Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 21:59, курсовая работа
В результате развития и становления цивилизации, а именно появления человеческого общества, все более необходимым становится поиск эффективных способов противодействия различным кризисным ситуациям. Эти способы являются постоянными спутниками человека на протяжении всей его жизни.
Средства социального регулирования выражаются, в первую очередь, в социальных нормах: моральных, корпоративных, в сложившихся обычаях, но, прежде всего в правовых нормах. Также к средствам регулирования относят индивидуальные предписания, запреты, веления, дозволения, меры принуждения.
Введение........................................................................................................3
Глава_I.Правовое регулирование как научная категория........................................................................................................5
Глава_II. Типы правового регулирования: разрешительный и общедозволительный и дозволительно-обязывающий..........................10
Глава_III.Типы правового регулирования и деятельность органов внутренних_дел...........................................................................................18
Заключение..................................................................................................24
Список использованной литературы.........................................................26
Общедозволительный тип регулирования неприменим к деятельности государственных органов, ибо это привело бы к неупорядочению их деятельности и т. п.
Разрешительный тип регулирования основывается на общем запрете какого-либо вида действий, деятельности, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение, деятельность разрешается. Формула этого типа звучит противоположно: "Запрещено все, кроме прямо разрешенного". Таким образом, участник правовых отношений может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены. Например, запрещена регистрация брака лиц, не достигших совершеннолетия, хотя в отдельных случаях органами местной администрации такое разрешение может быть дано. Отметим, что в органах внутренних дел существует разрешительная система, должностные лица которой занимаются тем, что дают разрешения на что-либо (приобретение, ношение, хранение огнестрельного оружия и др.). Этот тип присущ отраслям управленческой сферы общественных отношений (административное право).
Разрешительный тип регулирования неприменим к деятельности государственных органов, ибо тогда каждый раз пришлось бы испрашивать у вышестоящего органа разрешения на совершение тех или иных действий. А это мешало бы любой их инициативе.7
Указанные два типа применимы лишь к регулированию отдельных видов отношений. Между тем субъекты права не просто вступают в конкретные правоотношения, совершают отдельные действия, а осуществляют определенный вид деятельности как большой совокупности разнообразных действий, вступают в различные отношения с широким кругом других субъектов. Таким образом, эти два типа регулирования оказываются явно недостаточными, т. е. не охватывают все типичные случаи регулирования. В связи с этим можно выделить другой тип:
Дозволительно-обязывающий
– этот тип регулирования основывается
на позитивной обязанности. Право в
этом случае предоставляется лишь в
том объеме, который необходим
для осуществления
В теории
права появляется термин "правовой
режим" - регулирование определенной
сферы общественных отношений с
помощью различных юридических
средств и способов. Сочетание
всех типов, способов, методов правового
регулирования зависит от отрасли
общественных отношений. Правовые режимы
различны, как сами в целом, так
и внутри каждой отрасли. Их различие
наблюдается в публичном и
частном праве. Выбор того или
иного режима правового регулирование
имеет очень большую
Глубинные
элементы механизма правового
Уже
давно в юридической
Воспринимаемые
порой как своего рода
Если
же присмотреться к указанным
формулам под углом зрения
первичных элементов правовой
материи (нашей "троицы",
С точки зрения субстанции права перед нами две пары крепко сцепленных дозволений и запретов, одна из которых возглавляется общим дозволением, а другая - общим запретом.
Первая
из этих пар - это тип общедозволительного
регулирования. Простейший
Вторая
пара - иной тип, который имеет
характер разрешительного
Именно
то, что в каждой из упомянутых
пар есть общее (либо
Знаменательно,
что здесь обнаруживаются
Предпосылки
рассматриваемых типов
Значение
разрешительного порядка
Рассматриваемый
тип регулирования является не
просто доминирующим, а, в сущности,
единственным в области
Вот иллюстрирующая
изложенные положения реальная проблема,
о которой ранее уже
Какая
система юридических средств
в данном случае может быть
признана наиболее эффективной.
Но
такого рода режим показал
сваю полную неэффективность,
несмотря на то, что вышестоящие
государственные органы упорно
стремились провести его в
жизнь. Почему? Да потому как
раз, что предприятиям обычно
невыгодно отказываться от уже
привычного производства, налаживать
новое, идти на риск, иметь дело
с беспокойными изобретателями.
Словом, действующий специфический
местническо-хозяйственный
Каков
же выход из создавшейся
В
современных условиях России
такая "смена вех" идет, к
сожалению, с трудом: пока в
российской экономике , еще не
сложилось, во всяком случае
в качестве постоянного,
Вместе
с тем на тех участках
Примечательно,
что эффективность (или
Общеобязательность
права создает основу для формально-юридического
равенства субъектов перед
Для права характерна документальная фиксация правовых норм в определенных источниках, принятых по установленной процедуре. Правые нормы официально закрепляются в законах, указах, постановлениях и других юридических формах, содержащих обязательные реквизиты (наименование, нумерация, дата, подпись уполномоченного лица и т.п.).
Таким образом,
на современном этапе в теории
права выделяют три типа правового
регулирования: общедозволительный тип
регулирования, разрешительный тип
регулирования, а также дозволительно-
Глава III.Типы правового регулирования и деятельность органов внутренних дел.
Выбор той
или иной формы правового регулирования
зависит от содержания регулируемых
отношений, а также от ряда других
условий, которые вместе взятые требуют
от законодателя избрать для данных
отношений именно такой, а не иной
способ их юридического построения, чтобы
сделать правовое регулирование
наиболее эффективным, целесообразным,
способствующим прогрессу, воплощению
в жизнь гуманистических
Информация о работе Правовое регулирование как научная категория