Правовое регулирование труда женщин Республика Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 08:35, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в том, чтобы изучить, обобщить, систематизировать законодательство, регулирующее Республикой Беларусь труд женщин, изложить его и внести предложения по его применению.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
- изучить историю развития законодательства регулирующего труд женщин в Республике Беларусь;
- проанализировать действия национального законодательства Республики Беларусь регулирующее труд женщин;
- рассмотреть особые условия труда беременных женщин и женщин имеющих детей в возрасте до трех лет;
- охарактеризовать социальные льготы и компенсации, предоставляемые женщинам в связи с материнством.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ЖЕНЩИН И ЛИЦ, ИМЕЮЩИХ СЕМЕЙНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
1.1 Развитие законодательства регулирующего труд женщин и лиц, имеющих семейные обязанности в Республике Беларусь
1.2 Действующее национальное законодательство Республики Беларусь регулирующее труд женщин и лиц имеющих семейные обязанности
2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОСОБОЙ ОХРАНЫ ТРУДА ЖЕНЩИН В СВЯЗИ С МЕТЕРИНСТВОМ
2.1 Общие гарантии, устанавливаемые женщинам, имеющим детей
2.2 Особенности регулирования труда беременных женщин и женщин имеющих детей в возрасте до трех лет
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 207.50 Кб (Скачать файл)

Также, в соответствии с Конвенцией о применении труда женщин на подземных работах в шахтах любого рода от 21 июня 1935 г. (вступила в силу для БССР 4 августа 1962 г.), ст. 262 Трудового кодекса Республики Беларусь содержит запрет на применение труда женщин на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда, а также на подземных работах, кроме некоторых подземных работ (нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию).

Запрещается применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением тяжестей вручную, превышающих установленные для них предельные нормы. На мой взгляд, данные положения никоим образом не связаны с осуществлением материнских функций. Можно возразить, что данные оберегающие нормы связаны с угрозой подрыва здоровья женщины и невозможности дальнейшего материнства. Однако мужчины, работающие на подземных работах, тоже вредят своему здоровью, их репродуктивные функции в таких отраслях снижаются. То есть формулирование норм в этом отношении также должно отвечать принципу равных возможностей. Ведь можно предположить, что существует женщина, готовая по желанию или в силу необходимости трудиться на подземных работах или переносить тяжести, однако осуществить данное в Беларуси не представляется возможным вследствие юридических барьеров. Зачастую законодательство на бумаге "нейтрально", на деле же предстает иная картина.

Невидимое неравенство проявляется на уровне вопросов о принятии на работу, увольнении, установлении уровня заработной платы. Существует блок правовых норм, закрепленных в законодательстве, но реально не действующих либо в силу экономической ситуации, либо в силу сложившейся практики.

К первому типу относятся такие нормы, как, например, ст. 269 "Выдача беременным женщинам путевок в санатории и дома отдыха и оказание им материальной помощи".

Дополнительные гарантии работницам у нанимателей, преимущественно применяющих труд женщин (организация детсадов, предоставление комнат для кормления грудных детей). Ко второму - в частности ст. 268 "Гарантии при заключении и прекращении трудового договора для беременных женщин и женщин, имеющих детей". Согласно этой статье запрещается отказывать женщинам в заключение трудового договора и снижать им заработную плату по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей в возрасте до трех лет, а одиноким матерям - в связи с наличием ребенка в возрасте до четырнадцати лет. Положения данной статьи, носящие прогрессивный характер, являются декларативными. На практике нарушения начинаются уже при опубликовании объявлений о принятии на работу, например, только мужчин. Такие объявления встречаются практически во всех изданиях по трудоустройству в Республике Беларусь: "Примем на работу юриста (мужчину) с опытом работы в кадровом агентстве". Следует четко закрепить в законодательстве недопустимость подобного рода формулировок.

 


2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОСОБОЙ ОХРАНЫ ТРУДА ЖЕНЩИН В СВЯЗИ С МЕТЕРИНСТВОМ

 

2.1 Общие гарантии, устанавливаемые женщинам, имеющим детей

 

Всеобщая декларация прав человека в статье 24 провозглашает в качестве неотъемлемого права каждого человека право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск. Содержание и задачи правового регулирования времени отдыха состоят, во-первых, в обеспечении установленного законом ограничения рабочего времени и, во-вторых, в создании работникам условий для реального использования свободного времени [8. с. 10].

Право на отдых зафиксировано в ряде правовых актов: в Декларации прав и свобод человека и гражданина, в Конституции Республики Беларусь, в трудовом законодательстве.

В Конституции Республики Беларусь провозглашено, что «Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируется установленные законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск».

В трудовом праве понятием отпуска охватываются многочисленные случаи освобождения работника от выполнения трудовых обязанностей при сохранении за ним места работы или должности. Помимо общих для всех работников отпусков законодательством предусмотрено предоставление ряда отпусков специально для выполнения гражданами своих семейных обязанностей.

Всем работающим женщинам, где бы и сколько они ни работали, предоставляются отпуска по беременности и родам.

Продолжительность отпуска дифференцируется в зависимости от исхода родов и территории, где работает женщина. Общая продолжительность отпуска составляет 126 (70+56) календарных дней пи нормальных родах, 140 (70+70) календарных дней – в случаях осложненных родов или рождения двоих и более детей. Эта общая продолжительность отпуска предоставляется и тогда, когда дородовой отпуск фактически был меньше – неиспользованные его дни присоединяются к послеродовому.

Дородовой отпуск женщинам, работающим на территории радиоактивного загрязнения, установлен 90 календарных дней. Таким образом, общая продолжительность их отпуска увеличивается и составляет не менее 146 либо 160 календарных дней. При этом дородовой отпуск предоставляется с согласия женщины за пределами территории радиоактивного загрязнения с проведением оздоровительных мероприятий. К территориям радиоактивного загрязнения относятся территории с радиоактивным загрязнением 1Ки/кв. км. и выше [15. с. 78].

За период отпуска женщине выплачивается пособие по беременности и родам, размеры и условия, выплаты которого устанавливаются законодательством о государственном социальном страховании (Закон от 30 октября 1992 года «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (с изменениями и дополнениями); Положение о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 августа 1997 года; Положение о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 сентября 1997 года с изменениями и дополнениями, и др.).

Отпуск по беременности и родам предоставляется, а пособие по беременности и родам назначается и выплачивается нанимателем на основании листка нетрудоспособности, выданного соответствующим медицинским учреждением.

Отпуск включается в общий стаж, стаж работы по специальности, профессии, должности (специальный стаж), а также в стаж работы, дающий право на последующие трудовые отпуска.

Женщинам, усыновившим (удочерившим) ребенка в возрасте до трех месяцев, отпуск с выплатой пособия по государственному социальному страхованию предоставляется на основании листка нетрудоспособности, выданного в установленном порядке, продолжительностью 70 календарных дней со дня усыновления (удочерения). В других случаях усыновления листок нетрудоспособности не выдается и пособие по государственному социальному страхованию не выплачивается.

Здесь следует сказать несколько слов, что же такое усыновление (удочерение) ребенка и как оно происходит. Новое семейное законодательство существенно изменило порядок усыновления. Лица, желающие усыновить ребенка должны обратиться в орган опеки и попечительства (отдел образования или иную службу, на которую возложены функции по охране прав детей) по месту своего жительства, чтобы получить заключение о том, что они являются надлежащими кандидатами в усыновители. Для получения такого заключения необходимы, в первую очередь, паспорт, а также: справка с места работы о занимаемой должности и заработной плате, либо копия декларации о доходах; копия финансового лицевого счета с места жительства; копия свидетельства о браке; медицинское заключение о состоянии здоровья [14. с. 53].

Отпуск по уходу за ребенком до достижении им возраста трех лет с выплатой ежемесячного государственного пособия может быть предоставлен по усмотрению семьи работающим отцу, другим родственникам ребенка или опекуну, фактически осуществляющим уход за ребенком. Данный отпуск относится к социальным отпускам.

Право на такой отпуск имеют отец, другие родственники ребенка или опекуны при условии, что:

- осуществляют фактический уход за ребенком в возрасте до трех лет;

- являются работающими, то есть состоят в трудовом правоотношении с нанимателем.

Право на отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет может возникнуть у отца, других родственников ребенка или опекуна в силу «вынужденных» обстоятельств (в случае смерти матери, лишения ее родительских прав, длительного - более месяца пребывания в лечебном учреждении и в других случаях отсутствия материнского попечения о детях), а также в случае добровольного перехода этого права «по усмотрению семьи». Отпуск, предоставляется нанимателем по письменному заявлению работника, воспитывающего ребенка, и может быть использован полностью либо по частям любой продолжительности. Оформляется отпуск приказом (распоряжением) нанимателя. Работающим отцу, бабушке, дедушке или другому родственнику, кроме работающих пенсионеров, фактически осуществляющим уход за ребенком, отпуск по уходу за ним может быть предоставлен при наличии справки с места работы (учебы, службы) матери ребенка и ее выходе на работу до истечения срока указанного отпуска и прекращении выплаты ей пособия. Для последующего переоформления отпуска на другого работающего родственника лицо, находящееся в отпуске, представляет по мету работы матери справку о его выходе на работу [7. с. 234].

По желанию лиц, осуществляющих уход за ребенком без матери, в период нахождения их в таком отпуске, они могут работать по основному или другому мету работы на условиях неполного рабочего времени (не более половины месячной нормы часов) и на дому с сохранением ежемесячного государственного пособия. Лицам, занимающимся воспитанием детей без матери, указанный отпуск включается а общий стаж, а также в стаж работы по специальности, профессии, должности, кроме дающего право на пенсию за работу с особыми условиями труда и выслугу лет. Время такого отпуска не включается в рабочий год, за который предоставляется трудовой отпуск.

Днем окончания отпуска является день достижения ребенком возраста три года.

Работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, заработная плата не сохраняется. В случае приостановки отпуска по уходу за ребенком в возрасте до трех лет в связи с выходом на работу на полный рабочий день или на условиях неполного рабочего времени, а также при оформлении ребенка в дошкольное учреждение пособие выплачивается в размере 50% от установленного. В размере 50% от установленного выплачивается пособие отцу либо другому родственнику, усыновителю (опекуну), признанным в установленном порядке безработными, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, обучающимся с отрывом от производств в аспирантуре, клинической ординатуре, докторантуре.

На лиц, занимающихся воспитанием детей без матери, распространяются все льготы, предоставляемые законодательством женщине в связи с материнством, - ограничение труда на ночных, сверхурочных работах, привлечение к работам в выходные дни и направление в командировки, предоставление отпусков, установление льготных режимов.

Дополнительные льготы и гарантии, установленные коллективными договорами, соглашениям, работающим женщинам–матерям, предоставляются также работникам, воспитывающим детей без матери.

Предоставление льгот и гарантий по труду лицам, занимающимся воспитанием детей без матери, является обязанностью нанимателя и не зависит от его усмотрения.

К родственникам ребенка, воспитывающим его без матери, относятся бабушка, дедушка, тетя и др. Степень родства значения не имеет. Отцом ребенка является лицо, которое указано таковым в свидетельстве о рождении ребенка. Порядок установления отцовства и производства записи об отце ребенка регламентирован Кодексом о браке и семье Республики Беларусь.

К отцу приравнивается усыновитель, который принял ребенка на воспитание. Опека и попечительство устанавливаются для воспитания несовершеннолетних детей, которые вследствие смерти родителей, лишения их родительских прав, болезни или по другим причинам остались без родительского попечения, а также для защиты личных и имущественных прав и интересов этих детей.

Опекуном является лицо, которому в установленном порядке вверена опека над малолетними (до 14 лет) детьми.

Попечитель – это лицо, которое в установленном порядке осуществляет попечительство над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет. Наличие статуса опекуна (попечителя) подтверждается удостоверением, выданным в порядке, установленном частью 5 статьей 151 Кодекса о браке и семье [14. с. 69].

В декларации прав ребенка, провозглашенной резолюцией №1386 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года, указывается, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения.

Охрана здоровья матери в период беременности является важнейшим способом правовой защиты интересов ребенка до его рождения.

Наниматель может выдавать беременным женщинам путевки в санатории и дома отдыха, а также оказывать материальную помощь на условиях, предусмотренных в настоящей статье, при наличии собственных средств. Данная норма носит для нанимателя рекомендательный характер. Обязательной она станет в случае закрепления в коллективном договоре, а при отсутствии последнего – в трудовом договоре. В названных договорах могут определяться порядок и условия выдачи путевок и оказания помощи в зависимости от стажа работы, материального положения, соблюдения трудовой дисциплины и др.

Законодательство, учитывая специфику правового регулирования труда женщин, предоставляет дополнительные льготы и гарантии работницам у нанимателей, преимущественно применяющих их труд. В частности, наниматели:

- организуют (по своей инициативе, а также в случаях, предусмотренных законодательством или коллективным договором) детские ясли и сады, комнаты для кормления грудных детей и личной гигиены женщин;

- определяют в соответствии с медицинскими рекомендациями рабочие места и виды работ (в том числе на дому, это еще одна льгота для лиц с семейными обязанностями. Надомниками считаются лица, заключившие трудовой договор о выполнении работы на дому из материалов и с использованием инструментов и механизмов, выделяемых работодателем либо приобретаемых надомником за свой счет. В последние годы надомный труд приобретает все более широкие масштабы), на которые при необходимости могут переводиться беременные женщины;

- создают самостоятельно или на долевых началах специальное подразделение для использования их труда.

При организации детских яслей и садов, комнат для кормления грудных детей и личной гигиены женщин, создании специальных подразделений для использования труда женщин должны соблюдаться требования по обеспечению здоровых и безопасных условий труда. Обеспечение работников санитарно-бытовыми помещениями, устройствами и средствами является одним и важных факторов создания здоровых условий труда на производстве, что положительно влияет на работоспособность человека в процессе труда. Для этого на стадии проектирования новых и реконструкции действующих предприятий должно быть предусмотрено в проектно-сметной документации необходимое количество санитарно-бытовых помещений, устройств и средств. Количество гардеробных, умывальных, туалетных и душевых помещений, комнат личной гигиены, помещений для приема пищи, отдыха, обогрева и другого назначения устанавливается межотраслевыми нормативными правовыми актами (документами) по охране труда. К ним относятся СНиПы, СаНПиНы, стандарты, технические условия. На действующих предприятиях при отсутствии или недостаточном удовлетворении работающих санитарно-бытовыми помещениями, устройствами и средствами эти вопросы разрешаются путем осуществления предусмотренных в коллективном договоре (соглашении) мероприятий по охране труда за счет средств нанимателя.

Информация о работе Правовое регулирование труда женщин Республика Беларусь