качестве  институционного нормативного образования.  Научной категорией, через которую  реализуется такая научная перспектива,  является понятие правовое регулирование.

Это понятие - не просто несколько иной словесный  оборот выражению “право - регулятор”, а особая категория, основательная  и “теоретически насыщенная”, возглавляющая  специфический понятийный ряд (в  него входят еще такие понятия, как  механизм правового регулирования, правовые средства, правовой режим  и др.).

Ведь  существо позитивного права, представляющего  собой наличную объективную реальность, заключается в том, образующие его  нормы относятся к мир долженствования - к тому, что должно быть. Притом для права характерно не простое  фиксирование “должного” - в нем  заложено стремление, заданность на то, чтобы это должное утверждалось в качестве реального.

А отсюда проистекает само существо категории  правового регулирования и его  своеобразия, которое заключается  в том, что оно: во-первых, по своей  природе является такой разновидностью социального регулирования, которая  строится так, чтобы иметь целенаправленный, организованный, потенциально результативный характер; во-вторых, осуществляется при  помощи целостной системы средств, реально выражающих саму материю  позитивного права как нормативного институционного образования - регулятора.

Правовое  регулирование, в отличие от иных форм правового воздействия (также  весьма существенных, ключевых, - таких  как духовное, относящихся ко “второй  ипостаси” права) всегда осуществляется посредством своего “инструментария”, особого, свойственного только праву  механизма, призванного юридически гарантировать достижение целей, которые  ставил законодатель, издавая или  санкционируя юридические нормы, в  рамках определенных типов, “моделей”  юридического воздействия на общественные отношения. 1

Правовое  регулирование – осуществляемое при помощи права и иных юридических  средств воздействие на общественные отношения2.

Правовое  регулирование является одним из видов социального регулирования, без которого общество существовать не может. Правовое регулирование –  важнейший вид социального регулирования. Его особенности связаны со спецификой права как особого социального  явления: это нормативное регулирование, в основе которого лежат идеи свободы  и справедливости. Те общественные отношения, которые подвергаются правовому  регулированию, называются предметом  правового регулирования. Есть объективные  и субъективные пределы правового (законодательного) регулирования.

Иными словами, далеко не все общественные отношения  могут регулироваться правом. Не регулируются правом (точнее сказать, не должны регулироваться) отношения, которые с экономической  точки зрения не созрели для такого регулирования. Не регулируются правом отношения любви, товарищества, которые  по своему характеру не терпят правового  вмешательства. Не регулируются правом отношения с участием душевнобольных, признанных невменяемыми или недееспособными. Не регулируются, наконец, правом те отношения, регулировать которые нецелесообразно, ибо с ними вполне «управляются»  нормы морали, обычай, иные социальные предписания. Многие отношения между  супругами, например, можно было бы урегулировать юридическими нормами, но в этом нет смысла и надобности (количество поцелуев в неделю, время  прихода домой, место за кухонным столом и т.д.). Все иные общественные отношения могут быть предметом  правового регулирования и закрепляются в законодательстве.

Предмет правового регулирования весьма подвижен. Он может сужаться, и тогда  из законодательства «уходят» отдельные  нормы или целые их блоки (например, акты, регулировавшие государственно-плановую экономику), а может расширяться. Это происходит в случае появления  новых общественных отношений, требующих  правового воздействия, что влечет издание новых юридических норм. Регулируются общественные отношения  определенным способом (или их совокупностью), который называется методом правового  регулирования. Он, как и предмет  правового регулирования, динамичен. По мере укрепления экономики, стабилизации государственных структур и общественного  порядка, развития демократии жесткие  методы правового регулирования  уступают место более мягким.

3

Правовое  регулирование может быть эффективным, малоэффективным и неэффективным. Все зависит от степени достижения цели, которая ставилась при издании  юридических норм. Эффективность  правового регулирования зависит  от многих обстоятельств, основными  из которых являются соответствие права, всей правовой системы идеям справедливости и свободы, уровню и потребностям экономического развития страны, наличие  совершенного законодательства, высокий  уровень правовой культуры населения.

Правовое  регулирование общественных отношений  осуществляется с помощью целой  совокупности юридических средств, называемых механизмом правового регулирования. В этот механизм входит подавляющее  число элементов правовой системы, за исключением правовых учреждений. Основными элементами механизма  правового регулирования являются: юридические нормы, правоотношения, акты реализации права (индивидуальные правовые акты), принципы права, правовая культура. Последние два элемента являются «сквозными», ибо они пронизывают  весь механизм правового регулирования, включаясь в той или иной мере в его иные элементы.

Регламентация общественных отношений – урегулирование с помощью права (или других социальных норм) определенных сфер или областей общественных отношений.

Правовая (законодательная) регламентация как  стадия правового регулирования  состоит в издании юридических  норм, охватывающих определенные группы общественных отношений. Это своего рода «подведение под право» общественных отношений. Прежде чем регулировать поведение людей с помощью  правовых норм, необходимо иметь эти  нормы. 4

В этом суть правовой регламентации. Правовая регламентация  общественных отношений заключается  в определении и закреплении  в юридических нормах круга общественных отношений, регулируемых правом, в определении  субъектов права, их прав, свобод и  юридических обязанностей, установления ответственности за нарушение юридических  предписаний.

Действие  юридических норм – претворение  права в жизнь, в реальное поведение  людей. Юридические нормы для  того и издаются, чтобы действовать.

В действии – реальная жизнь нормы. Действие юридических норм и реализация юридических  норм означают, по сути дела, одно и  то же. Формы реализации юридических  норм – соблюдение, исполнение, использование  и применение – это и формы  их действия.

Что же касается путей действия права, то они таковы:

а) законодательное  наделение лиц и организаций, иными словами, субъектов права, правоспособностью и дееспособностью; обладая такими свойствами, субъекты могут полностью включаться в  процесс правового регулирования, а для права создаются условия (предпосылки) его действия;

б) наделение  субъектов права субъективными  правами и юридическими обязанностями;

в) получение  субъектами права реальных благ, иных правовых результатов, предусмотренных  нормами;

г) угроза применения государственного принуждения  за неисполнение нормы права, а также  реальное применение государственного принуждения. 5

Праву свойственна  определенная специализация своих  норм, их функциональное обособление  относительно друг друга. Но при этом все они, будучи тесно связаны, представляют собой необходимые компоненты регулирования общественных отношений.6

Вывод: регулирование  правом общественных отношений —  весьма сложное и многогранное явление. Оно включает помимо установления конкретных вариантов поведения в тех или иных жизненных условиях, четких прав и обязанностей (порядок приема на работу, производство следственных действий) определение общих принципов поведения, установление того, каков правовой режим соответствующих материальных и духовных ценностей и благ, какое юридическое значение имеют конкретные действия субъектов права, какие учреждения действуют в государстве и как они устроены, что обозначает то или иное юридическое понятие и т.д.

 

 

Глава II. Типы правового регулирования: разрешительный и общедозволительный и дозволительно-обязывающий.

 

 

 

Типы  правового регулирования — это  определенное сочетание способов регулирования, дозволения, обязывания и запрета.

Общедозволительный  тип регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем  запрета делается исключение. Формулой этого типа является: "дозволено  все, кроме того, что прямо запрещено  в законе". Например, субъектам  дозволено совершать различные  виды сделок, однако совершение некоторых  сделок любому субъекту запрещено (к  примеру купля-продажа объектов, выведенных из гражданского оборота). Разрешено заниматься различными видами промыслов, однако и здесь есть запреты (изготовление наркотиков, оружия и  т. д.). Этот тип характерен для общественных отношений, регулируемых гражданским  законодательством.

Информация о работе Правовое регулирование как научная категория