Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 20:41, реферат
Органы государственной власти в современном обществе — это организующий и управляющий центр бесконечно многообразной Жизнедеятельности миллионов людей. Это — мозговой блок, от которого в решающей степени зависит способность общества к самоорганизации и жизненной активности как самостоятельной материальной системы. Любую страну можно сравнить с великим кораблем, движимым работой многочисленных гребцов. У штурвала корабля-государства — выделившаяся из массы населения группа людей, взявших на себя труд вести судно безопасным курсом по океану человеческой истории.
В прошлом советским, а ныне российским авторам был и пока, к сожалению, остается свойственен стереотип мононаправленного социально-философского, политико-идеологического заангажированного мышления. Если в советское время марксистская диалектико-материалистическая методология считалась единственно научной, а все прочие антинаучными, то в настоящее время под влиянием политической конъюнктуры позиция многих бывших марксистов стала противоположной. Между тем, когда дело доходит до попыток объективного рассмотрения и оценок нынешних социально-экономических и политических процессов, то без обращения к марксистской методологии (обычно скрытого) не обходится. Постоянно приходится слышать и читать в прессе высказывания об объективных экономических законах и недопустимости их нарушения, об определенной роли политического курса правительства в преодолении экономического кризиса и т.д. Но ведь высказывания такого рода базируются на материалистической методологии.
Примечателен факт, что
отдельные здравомыслящие предприниматели-олигархи
открыто и без оговорок руководствуются
марксистской концепцией при обосновании
своей политики капитализации России
(не упоминая термин “марксизм”). Так,
небезызвестный олигарх Лев Черный
в своей программной
Лев Черный хорошо усвоил (не в пример сообществу бывших марксистов) основы марксистской теории, прямо-таки профессионально применяет их в своей стратегии. Он оперирует категориями марксизма: “господствующий класс”, “капиталистическое государство”, “союз капитала и власти”; исходит из приоритетной роли российского капитализма. Тем самым автор, хотел он этого или нет, подтверждает научную ценность марксизма, так же как и то, что эта теория, в той мере, в какой она содержит объективную научную истину, может быть использована любым историческим субъектом, любым классом. Наука не может являться собственностью какого-либо одного класса; она достояние человечества. Тот или иной класс берет на вооружение определенные выводы, положения социальной науки, руководствуясь своими интересами. Последние определяют, как используется научная теория: во имя добра или во зло. Здесь наблюдается аналогия с использованием естественнонаучных открытий.
Применение диалектико-
Конкретно-исторический, материалистический
тип анализа включает требования
классового подхода, но только там, где
группы классовых интересов реально
существуют и оказывают существенное
влияние на принятие управленческих
решений. Отрицать классовый подход
при анализе государственной
политики и при разработке стратегии
государственного управления по меньшей
мере некорректно, равно как и
абсолютизировать его. В ситуации, когда
правящие круги усматривают свою
социальную базу в формирующемся
классе предпринимателей-капиталистов
и среднего класса, когда в российском
обществе нарастает социально-классовая
дифференциация и глухо (пока) звучат
явления классового конфликта, игнорировать
классовый подход— значит отступать
от объективности. При этом нужно
помнить, что любая классовая
позиция в социально-
Общефилософская диалектико-материалистическая методология не противоречит, а конкретизируется в методологии системного анализа. Их не следует противопоставлять, хотя бы потому, что системный тип исследования общественных процессов был впервые применен К. Марксом в его знаменитом “Капитале”.
Теоретическое обоснование
в современных социально-
Изучение государственного
управления как системы предполагает
также структурно-
В современной теории управления структурно-функциональный подход, пишет Н. Мысин, включает два аспекта. Структурный аспект: а) выяснение компонентов, составляющих данную систему; б) определение закономерных связей этих компонентов. Функциональный аспект: изучение внутреннего механизма функционирования элементов системы, а также изучение внешнего функционирования системы-взаимодействия системы с внешней средой /З/. Знание внутреннего механизма функционирования (взаимодействия элементов системы) раскрывает направленность функционирования на сохранение системы, а также на реализацию главной функции по отношению к более общей системе, куда она входит. Анализ внешнего функционирования предполагает обращение к кибернетическим понятиям: “прямая” и “обратная” связи, закрытая система, “черный ящик”, открытая система, адаптация и др.
Каждую общественную систему
можно представить в виде кибернетической
модели, имеющей вход и выход. Управляющее
воздействие на нее осуществляется
на входе, а результаты фиксируются
на выходе. Скажем, на входе политической
системы: требования со стороны общества
и поддержка системы
По природе своей
Казалось бы, что прямая
противоположность указанных
Рассмотренные типы теоретического анализа феномена государственного управления не исчерпывают всего методологического арсенала науки. В ходе дальнейшего Изложения ее основ мы будем обращаться к такой категории социальной философии, как деятельность. Ее абстрактная системная модель: потребности-интересы-цели — вполне приложима к анализу государственного управления как специфического типа социальной деятельности.
Можно было бы упомянуть
политико-культурологический подход,
получивший распространение в политической
науке за последние годы. Он дает
возможность по типу политической культуры,
характерному для того или иного
общества, судить о политической системе,
о характере государственно-
Критерий любой методологии,
применяемой в конкретных областях
научного познания, — возможность
достижения объективной истины и
эффективность практического
Первая особенность. Анализ процессов государственного управления во всех случаях по форме субъективен, ибо аналитик (будь то практический политик или теоретик) осуществляет его с позиций определенной части общества, скажем, социальной группы, политической организации и др. Он участник политической жизни страны, государства (по меньшей мере как гражданин). Аналитик мыслит на основе того материала, тех представлений, которые сложились или складываются, а то и господствуют, в данное время в обществе. Иначе говоря, исследователь — не пушкинский летописец Пимен, который
Спокойно зрит на правых и виновных,
Добру и злу внимая равнодушно,
Не ведая ни жалости, ни гнева.
Объективная истина в политических науках более, чем в других, выражена в субъективной форме.
Вторая особенность. Теория
политического управления не может
“перекочевывать” из одной страны
в другую, якобы благодаря
Третья особенность. Построение
теории государственного управления на
основе онтологической картины современного
российского государственного строительства
и политики управления создает реальную
предпосылку для
Инструментальность теории государственного управления формируется в ответ на социальный заказ господствующих групп и институтов власти. Однако она имеет источник (еще раз подчеркиваем) в объекте познания— онтологической картине существующей в данной стране системы государственного управления. В том и трудность преодоления инструментального подхода в теоретическом анализе проблем государственного управления.
Наконец, еще одна особенность
связана с тем, что объектом отражения
анализируемой нами теории является современная политико-
3. Методы теории
Комплексный характер теории и ее методологической основы определяет и соответствующую совокупность объективных и субъективных, социологических, политологических и общенаучных, теоретических и эмпирических методов изучения политико-социальной и политико-правовой реальности. Прежде всего следует отметить, что, как и в любой политической, юридической и социологической дисциплине, в теории государственного управления постоянно актуальной проблемой является проблема соотношения объективного и субъективного методов познания. Шведский социолог П. Монсон отмечает: “... вопрос объективного и субъективного, прежде всего соотношения между ними, является основополагающей проблемой, которую изучают и анализируют большинство обществоведов” /б/. Значение данного вопроса вытекает из природы государственного управления как политико-социальной реальности, характеризующейся единством объективного и субъективного аспектов.
Информация о работе Предмет и методологическая основа теории государственного управления