Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 12:55, курсовая работа
Цель моей курсовой работы раскрыть особенности унитарного государства и выявить причины, следствия данной политической системы, а так же доказать значимость этой формы государственного правления для России.
Задачи:
А) Обозначить формы государственного правления, и в частности особенности унитарной формы государственного правления.
Б) Изложить системный метод анализа политической системы России;
В) Выделить признаки унитарно-централизованной политической системы в политической системе нашей страны.
Введение…………………………………………………….…………………..3
Глава 1. « Политическая система и ее виды»
Формы государственного правления..……………………………………5
Особенности унитарно-централизованной политической системы,
как формы государственного правления.……………….......................10
Глава 2. « Анализ особенностей политической системы РФ»
2.1 Системный подход как метод анализа политической системы РФ…...17
2.2 Причинная обусловленность унитарно-централизованной
политической системы России……………………..…………….……..21
Заключение…………………………………..………………………………..28
Список литературы……………………………..…………………………....30
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РГТЭУ)
Факультет Социальных технологий
Кафедра политологии
Курсовая работа
Работу выполнил:
Студент 3 курса
Группа ФСТ-32
Дневное отделение
Обухов Е. А.
Преподаватель:
Галиев В. Н.
Москва, 2013.
Содержание:
Введение…………………………………………………….…
Глава 1. « Политическая система и ее виды»
как формы государственного
правления.………………..............
Глава 2. « Анализ особенностей политической системы РФ»
2.1 Системный подход как метод анализа политической системы РФ…...17
2.2 Причинная обусловленность унитарно-централизованной
политической системы России……………………..…………….……..21
Заключение…………………………………..……………
Список литературы……………………………..
Введение.
В теории политологии, в большей степени, чем в некоторых иных общественных науках, рассматриваются проблемы государства. Проблемы формирования и функционирования особой политической организации общества, опирающуюся на публичную власть, которая необходима для выполнения как классовой, так и общечеловеческих задач на определенной территории.
Подход к решению этих проблем был различным на разных этапах развития общества, на разных этапах становления политологической науки.
Хотя и неверно отрицать все те научные гипотезы, концепции и знания, рожденные ранее и признанные ныне не полностью, они отражали те общественные отношения и их субъектов, изучением которых занимается политология; однако представляется более верным в рамках курсовой работы опираться на современные знания и теории, а прочим уделять часть времени и места, упоминая их как гипотезы или дополнительные аспекты данной проблемы.
С самого начала, когда вопросы госyдаpственного правления попали в поле зpения К. Маркса и Ф. Энгельса, они считали, что унитарное государство имеет преимущество перед федеративным. Более высокая обобщенность труда, более тесные связи междy трудящимися должны были, по их мнению, способствовать активизации революционного процесса, чего нельзя было достичь в других странах.
Самой распространенной формой государственного устройства в мире является унитарная. Это доказывает историческую значимость такой формы территориального устройства.
Цель моей курсовой работы раскрыть особенности унитарного государства и выявить причины, следствия данной политической системы, а так же доказать значимость этой формы государственного правления для России.
Задачи:
А) Обозначить формы государственного правления, и в частности особенности унитарной формы государственного правления.
Б) Изложить системный метод анализа политической системы России;
В) Выделить признаки унитарно-централизованной политической системы в политической системе нашей страны.
Г) Доказать доминирующее положение
унитарно-централизованной политической
системы над федеративно-
Актуальность выбранной темы обусловлена политической ситуацией по поводу укрупнения субъектов РФ, усилением роли центральных органов власти.
Объектом исследования является унитарно-централизованная политическая система РФ.
Предмет работы – причины формирования унитарно-централизованной политической системы России.
В своей работе я бы хотел обосновать следующую гипотезу: «Россия представляет собой в большей степени унитарное государство, чем федеративное и это оправдано множеством факторов, поэтому нужно совершенствовать именно унитарно – централизованную политическую систему».
Глава 1. «Политическая система и ее виды»
1.1 Формы государственного правления.
Для рассмотрения понятия «унитарная форма государственного правления», на мой взгляд, необходимо сказать несколько слов о формах государственного устройства, так как «унитарное государство» является составляющей формой государственного правления.
Форма государственного правления
- национальное и административно-
Различают: простые (унитарное государство) и сложные (федеративное и конфедеративное).
Выделяют три основных формы государственного устройства:
- федерация;
- унитарное государство;
- конфедерация.
Федерация – это союз относительно самостоятельных государственных образований, имеющих общие центральные органы власти.
В качестве субъектов федерации могут выступать:
- административно-
- национально-государственные образования.
Основное различие между
территориальной и национальной
федерацией состоит в различной
степени суверенности их субъектов.
Центральная власть в территориальных
федерациях обладает верховенством
по отношению к высшим государственным
органам членов федерации. Национальные
государства ограничиваются суверенитетом
национальных государственных образований.
Общенациональная государственная
власть осуществляет лишь координацию
интересов субъектов федерации,
обеспечивая их наиболее оптимальную
внутреннюю и внешнюю деятельность.
Субъекты национальной федерации в
сфере международных отношений
могут устанавливать
В качестве субъектов государственного суверенитета (т.е. источников верховной власти) в федерации выступают:
- народ в целом:
- субъекты федерации.
Поэтому парламент федеративного государства всегда состоит из двух палат: нижняя палата формируется по принципу представительства от населения в целом, верхняя – по принципу представительства от субъектов федерации.
Однако наличие двухпалатного парламента не всегда свидетельствует о существовании федеративного государства. Так, например, в Великобритании, которая обычно рассматривается как пример унитарного государства, парламент состоит из двух палат. При этом если нижняя палата формируется по принципу представительства от населения, то в верхнюю палату входят три категории граждан: наследственные пэры, пожизненные пэры и высшие иерархи англиканской церкви. Понятно, что состав верхней палаты и само ее существование в структуре английского парламента являются, скорее, данью исторической и культурной традиции страны, стремлением сохранить и подчеркнуть аристократический характер ее государственной власти. Из сказанного следует, что наличие 2-х палатного парламента нельзя рассматривать в качестве основного признака федерации.
В качестве основных признаков федерации выделяют:
1. Распределение полномочий между центром и субъектами федерации и его закрепление в конституции государства.
Другими словами, определить
однозначно, является ли государство
федеративным, можно, только взяв в
руки конституцию данного
В конституции федеративного государства выделяется три круга полномочий:
- компетенция центральных органов;
- компетенция субъектов федерации;
- область совместной компетенции.
2. Наличие у субъектов
федерации собственных
Кроме этого:
1. Субъекты федерации не обладают индивидуальным государственным суверенитетом (они являются соучастниками общегосударственного суверенитета).
2. Субъекты федерации
не обладают правом
3. Центральные органы
федерации имеют право
Унитарное государство –
это единое политически однородное
образование, состоящее из административно-
Иными словами, принцип унитарного
государства исключает
Конфедерация – это союз самостоятельных независимых государств для осуществления совместных конкретных целей.
Признаки конфедерации:
1. Ее члены полностью сохраняют государственный суверенитет.
2. В компетенцию конфедеративных
органов передаются лишь
3. Решения конфедеративных
органов не имеют
Вывод: территориальное устройство - историческое следствие той предпосылки государства, которая сформировалась в результате замещения кровнородственных связей соседскими и эволюционировала в принцип разделения людей не по их происхождению, а по проживанию на определенной территории. Естественно, что по тому же принципу должны строиться и государственные органы, людьми управляющие. Существует три основные формы государственного правления (унитарное, федеративное, конфедеративное государства), и каждая из них имеет свои особенности. Становление той или иной формы обусловлено множеством факторов, таких как традиции общества, размер территорий государства, культурно-исторические особенности…
1.2 Особенности унитарно-централизованной политической системы, как формы государственного правления.
Унитарное государственное
устройство предполагает существование
единого государства, подразделяющегося
лишь на административно-
Унитарное государство характеризуется следующими особенностями:
Во-первых, унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие представительные, исполнительные, судебные органы, которые осуществляют верховное руководство местными органами. Во Франции, например, высшим и единым законодательным органом государственной власти является двухпалатный парламент, состоящий из Национального собрания и Сената. Верховная исполнительная власть на всей территории Франции принадлежит президенту; высшую судебную власть в государстве осуществляет Кассационный суд.
Во-вторых, на территории унитарного
государства действует одна конституция,
единая система законодательства, одно
гражданство. В нем функционирует
единая денежная система, проводятся обязательная
для всех административно-
В-третьих, составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают. Они не имеют своих законодательных органов, самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других атрибутов государственности. В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной, а иногда и значительной, самостоятельностью.
Информация о работе Причинная обусловленность унитарно-централизованной политической системы России