Президент и исполнительная власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 17:29, реферат

Описание работы

Целью данной работы является: описать, раскрыть Конституционно-правовые основы избрания, вступления в должность, правового статуса и полномочий Президента РФ. Его особого места как главы государства в системе органов государственной власти; его взаимоотношений с законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3

Понятие и функции исполнительной власти………………………….3

Понятие и виды органов исполнительной власти……………………5

Система органов исполнительной власти в Российской Федерации…8

Президент Российской Федерации………………………………………9

Правительство Российской Федерации…………………………………10

Государственная администрация………………………………………..11

Органы исполнительной власти субъектов РФ………………………..13

Заключение………………………………………………………………………14
Список литературы……………………………………………………………..15

Файлы: 1 файл

анечка реферат 2.docx

— 41.11 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОССУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И  СЕРВИСА

 

 

 

 

 

Реферат по дисциплине «правоведенье»

на тему: ”Президент и исполнительная власть”

 

 

Выполнила: Герасимова А.А.

          БМН-12УБ2  

Проверил: Попов Д.В.

 

 

 

 

 

 

 

г. Владивосток 2012

Содержание                                                                                                       

 

 

Введение…………………………………………………………………………3

 

  1. Понятие и функции исполнительной власти………………………….3

    

  1. Понятие и виды органов исполнительной власти……………………5

 

  1. Система органов исполнительной власти в Российской Федерации…8

 

  1. Президент Российской Федерации………………………………………9

 

  1. Правительство Российской Федерации…………………………………10

 

  1. Государственная администрация………………………………………..11

 

  1. Органы исполнительной власти субъектов РФ………………………..13

 

Заключение………………………………………………………………………14

Список  литературы……………………………………………………………..15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В последние десятилетия институт Президента Российской Федерации приобрёл большое значение. Это связано  не только с особым правовым положением, которое он занимает. Институт президента в современной России является одним  из ключевых в системе органов  государственной власти. Он вызывает к себе пристальный интерес.

Органы государственной власти – это граждане или коллективы граждан, которые наделены государственно – властными полномочиями и уполномочены государством для осуществления  его задач и функций и действуют  в установленном им порядке.

Структура власти представляет собой совокупность институтов осуществляющих воздействие, реализующих доминирование, обеспечивающих манипулирование в  процессах развёртывания властных отношений. Многоаспектность данного  понятия обуславливает и соответствующую  типологию элементов структуры: законодательные, исполнительные, судебные.

Учитывая роль Президента в жизни современной России очень  важно политическими и правовыми  средствами обеспечить избрание на эту  должность достойных людей.

Целью данной работы является: описать, раскрыть Конституционно-правовые основы избрания, вступления в должность, правового  статуса и полномочий Президента РФ. Его особого места как главы  государства в системе органов  государственной власти; его взаимоотношений  с законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Кто  может и кто не может быть избран Президентом РФ? Какие вправе и какие не вправе осуществлять действия Президент РФ? Каков порядок выборов Президента РФ и в чём он не может быть нарушен? Эти и другие вопросы будут рассмотрены в данной работе.

 

  1. Понятие и функции исполнительной власти.

 

  В соответствии с конституционным  принципом разделения властей,  исполнительная власть является  самостоятельной и независимой  ветвью государственной власти. Ее основное назначение - организация  практического исполнения Конституции  и законов Российской Федерации  в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение  публичных (общественных) интересов,  запросов и нужд населения.  Она осуществляется путем реализации  государственно-властных полномочий  методами и средствами публичного, преимущественно административного  права.

      Содержание исполнительной власти  составляет исполнительно-распорядительная  деятельность по непосредственному  управлению всеми общественно  значимыми сторонами жизни государства.  Эта деятельность является подзаконной:  она должна осуществляться только  на основе и во исполнение  законов. Реализуя веления законов,  исполнительная власть имеет  возможность осуществлять определенные  действия по собственной инициативе, т.е. распоряжаться. Исходя из  конкретных ситуаций и требований  законов, она может обязывать  путем одностороннего властного  волеизъявления к совершению  определенных действий и применять  административное принуждение. Отсюда  исполнительная власть - это власть, которая не только исполняет  законы, но и распоряжается в  пределах предоставленных ей  законом полномочий. Основными формами  этой исполнительно-распорядительной  деятельности являются:

  • издание правовых актов управления;
  • использование распорядительных и контрольных полномочий;
  • заключение административных договоров;
  • проведение организационных мероприятий.

 

В институциональном плане исполнительная власть имеет иерархическую структуру, которая включает:

  • органы исполнительной власти и организационно-правовые отношения между ними (отношения субординации, координации, контроля и т.д.);
  • корпус государственных служащих;
  • юридическую структуру, которая представлена системой норм, определяющих различную по объему компетенцию органов и должностных лиц.

 

Иерархическая структура - организационная основа исполнительной власти, механизм действия которой предполагает реализацию властных полномочий в рамках определенной административной процедуры. Эти властные полномочия, характеризующие иерархическую  подчиненность, представлены целым  спектром административных правомочий, среди которых выделяются:

  • право решать, т.е. определять содержание деятельности, осуществлять волевой акт с целью позитивного или негативного решения проблемы;
  • право командовать, т.е. отдавать обязательные к исполнению распоряжения;
  • право назначать;
  • право осуществлять легитимное принуждение;
  • право замещать, т.е. возможность действовать вместо нижестоящей инстанции, когда ее деятельность осуществляется неправильно;
  • право отменять акты нижестоящей инстанции в случае их незаконности или нецелесообразности;
  • право расходовать вверенные ресурсы;
  • право контролировать деятельность нижестоящей инстанции;
  • право разрешать конфликты между нижестоящими по вопросам их прав и компетенции.

 

Государственно-властные полномочия исполнительной власти осуществляются в рамках административной процедуры  и призваны обеспечить реализацию ее функций. Административная процедура  предоставляет собой определенный порядок осуществления властной деятельности органов исполнительной власти по решению управленческих проблем  и разрешению конкретных индивидуальных дел. Она может регулировать, например, порядок издания правовых актов  управления, порядок оформления пенсий, рассмотрения обращений граждан  и т.д. Сущность исполнительной власти, выражающаяся в оперативном повседневном распорядительстве и исполнительской  роли в государственном управлении, раскрывается через ее многообразные  функции. К основным функциям этой ветви  государственной власти относятся:

  • осуществление управленческой, организационной деятельности, направленной на исполнение законов и реализацию государственной политики в различных сферах жизни общества;
  • административное нормотворчество (подзаконодательное регулирование);
  • административное правоприменение, осуществляется в двух формах:

 

  • оперативно-исполнительная деятельность, выражающаяся в реализации предписаний правовых норм и позитивном регулировании с помощью индивидуальных правовых актов;
  • юрисдикционная деятельность, осуществляемая административными средствами и направленная на разрешение управленческих конфликтов, охрану правовых норм от каких бы то ни было нарушений, обеспечение их исполнения и профилактику правонарушений;
  • административный контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил в целях обеспечения правопорядка и законности в государственном управлении (инспектирование и проведение расследований);
  • осуществление разрешительной политики государства (лицензирование, регистрация, сертификация);
  • непосредственное обеспечение безопасности граждан и общества и охрана правопорядка (полицейская функция);
  • информационное обеспечение органов государственной власти и информационно-аналитическая деятельность.

 

Функции исполнительной власти реализуются  через конкретные функции ее органов  и их соответствующие полномочия.

    

  1. Понятие и виды органов исполнительной власти.

 

Орган исполнительной власти - это вид  государственного органа, который наделен  правом от имени государства осуществлять функции исполнительной власти и, в  рамках закрепленной за ним компетенции, решать задачи, возникающие в процессе государственного управления . В композиционном плане орган исполнительной власти включает два основных элемента:

  • объективный, характеризующий его статику. С объективной стороны он представляет собой определенный организационно-правовой институт (от лат. institum - организация, учреждение, устройство) публичного права, реализующий цели государственного управления на основе и во исполнение действующего законодательства путем использования распорядительных полномочий. Как институт публичного права он являет собой учреждение государственной власти, имеющее свою организационно-правовую форму и функции. Объективный компонент органа исполнительной власти включает его организационную структуру и закрепленную в правовых нормах компетенцию, которая характеризует меру его власти;
  • субъективный, выражающий его динамику. Субъективный компонент органа исполнительной власти представлен людьми, находящимися на государственной службе. Именно они, выражая волю государственной власти, своими действиями обеспечивают осуществление его властных полномочий и возможность реального функционирования.

 

Исполнительная  власть может существовать не иначе  как посредством своих органов. Способ образования, порядок деятельности, компетенция, функции, формы и методы деятельности органов исполнительной власти определены и закреплены в  соответствующих законах, положениях и иных нормативных актах. Каждый орган создается для осуществления  строго определенного вида государственно-управленческой деятельности. Вместе с тем органы исполнительной власти в своей совокупности характеризуются рядом специфических  признаков, которые отличают их от других органов государственной власти. К числу этих признаков относятся:

  • официально представлены государством и выражают его волю при решении повседневных задач и текущих вопросов в сфере публичного управления;
  • осуществление исполнительно-распорядительной деятельности в рамках определенных законом функций и административных полномочий;
  • возможность, в соответствии со своей компетенцией, издавать обязательные к исполнению административно-правовые акты и осуществлять оперативное государственное управление в пределах установленного предмета ведения;
  • наличие оперативной самостоятельности и возможности непосредственно распоряжаться материальными, людскими и информационными ресурсами, необходимыми для осуществления его компетенции;
  • органы исполнительной власти образуются, как правило, вышестоящими органами исполнительной власти и подотчетны им;
  • контролируются вышестоящими органами по вопросам законности и целесообразности, принимаемых актов и совершаемых действий;
  • состоят из государственных служащих, осуществляющих повседневное и непосредственное управление другими людьми;
  • обладают возможностью применять меры административного принуждения.

 

Орган исполнительной власти имеет внешнюю  и внутреннюю форму.

Внешняя форма органа исполнительной власти включает следующие основные элементы:

  • официальное наименование (министерство, управление, губернатор и т.д.);
  • компетенцию, определяющую меру и способ его участия в государственном управлении и территориальный масштаб деятельности;
  • функции, цели и задачи деятельности;
  • формы и методы деятельности;
  • положение в иерархической структуре исполнительной власти и порядок взаимодействия с другими органами;
  • порядок образования, реорганизации и управления.

Информация о работе Президент и исполнительная власть