Правовое регулирование как научная категория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 21:59, курсовая работа

Описание работы

В результате развития и становления цивилизации, а именно появления человеческого общества, все более необходимым становится поиск эффективных способов противодействия различным кризисным ситуациям. Эти способы являются постоянными спутниками человека на протяжении всей его жизни.
Средства социального регулирования выражаются, в первую очередь, в социальных нормах: моральных, корпоративных, в сложившихся обычаях, но, прежде всего в правовых нормах. Также к средствам регулирования относят индивидуальные предписания, запреты, веления, дозволения, меры принуждения.

Содержание работы

Введение........................................................................................................3
Глава_I.Правовое регулирование как научная категория........................................................................................................5
Глава_II. Типы правового регулирования: разрешительный и общедозволительный и дозволительно-обязывающий..........................10
Глава_III.Типы правового регулирования и деятельность органов внутренних_дел...........................................................................................18
Заключение..................................................................................................24
Список использованной литературы.........................................................26

Файлы: 1 файл

Типы правового регулирования.docx

— 110.13 Кб (Скачать файл)

 Русский  правовед Е. Н. Трубецкой писал,  что при создании и развитии  права необходимо учитывать два  фактора; с одной стороны, исторический  опыт правовой жизни общества, а с другой - идеи разумного  воздействия на социальные процессы, и тогда будут подобраны наиболее  эффективные методы, способы, типы, режимы правового регулирования.

 С  методами, способами, типами правового  регулирования связана наметившаяся  дифференциация юридической деятельности  на публично-правовую и частноправовую, а значит, и определенные ориентации  в профессиональной подготовке, в юридическом образовании и  обучении.

 У  юристов публично-правовой ориентации, как правило, в профессиональном  правосознании интересы общесоциальные  превалируют над интересами частными, личностными. Их деятельность  направлена на подчинение частных  и групповых интересов общегосударственному  интересу и общесоциальному порядку.  Юристы частноправовой ориентации  мыслят и действуют в интересах  суверенного индивида, свою профессиональную  цель они видят в защите  свободы человека от посягательств  государственной и иной власти.17

Как субъекты правового регулирования сотрудники полиции имеют предметом своей  профессиональной деятельности сферы  гражданской и экономической  свободы людей. По своему содержанию профессиональная деятельность сотрудников  ОВД является охраной экономической  и гражданской свободы людей, интересов общества и государства  силой властного государственного принуждения.

Это положение  прямо вытекает из 1 статьи Федерального закона «О полиции»: «Полиция предназначена  для защиты жизни, здоровья, прав и  свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без  гражданства, для противодействия  преступности, охраны общественного  порядка, собственности и для  обеспечения общественной безопасности. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается  в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.» Из приведенных положений о предмете и содержании профессиональной деятельности сотрудников основных подразделений  ОВД следует, что эта профессиональная деятельность в первую очередь регулируется правовыми нормами. И, если продолжить вывод, в профессиональной деятельности сотрудников ОВД собственно моральные  нормы очень часто не работают, так как деятельность сотрудников  милиции лежит в сфере правового  регулирования, а у моральных  норм другой предмет, цели и способы  регуляции.

Профессиональная  деятельность и профессиональное сознание сотрудников ОВД регулируются лишь некоторыми специфическими, и к тому же закрепленными в нормах права, морально-правовыми дозволениями, ограничениями  и запретами или нормами о  правах человека.

Различаются цели непосредственные (поведенческие) и опосредствованные. Непосредственной целью является поведение адресатов, которое соответствовало бы требованиям  норм права. Достижение таких результатов  называется поведенческой эффективностью. Опосредствованные цели достигаются  уже поведением, деятельностью, которая  совершается в соответствии с  нормами права. Такую эффективность  можно назвать фактической.

Цели  правового регулирования могут  быть ближайшими и перспективными. Ближайшей целью законов и  иных нормативных актов, связанных  с приватизацией, является разгосударствление собственности, формирование других, негосударственных, форм собственности (частной, акционерной  и т. д.), а перспективной, более  отдаленной, конечной целью является создание рыночной экономики.

Поведенческая эффективность норм права является условием эффективности фактической (конечной), когда реализуются цели ближайшие и тем более перспективные  в разных сферах общественной жизни: достигаются цели экономические (повышение  производительности труда, рост промышленного  и сельскохозяйственного производства, наполнение рынка товарами, повышение  зарплаты и т. д.), политические (развитие демократии, формирование правового  государства, расширение прав и свобод граждан, повышение уровня их гарантированности  и т. д.), праксеологические (совершенствование  структуры каких-либо органов, повышение  уровня их профессионализма, эффективности  их деятельности и т. д.), нравственно-воспитательные и др.18

Цели  правового регулирования бывают еще не только позитивными, направленными  на изменения, связанные с возникновением, формированием отдельной ситуации, общественных процессов, которых ранее  не было, но и связанными с ликвидацией, вытеснением либо по крайней мере с минимизацией явлений, нежелательных  для общества (снижение уровня правонарушений, ликвидация отдельных их видов, нарушений  прав и свобод граждан, социальных конфликтов, споров и т. п.).19

Понятие прав человека входит составной частью в корпус естественно-правовых учений, является современной модификацией понятия естественного права. Проблема того, что считать естественным правом, а что искусственным, а также  генезиса и содержания понятия прав человека на сегодняшний день остается открытой. Это важная исследовательская  задача для философов и теоретиков права, для юристов-практиков, и решается она на всех уровнях, вплоть до международных  конференций по человеческому измерению. Здесь сильны не модели, которые  пока только складываются, но отработка  традиций, а иногда и прямая конвенция.

Одной из солидных традиций в понимании прав человека является та, что идет от Г. Гроция и И. Канта и через идеологию  Просвещения приходит в современный  мир. С долей условности эту традицию можно назвать антропологической.

В рамках антропологической традиции права  человека основываются на человеческом разуме. Разум – это способность, которой человек отличается от животных, путем деятельностного самоопределения  организовывать, упорядочивать и  познавать природную, социальную и  культурную действительность. Соответственно, права человека, с точки зрения антропологической традиции, представляют собой притязания разумного человека на свободу или основные правомочия на распоряжение своей жизнью, имуществом, безопасность, достойное существование. Иначе говоря, права человека –  это требование личностью определенных действий со стороны других людей, общественных организаций, государства, которые  бы обеспечивали условия для удовлетворения основных потребностей личности.

Как сказано  в “Декларации прав человека и  гражданина” 1789 г. (один из нормативных  актов Великой французской революции, вошел как преамбула в первую Конституцию Франции 1791 г.): “Свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому. Таким образом, осуществление естественных прав каждого человека встречает  лишь те границы, которые обеспечивают прочим членам общества пользование  теми же самыми правами. Границы эти  могут быть определены только законом”.

Права человека неотъемлемы от индивида, они внетерриториальны  и вненациональны, существуют в индивидуальном и общественном нравственно-правовом сознании независимо от закрепления  в нормативных актах. Права человека являются объектом международного правового  регулирования. Если права человека закрепляются в законодательных  актах государства, то они становятся правами гражданина данного государства. Нормы о правах человека являются конституционными. Так, гл. 2 Конституции  Российской Федерации “Права и свободы  человека и гражданина” является прямым перенесением норм международного права. Права человека в современном  мире подразделяются на экономические, гражданские, культурные, экологические  и информационные, а также на индивидуальные и коллективные права.

Важно понять, что применение в профессиональной деятельности сотрудников ОВД чисто  нравственных, а не нравственно-правовых критериев ведет к профессиональным ошибкам, невыполнению профессионального  долга, злоупотреблению служебным  положением и иным проявлениям профессионально-нравственной деформации.

В нашей  стране до сих пор и население, и средства массовой информации, и  сами сотрудники милиции часто оценивают  профессиональную деятельность сотрудников  ОВД не нравственно-правовыми, а  чисто нравственными нормами. 20

С учетом сказанного, кратко рассмотрим вопрос о соотношении моральных, правовых, нравственно-правовых и организационно-управленческих норм в профессиональной деятельности сотрудников ОВД.

Цель  профессиональной деятельности сотрудников  ОВД, как уже отмечалось, нравственно-правовая. Она заключается в охране и  защите основных прав человека и гражданина, предотвращении и раскрытии преступлений против личности, общества и государства.

Цель  профессиональной деятельности сотрудников  ОВД определяет ее содержание, которое  также является нравственно-правовым. Это содержание заключается в  достижении юридической справедливости. Напомним, что современное понимание  справедливости включает в себя, во-первых, равенство прав и обязанностей личностей; во-вторых, равенство граждан перед  законом; в-третьих, адекватное наказание  за преступление против жизни, свободы, имущества личности, безопасности общества и государства.

 

 

Заключение.

 

 

 

       На основании вышеизложенного мы можем сделать следующие выводы: Правовое регулирование выступает как инструмент социального управления. Оно призвано упорядочивать общественные отношения, обеспечивая реализацию позитивных интересов граждан. В этом ему помогает механизм правового регулирования общественных отношения во всех сферах. Действие права изучает общая теория государства и права и отраслевые юридические науки. Но в целом эта проблема носит общетеоретический характер, поскольку включает такие вопросы, как механизм воздействия права на общественные отношения, место в этом механизме специфически правовых способов регулирования поведения людей, эффективность правового воздействия, связь права и общественного мнения и ряд других.

Правовое  регулирование как инструмент социального  управления призвано упорядочивать  общественные отношения, обеспечивая  реализацию позитивных интересов субъектов.

Тип правового  регулирования — это особый порядок  правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании способов (дозволений и запретов) и создающий  состояние большего или меньшего благоприятствования для удовлетворения интересов субъекта права. Тип правового  регулирования устанавливает тип  правового режима.

Общедозволительный  тип правового регулирования  основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение. Его формула: дозволено  все, кроме того, что прямо запрещено. Например, субъектам дозволено совершать  различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (купля-продажа наркотиков). Данный тип правового регулирования  способствует (или хотя бы не препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении  тех или иных задач. Однако подобный тип правового регулирования  не применим к деятельности государственных  органов, ибо это создало бы возможности  для различного рода злоупотреблений.

 Общедозволительный  тип правового регулирования  связан с закреплением в праве  социальной свободы, с правом  субъекта на выбор средств  и способов достижения поставленных  целей. Разрешительный же тип  правового регулирования вытекает  из необходимости в высокой  и строгой упорядоченности социальных  связей, последовательной реализации  принципов законности. Он является  единственным при применении  мер юридической ответственности  и ряда других мер государственного  принуждения.

 Разрешительный  тип правового регулирования  основывается на общем запрещении  какого-либо вида действий, однако  в индивидуальном порядке запрещенное  поведение разрешается. Его формулировка  звучит следующим образом: запрещено  все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых  отношений подобного типа может  совершать только действия, которые  прямо разрешены законом, а  все остальные действия запрещены.  Здесь в законе указывается  точный, строго ограниченный объем  правомочий: все, что выходит за  пределы компетенции властвующего  субъекта, категорически запрещено. 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) "Российская газета", N 7, 21.01.2009. –60-63с.
  2. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.03.2013) "Российская газета", N 113, 18.06.1996, N 114, 19.06.1996, N 115, 20.06.1996, N 118, 25.06.1996.
  3. «О полиции» федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (принят ГД ФС РФ 28.01.2011) (действующая редакция) –27-37 с.
  4. Абчук, В.А. Теория государства и права: учебное пособие / В.А. Абчук - М.: Бита-Пресс, 2012.- 77-88 с.
  5. Алексеев, С.С. Теория права. – М.: Издательство БЕК, 2012. –с.96-99
  6. Волков, Ю.Г., Добренькое В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М., 2010. – 160 с.
  7. Гаврилов, О.А. Стратегия правотворчества и социальное прогнозирование. - М., 2012. –78-85 с.
  8. Гревцов, Ю.И. Очерки теории и социологии права. – СПб., 2011. –9-17 с.
  9. Дубинскина, С.Н. Механизм международно – правового регулирования международных общественных отношений // Государство и право. – 2012. - № 7. - 108-113с.
  10. Иргин, Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Теория государства и права. Учебник. – М.: Юрист, 2009. –56-59 с.
  11. Ивашевский, С.Л. Идеальная сущность права: постановка проблемы // Журнал российского права.  - № 1 – 2011. –38-39 с.
  12. Керимов, Д.А. Культура и техника законотворчества. – М.: Юр. Лит-ра, 2009г. –29-32 с.
  13. Касьянов, В.В., В.Н. Нечипуренко. Социология права. – М., 2007. –с. 97
  14. Лазарев, В.В. Общая теория права и государства. // Под ред. В.В. Лазарева. - М., 2007. – 55 с.
  15. Лазарев, В.В. Гранат Н.Л. источники права /  Общая теория права и государства. Под ред. В.В. Лазарева. М., 2012. - 143-146 с.
  16. Малиновский, А.А. Способы осуществления права // Журнал российского права. -  № 3. – 2010. –148-150 с.
  17. Несерсесянц, В.С. Право и закон. – М.: Академия, 2012. –100 с.
  18. Политология для юристов. Курс лекций. / Под ред. проф. Н.И. Матузова и проф. А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2012. –32-34 с.
  19. Теория государства и права. / Под ред. Корельского В.М., Перевалова В.Д. – М.: Инфра-М-Норма, 2009. –88-91 с.
  20. Фромм, Э. Бегство от свободы: учебник / Э. Фромм - М.: Прогресс, 2010.- 112 с.
  21. Шикин, Е.В. Теория права: учебник/ Шикин, Е.В. – М.: Диалог, 2013.- 74-80 с.

Информация о работе Правовое регулирование как научная категория