Причинная обусловленность унитарно-централизованной политической системы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 12:55, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы раскрыть особенности унитарного государства и выявить причины, следствия данной политической системы, а так же доказать значимость этой формы государственного правления для России.
Задачи:
А) Обозначить формы государственного правления, и в частности особенности унитарной формы государственного правления.
Б) Изложить системный метод анализа политической системы России;
В) Выделить признаки унитарно-централизованной политической системы в политической системе нашей страны.

Содержание работы

Введение…………………………………………………….…………………..3
Глава 1. « Политическая система и ее виды»
Формы государственного правления..……………………………………5
Особенности унитарно-централизованной политической системы,
как формы государственного правления.……………….......................10
Глава 2. « Анализ особенностей политической системы РФ»
2.1 Системный подход как метод анализа политической системы РФ…...17
2.2 Причинная обусловленность унитарно-централизованной
политической системы России……………………..…………….……..21
Заключение…………………………………..………………………………..28
Список литературы……………………………..…………………………....30

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 61.20 Кб (Скачать файл)

По степени их зависимости  от центральных органов унитарное  государственное устройство может  быть централизованным и децентрализованным. Принято считать государство  централизованным, если во главе местных  органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. Так, в Финляндии  местное самоуправление (ляни) возглавляется губернатором, который назначается президентом. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.

Имеются и смешанные системы  унитарного государственного устройства, в которых присутствуют признаки централизации и децентрализации (Япония, Турецкая республика).

В-четвертых, унитарное государство, на территории которого проживают небольшие  по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную  автономию (в Монголии, например, автономным государственным образованием является Баян-Улэгэйский аймак, на территории которого в основном проживают лица казахской национальности. В Судане, согласно закону о самоуправлении Южных провинций 1972 года, автономное право предоставлено Южному региону и т.д.).

 В-пятых, в унитарном  государстве все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене.

В-шестых, унитарное государство  имеет единые вооруженные силы, руководство  которыми осуществляется центральными органами государственной власти.

Для стран с унитарной  формой государственного устройства (такие  государства называются простыми или слитными) характерен ряд следующих признаков:

Единая конституция, нормы  которой применяются на всей территории страны без каких-либо изъятий или ограничений.

Единая система высших органов государственной власти (глава государства, правительство, парламент), юрисдикция которых также  распространяется на территорию всей страны. Если взять к примеру Францию, то ее парламент состоит из двух палат: Национального собрания и Сената. Компетенция палат одинакова, точнее, одинаковы предметы ведения и почти одинаковы полномочия. Ст. 34 конституции Франции очертила сферу его (парламента) законодательной инициативы, за пределы которой он выходить не должен. Правительством во Франции является Совет министров согласно ч.1 и 2 ст. 20 конституции Франции определяет и проводит политику нации, распоряжается Вооруженными силами и может объявить осадное положение.

Единое гражданство. Конституции  унитарных государств гласят, что  население государства имеет  единую политическую принадлежность и никакие административно-территориальные единицы собственного гражданства иметь не могут.

Единая система права. Местные органы управления обязаны  применять в соответствующих  административно-территориальных единицах нормативные акты, принимаемые центральными органами государственной власти. Их собственная нормоустанавливающая деятельность носит сугубо подчинительный характер.

Единая судебная система, которая осуществляет правосудие на всей территории страны, руководствуясь едиными нормами материального  и процессуального права. Судебные органы, создаваемые в административно-территориальных единицах, представляют собой звенья единой централизованной судебной системы.

Территориально унитарные  государства подразделяются на административно-территориальные  единицы, которые не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью. Создаваемые в этих административно-территориальных  единицах местные органы управления в той или иной степени подчинены  центральным органам государственной  власти и центральной администрации. Их правовой статус определяется правовыми  нормами, входящими в единую общегосударственную систему права

Подавляющее большинство  современных унитарных государств - государства мононациональные. Однако имеются исключения из этого правила (Испания).

Присущая унитарным государствам централизация может проявляться  в разных формах и разной степени. В некоторых странах вообще отсутствуют  муниципальные органы и административно-территориальные единицы управляются назначениями агентами центральной власти. В других странах местные выборные органы самоуправления создаются, но они поставлены под прямой (Франция, Турция, Япония) или косвенный (Великобритания, Новая Зеландия) контроль центральной администрации. Различие в степени и формах контроля со стороны центральной администрации над местными органами самоуправления дают определенные основания для деления унитарных государств на централизованные (Франция, Турция, Япония) и децентрализованные (Великобритания, Новая Зеландия), однако это деление носит сугубо формальных характер.

В настоящее время существует несколько унитарных государств (Англия, Испания, Италия, Дания, Финляндия), государственное устройство которых  характеризуется наличием административной автономии для некоторых структурных подразделений территории.

Например, в состав унитарной  Англии входят Шотландия и северная Ирландия (Ольвестер), которые пользуются ограниченной автономией. За Шотландией согласно сохранена привилегия иметь собственную правовую и судебную систему, собственную церковь. В обеих палатах британского парламента за Шотландией резервируются места. Северной Ирландии предоставлены права полуавтономной территории, представляющей собой юридически интегральную часть Великобритании. Автономные органы Северной Ирландии обладают ограниченными правами при решении местных вопросов. Исполнительная власть осуществляется губернатором, который назначается британской короной. Имеется кабинет состоящий из восьми министров во главе с премьер-министром. Парламент Северной Ирландии состоит из двух палат: Палаты общин и Сената.

Введение областной автономии  предусматривается конституцией Италии. Общая норма, касающаяся автономии, содержится в ст. 5 конституции: "Республика, единая и неделимая, признает и поощряет местные автономии; осуществляет в  тех сферах деятельности, которые  входят в компетенцию государства, самую широкую административную децентрализацию; координирует принципы и методы своего законодательства с  требованиями автономии и децентрализации". Согласно конституции каждая из 19 итальянских  областей должна иметь свой собственный  статус, который принимается областным  советом и утверждается законом республики.

Определенные элементы областной  автономии имеются в Финляндии. В основных административно-территориальных  единицах этой страны - провинциях - отсутствуют  какие-либо выборные органы местного самоуправления. Главой провинциальной администрации  является назначаемый президентом  республики губернатор. В особую автономную единицу выделены Аландские острова, населению которых, согласно закону о самоуправлении Аландских островов 1957 года, предоставлено право избирать провинциальное собрание.

Вывод: таким образом, унитаризм предполагает централизацию всего государственного аппарата, прямой или косвенный контроль над муниципальными органами, создаваемые в административно-территориальных единицах. Исторически унитаризм был прогрессивным явлением, ибо он пришел на смену федеральной раздробленности. Унитаризм в Европе вызывался потребностями единого рынка, удобствами осуществления государственной администрации и не ставился в связь с национально-этнической или расовой структурой населения.

В качестве заключения к  первой главе моей работы хотелось бы подытожить пару моментов:

  1. Форма государственного устройства показывает: а) из каких субъектов состоит  государство; б) каково правовое положение субъектов, и какие взаимоотношения  между ними; в) как строятся отношения  между центральными и местными органами власти; г) в какой государственной  форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории. Наличие конкретной формы государственного устройства в определенной стране зависит от целого ряда социальных, исторических, национальных, географических и иных условий. Именно эти условия определяют специфику наличной формы государственного устройства, которая никогда не может быть результатом случайного стечения обстоятельств, но всегда детерминирована.
  2. Унитарное государство – это единое государственное образование. Государство при этом делится лишь на административно-территориальные части. Для такого государства характерно существование общих для всей страны высших органов государственной власти и управления, единой судебной системы и конституции. Унитаризм вызывался потребностями единого рынка, удобствами осуществления государственной администрации и не ставился в связь с национально-этнической или расовой структурой населения. Унитарное государство предполагает единые, общие для всей страны представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами местного самоуправления или органами управления на местах. Составные части такого государства не обладают признаками государственности, но могут быть вполне самостоятельны в решениях вопросов местного самоуправления. Унитарные государства могут подразделяться на различные классификации в зависимости от критерия, например, они бывают централизованные и децентрализованные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. «Анализ особенностей политической системы РФ»

2.1 Системный подход как метод анализа формы государственного устройства РФ.

 

Системный подход, как метод  исследования в первую очередь, характеризуется  тем, что предполагает рассмотрение объекта исследования как системы. Понятие система, в связи с  этим, является ключевым при рассмотрении этого метода.

Система - это совокупность элементов, объединённых в единое целое, каким-либо образом ограниченное от среды, и структура связей между этими элементами. В качестве системы может быть рассмотрен любой неэлементарный объект, в котором можно выделить части, находящиеся во взаимодействии.

При рассмотрении понятия  системы упоминается понятие  элемент. Элемент можно назвать  структурной единицей системы, своего рода, узлом замыкания связей.

«Элемент - неделимая часть системы, обладающая самостоятельностью по отношению к данной системе. Неделимость элемента рассматривается как нецелесообразность учёта в пределах модели данной системы его внутреннего строения».1

Связи представляют собой  некоторые постоянные структурные  взаимодействия между элементами. Связи  обеспечивают процесс обмена информацией  или энергией в системе и, подтверждая  своё название, связывают разрозненные элементы системы в единое целое.

Совокупность связей между элементам создаёт структуру системы, - устойчивую конфигурацию, - упорядоченность и характер взаимодействий элементов. Таким образом, формируется целостность системы - такое состояние, при котором элементы находятся в постоянном взаимодействии, и изменение состояния одного элемента, через системные связи передаётся другим, то есть система реагирует на воздействие целиком. Кроме того, целостность системы предполагает наличие в системе своего собственного источника развития, то есть некоторой самостоятельности, или, иначе говоря, субъективности.

Сами элементы системы, также, могут рассматриваться как системы  или подсистемы в зависимости  от целей исследования. В принципе рассматривая какую-либо систему, принимая её за точку отсчёта - начальный иерархический  уровень, - мы можем сколько угодно расширять границы системы, а  точнее переходить к рассмотрению все  более крупных система, в которых  предыдущие являются подсистемами, или  вовсе элементами. Так же мы можем  двигаться и в другую сторону, представляя элементы системы как  подсистемы, подвергая их анализу.

Для систем характерно проявление свойства эмерджентности, суть которого в том, что объединённые в систему элементы, в результате взаимодействия начинают проявлять свойства, не имевшиеся у них по отдельности, или иначе говоря, система проявляет свойства, которыми не обладают элементы системы сами по себе. Системный подход это, именно, методологический подход к исследованию. Любое исследование это построение некоторой субъективной модели объективного явления или объекта; при системном подходе объект исследования моделируется как система. При этом прочие общенаучные методы, например, такие как синтез и анализ, дедукция и индукция могут выступать как средства.

Применение системного подхода к исследованию основано на определённых принципах:

- Принцип фиксирования целостности системы предполагает рассмотрение системы как целого, состоящего из элементов. Система состоит из частей, а не делится на части. При этом сама система, при определённом рассмотрении, может выступать как целое и неделимое. Определяющими характеристиками системы являются её элементы и структура связей и отношений между ними, следовательно, изучить систему это изучить эти самые составляющие её элементы и их связи.

- Следующий принцип исследования системы состоит в выявлении источников развития системы. Сложным системам свойственно развитие и изменение под воздействием внешних факторов, что может являться адаптацией системы к среде. Также системе свойственно воспроизводство своих структуры и функций. Выявление источников развития это определение субъектов формирующих управляющее воздействие на систему и определение природы воздействия. А также механизма формирования реакции системы.

Как уже говорилось, суть системного подхода состоит в  том, что исследуемый объект рассматривается  как система. При рассмотрении системы, прежде всего, осуществляется сбор информации о ней, формулируются цели исследования. Как правило, имеется одна или  несколько основных целей, которые  задают характер и направление исследования. Прочие же цели являются сопутствующими и обуславливающими достижение первичной  цели.

Затем систему подвергают анализу, выявляют основные её элементы и связи между ними. Элементы и  их связи необходимо рассматривать  совместно, поскольку взаимосвязи  элементы являются значимой характеристикой  его в системе. Таким образом создаётся целостное восприятие системы. Далее встает вопрос об определении внутренних и внешних источников воспроизводства, функционирования и развития системы. И уже определив суть и закономерности системы можно находить ответы на вопросы являющиеся целями исследования.

Системный подход позволяет  иметь более прочную ив то же время  гибкую позицию при исследовании объекта, нежели суммативный2 или холистический3 подходы. Системный подход можно представить как синтез двух прочих вышеназванных, что делает его весьма эффективным. В современной политологии нередко применяются такие методы, как системный, структурно-функциональный, бихевиористский.

Суть метода заключается  в исследовании политической жизни  как системы. Поскольку эта система  открыта, она подвержена вмешательствам извне и изнутри. Однако она может  принимать меры для обеспечения  своего существования. Ими могут  быть требования самостоятельности  личности, а также требования потребительских  благ, равноправия, подкрепленного государственной  политикой, т. е. актами и постановлениями правительства.

Информация о работе Причинная обусловленность унитарно-централизованной политической системы России