Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 08:35, курсовая работа
Цель исследования состоит в том, чтобы изучить, обобщить, систематизировать законодательство, регулирующее Республикой Беларусь труд женщин, изложить его и внести предложения по его применению.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
- изучить историю развития законодательства регулирующего труд женщин в Республике Беларусь;
- проанализировать действия национального законодательства Республики Беларусь регулирующее труд женщин;
- рассмотреть особые условия труда беременных женщин и женщин имеющих детей в возрасте до трех лет;
- охарактеризовать социальные льготы и компенсации, предоставляемые женщинам в связи с материнством.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ЖЕНЩИН И ЛИЦ, ИМЕЮЩИХ СЕМЕЙНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
1.1 Развитие законодательства регулирующего труд женщин и лиц, имеющих семейные обязанности в Республике Беларусь
1.2 Действующее национальное законодательство Республики Беларусь регулирующее труд женщин и лиц имеющих семейные обязанности
2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОСОБОЙ ОХРАНЫ ТРУДА ЖЕНЩИН В СВЯЗИ С МЕТЕРИНСТВОМ
2.1 Общие гарантии, устанавливаемые женщинам, имеющим детей
2.2 Особенности регулирования труда беременных женщин и женщин имеющих детей в возрасте до трех лет
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В ней предусматривались особые меры по охране материнства, предоставляющие определенные привилегии женщинам: право трудящейся женщины на обязательный и дополнительный отпуск после родов, на выплату денежного пособия в период отпуска, на сохранение работы во время отпуска по беременности. Конвенция о применении труда женщин на подземных работах в шахтах любого рода (Конвенция 45) от 21 июня 1935 г. вступила в силу для БССР 4 августа 1962 г. Конвенция запрещала применение труда женщин в шахтах, за исключением руководящей и обслуживающей работы.
Конвенция о дискриминации в области труда и занятий (Конвенция 111) от 25 июня 1958 г. вступила в силу для БССР 4 августа 1962 г. Конвенция определяла понятие "дискриминации", обязывала государства проводить политику равенства возможностей и обращения в отношении труда.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. вступил в силу для БССР 3 января 1976 г. В ст. 7 Пакта гарантировались права женщин на труд "не хуже тех, которыми пользуются мужчины"; ст. 9 посвящена мерам по охране и поддержке материнства и детства. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 г. вступила в силу для БССР 3 сентября 1981 г. В ней закреплялась необходимость введения равноправия во всех сферах жизни - политической, социально-экономической, сфере образования и уголовного права.
Конвенция № 26 о создании процедуры установления минимальной заработной платы от 30 мая 1928 г. вступила в силу для Республики Беларусь 15 сентября 1994 г.
Республика Беларусь присоединилась к выполнению обязательств, направленных на улучшение положения женщин, закрепленных в Пекинской платформе действий, принятой в 1995 г. на IV Всемирной конференции ООН.
Во время беременности и, по крайней мере, в течение 3 месяцев после родов (а в случае кормления грудью и в течение более продолжительного периода) женщина не должна привлекаться к тяжелым и вредным работам, в том числе связанным с поднятием, переноской, передвижением тяжестей, с излишним или непрерывным физическим напряжением, включая длительное стояние на ногах.
Женщина, обычно занятая на работе, признаваемой компетентными государственными властями вредной для здоровья, имеет право на перевод на другую работу без уменьшения заработной платы. В отдельных случаях это право должно предоставляться каждой беременной женщине по предъявлении медицинской справки, удостоверяющей, что перемена работы необходима в интересах здоровья женщины или ее будущего ребенка.
Конвенция Международной организации труда № 105 об упразднении принудительного труда от 5 июня 1957 г. вступила в силу для Республики Беларусь 25 сентября 1996 г. Конвенция запрещает все практики по применению долговой кабалы и крепостной зависимости и иные виды принудительного труда.
Данные Конвенции распространяются на: - трудящихся мужчин и женщин, имеющих обязанности в отношении находящихся на их иждивении детей, когда эти обязанности ограничивают их возможность подготовки, доступа, участия или продвижения в экономической деятельности; - трудящихся мужчин и женщин, имеющих обязанности в отношении других ближайших родственников - членов их семей, которые нуждаются в уходе или помощи, когда такие обязанности ограничивают их возможности подготовки, доступа, участия или продвижения в экономической деятельности.
Европейская социальная хартия также обращается к проблемам лиц с семейными обязанностями. Статья 27 хартии обязывает страны - члены Совета Европы для обеспечения реализации права на равенство и на равное обращение работников - мужчин и женщин с семейными обязанностями и всех остальных работников принять соответствующие меры, с тем чтобы:
а) предоставить работникам с семейными обязанностями возможность поступить на работу и оставаться занятыми, а также возобновить работу после перерыва, вызванного семейными обязанностями, включая организацию профессиональной ориентации и профессионального обучения таких работников;
б) учитывать их нужды при определении условий труда и в области социального обеспечения;
в) развивать государственные и частные социальные службы, поощрять их деятельность, в частности детские сады и другие подобные учреждения, берущие на себя заботу о детях.
Можно сказать, что правовое регулирование труда лиц с семейными обязанностями на международном уровне прошло три этапа:
1) с первых дней создания МОТ (1919 г.) до 1965 г, когда из всех лиц с семейными обязанностями под защитой международных норм были только беременные женщины и женщины с грудными детьми (кормящие матери);
2) с 1965 по 1981 г. В 1965 г. Рекомендация № 123 «О труде женщин с семейными обязанностями» распространила свое действие на женщин с детьми вообще (т. е. и более старшего возраста), а также с больными членами семьи;
3) с 1981 г. в соответствии с Конвенцией № 156 лицами с семейными обязанностями признаются трудящиеся мужчины и женщины с находящимися на их иждивении детьми либо с нуждающимися в уходе другими ближайшими родственниками.
Исходя из международных трудовых норм, можно выделить следующие категории лиц с семейными обязанностями:
- беременные женщины;
- кормящие матери (с грудными детьми);
- трудящиеся, на иждивении которых находятся несовершеннолетние дети;
- трудящиеся, имеющие обязанности в отношении других ближайших родственников, нуждающихся в уходе или помощи.
После развала СССР, Республика Беларусь приобрела независимость и стала самостоятельным государством, которое разрабатывало и утверждало законодательство, регулирующее труд женщин и лиц имеющих семейные обязательства.
Верховным Советом Республики Беларусь в 1991 г. были приняты постановление "О дополнительных мерах по улучшению охраны материнства и детства в Республике Беларусь", а также две государственные программы: "Национальная программа профилактики генетических последствий, обусловленных катастрофой на ЧАЭС" и комплексная целевая программа "Охрана материнства и детства в условиях воздействия последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 1991-1995 гг.". Программы позволили осуществлять дородовую диагностику врожденных пороков плода и ряда наследственных заболеваний.
Закон Республики Беларусь от 130.101992 года "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей", устанавливал, кроме всех ранее существовавших, поощрительное пособие в размере 50% минимальной заработной платы для женщины, ставшей на учет в женскую консультацию до 12-недельного срока беременности.
С 1 января 1993г. вводится в действие Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении». В соответствии со статьей 12 указанного закона пенсии за работу с особыми условиями труда назначаются женщинам, работающим доярками (операторами машинного доения), операторами животноводческих комплексов и механизированных ферм, животноводами, занятыми в профилакториях по уходу за телятами молочного периода в возрасте до 4-6 месяцев и на обслуживании коров-кормилиц с телятами (весь комплекс работ по кормлению, поению и уходу за скотом), операторами свиноводческих комплексов и механизированных ферм и свиноводами (кормление, поение, удаление навоза, уборка помещений и другие работы) по обслуживанию подсосных свиноматок с приплодом, холостых и супоросных свиноматок, поросят - отъемышей в возрасте до 4 месяцев, ремонтного молодняка, хряков-производителей и свиней на откорме в колхозах, совхозах и других предприятиях сельского хозяйства при условии выполнения установленных норм обслуживания.
Нормы обслуживания для назначения пенсий за работу с особыми условиями труда утверждены постановлением Государственного комитета Республики Беларусь по труду и социальной защите населения, Министерства социального обеспечения и Министерства сельского хозяйства и продовольствия от 1 декабря 1992 г. № 60.
С 1995г. Республика Беларусь присоединилась к реализации обязательств, направленных на улучшение положения женщин, закрепленных в Пекинской платформе действий, принятой в 1995 г. на IV Всемирной конференции ООН. Одобренная Советом Министров в августе 1996 г. республиканская программа "Женщины Республики Беларусь", рассчитанная до 2000 г., была направлена на улучшение положения женщин на рынке труда, расширение участия женщин в процессе принятия решений, охрану материнства и детства, укрепление семьи, решение социально-психологических проблем женщин и их адаптацию к новым социально-экономическим условиям. Одобренная Советом Министров в августе 1996 г. республиканская программа "Женщины Республики Беларусь", рассчитанная до 2000 г., направлена на улучшение положения женщин на рынке труда, расширение участия женщин в процессе принятия решений, охрану материнства и детства, укрепление семьи, решение социально-психологических проблем женщин и их адаптацию к новым социально-экономическим условиям. Меры по поддержке предпринимательства женщин были включены в Программу государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь с 1997 г.
Указом Президента Республики Беларусь от 21 января 1998 г. утверждены Основные направления государственной семейной политики, предусмотрены определенные меры, направленные на повышение экономической самостоятельности семьи и женщин.
В Трудовом кодексе 2000г., ст. 271 закреплены дополнительные гарантии отцам, опекунам, другим родственникам ребенка, в том числе отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Участие женщин в процессе труда все время возрастает. Однако женщины сталкиваются с многочисленными проблемами при реализации своего права на труд: неравенство в условиях и оплате труда, при найме, при увольнении. В Конституции Республики Беларусь закреплены эгалитарные принципы в отношении мужчин и женщин.
Статья 22 Конституции закрепляет равенство граждан перед законом без всякой дискриминации. Положения ст. 22 получают развитие в других статьях конституции, а именно: ст. 42 (право на равное вознаграждение за труд равной ценности), ст. 47 (право на социальное обеспечение в старости), ст. 49 (право на охрану здоровья, право на образование). Все приведенные выше положения соответствуют международным соглашениям, ратифицированным республикой в разные годы.
Однако сам по себе такой подход к "женскому вопросу" не гарантирует отсутствие дискриминационных практик. Как отмечает в своей статье Т. Журженко, "процессы демократизации в переходных обществах не являются автоматическим приращением прав всех без исключения граждан", они, скорее, ставят во главе общедемократические принципы, выделяя женщин как "меньшинство". Основной же идеей гендерного подхода к правам женщин является не закрепление за ними особых прав и привилегий, а привнесение действительно равного подхода, исключение закрепления традиционно женских и мужских ролей на законодательном уровне. Как известно, основным законодательным актом в трудовой сфере является Трудовой кодекс Республики Беларусь 2000г.
Редакция Основ законодательства СССР и союзных республик о труде от 1990 г., а также изменения, внесенные в КЗОТ БССР 1972 г., определили, что частично оплачиваемый отпуск и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком может быть использован полностью или частично отцом, бабушкой, дедушкой или другим родственником, фактически осуществляющим уход за ребенком. Однако относительно пособий по временной нетрудоспособности вопрос долгое время не был решен, т. е. отцы и другие лица, фактически осуществлявшие уход за ребенком, не имели права получать пособие. В настоящее время все льготы, распространяемые на матерей в связи с уходом за ребенком, могут быть распространены и на отцов или лиц, реально осуществляющих уход.
Это реальная предпосылка для закрепления принципа равных возможностей мужчин и женщин в трудовой сфере. Однако следует обратить внимание на другие статьи, связанные с функцией деторождения. Существует ст. 264 Трудового кодекса Республики Беларусь о переводе на более легкую работу беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет. На мой взгляд, первая часть статьи не носит дискриминационный характер, т. к. связана с заботой о физическом здоровье беременной женщины. Однако во второй части статьи, где идет речь о переводе для женщин, имеющих детей до полутора лет, нужно было бы, следуя принципу равных возможностей, также и мужчине предоставить право перевода на более легкую работу в том случае, если преимущественно он занимается воспитанием ребенка соответствующего возраста.
Нормой, формально связанной с материнством, является предоставление женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, дополнительных перерывов для кормления ребенка.
Однако вследствие того, что наличие ребенка в возрасте до полутора лет само по себе дает право на дополнительные перерывы независимо от того, кормит ли женщина грудью, находится ли ребенок на искусственном вскармливании или пребывает в детском дошкольном учреждении, статья нарушает права мужчин, осуществляющих непосредственный уход за ребенком (искусственное вскармливание).
Сохранилось также положение, регламентирующее возможность использования женщиной дополнительного свободного от работы дня с оплатой в размере среднего дневного заработка. Это, однако, хотя и является дополнительной льготой для женщины, негативно влияет на психологию нанимателя, который ожидает, что женщина действительно воспользуется этим днем. Также возникает вопрос: почему только женщина имеет такую возможность? Если законодатель настаивает на сохранении данной нормы, хотелось бы, чтобы и мужчина получил смог наравне с женщиной участвовать в воспитании детей и ведении домашнего хозяйства. Таким образом, все вышеперечисленные льготы формально связаны с физическими характеристиками женщины как матери, однако зачастую носят дискриминационный характер по отношению к мужчинам, воспитывающим ребенка.
В статье 184 Трудового кодекса Республики Беларусь закреплена обязанность нанимателя, давать женщине отпуск по беременности и родам. Однако данное положение, должно скорее предоставлять женщине такую возможность, нежели обязывать нанимателя отправлять ее в отпуск, т. к. могут иметь место случаи, когда женщина чувствует себя стабильно и хорошо и предпочитает работать. Конечно, для нанимателя это влечет дополнительную ответственность за решение женщине работать в такой период, но возможно включение таких норм, которые снимут с него эту ответственность.
Информация о работе Правовое регулирование труда женщин Республика Беларусь