- Государственная администрация
Государственная
администрация на федеральном уровне
представлена системой федеральных
органов исполнительной власти. Эта
система включает совокупность государственных
институтов различных организационно-правовых
форм, виды которых определены Указом
Президента РФ "О системе федеральных
органов исполнительной власти"
от 14 августа 1996 г. № 1176. Содержание этой
системы раскрывается через конкретную
структуру ее организационных элементов,
т.е. через конкретный перечень органов
исполнительной власти различных организационно-правовых
форм, действующих в определенный
период времени. Эта структура может
меняться в зависимости от изменения
целей и приоритетов социально-экономического
развития, государственной политики
в отношении отдельных отраслей
управления. Она определяется указами
Президента РФ о структуре федеральных
органов исполнительной власти. Такие
указы издавались в 1996, 1997, 1998 и 2000 гг.
и касались упразднения и реорганизации
отдельных министерств и ведомств
и образования новой структуры
федеральных органов исполнительной
власти 5.
Органы федеральной государственной
администрации, образующие ее
конкретную структуру, создаются
только с таким наименованием
и статусом, которые предусмотрены
Указом Президента РФ от 14 августа
1996 г. № 1176. В соответствии с
этим Указом на федеральном уровне
действуют органы исполнительной власти
таких организационно-правовых форм, как
министерства РФ, государственные комитеты,
федеральные комиссии, федеральные службы,
российские агентства, федеральные надзоры.
- Министерство РФ - это федеральный
орган исполнительной власти, проводящий
государственную политику и осуществляющий
управление в установленной сфере деятельности,
а также координирующий в случаях, установленных
законодательством, деятельность иных
федеральных органов исполнительной власти
в этой сфере. Министерство возглавляет
входящий в состав Правительства РФ министр
(федеральный министр).
- Государственный комитет РФ,
федеральная комиссия РФ - федеральные
органы исполнительной власти, осуществляющие
на коллегиальной основе межотраслевую
координацию по вопросам, отнесенным к
их ведению, а также функциональное регулирование
в определенной сфере деятельности. Возглавляют
госкомитеты и федеральные комиссии РФ
председатели, назначаемые и освобождаемые
от должности Правительством РФ.
- Федеральная служба России,
российское агентство, федеральный надзор
России - федеральные органы исполнительной
власти, осуществляющие специальные (исполнительные,
контрольные, разрешительные, регулирующие
и другие) функции в установленных сферах
ведения. Федеральную службу России возглавляет
руководитель (директор), российское агентство
- генеральный директор, федеральный надзор
- начальник. Руководителей всех этих органов
назначает и освобождает от должности
Правительство РФ, за исключением руководителей
органов, подведомственных Президенту
РФ.
- Территориальные органы министерств
и ведомств РФ. Исполнительная власть
РФ реализуется не только через центральные
органы государственной администрации,
но и через их территориальные структуры
в тех случаях, когда эти органы образуют
такие структуры. Территориальные органы
созданы госкомитетом, Минобороны, Минюстом,
Министерством иностранных дел, Госатомнадзором
и многими другими федеральными органами.
Территориальные структурные подразделения
федеральных органов исполнительной власти
образуют территориальный уровень системы
исполнительной власти РФ. Эти территориальные
органы именуются, как правило, главными
управлениями или управлениями. Они возглавляются
начальником, который назначается и освобождается
от должности, руководителем соответствующего
федерального органа исполнительной власти
по согласованию с главой исполнительной
власти соответствующего субъекта РФ.
В своей деятельности они руководствуются
Конституцией РФ, федеральными законами,
указами и распоряжениями Президента
РФ, постановлениями и распоряжениями
Правительства РФ и правовыми актами управления
соответствующего федерального органа
исполнительной власти. Порядок создания
и деятельности территориальных органов,
размер ассигнований на их содержание
устанавливает Правительство РФ. Главы
исполнительной власти субъектов РФ вправе
вносить предложения по вопросам деятельности
этих органов на рассмотрение Президента
РФ и Правительства РФ.
Территориальные органы создаются
в сфере исключительного ведения
Федерации и подчиняются только
по вертикали своим ведомственным
центральным органам.
- Органы исполнительной власти субъектов РФ
В
единую систему исполнительной власти
РФ наряду с федеральными органами
исполнительной власти входят органы
исполнительной власти субъектов РФ
в пределах ведения РФ и полномочий
Федерации по предметам совместного
ведения РФ и ее субъектов. В этих
пределах органы исполнительной власти
субъектов РФ образуют самостоятельный
горизонтальный уровень системы
исполнительной власти РФ. Принцип
единства этой системы предполагает,
что в нее входят высшие должностные
лица - главы исполнительной власти
субъектов РФ. Это означает, что
их отношения с руководящими органами
федеральной исполнительной власти
включают элементы организационной
подчиненности. Они подчиняются
федеральному Президенту и федеральному
Правительству по предметам ведения
РФ и совместного ведения Федерации
и ее субъектов.
В соответствии с Законом "Об
общих принципах организации
законодательных (представительных)
и исполнительных органах государственной
власти субъектов Российской
Федерации" 1999 г. (в ред. 2000 г.) Президент
РФ вправе отрешать от должности
высшее должностное лицо (руководителя
высшего исполнительного органа)
субъекта Федерации. Президент
и Правительство Федерации вправе
контролировать осуществление полномочий
в сфере исключительного ведения
РФ, совместного ведения Федерации
и ее субъектов, равно как и полномочий,
делегированных субъектам РФ федеральными
органами исполнительной власти. Правительство
РФ по предметам совместного ведения Федерации
и ее субъектов координирует деятельность
глав исполнительной власти, правительств
республик и администраций иных субъектов
Федерации. Цель этой координационной
деятельности - обеспечение единой государственной
политики в тех отраслях и сферах, где
это предусмотрено Конституцией РФ. В
то же время главы исполнительной власти
субъектов РФ действуют самостоятельно
в пределах компетенции и федеральные
органы не вправе вмешиваться в их оперативную
деятельность, осуществляемую в пределах
полномочий. Главы исполнительной власти
субъектов РФ осуществляют руководство
органами отраслевой и межотраслевой
компетенции, создаваемыми на уровне субъектов
Федерации (министерства, государственные
комитеты, комитеты, управления, департаменты
и т.д.). Главы этих ведомств и другие должностные
лица назначаются и освобождаются от должности
главой исполнительной власти субъектов
Федерации. Исключение составляют органы,
ведающие вопросами совместной компетенции
РФ и ее субъектов. Их руководители назначаются
соответствующим федеральным министром
по согласованию с главой исполнительной
власти субъекта РФ. Эти "совместные"
ведомства имеют двойное подчинение: по
вертикали (функциональное подчинение)
- центральному органу федеральной исполнительной
власти, который осуществляет общее методическое
руководство, а по горизонтали (линейное
подчинение) - главе исполнительной власти
субъекта РФ. По предметам исключительного
ведения субъекта Федерации ими создаются
органы исполнительной власти специальной
компетенции, которые подчиняются исключительно
главе исполнительной власти субъекта
Федерации и не входят в систему исполнительной
власти Российской Федерации.
Таким образом, в субъектах
РФ система органов исполнительной
власти как бы раздваивается.
Часть из них относится к
общероссийской вертикали и к
системе органов субъектов Федерации,
другая часть органов исполнительной
власти субъектов РФ структурно
выводится за рамки единой
исполнительной власти России, реализуемой
коллегиальным органом - Правительством
Российской Федерации.
Заключение
По прежнему очень многое зависит
от главы государства, и то как он
поведёт дальнейшую политику во многом
предопределит состояние страны в целом.
Много говорится о наделении
президента многими полномочиями, но
История России, такова, что сильный
лидер с огромной властью может
вывести страну из любого кризиса.
Если и надо говорить об уменьшении
власти Президента, то это должно быть
личное мнение других, хотя и оно
имеет право на жизнь. А если говорить
о возможности злоупотребления
Президента РФ, то это зависит от
конкретной личности.
Лидер нашего государства действительно
может называться избранным с
согласия народа.
По общему правилу, вытекающему
из разделения властей, законодательная
и исполнительная власть не должны
подменять друг друга и не должны
вторгаться в осуществлении функций.
Независимость и самостоятельность
каждой из ветвей власти, и особенно
законодательной и исполнительной,
не должны быть препятствием к их взаимодействию.
Эффективная власть невозможна без
их сотрудничества.
Усложнение и ускорение общественной
жизни требуют быстрых и оперативных
решений по жизненно важным вопросам.
Более приспособлена для их принятия
исполнительная власть.
Слабость исполнительной власти, чрезмерное
вмешательство парламента в сферу
правительственной деятельности неизбежно
влечёт за собой правительственную
нестабильность и может привести
к серьёзным политическим осложнениям.
От исполнительной власти, учитывая
мобильность её действий, субординацию
и подчинённость её органов по
вертикали зависят темпы социально-экономических
преобразований.
Список
литературы:
- Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. - М., 2001.
- Габричидзе Б.Н., Елисеев Б.Г. Российское административное право. - М., 2000.
- Козлова Е.И. Президент Российской Федерации, М., 2004 г.-176c.
- «Политика право» Шилобод М.И. М., 1997 г.
- http://www.ido.rudn.ru/ffec/juris/ju21.html
- http://otherreferats.allbest.ru/law/00057680_0.html
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%F0%E0%E2%E8%F2%E5%EB%FC%F1%F2%E2%EE