Правовое регулирование труда женщин Республика Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 08:35, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в том, чтобы изучить, обобщить, систематизировать законодательство, регулирующее Республикой Беларусь труд женщин, изложить его и внести предложения по его применению.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
- изучить историю развития законодательства регулирующего труд женщин в Республике Беларусь;
- проанализировать действия национального законодательства Республики Беларусь регулирующее труд женщин;
- рассмотреть особые условия труда беременных женщин и женщин имеющих детей в возрасте до трех лет;
- охарактеризовать социальные льготы и компенсации, предоставляемые женщинам в связи с материнством.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ЖЕНЩИН И ЛИЦ, ИМЕЮЩИХ СЕМЕЙНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
1.1 Развитие законодательства регулирующего труд женщин и лиц, имеющих семейные обязанности в Республике Беларусь
1.2 Действующее национальное законодательство Республики Беларусь регулирующее труд женщин и лиц имеющих семейные обязанности
2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОСОБОЙ ОХРАНЫ ТРУДА ЖЕНЩИН В СВЯЗИ С МЕТЕРИНСТВОМ
2.1 Общие гарантии, устанавливаемые женщинам, имеющим детей
2.2 Особенности регулирования труда беременных женщин и женщин имеющих детей в возрасте до трех лет
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 207.50 Кб (Скачать файл)


2

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ЖЕНЩИН И ЛИЦ, ИМЕЮЩИХ СЕМЕЙНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

1.1 Развитие законодательства регулирующего труд женщин и лиц, имеющих семейные обязанности в Республике Беларусь

1.2 Действующее национальное законодательство Республики Беларусь регулирующее труд женщин и лиц имеющих семейные обязанности

2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОСОБОЙ ОХРАНЫ ТРУДА ЖЕНЩИН В СВЯЗИ С МЕТЕРИНСТВОМ

2.1 Общие гарантии, устанавливаемые женщинам, имеющим детей

2.2 Особенности регулирования труда беременных женщин и женщин имеющих детей в возрасте до трех лет

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы курсовой работы. В период становления гражданского правового общества наряду с изменениями в политической сфере, происходят изменения социального статуса личности. В международно-правовых документах говорится, что семья является естественной и основной ячейкой общества, которой должна предоставляться по возможности самая широкая охрана и помощь, в особенности при ее образовании и пока на ней лежит ответственность о несамостоятельных детях и их воспитании. К числу важнейших научных проблем, требующих разрешения в условиях обретения Республикой Беларусь независимости, формирования и развития рыночных отношений в сфере экономики, относится проблема правового положения работающих матерей.

Важно отметить, что переход к рыночной экономике и обусловленные им социально - экономические программы, в Республике Беларусь оказали негативное влияние на многие аспекты жизни семьи, которое выражается в первую очередь в снижении уровня материального достатка в семье. Забота о семье, о гражданах, осуществляющих свои семейные обязанности, а также вопросы правового регулирования их труда всегда находились в поле зрения зарубежных и отечественных ученых в области науки трудового права и права социального обеспечения. Многое делалось и делается на законодательном уровне для создания оптимальных условий, позволяющих сочетать семейные обязанности с работой. Более того, многие нормы - льготы, дополнительные гарантии и компенсации привели к ущемлению свободы выбора женщин и лишению их конкурентоспособности на рынке труда, а большинство защитных мер приобрели в рыночных условиях фактически дискриминационный характер.

О важности вопросов положения женщин-матерей в обществе, свидетельствует выделение их в самостоятельный предмет международно-правового сотрудничества государств в рамках международно-правовой отрасли – международная защита прав человека. Социальная защита прав женщин направлена на обеспечение им равных с мужчинами прав во всех сферах общественной жизни; физиологические способности женского организма, выполнение женской особой социальной функции – материнства, вызвали существование специальных норм, стоящих на страже интересов женщин. Актуальность теоретических исследований проблем правового положения женщин в связи с материнством обуславливается необходимостью изучения обновленного законодательства, определения объема прав и льгот женщинам по труду. Обращаясь сегодня к вопросу о труде женщин в общественном производстве со всей очевидностью видно, что он по-прежнему сопряжен с целым рядом трудностей. Кроме того, следует отметить, что в научной литературе комплексных исследований правового регулирования труда женщин в Республике Беларусь фактически не имеется

Тема курсовой работы: «Правовое е регулирование труда женщин».

Объектом исследования работы являются нормативные правовые акты, которые регулируют трудовой статус женщин в Республике Беларусь.

Предметом исследования работы являются правоотношения возникающие в связи с применением труда женщин и лиц, имеющих семейные обязанности.

Цель исследования состоит в том, чтобы изучить, обобщить, систематизировать законодательство, регулирующее Республикой Беларусь труд женщин, изложить его и внести предложения по его применению.

Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:

- изучить историю развития законодательства регулирующего труд женщин в Республике Беларусь;

- проанализировать действия национального законодательства Республики Беларусь регулирующее труд женщин;

- рассмотреть особые условия труда беременных женщин и женщин имеющих детей в возрасте до трех лет;

- охарактеризовать социальные льготы и компенсации, предоставляемые женщинам в связи с материнством.

Характеристика источников для написания. В основу работы положены, во-первых, Конституция Республики Беларусь, Трудовой кодекс Республики Беларусь и другие нормативные правовые акты Республики Беларусь, международные правовые акты; во-вторых, специальная юридическая литература. Значительный вклад в разработку вопросов, связанных с особенностями регулирования труда женщин и работников, имеющих семейные обязанности, внесли выдающиеся юристы, профессора, судьи, в частности, профессор Круталевич В.А., доктор юридических наук Литвинова Г.И., Поленина С.В., Тихиня В.Г., Азарова А.А., Абрамова А.Д. и другие.

При разрешении поставленных задач для достижения цели исследования использовались следующие методы: формально-юридический метод, метод системного анализа, комплексного исследования, сравнительного правоведения.

Структура работы включает: титульный лист, содержание, введение, два раздела с подразделами к ним, заключение, список использованных источников. Курсовая работа выполнена на 30 страницах компьютерного текста.

 


1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ЖЕНЩИН И ЛИЦ ИМЕЮЩИХ СЕМЕЙНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

 

1.1. Развитие законодательства регулирующего труд женщин и лиц, имеющих семейные обязанности в Республике Беларусь

 

В первые годы после Великой Октябрьской социалистической революции основное направление движения к равенству мужчин и женщин шло через экономическое освобождение женщин, установление юридического равноправия в семейных, трудовых отношениях, создание системы льгот трудящимся женщинам.

Советское государство отменило прежнее законодательство, закреплявшее дискриминацию женщины, предоставило ей равные права с мужчиной, открыло доступ к образованию. Государство признало своей обязанностью заботу о материнстве и детстве. В декабре 1917 года был создан специальный отдел по охране материнства и младенчества.

В конце 1917-начале 1918 года был принят ряд декретов, направленных на охрану труда женщин. Запрещалось использовать женский труд на подземных и некоторых других тяжелых работах, в ночные смены, а также сверхурочно. Декретом ВЦИК Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов от 22 декабря 1917 года было введено денежное пособие по случаю родов в размере полного заработка в течение 8 недель до родов и 8 недель после родов. Этим же декретом предусматривалось, что работнице в период кормления ребенка могло быть выплачено пособие в размере от одной четверти до половины ее заработка в течение 9 месяцев после родов. В последующем также было принято значительное число нормативных актов о труде женщин, о льготах, предоставляемых им в период материнства. 30 октября 1922 года был принят Кодекс законов о труде, в статье 5 которого говорилось, что он расширяет свое действие на союзные республики без специального подтверждения.

Кодекс законов о труде (КЗоТ) 1922 г. принципиально отличался от КЗоТ 1918 г. От методов принуждения в регулировании трудовых отношений государство переходит к методам свободного найма рабочей силы с заключением добровольного трудового договора. Кодекс допускал в исключительных случаях (борьба со стихийными бедствиями, недостаток в рабочей силе для выполнения важнейших государственных заданий) привлечение граждан к труду в порядке трудовой повинности по специальным постановлениям СНК.

Для женщин и подростков до 18 лет, а также для лиц, занятых на производстве с вредными условиями труда, рабочий день сокращался до 6 часов. Увольнение с работы допускалось лишь вследствие полной или частичной ликвидации предприятия, истечения срока временной работы, приостановки работ свыше месяца, в случае явной непригодности рабочего, определенной в установленном порядке и, наконец, по желанию самого трудящегося. В КЗоТ 1922 года порядок увольнения был значительно облегчен. Регламентировалось время отдыха и праздничные дни. Интересно, что вводилось 15 праздничных дней: 1 января, 6 января, 27 февраля, 25 марта, 1 мая, 15 августа, 14 сентября, 25 и 26 декабря, пятница и суббота страстной недели, понедельник и вторник Пасхальной недели, день вознесения Господня и второй день праздника сошествия Святого Духа. Практически запрещались сверхурочные работы.

В кодексе 1922 г. появились положения о коллективных договорах. Они являлись соглашением, заключаемым профсоюзом, как представителем рабочих и служащих, и нанимателем. Колдоговор устанавливал условия труда и найма для отдельных предприятий, учреждений или группы таковых. Тем самым он задавал рамки для личных трудовых договоров найма. Недействительными признавались статьи колдоговора, ухудшавшие условия труда по сравнению с условиями, установленными КЗоТ и другими нормативными актами о труде. Профсоюзы имели право выступать перед различными органами от имени работавших по найму в качестве стороны, заключившей колдоговор.

КЗоТ 1922 г. вместо социального обеспечения вновь вводил социальное страхование. Оно распространялось на всех лиц наемного труда. Страховые взносы вносились предприятиями, учреждениями, хозяйствами или работодателями без права обложения страхуемого и без вычета взносов из заработной платы. Социальное страхование предусматривало: оказание лечебной помощи, выдачу пособий при временной нетрудоспособности и дополнительных пособий, выдачу пособий по безработице, инвалидности, членам семей трудящихся в случае смерти кормильца.

В 1925 г. была проведена либерализация процесса найма - отменялось обязательное до этого посредничество бирж труда при найме рабочих и служащих. В 1929 г. был осуществлен переход на пятидневную (для непрерывно действующих предприятий) и шестидневную (для остальных предприятий, учреждений и организаций) неделю. Последний день такой укороченной недели являлся выходным днем.

Советские правоведы вынуждены были констатировать, что в КЗоТ 1922 года «наблюдается отступление от уровня правового регулирования трудовых отношений в первые годы Советской власти». После сворачивания НЭПа эти отступления были не только не ликвидированы, а еще более расширены: вместо большой массы нэпманов возник один огромный нэпман - государственный капитал.

Таким образом, трудовое законодательство БССР в 1922 г. устанавливало квоты на увольнение женщин при сокращении штатов, за беременными женщинами и одинокими матерями с детьми до одного года закреплялось преимущественное право сохранения рабочего места. Постановление "По вопросу о подготовке трудящихся женщин к обороне страны", принятое Секретариатом ЦК Коммунистической партии Белоруссии в июне 1928 г., определяло направления работы по так называемой "военизации женщин"; в пункте 3 говорилось о необходимости подготовки женщин для разведывательной службы в армии; в п. 6 отмечалась необходимость военной подготовки крестьянок.

Постановление ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1936 г. "О запрещении абортов, увеличении материальной помощи женщинам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах" запрещало производство абортов. Конституция БССР 1937 г. законодательно закрепляла равенство прав мужчин и женщин во всех сферах жизни и деятельности.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. "Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства" определял, что женщине после рождения третьего ребенка выдается единовременное пособие, а после рождения четвертого - кроме единовременного, еще и ежемесячное пособие, которое пропорционально повышалось с рождением каждого последующего ребенка; оплачиваемый отпуск по беременности и родам работающим женщинам был установлен с 63 до 77 календарных дней. Согласно этому же Указу, "только зарегистрированный брак порождает права и обязанности супругов", все свободные фактические браки приравнивались к внебрачным связям. Закон от 14 мая 1956 г. "О государственных пенсиях" женщины получали право на пенсию по старости на 5 лет раньше мужчин при наличии меньшего стажа работы. Пенсионный возраст по старости устанавливался для них по достижении 55 лет.

В 1956 году был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 марта 1956 г. продолжительность декретного отпуска увеличивалась до 112 календарных дней (56 дней до родов и 56 дней после) с выплатой за этот период пособия по государственному социальному страхованию. Постановление Совета Министров СССР "О мероприятиях по замене женского труда на подземных работах и в горнодобывающей промышленности и на строительстве подземных сооружений" от 13 июля 1957 г. вводился запрет на применение женского труда в данной отрасли промышленности.

В Уголовном кодексе 1960 г. закреплялось, что беременность женщины на момент совершения ею преступления является обстоятельством, смягчающим уголовную ответственность (ст. 37); убийство женщины, заведомо для виновного находившейся в состоянии беременности, является отягчающим вину обстоятельством (ст. 100); устанавливалась уголовная ответственность за изнасилование женщины (ст. 115), за понуждение женщины к вступлению в половую связь (ст. 116), за незаконное производство аборта (ст. 114), за нарушение прав при приеме на работу беременных женщин и кормящих матерей (ст. 136); к женщинам не могло быть применено пожизненное наказание (ст. 221), существовали отличия в режимах отбывания наказания в виде лишения свободы, беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до 14 лет или детей-инвалидов, не могли быть подвергнуты аресту (ст. 232).

В 60-х годах специалисты обратили внимание на снижение рождаемости в стране, чрезмерную загруженность женщин в народном хозяйстве и в сфере быта и, как следствие этого, ухудшение здоровья самих женщин и новых поколений. К специфической женской проблеме стали относить увеличение числа разводов и рост безнадзорности детей.

В литературе советского периода писалось:

«Большая часть женщин занята именно в отдельных отраслях народного хозяйства. Концентрация женщин в сфере образования, культуры, в отдельных отраслях промышленности не может рассматриваться как положительный фактор, ибо нарушаются необходимые пропорции в рациональной занятости населения, создаются дополнительные трудности для отраслей промышленности, где большинство работающих - женщины. Если же взглянуть глубже, становится очевидным, что вызвано все это отнюдь не только приверженностью женщин именно к таким видам труда, но и политикой заработной платы. В тех отраслях промышленности, где в основном трудятся женщины, уровень оплаты труда на 25-30 % был ниже среднего. Что же касается учреждений здравоохранения и культуры, то положение дел с оплатой труда в этих областях всем хорошо известно.

Также существовало немало публикаций, суть которых сводится к тому, что ослабление семейных уз, снижение рождаемости, ухудшение здоровья женщин и детей связываются лишь с широким вовлечением женщин в трудовую и общественную деятельность. Радикальный выход из создавшегося положения авторы видели в том, чтобы вернуть женщине ее «истинное» предназначение - быть хранительницей домашнего очага, вести хозяйство и воспитывать детей. Но это лишь слова, которые невозможно было внедрить в жизнь: «…сейчас, когда бушует повальная безработица, выплату заработной платы задерживают на несколько месяцев, а в отдельных случаях, на несколько лет, мужчина в одиночку просто не в состоянии содержать семью, тем более что трудно предвидеть какие изменения ждут страну завтра» [21. с. 154].

Информация о работе Правовое регулирование труда женщин Республика Беларусь