МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЛАДИВОСТОКСКИЙ
ГОССУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ
И СЕРВИСА
Реферат
по дисциплине «правоведенье»
на
тему: ”Президент и исполнительная власть”
Выполнила: Герасимова А.А.
БМН-12УБ2
Проверил:
Попов Д.В.
г.
Владивосток 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
- Понятие и функции исполнительной власти………………………….3
- Понятие и виды органов исполнительной власти……………………5
- Система органов исполнительной власти в Российской Федерации…8
- Президент Российской Федерации………………………………………9
- Правительство Российской Федерации…………………………………10
- Государственная администрация………………………………………..11
- Органы исполнительной власти субъектов РФ………………………..13
Заключение………………………………………………………………………14
Список
литературы……………………………………………………………..15
Введение
В последние десятилетия институт
Президента Российской Федерации приобрёл
большое значение. Это связано
не только с особым правовым положением,
которое он занимает. Институт президента
в современной России является одним
из ключевых в системе органов
государственной власти. Он вызывает
к себе пристальный интерес.
Органы государственной власти
– это граждане или коллективы
граждан, которые наделены государственно
– властными полномочиями и уполномочены
государством для осуществления
его задач и функций и действуют
в установленном им порядке.
Структура власти представляет
собой совокупность институтов осуществляющих
воздействие, реализующих доминирование,
обеспечивающих манипулирование в
процессах развёртывания властных
отношений. Многоаспектность данного
понятия обуславливает и соответствующую
типологию элементов структуры:
законодательные, исполнительные, судебные.
Учитывая роль Президента
в жизни современной России очень
важно политическими и правовыми
средствами обеспечить избрание на эту
должность достойных людей.
Целью данной работы является: описать,
раскрыть Конституционно-правовые основы
избрания, вступления в должность, правового
статуса и полномочий Президента
РФ. Его особого места как главы
государства в системе органов
государственной власти; его взаимоотношений
с законодательной, исполнительной
и судебной ветвями власти. Кто
может и кто не может быть избран Президентом
РФ? Какие вправе и какие не вправе осуществлять
действия Президент РФ? Каков порядок
выборов Президента РФ и в чём он не может
быть нарушен? Эти и другие вопросы будут
рассмотрены в данной работе.
- Понятие и функции исполнительной власти.
В соответствии с конституционным
принципом разделения властей,
исполнительная власть является
самостоятельной и независимой
ветвью государственной власти.
Ее основное назначение - организация
практического исполнения Конституции
и законов Российской Федерации
в процессе управленческой деятельности,
направленной на удовлетворение
публичных (общественных) интересов,
запросов и нужд населения.
Она осуществляется путем реализации
государственно-властных полномочий
методами и средствами публичного,
преимущественно административного
права.
Содержание исполнительной власти
составляет исполнительно-распорядительная
деятельность по непосредственному
управлению всеми общественно
значимыми сторонами жизни государства.
Эта деятельность является подзаконной:
она должна осуществляться только
на основе и во исполнение
законов. Реализуя веления законов,
исполнительная власть имеет
возможность осуществлять определенные
действия по собственной инициативе,
т.е. распоряжаться. Исходя из
конкретных ситуаций и требований
законов, она может обязывать
путем одностороннего властного
волеизъявления к совершению
определенных действий и применять
административное принуждение. Отсюда
исполнительная власть - это власть,
которая не только исполняет
законы, но и распоряжается в
пределах предоставленных ей
законом полномочий. Основными формами
этой исполнительно-распорядительной
деятельности являются:
- издание правовых актов управления;
- использование распорядительных
и контрольных полномочий;
- заключение административных
договоров;
- проведение организационных
мероприятий.
В
институциональном плане исполнительная
власть имеет иерархическую структуру,
которая включает:
- органы исполнительной власти
и организационно-правовые отношения
между ними (отношения субординации, координации,
контроля и т.д.);
- корпус государственных служащих;
- юридическую структуру, которая
представлена системой норм, определяющих
различную по объему компетенцию органов
и должностных лиц.
Иерархическая
структура - организационная основа
исполнительной власти, механизм действия
которой предполагает реализацию властных
полномочий в рамках определенной административной
процедуры. Эти властные полномочия,
характеризующие иерархическую
подчиненность, представлены целым
спектром административных правомочий,
среди которых выделяются:
- право решать, т.е. определять
содержание деятельности, осуществлять
волевой акт с целью позитивного или негативного
решения проблемы;
- право командовать, т.е. отдавать
обязательные к исполнению распоряжения;
- право назначать;
- право осуществлять легитимное
принуждение;
- право замещать, т.е. возможность
действовать вместо нижестоящей инстанции,
когда ее деятельность осуществляется
неправильно;
- право отменять акты нижестоящей
инстанции в случае их незаконности или
нецелесообразности;
- право расходовать вверенные
ресурсы;
- право контролировать деятельность
нижестоящей инстанции;
- право разрешать конфликты
между нижестоящими по вопросам их прав
и компетенции.
Государственно-властные
полномочия исполнительной власти осуществляются
в рамках административной процедуры
и призваны обеспечить реализацию ее
функций. Административная процедура
предоставляет собой определенный
порядок осуществления властной
деятельности органов исполнительной
власти по решению управленческих проблем
и разрешению конкретных индивидуальных
дел. Она может регулировать, например,
порядок издания правовых актов
управления, порядок оформления пенсий,
рассмотрения обращений граждан
и т.д. Сущность исполнительной власти,
выражающаяся в оперативном повседневном
распорядительстве и исполнительской
роли в государственном управлении,
раскрывается через ее многообразные
функции. К основным функциям этой ветви
государственной власти относятся:
- осуществление управленческой,
организационной деятельности, направленной
на исполнение законов и реализацию государственной
политики в различных сферах жизни общества;
- административное нормотворчество
(подзаконодательное регулирование);
- административное правоприменение,
осуществляется в двух формах:
- оперативно-исполнительная
деятельность, выражающаяся в реализации
предписаний правовых норм и позитивном
регулировании с помощью индивидуальных
правовых актов;
- юрисдикционная деятельность,
осуществляемая административными средствами
и направленная на разрешение управленческих
конфликтов, охрану правовых норм от каких
бы то ни было нарушений, обеспечение их
исполнения и профилактику правонарушений;
- административный контроль
за соблюдением правовых норм и общеобязательных
правил в целях обеспечения правопорядка
и законности в государственном управлении
(инспектирование и проведение расследований);
- осуществление разрешительной
политики государства (лицензирование,
регистрация, сертификация);
- непосредственное обеспечение
безопасности граждан и общества и охрана
правопорядка (полицейская функция);
- информационное обеспечение
органов государственной власти и информационно-аналитическая
деятельность.
Функции
исполнительной власти реализуются
через конкретные функции ее органов
и их соответствующие полномочия.
- Понятие и виды органов исполнительной власти.
Орган
исполнительной власти - это вид
государственного органа, который наделен
правом от имени государства осуществлять
функции исполнительной власти и, в
рамках закрепленной за ним компетенции,
решать задачи, возникающие в процессе
государственного управления . В композиционном
плане орган исполнительной власти включает
два основных элемента:
- объективный, характеризующий
его статику. С объективной стороны он
представляет собой определенный организационно-правовой
институт (от лат. institum - организация, учреждение,
устройство) публичного права, реализующий
цели государственного управления на
основе и во исполнение действующего законодательства
путем использования распорядительных
полномочий. Как институт публичного права
он являет собой учреждение государственной
власти, имеющее свою организационно-правовую
форму и функции. Объективный компонент
органа исполнительной власти включает
его организационную структуру и закрепленную
в правовых нормах компетенцию, которая
характеризует меру его власти;
- субъективный, выражающий
его динамику. Субъективный компонент
органа исполнительной власти представлен
людьми, находящимися на государственной
службе. Именно они, выражая волю государственной
власти, своими действиями обеспечивают
осуществление его властных полномочий
и возможность реального функционирования.
Исполнительная
власть может существовать не иначе
как посредством своих органов.
Способ образования, порядок деятельности,
компетенция, функции, формы и методы
деятельности органов исполнительной
власти определены и закреплены в
соответствующих законах, положениях
и иных нормативных актах. Каждый
орган создается для осуществления
строго определенного вида государственно-управленческой
деятельности. Вместе с тем органы
исполнительной власти в своей совокупности
характеризуются рядом специфических
признаков, которые отличают их от других
органов государственной власти.
К числу этих признаков относятся:
- официально представлены государством
и выражают его волю при решении повседневных
задач и текущих вопросов в сфере публичного
управления;
- осуществление исполнительно-распорядительной
деятельности в рамках определенных законом
функций и административных полномочий;
- возможность, в соответствии
со своей компетенцией, издавать обязательные
к исполнению административно-правовые
акты и осуществлять оперативное государственное
управление в пределах установленного
предмета ведения;
- наличие оперативной самостоятельности
и возможности непосредственно распоряжаться
материальными, людскими и информационными
ресурсами, необходимыми для осуществления
его компетенции;
- органы исполнительной власти
образуются, как правило, вышестоящими
органами исполнительной власти и подотчетны
им;
- контролируются вышестоящими
органами по вопросам законности и целесообразности,
принимаемых актов и совершаемых действий;
- состоят из государственных
служащих, осуществляющих повседневное
и непосредственное управление другими
людьми;
- обладают возможностью применять
меры административного принуждения.
Орган
исполнительной власти имеет внешнюю
и внутреннюю форму.
Внешняя
форма органа исполнительной власти
включает следующие основные элементы:
- официальное наименование
(министерство, управление, губернатор
и т.д.);
- компетенцию, определяющую
меру и способ его участия в государственном
управлении и территориальный масштаб
деятельности;
- функции, цели и задачи деятельности;
- формы и методы деятельности;
- положение в иерархической
структуре исполнительной власти и порядок
взаимодействия с другими органами;
- порядок образования, реорганизации
и управления.